Программа "Школа молодого воспитателя
методическая разработка

Наталья Васильевна Стрельцова

Программа "Школа молодого воспитателя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_molodogo_vospitatelya.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТ

педагогическим советом

МБДОУ …

Протокол от 30.08.2019 №1

УТВЕРЖДЕН

приказом заведующего МБДОУ

от 30.08.2019 г.     №   24

 ______________   ….

   

 ПРОГРАММА

«Школа молодого воспитателя»

на 2019-2020 учебный год

составила: Стрельцова Наталья Васильевна,

старший воспитатель

первой квалификационной категории

2019 год

"Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Не бойтесь ошибаться - бойтесь повторять ошибки".

принцип Теодора Рузвельта

Актуальность и социальная значимость проблемы психолого-педагогического сопровождения молодого специалиста

Обновление рабочего коллектива – норма успешного существования любой профессиональной группы.

Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в дошкольных образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на различных уровнях. А между тем, по-прежнему существует проблема, как привлечь в детский сад грамотных молодых специалистов, и что еще существеннее, как удержать их.

Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только небольшая часть идет работать в детские сады, к тому же очень часто среди них те, кто не нашел себе более высокооплачиваемой работы. Но еще более печальнее, тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет.

Вопросы, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые вопросы (финансовые или проблемы престижа профессии воспитателя в обществе) не находятся в компетентности администрации образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот проблема адаптации в коллективе, создание эмоционально-благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста вполне можно решать в стенах образовательного учреждения.

Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной работы в ДОУ.

Именно поэтому акцент мною сделан на профессиональное становление, эффективную работу и создание условий, побуждающих к такой работе молодых педагогов.

Свою деятельность строю по принципу партнёрского сотрудничества, стремлюсь всё шире использовать активные формы методической работы: деловые и ролевые игры, круглый дискуссионный стол, психолого – педагогические тренинги и другое.

Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.

Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории, неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной самостоятельности, как в профессиональной, так и в личностной.

Также особенностью труда, начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.

Цель: формирование предпосылок и создание условий для повышения профессиональной компетенции и творческой самореализации молодых педагогов и наставников МБДОУ ….

Задачи:

1.Создать оптимальные условия для повышения профессиональной компетенции и образовательного уровня педагогических работников всех уровней с учётом современных требований.

2.Повысить мотивацию педагогов для роста и самореализации своего профессионального мастерства.

3.Формировать новые профессиональные знания, компетенции, необходимые для реализации ФГОС дошкольного образования.

Этапы и сроки реализации программы:

Срок реализации  - 1 год (2019-2020 учебный год)

1.Подготовительный (сентябрь 2019 г.)

2.Практический (октябрь 2019г.- май 2020г.)

3.Итогово-аналитический (май 2020г.)

Деятельность «Школы молодого воспитателя» МБДОУ …. строится на принципах, наиболее значимых на начальном этапе работы:

Принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов

Принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;

Принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.

     

Основные направления деятельности «Школы молодого воспитателя»:

-  создание условий для лёгкой адаптации молодого специалиста на работе;

-  обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;

- обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическим материалом, знакомство с методическим кабинетом;

-  формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;

-  оказание поддержки со стороны коллег;

- участие педагогов в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах педагогического мастерства.

Ожидаемые результаты:

  • умение применять психолого-педагогические знания в воспитательно-образовательной работе с ребенком;
  • аналитические умения, позволяющие проводить анализ выполняемых в педагогическом взаимодействии с ребенком требований, оценивать данные требования
  • умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс воспитательно-образовательной работы с ребенком;
  • умение анализировать индивидуальные качества ребенка и организовывать психолого-педагогическую поддержку развития ребенка;
  • умение анализировать развивающую среду в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем;
  • умение использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с ребенком;
  • достижение профессиональных успехов и занятие достойного личностному потенциалу каждого педагога места в образовательном пространстве ДОУ. 

План работы «Школы молодого воспитателя»

 на 2019 – 2020 учебный год

Содержание работы

Сроки проведения

Ответственные

I этап: Подготовительный.

Изучение нормативно-правовой базы. Подборка методической литературы.

Анкетирование молодых воспитателей по проблемам организации образовательного процесса с детьми.

Ситуативные беседы по ООП ДОУ, требованиям ФГОС ДО. Ведение документации.

Организация наставничества для молодых педагогов, имеющих проблемы в практической педагогической деятельности. Определение педагогов – наставников для молодых специалистов.

Консультация «Организация деятельности взрослых и детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (самостоятельное ознакомление   консультацией с последующей беседой).

Консультация «Организация развивающей среды в ДОУ» (рекомендации по созданию развивающей среды, оборудованию центров развития по образовательным областям)

Приглашение молодых воспитателей в педагогическое сообщество в ВКОНТАКТЕ

Планирование и организация работы по  самообразованию

август-

сентябрь

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Молодые педагоги, старший воспитатель

Воспитатель – наставник

Старший воспитатель

Воспитатель-наставник

II этап: Практический (педагогическая  деятельность по образовательным областям, соответственно с ФГОС ДО)

Тема «Особенности психологического развития дошкольников»

Консультация «Особенности развития психических процессов у дошкольников»;

Деловая игра «Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками».

Семинар – практикум «Игры и упражнения на коррекцию детской агрессивности».

Октябрь

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Педагог – психолог

Тема «Социально – коммуникативное развитие дошкольника»

  1. Консультация «Социальное развитие детей дошкольного возраста».

  1. Просмотр  занятий ООД у педагогов-стажистов ДОУ  по формированию у дошкольников  социальных навыков и умений.

  1. Беседа на тему «Эмоциональное благополучие ребёнка в ДОУ».

  1. Наблюдение за организацией режимных моментов в ДОУ

Ноябрь

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Педагог – наставник

Старший воспитатель

Тема «Организация образовательной деятельности с детьми по речевому развитию»

Консультация «Культура речевого общения».

Консультация с выполнением практических заданий «Работа воспитателя с детьми, имеющими нарушения речи».

Семинар – практикум «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников в условиях ФГОС». Дыхательная и речевая гимнастика.

Выставка игр и пособий для использования в работе с детьми по развитию речи (рекомендации).

Взаимопосещения занятий ООД у воспитателей – наставников по образовательной области «речевое развитие».

Организация досугов по познавательно – речевому развитию дошкольников молодыми педагогами, с сопровождением наставника.

Декабрь

 Старший воспитатель

Учитель – логопед

Учитель – логопед

Старший воспитатель

Старший воспитатель

наставник

Тема «Игра в развитии личности дошкольника»

  1. Консультация «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника».

  1. Семинар – практикум «Детские игры».

  1.  

  1. Дискуссия «Организация и руководство сюжетно – ролевыми играми».

  1. Выставка методической литературы по теме «Формирование игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста» (индивидуальные беседы с педагогами).

  1. Выставка атрибутов и пособий для организации сюжетно – ролевых игр, соответственно возрастным особенностям детей (практическое задание – разработка картотеки по сюжетно – ролевым играм).

  1. Анкетирование воспитателей по выявлению трудностей и потребностей в работе с детьми «Анкета молодого воспитателя»

Январь

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Тема «Организация деятельности по образовательной области «познавательное развитие»

  1. Консультация «Особенности формирования элементарных математических представлений у дошкольников» (практическая работа – картотека по теме «Занимательные математические игры для дошкольников»).

  1. Выставка методической литературы «Проекты ДОУ». Консультация «Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками» (практическое задание: проект эксперимента по выбору педагога).

  1. Консультация «Сенсорное развитие дошкольников» (практическое задание – изготовление игр).

  1. Выставка пособий по сенсорному развитию детей, с методическими рекомендациями по их использованию

  1. Разработка конспектов  занятий ООД по познавательному развитию дошкольников (практическое задание).

Февраль

Старший воспитатель

Старший воспитатель

молодой воспитатель

Воспитатель -наставник

Воспитатель -наставник

Старший воспитатель

Тема «Организация образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию дошкольников»

  1. Консультация «Развитие детского творчества»

  1. Семинар – практикум «Нетрадиционные приёмы рисования»

  1. Особенности планирования работы с детьми по образовательной области «художественно – эстетическое развитие».

  1. Выставка совместного творчества детей, педагогов, родителей «Наш вернисаж» (оформление работ на выставку)

  1. Консультация «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»

  1. Взаимопосещение занятий ООД  у воспитателей – наставников (рисование, лепка, аппликация) по образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Март

Старший воспитатель

Молодой воспитатель

Старший воспитатель

 

Молодой воспитатель

Музыкальный руководитель

Старший воспитатель

Тема «Воспитатель-ребенок-родители»

  1. Беседа «Актуальность проблемы взаимодействия с семьями воспитанников».

  1. Консультация «Нетрадиционные формы взаимодействиями педагогов с родителями».

  1. Деловая беседа о подготовке к организации мероприятий для родителей воспитанников.

  1. Разработка сценария родительского собрания молодыми педагогами (практическое задание).

Апрель

Старший воспитатель

Воспитатель  - наставник

Старший воспитатель

Старший воспитатель

Тема «Организация работы с детьми в летний период»

  1. Консультация «Особенности планирования воспитательно-образовательной работы в летний период».

  1. Разработка мероприятий на летний период (практическое задание).

Май

Старший воспитатель

Старший воспитатель

III этап. Итоговый аналитический

Рефлексия работы «Школы молодого воспитателя в ДОУ»

Подведение итогов работы Школы

Посвящение молодых воспитателей «Дебют в детском саду»

Анкетирование по определению перспектив на следующий учебный год

Май

Старший воспитатель

наставники

Список литература.

1. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ [Текст]: Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 289 с.

2. Вершинина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст]: справочно-методические материалы / Н.Б. Вершинина, Т.И.Суханова – Волгоград: Учитель, 2008. – 198 с.

3. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.

4. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] /  Л.М. Волобуева – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 231 с.

5. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду [Текст] / Н.В. Микляева– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.

Приложение

Памятка для молодых специалистов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»

Старайтесь:

  • Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
  • Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
  • Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
  • Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
  • Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
  • Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
  • Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
  • Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
  • Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

 

Помните:

  • "Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
  • Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
  • Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
  • Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
  • Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
  • Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
  • Не скупитесь на похвалу.
  • Не создавайте конфликтных ситуаций.
  • Следите за внешностью и поведением.
  • Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.

 

Воспитывая детей, стремитесь:

  • Любить ребенка таким, каков он есть.
  • Уважать в каждом ребенке личность.
  • Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
  • Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
  • Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
  • Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
  • Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

 

В детском саду запрещается:

  • Кричать и наказывать детей.
  • Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
  • Приходить к детям с плохим настроением.
  • Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
  • Оставлять детей одних.
  • Унижать ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Школа молодого воспитателя", как одна из форм работы с молодыми воспитателями

Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с друг...

программа работы с молодыми педагогами на 2016-2017 учебный год "школа молодого воспитателя"

в программе представлен опыт работы с молодыим педагогами в ДОУ...

Моё lll место!!! В региональном этапе III Всероссийского конкурса «Воспитатели России» Номинация «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»

Мне очень интересно участвовать в различных конкурсах.  Я творческий человек и всегда стремлюсь вперёд. Меня интересует опыт других педагогов, чтобы достичь новой точки в профессиональном росте и...

VI Всероссийский конкурс «Воспитатели России» Номинация: «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»

Современный ритм жизни требует от педагога постоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянн...