Проект "Мир вокруг нас"
проект

Кожевина Анна Юрьевна

Долгосрочный проект,по благоустройству территории детского сада, расчитан на 4 года. В него входит  создание функциональных зон: экологические, игровые, безопасности, опытно-экспериментальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_vokrug_nas_2019g.docx45.56 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный педагогический проект

по благоустройству территории детского сада

«Мир вокруг нас»
Информационная карта проекта.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Вид проекта – творческий.

Основное направление: 

 Гуманизация среды ДОУ через создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду; благоустройство и декоративное оформление участка, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архитектурными и игровыми формами территории, создание безопасных условий для жизнедеятельности детей;

Сроки реализации: 3 года.

Руководитель проекта:  Евдокимова Анна Юрьевна

Участники проекта: воспитатели, родители, дети, сотрудники детского сада.

Введение

      Территория дошкольного учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает внимание на его ухоженность. Если ваш взгляд радуют разноцветные клумбы, чистые дорожки, спортивные снаряды,  вы сразу поймете, что здесь живут и работают люди, для  которых детский сад не просто место работы, а родной дом, который хочется сделать уютным и комфортным.

        Если же перед вашим взором предстанут разваливающиеся постройки, сорняки в цветниках, нет ярких красок, вы наверняка захотите быстрее уйти. К счастью, в последнее время все больше дошкольных учреждений стремятся сделать свои участки не только красивыми, но и оригинальными, полезными для всестороннего развития детей.

Актуальность

В связи с введением ФГОС, возникла необходимость изменения образовательной  среды, включающей систему условий социализации и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала, пространства участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития (см. ФГОС ДО с.23)

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды ДОУ, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является выделение ее развивающего начала. Среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы творческого и эмоционального развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допуская привыкания к однообразию.

Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим миром; комфортных условий для прогулок детей. Коллектив детского сада решил изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий законам организации пространства под открытым небом. При этом имеющиеся деревья, кустарники будут гармонично включаться в обновленный проект и соответствовать интересам детей. Создание данного проекта ставило следующую цель: инновационная педагогическая деятельность по обновлению воспитательно-образовательного процесса с учётом разнообразной детской деятельности через изменение среды участка детского сада.

Проект «Мир вокруг нас» - место для игры, отдыха, спорта и познавательного развития детей » - это попытка соотнести элементы развивающей среды с целями и задачами новых требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы в конкретном дошкольном учреждении.

 

Основанием для разработки проекта:

 Желание изменить уже сложившуюся среду территории детского сада, создать индивидуальный и стильный облик дошкольного учреждения, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, интересный детям и родителям, позволяющий более интересно организовать свободную деятельность детей на природе.

Объектом исследования в нашем долгосрочном проекте является территория  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Усть-Баргузинский детский сад «Солнышко»

Предметом исследования являются технологии ландшафтного проектирования и озеленения применяемые на территории  Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Усть-Баргузинского  детского сада «Солнышко».

Гипотеза:

Мы считаем, что методически грамотная организация предметно-пространственной среды на территории детского сада, позволит содействовать развитию познавательных интересов детей, усвоению обязательных знаний, умений, норм, правил, приобщению детей к природе, формированию нравственных и эстетических начал, большей социализации.  

Цель проекта: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на прогулочном участке.

Задачи:

  • Оборудовать прогулочный участок в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.
  • Использовать дополнительные возможности (бюджетные и внебюджетные средства, благотворительную помощь) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров.
  • Улучшить художественное оформление участка для прогулок детей.
  • Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.  
  • Привлекать в процесс работы педагогов, родителей, детей.
  • Развивать креативность у сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников.

Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:

  • Благоустройство территории в соответствии с приоритетными направлениями деятельности ДОУ;
  • создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей; создание тематических центров.
  • создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
  • оснащение детской игровой площадки новыми объектами, пригодными для игры;
  • привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;
  • удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
  • создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в районе;
  • повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;
  • гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
  • озеленение прогулочного участка  цветами;
  • Финансирование проекта основывается на привлечении средств дошкольного учреждения,  помощи родителей.

Анализ состояния участка детского сада

Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида здания, благоустройства двора. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если они будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребенка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы, воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учиться оберегать красоту, создавать её своими руками. Для работы над проектом коллектив детского сада провел анализ исходного состояния участков и территории учреждения.

 Территорию  детского сада  можно разделить на зоны: эстетическая,  экологическая,  физкультурно-спортивная зона, зона отдыха, детские игровые площадки, цветник, огород, сад.

   Проект предполагает создание на территории нескольких функциональных зон:

                                                       Этапы реализации проекта.

I этап: подготовительный (сентябрь - апрель) (2019-2022год)

Цель: разработка плана проекта, подготовка необходимых материалов, используемых в дальнейшем для преобразования территории участка.

Мероприятия:

  • Проведение родительского собрания: обсуждение проектов, мероприятий;
  • Проведение мероприятий, акций.
  • Сбор материалов:

          -закупка семян растений, плодовых кустов, деревьев  которые будут использованы для    

           озеленения территории,

          -поделки; выращивание рассады;  закупка плодовых

          -сбор материалов, необходимых для строительства, реконструкции и создания новых    

           объектов, согласно проекту.

          - сбор бросового материала ;

  • Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

II этап: практический (май) (2019-2022)

Цель: организация  и подготовка территории участка по центрам;

-Реконструкция имеющегося оборудования и оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: Замена столов, скамеек, песочниц…

- разбивка клумб, подготовка земли для оформления зон;

-Посадка цветов и декоративных растений;

-Оформление зон и участков: Изготовление деревянных скамеек, столов, песочниц, оборудования.

Привлечение родителей, к благоустройству территории.

III этап: заключительный

Презентация проекта (сентябрь).

Обобщение результатов работы;

 Закрепление полученных знаний.

                           

                                                        Функциональные зоны

                                                              Экологические зоны:

  •  Цветник «Цветики – цветочки»

      - многолетние цветы (космея, виола, лилии, колокольчики, пионы….)

-однолетние растения (бархатцы, астры, георгины, петунья….)

-скамейка для отдыха

-Персонажи «Белоснежка и семь гномов»

  • «Зеленая аптека»

-лекарственные растения (мать и мачеха, подорожник, ромашка,  чистотел, тысячелистник……)

-паспорт растений

-персонаж сказки Доктор Айболит

  • «Тихий уголок в природы в лесу»

- «Сказочная аллея»: (деревья, дорожка, скамейки, сказочные персонажи,)

- «Лесная поляна»  (насекомые, животные, цветы)

-«Лебяжье озеро» (искусственное озеро из полиэтилена, камни, фигуры лебедей, цапли, кувшинки, кораблик).

  • «Метеостанция»
  • «Птичья столовая» (кормушки размещенные у окон групповой комнаты и  вдоль заборчика групповых участков)
  • «Вот так чудо огород, удивляется народ»

-теплица для томатов и огурцов

-грядки для овощей рассадой : томаты, огурцы, капуста;

                                                     тыква, баклажан, кабачок;

                                  семенами: петрушка, сельдерей, салат;

                                                    редис, репа, свекла;

                                                    горох, подсолнух

  • Плодово-ягодный участок «Чудесный сад»

-Деревья, кустарники: слива, вишня, черешня, смородина, крыжовник, малина, земляника

-маршрутная дорожка

-скамейки

  • «Домик в деревне» «Мини ферма»

-избушка (для хранения садового и огородного инвентаря)

-фигуры: Бабушки дедушки и внучки;  домашних животных и птиц; колодец; стол  и скамейки; пасека «Пчелкина фантазия» (подсолнухи, пчелы) и т.д.

  • «Озеро отдыха»

-искусственный водоем; вокруг ирис.

-беседка; стол, скамейки

-полочка для информации, (природа нашего края: животные, птицы, растения;  достопримечательности: озера, источники…..)

                                                        Игровая  зона (участки)

  • покраска домиков, навесов, качелей;
  •  посадка цветов.

Центр познания «Развивай-ка»

  • установка  доски для рисования;
  • изготовление и установка оборудования по формированию математических  

           представлений .

                                          Опытно-экспериментальная зона

                                           Лаборатория «Познавай-ка»

  • искусственный водоем
  • ящик для предметов экспериментирования
  • песочный ящик
  • экспериментальная стена

                                                    Центр безопасности:

  • разметка дороги, пешеходного перехода, изготовление светофора….

                                           Центр физического развития:

  • изготовление и установка спортивного сооружения и оборудования

Образ будущего территории детского сада

Игровые площадки

Больше всего времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют, наблюдают. Они могут это делать и под руководством взрослого, и самостоятельно. Оформление участка может отражать не только возраст, но и название группы. Интересно, когда участки групп отличаются друг от друга. Мы воспитатели группы выбирают собственную тему для оформления, не согласовывая идеи друг с другом или выбирается общая для всех тема оформления, а оформление каждой игровой площадки отражает разные аспекты общей темы. Благодаря этому территория ДОУ смотрится как единое целое и с точки зрения планировки, и с точки зрения цветового оформления. Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования.

Цветники

Красиво, когда территория ДОУ просто утопает в цветах. Вместе со взрослыми дети выращивают рассаду, ухаживают за растениями. Воспитатели создают  клумбы своими руками , создают композиции в нестандартных вазонах. Очень важно, чтобы все дорожки, клумбы, цветники, группы кустарников и деревьев сочетались между собой по форме и цвету. Даже цвет забора имеет значение для восприятия цветника, который находится рядом. Вместе с красками цветников он создает радужное, приподнятое настроение.

Традиционно для оформления участка используют следующие формы посадки растений: цветники, клумбы, бордюры, одиночно стоящие растения. Бордюры обычно состоят из нескольких ярусов многолетних растений разной высоты. Они красиво смотрятся на фоне стен, подстриженных изгородей. Живописно расположенные среди трав и кустарников камни разного размера, дорожки здоровья, красивые скамейки – все это придает территории неповторимость и уют.

                                                      2017 -  2019 год

           «Вот так чудо огород, удивляется народ»

I этап: подготовительный (сентябрь - апрель)

подготовка необходимых материалов, используемых в дальнейшем для преобразования территории участка.

Мероприятия:

  • Проведение родительского собрания: обсуждение проведения акций «Помоги природе»

           «Зеленый мир для наших детей»

  • Сбор материалов:

          -закупка семян овощей  

          -поделки; выращивание рассады;  закупка плодовых

          -сбор материалов, необходимых для строительства, реконструкции и создания новых    

           объектов, согласно проекту.

          - сбор бросового материала ;

          -установка теплицы

  • Работа с детьми: Проекты «Во саду ли в огороде»

 Посадка рассады:

 томаты, огурцы, капуста – старшая группа «Солнечные лучики»

 тыква, баклажан, кабачок – средняя группа «Колокольчики»;

Посадка  семенами (совместно с родителями и педагогами):

 петрушка, сельдерей, салат, морковь – старшая группа «Солнечные лучики»

 редис, репа, свекла – средняя  группа «Колокольчики»

       горох, подсолнух – 2 младшая группа «Зайчики»

  • Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

II этап: практический (май)

Цель: организация  и подготовка территории участка по центрам;

- Привлечение родителей, к благоустройству территории.

Проведение акций:

: «Помоги природе» - уборка территории и подготовка участков к посадке (удаление сорняков, перекопка земли)      -Реконструкция имеющегося оборудования и оформление зон  в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей.

  «Посадим огород, чтобы кушать круглый год» - посадка рассады и семян овощей.

III этап: заключительный

-Презентация проекта, фотоотчет. (сентябрь).

-Закрепление полученных знаний: Экскурсии детей на огород «Что же выросло на огороде?».

-Обобщение результатов работы:  аналитический отчет;

          Плодово-ягодный участок «Чудесный сад»

I этап: подготовительный (сентябрь - апрель)

подготовка необходимых материалов, используемых в дальнейшем для преобразования территории участка.

Мероприятия:

  • Проведение родительского собрания: обсуждение проведения акций «Помоги природе»

           «Зеленый мир для наших детей»

  • Сбор материалов (плодовых кустов, деревьев  которые будут использованы для  озеленения территории : слива, вишня, черешня, смородина, крыжовник, малина, облепиха, земляника

Проведение акции:  «Зеленый мир для наших детей»: «Подарим саду сладкую клубнику»                

                                    «Принесем и посадим  кустики, что бы дети наши ягодки кушали»

  • Работа с детьми: Проекты «Во саду ли в огороде»
  • Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

II этап: практический (май)

Цель: организация  и подготовка территории участка по центрам;

          Привлечение родителей, к благоустройству территории.

-Проведение акций:

: «Помоги природе» - уборка территории и подготовка участков к посадке (удаление сорняков, перекопка земли)   

 -Реконструкция имеющегося оборудования и оформление зон  в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей.

   «Здесь будет чудесный сад» - посадка плодовых деревьев и кустов.

III этап: заключительный

-Презентация проекта, фотоотчет. (сентябрь).

-Закрепление полученных знаний: Экскурсии детей на огород «Что растет у нас в саду?».

-Обобщение результатов работы:  аналитический отчет;

                         «Уголок нетронутой природы»

 - «Сказочная аллея»: (деревья, дорожка, скамейки, сказочные персонажи)

- «Лесная поляна»  (насекомые, животные, цветы)

-«Лебяжье озеро» (искусственное озеро из полиэтилена, камни, фигуры лебедей, цапли, кувшинки…..)

I этап: подготовительный (сентябрь - апрель)

подготовка необходимых материалов, используемых в дальнейшем для преобразования территории участка.

Мероприятия:

  • Проведение родительского собрания: обсуждение акции по благоустройству

      экологических зон «Поделки из природного и бросового материала»;

  • Проведение  акции - Сбор материалов: поделки из природного и бросового

      материала(животные насекомые, птицы, земноводные, цветы……)

  • сбор материалов, необходимых для строительства, реконструкции и создания новых    

 объектов, согласно проекту; сбор бросового материала ;

  • Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

II этап: практический (май)

Цель: организация  и подготовка территории участка по центрам;

  • Оформление зон  в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей. (изготовление деревянных скамеек, стола, искусственного озера)

III этап: заключительный

-Презентация проекта, фотоотчет. (сентябрь).

-Закрепление полученных знаний: Экскурсии детей на огород «Что же выросло на огороде?».

-Обобщение результатов работы:  аналитический отчет;

                       Цветник «Цветики – цветочки»

 - многолетние цветы (космея, виола, лилии, колокольчики, пионы….)

-однолетние растения (бархатцы, астры, георгины, петунья….)

-скамейка для отдыха

-Персонажи «Белоснежка и семь гномов»

                                       «Птичья столовая» 

(кормушки размещенные вдоль заборчика групповых участков)

                                       Игровая  зона (участки)

  • покраска домиков, навесов, качелей;
  •  посадка цветов.

Центр познания «Развивай-ка»

  • установка  доски для рисования;
  • изготовление и установка оборудования по формированию математических  

           представлений .

                                     Опытно-экспериментальная зона

                                           Лаборатория «Познавай-ка»

  • искусственный водоем
  • ящик для предметов экспериментирования
  • песочный ящик

                             «Метеостанция»

 Кабина для размещения приборов, журнала наблюдений.

Площадка для размещения детей при организации и фиксирования наблюдений.

Флюгер.

 Ветряной рукав.

Экран - «Часы погоды».

                         Этапы реализации проекта.

I этап: подготовительный (сентябрь - апрель) (2019-2021год)

подготовка необходимых материалов, используемых в дальнейшем для преобразования территории участка.

Мероприятия:

  • Проведение родительского собрания: обсуждение проектов, мероприятий;
  • Проведение мероприятий, акций.
  • Сбор материалов:

          -закупка семян растений, плодовых кустов, деревьев  которые будут использованы для    

           озеленения территории,

          -поделки; выращивание рассады;  закупка плодовых

          -сбор материалов, необходимых для строительства, реконструкции и создания новых    

           объектов, согласно проекту.

          - сбор бросового материала ;

  • Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

II этап: практический (май) (2019-2021)

Цель: организация  и подготовка территории участка по центрам;

-Реконструкция имеющегося оборудования и оформление участков в соответствии с задачами проекта и требованиями охраны жизни и здоровья детей: Замена столов, скамеек, песочниц…

- разбивка клумб, подготовка земли для оформления зон;

-Посадка цветов и декоративных растений;

-Оформление зон и участков: Изготовление деревянных скамеек, столов, песочниц, оборудования.

Привлечение родителей, к благоустройству территории.

 

 Перспективы на будущее

Для того, чтобы территория детского сада соответствовала задуманному предстоит еще много сделать. В перспективах на будущее - создание экологической тропы, , метеолаборатории, летнего театра. Конечно это планы не на один год. Но старт дан и начало положено. В дальнейшем требуется воплощение идей в жизнь совместными усилиями педагогов и родителей. Немаловажным условием реализации проекта будет и поддержка общественности и учредителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...