«Технологии взаимодействия с родителями в цифровой образовательной среде».
методическая разработка

Князева Римма Николаевна

Опыт работы ДОО по взаимодействию с родителями  с использованием цифровых ресурсов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Номинация: Методическая разработка взаимодействия с родителями воспитанников

 «Технологии взаимодействия с родителями в

цифровой образовательной среде».

Князева Римма Николаевна,

заместитель директора - заведующий муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» обособленное подразделение «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида»

г.Ковылкино  Республики Мордовия

e-mail: dou.swetl@yandex.ru

тел.:8-927-187-39-47

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Основная часть
  3. Вывод
  4. Приложение №1. Показатели повышения компетентности педагогов
  5. Приложение №2. Ресурсное обеспечение.
  6. Приложение № 3. Ключевые риски и возможности.

         Пояснительная записка.

                   

        Современное  общество постоянно развивается  и  это развитие неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.  XXI век – это век новых электронных технологий, которые проникают во все сферы нашей жизни, в том числе   в образовательную среду.  Информатизация образования стало  самым   актуальным  из направлений.  Почему же мы все чаще говорим о необходимости  создания  в образовательном учреждении цифровой образовательной среды,  начиная уже с детского сада?  

        В  основных нормативных документах в области образования, в том  числе и дошкольного,   ключевой задачей является повышение качества и доступности образования,  большая роль отводится  организации современного цифрового образовательного пространства.

        Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», основная цель которого направлена на  создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

         В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ»,  информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств,  обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

         Цифровые технологии играют немаловажную роль в организации сотрудничества детского сада с семьей, особенно это стало  актуально  для нас    в период сложной эпидемиологической обстановки при  организации дистанционного обучения и  при создании социальных образовательных сетей и сообществ.

         Повысить качество образовательного процесса и добиться максимально эффективных  результатов нельзя в одностороннем порядке. Это возможно  только в тесном контакте с семьей.      

          Представленная  методическая разработка  «Технологии взаимодействия с родителями в цифровой образовательной среде»  направлена  на решение противоречия между необходимостью и возможностью выстраивания цифровой образовательной среды в МБДОУ «ЦРР-д/с  «Сказка» ОП «Детский сад «Светлячок» комбинированного вида».      

          Совершенствование цифровой   образовательной среды при  взаимодействии с родителями рассматривается  как основа функционирования дошкольной организации в режиме развития.

        Основная идея  данной методической разработки заключается в создании цифрового образовательного пространства в ДОО  и применении  цифровых технологий  при взаимодействии с родительской общественностью, затрагивая  все направления деятельности ДОО (управленческое, кадровое, педагогическое, материально-техническое).  

         Актуальность  данной методической разработки  обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

        Задача данной методической разработки   направлена на  решение проблемы по  организации цифровой среды дошкольной образовательной организации, способствующей реализации государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворяющей потребности семьи.

В результате выполнения задачи были проведены следующие мероприятия:

- анализ  цифровой образовательной среды в целях создания единого информационно-образовательного пространства ДОО;

 - усовершенствование  материально-технических условий,  необходимых  для внедрения современных информационных технологий;

- повышение компетентности педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий;

- организация взаимодействия с родителями воспитанников в цифровом пространстве;

- проведение  мониторинга   для отслеживания результатов  заинтересованности родителей  в используемых технологиях.

         Цель методической разработки:

- раскрытие и апробирование механизмов выстраивания цифровой среды в образовательной организации;

-  создание условий для повышения качества дошкольного образования через использование современных информационных технологий в образовательном процессе;

-  создание цифровой образовательной среды, удовлетворяющей  актуальные потребности семьи  и активное взаимодействие с семьей в электронном пространстве.

      Ожидаемые результаты:

-  в кадровом обеспечении: рост мотивации педагогов к реализации в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий;

-  в направлении взаимодействия с родителями: организация  сотрудничества с семьями через использование  современных  цифровых,  информационных и телекоммуникационных технологий.

Целевая аудитория: администрация ДОО, педагоги дошкольного учреждения, родители.

 Основная часть. 

       Организация современной цифровой среды в ДОО способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ.

         Сотрудничество ДОО и родителей   необходимо рассматривать как  общение «на равных», а взаимодействие - как  способ организации совместной деятельности, осуществляющейся  с помощью общения.

        Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

         Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.

           ФГОС ориентируют нас на то, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, необходимо  учитывать социальный статус и микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности деятельностью ДО,  необходимо постоянно повышать культуру педагогической грамотности семьи.

          Сформулированы требования по взаимодействию образовательной организации с родителями:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных  инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Определены требования и  к педагогам:
- владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
        Выбирая  те или иные формы  работы с родителями в своем коллективе, мы прежде всего должны быть уверены в их эффективности.  И как бы ни хороши были традиционные формы работы, несмотря на все   положительно зарекомендовавшие себя  характеристики,  время показало, что мы все чаще и чаще сталкиваемся с определенными трудностями:   родители постоянно  ограниченны во времени,  у них нет возможности   для посещения родительских собраний,  консультаций в детском саду, а значит – у ДОО  отсутствует  возможность  для своевременного предоставления родителям необходимой информации.
          Поэтому  становятся актуальными новые,   нетрадиционные формы работы с родителями.  

          Одним из приоритетных направлений модернизации образования  является  использование информационно-коммуникационных технологий.

          Каким же должно быть необходимое ресурсное обеспечение цифровой образовательной среды  дошкольного образования, чтобы  способствовать реализации государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворять потребности семьи?

 Процесс проведения информатизации в ДОУ включает в себя ряд показателей: материально – технические, информационно-образовательные и кадровые ресурсы.

Оснащение дошкольного образовательного учреждения современной материально-технической базой является одним из необходимых условий информатизации дошкольного образования. Самое популярное средство образовательного процесса - это компьютер. Кроме компьютера необходимы проекторы (для визуализации обучающего материала), интерактивные устройства (при практической работе), наличие сети интернет и локальной сети (для снижения времени поиска информации).

Материально-техническое обеспечение предполагает наличие в нашем детском саду  административных компьютеров, ноутбука, мультимедийной системы. Компьютеры  объединены в единую локальную сеть.  Но это  недостаточный уровень обеспечения дошкольной организации инструментами ИКТ, почти все педагоги  используют в работе  свои личные компьютеры, ноутбуки, телефоны. Разработан план  по обогащению материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. 

Но какой бы новейшей техникой мы не оснастили  наш детский сад, как для нас, так и для системы дошкольного образования в целом остается в приоритете ключевой вопрос: «Кто  будет работать в новых условиях с использованием современных технологий?». На сегодняшний день роль педагога со знанием цифровых технологий играет  немаловажную роль.

        Профессионализм педагога является одним из важных условий совершенствования качества современного дошкольного образования. Педагогу сегодняшнего  дня  просто необходимо, чтобы  он  мог  владеть и грамотно использовать цифровые технологии.

Необходим современный педагог с таким потенциалом, который будет действовать в условиях цифровизации образовательного пространства на уровне проявления педагогической умелости, педагогического мастерства, педагогического творчества и новаторства. Цифровая грамотность даст возможность педагогу не только умело строить образовательный процесс с воспитанниками,  родителями, но и самому постоянно расти профессионально, перенимать у своих коллег лучшие практики, делиться своим опытом, обмениваться лучшими наработками. Педагог будет чувствовать себя уверенно, если вся  необходимая информация всегда будет у него под рукой.

Чем выше компьютерная грамотность педагога, тем лучше будут оказаны образовательные услуги,  а значит, будут  довольны родители.

     Анализ сложившейся ситуации привел нас к необходимости расширения спектра использования цифровых технологий, позволяющих обеспечить обновление содержания образования и оптимизировать применение развивающих технологий в воспитательно-образовательной деятельности.  Все это, по нашему мнению, повлечет за собой изменение роли педагога, который  будет не учеником,  познающим  азы использования  современного оборудования и методик его применения, а  станет учителем, куратором и сможет ориентировать родителей воспитанников  в соответствии с их запросами и приоритетами,  а также сможет самостоятельно   создавать   все необходимые условия для заинтересованного участия родителей в процессе воспитания и образования ребенка.

     Проведя мониторинг  кадровых условий, мы выяснили, что испытывают  затруднения в освоении цифровых технологий  в основном  педагоги -  стажисты - 23 %.

          Для решения задачи  по повышению компетентности педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий   был разработан  перспективный план по  курсовой  подготовке и (или) профессиональной  переподготовке  кадров в области реализации ИКТ, а также дистанционного обучения. Именно благодаря цифровизации, администрация и педагогический персонал  нашего коллектива смогли получить доступ к онлайн-курсам и пройти онлайн-обучение.  88 % педагогов и 100%  работников администрации  прошли обучение по следующим программам: «Проверка знаний в области компьютерной грамотности и информационных технологий в рамках III Педагогического турнира по педагогической ИКТ-компетенции» («Сетевичок»  2019г.), ООО «Центр инновационного образования и воспитания» «Единый урок»: «Основы цифровой трансформатизации» - 19 часов, «Основы цифровой грамотности» - 18 часов; обучение по программе профессиональной подготовки «Цифровая грамотность педагогического работника» - 285 часов. В 2020 году  представленный инновационный опыт работы в цифровой образовательной среде «Мобильное электронное образование» на Международной форсайт сессии «Прокачай урок с МЭО» был отмечен дипломом победителя.

          Важным моментом становится взаимоконсультирование и взаимообучение педагогических кадров. По завершении курсовой подготовки  педагоги демонстрируют мастер-класс, презентацию, делают сообщение  по теме, какую он изучил в ходе курсов. Данная форма работы позволяет переработать педагогу полученную информацию, повторить ее и найти ей практическое применение, а другим педагогам  позволяет  в ходе взаимопосещения повысить свои знания и умения  в данной области.  Повышение компетентности педагогических кадров  в области применения информационных и телекоммуникационных технологий   стало  важным условием для мотивации педагогов к презентации опыта работы на мероприятиях и конкурсах разного уровня.

           Рассмотрим несколько основных технологий и средств, которые нашли практическое применение в нашем дошкольном учреждении и обеспечивают эффективность взаимодействия ДОО, педагога и родителя в современных условиях.

  1. Наличие сайта  ДОО. На сайте каждый родитель в удобное для него

время может найти интересующую его информацию о деятельности ДОО, об образовательном процессе, учебных программах, проводимых мероприятиях, новостях.  Важным элементом в использовании данного информационного ресурса является навигация сайта, которая играет немалую роль  и отражает структуру сайта.

        Проведя анкетирование с родителями,  мы  были очень  удивлены ответами на вроде бы такой простой вопрос «Как часто Вы посещаете  сайт нашего учреждения?». Мы  узнали, что  10% родителей - вообще не знают о существовании сайта, 35% родителей признались, что  испытывают затруднение при работе с  ним. И хотя эти цифры  очень огорчили, это послужило для нас толчком при планировании  дальнейшей  работы в этом направлении. Значит, мы  что-то упустили, не доработали, не поставили себя на место тех родителей, которые не достаточно хорошо подкованы в области информационных технологий.  Поэтому,  если мы хотим, чтобы    сайт нашего учреждения был  не только посещаем, но востребован родителем,  меню сайта  должно быть  понятным, навигация простой и удобной.   В каждой группе детского сада было проведено родительское собрание,  пошагово были  даны соответствующие разъяснения  по работе с сайтом, до родителей доведены памятки  по навигации.  

  1. Использование социальных    сетей, в   частности    создание       групп

ВКонтакте, ведение страницы в Instagram. В нашем дошкольном учреждении  это  ведение  как общей  открытой группы для всего детского сада, так и отдельных по каждой возрастной группе, которые  имеют закрытый формат в целях сохранения конфиденциальных данных участников образовательного процесса.

       Педагоги  используют  и личные страницы для общения с  родителями воспитанников своей возрастной группы, на которых располагается  актуальная информация, ориентированная на определенную аудиторию, рекомендации по развитию и воспитанию  детей конкретного возраста.

         3. Используются такие мобильные приложения для общения,  как Viber и WhatsApp, которые являются самым быстрым источником информации наряду с SMS.  В случае необходимости  можно не только быстро и оперативно передать необходимую информацию определенному лицу, но также осуществить и звонок. Данное средство позволяет передать фото- и видеоматериалы.

         4. Использование цифровых образовательных платформ позволяет  родителям присутствовать и быть  не только наблюдателем, но и участником  при организации педагогом образовательного процесса с ребенком. Родители могут  также самостоятельно  организовывать образовательный процесс ребенка при помощи предложенных  педагогом   учебных платформ.

         5. Родители не всегда могут присутствовать на собрании. И порой это происходит не потому, что родители не интересуются жизнью своего ребенка. Таковы современные условия, они просто заняты работой, а иногда мы сами   в силу определенных препятствующих обстоятельств  не можем собрать родителей вместе. Приходится  поддерживать связь удаленно, используя  общение в онлайн режиме с помощью многих сервисов, например,  таких как Skype или Zoom (данные платформы нами были использованы в период в период сложной эпидемиологической обстановки, а также когда ребенок отсутствует в период болезни).

       Проведенный   мониторинг   с целью отслеживания результатов  заинтересованности  родителей  в используемых технологиях  выявил, что  в приоритете у родителей  общение в приложениях   Viber и WhatsApp, использование социальных    сетей в  ВКонтакте. Порадовало, что после проведения целенаправленной работы по работе с сайтом ДОО, родители стали  проявлять активность,  интересоваться воспитательно-образовательным процессом.  86%  родителей показали заинтересованность в  вопросе   информационной безопасности.

Анкетирование     позволило выявить  родителя, у которого имеются

квалифицированные знания в области  информационных технологий и было решено привлечь его  для проведения практических занятий по повышению компетентности  как родителей, так  и педагогов.  

Вывод.

         Использование всех перечисленных выше  ресурсов  позволяет оперативно передавать необходимую актуальную информацию, позволяют родителям быть в курсе всех событий, происходящих  в ДОО.

         Но не стоит забывать, что  даже при  всех возможностях современного использования цифровых технологий нельзя полностью исключать или свести до минимума  личное общение с родителями. Цифровые технологии только помогают нам приспособиться к темпу жизни и к её современным требованиям,  но «живое» общение   не заменит  никто и ничто!!!

В чем же мы  видим эффективность использования  современных технологий на примере нашего дошкольного учреждения?  

Преимуществ, несомненно, очень много:
- родители воспитанников,   посещающих  коррекционную группу,  лучше  воспринимают цель коррекционно-развивающего обучения за счет того, что использование компьютерных технологий несет в себе образный тип информации, понятный всем участникам образовательного процесса;
- за счет привлекательности компьютера и  мультимедийных эффектов (движения, звук, мультипликация), у  родителей повышается мотивация к работе с ребенком  в домашних условиях,  предложенный материал заинтересовывает  ребенка, дает определенные результаты в обучении и развитии,  а полученные знания остаются  в его памяти на более длительный срок   и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
- решается одно из важнейших  условий в построении взаимодействия ДОО с семьями воспитанников -   выполнение  принципа обратной связи;

- осуществляется пропаганда педагогических знаний и   обучение родителей в части оказания им помощи  при проведении   индивидуальной  работы  с ребенком;
- используется   большой  объем  информационного и учебного материала, который представляется  как в печатном виде, так и на информационных носителях(диск,флеш-карта);
- осуществляется привлечение различных  источников информационного и обучающего материала с использованием Интернет-ресурсов.

Применение рассмотренных ресурсов в цифровой образовательной среде  позволит внести определенный вклад в развитие и совершенствование образовательного учреждения, учебного процесса в целом и будет оказывать более эффективное   воздействие при взаимодействии с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровая образовательная среда. Использование информационных технологий и телекоммуникационных сетей во взаимодействии с родителями по вопросам музыкального воспитания.

Статья является попыткой осмысления возможностей дистанционного взаимодействия с родителями в реалиях самоизоляции и   цифровизации образования....

Консультация "Формы взаимодействия с родителями в единой образовательной среде".

Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живёт ребёнок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он находит необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые врем...

«Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации»

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...

"Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда в дошкольной организации"

Цель проекта: создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность дошкольного образования за счет использования цифровых технологий в обучен...

Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельно...