Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ
консультация
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель здоровьесберегающей среды в ДОУ:
-в отношении ребенка - обеспечение высокого уровня здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять 10 его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. -в отношении взрослых – помощь в становлении культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
В современных условиях модернизации образования очень важно не ограничиваться формированием лишь только ценностного отношения к здоровью, а формировать компетентность здоровьесбережения средствами каждого учебного предмета и воспитания. Компетентность здоровьесбережения понимается как стремление и умение педагога использовать свои знания, ценностные ориентации, опыт работы в конкретных ситуациях, требующих выбора и принятия решений в пользу здоровья. Таким образом, компетентность здоровьесбережения связана не только с усвоением знаний, способов деятельности, но и с присвоением ценностных ориентаций о важности здоровья и здорового образа жизни; норм и правил гигиены. Это также опыт применения знаний, умений, ценностных ориентаций в здоровьесберегающей деятельности, готовность и способность заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих на протяжении всей жизни. Чтобы дети научились следовать правилам здорового образа жизни, необходимо создать хорошие условия для развития личности в детском саду. Эти условия благоприятно сказываются на процессе развития ребенка, способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников. К таким условиям можно отнести основные компоненты здоровьесберегающей среды: -благоприятный морально-психологический климат; -санитарно-эпидемиологический режим и гигиенические условия жизнедеятельности детей; 11 -полноценное питание детей, соблюдение режима питания; -физическое воспитание детей; -рациональный учебно-воспитательный процесс и учебная нагрузка; -лечебно-профилактическая работа с детьми и сотрудниками. Рассмотрим каждый компонент подробнее. Необходимо создать благоприятный моральный и психологический климат, чтобы устранить и предотвратить эмоциональное напряжение детей. Педагоги должны избегать стресса или ослаблять их воздействие на детей с помощью специальных методов. Неблагоприятный психологический климат может быть связан с неподготовленностью детей к требуемым физическим и образовательным нагрузкам, с завышенными требованиями со стороны взрослых и отрицательной оценкой воспитателя, к нему может привести и просто нервное напряжение педагога. Сюда же можно отнести и такие факторы, как неполноценное питание, ограниченность свободы движений, реакция организма на погоду, неправильный режим сна и отдыха, недостаток внимания к детям. Поэтому психическое состояние ребенка должно соблюдаться и учитываться для обеспечения физического и психологического здоровья. Санитарно-эпидемиологический режим и гигиенические условия жизнедеятельности детей регламентируются нормативно-правовыми документами, которые неукоснительно должны знать и соблюдать все сотрудники дошкольных учреждений. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций устанавливают требования к:
-условиям размещения ДОУ;
-оборудованию и содержанию территории;
-помещениям, их оборудованию и содержанию; -естественному и искусственному освещению помещений; 12 -отоплению и вентиляций;
-водоснабжению и канализации;
-организации питания;
-приему детей в ДОУ;
-организации режима дня;
-организации физического воспитания; -личной гигиене персонала.
Наряду с обязательными требованиями санитарные правила содержат также рекомендации по созданию благоприятных условий содержания и воспитания детей. К ним относятся: оптимальный световой и температурный режимы, режим проветривания, режим питья и питания, режим сна и занятий с прогулками, рекомендации к одежде на улице и в помещении. Санитарно-эпидемиологический режим в ДОУ должен обеспечивать уход за детьми и контролироваться руководителем ДОУ.
Полноценное питание и соблюдение режима питания оздоравливает детей. Физические и умственные нагрузки ребенка приводят к энергозатратам, которые необходимо восполнять. Это возможно сделать за счет питания. К этому компоненту здоровьесберегающей среды предъявляются особые требования. Продукты питания должны храниться, готовиться и распределяться в соответствии с правилами, обязаны соблюдаться необходимые условия к мытью посуды и содержанию пищевого блока ДОУ. Ежемесячно должны выполняться нормы питания в соответствии с инструкциями. Также предусматривается дополнительное питание для ослабленных детей, соблюдение диеты для детей с заболеваниями и при карантине.
Питание должно быть полноценным, включать кисломолочные продукты, обогащенные бифидобактериями, оздоровительные коктейли, натуральные соки, фрукты, свежую зелень и овощи. Для детей необходимо создавать комфортные условия приема пищи. Для того чтобы ребенок с удовольствием садился за стол, нужно следить за качеством предлагаемых блюд, меню должно быть разнообразным, 13 соответствующим потребностям детского организма, важен и сам процесс приема пищи. Режим питания является одним из условий рационального питания. Следует строго соблюдать время приема пищи и интервал между ними. Дети привыкают жить согласно режиму детского сада, и при желании родители стремятся придерживаться его дома. В связи с тем, что в некоторых детских садах наблюдается ухудшение качества питания детей, необходим непрерывный и постоянный контроль за правильной организацией питания. Как показывает опыт, уход и правильное рациональное питание способствуют здоровью и хорошему настроению ребенка.
Физическое воспитание детей направлено на формирование двигательных навыков и оздоровление ребенка. Это способствует гармоничному развитию личности ребенка. Педагог обязан вырабатывать у малыша осмысленное отношение к спортивным упражнениям, играм. Ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, творчество уже на утренней зарядке. Упражнения должны быть систематическими и последовательными, необходимо задействовать все группы мышц. Только ежедневное повторение двигательных навыков способствует их правильному выполнению. Оздоровительные задачи физического воспитания направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Необходимо способствовать совершенствованию защитных функций организма с помощью закаливания, повышать устойчивость к заболеваниям и негативным влияниям окружающей среды. В дошкольном возрасте формируется правильная осанка, опорно-двигательный аппарат, развиваются мышцы тела, совершенствуется деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем. В процессе физического воспитания у ребенка появляются гигиенические навыки, способность к самостоятельной организации спортивных игр. Благодаря физическому воспитанию появляются такие 14 позитивные черты характера, как самостоятельность и чуткость, закладываются нравственные основы - справедливость, взаимовыручка, ответственность, ребенок учится работать в коллективе. Кроме того прививаются волевые качества - ребенок становится смелым, решительным, уверенным в себе, настойчивым в преодолении трудностей. Таким образом, физическое воспитание является основой всестороннего развития ребенка в дошкольный период.
Образовательный процесс в детском саду устанавливается в соответствии с требованием инструктивно-методического письма Министерства образования РФ от 14 марта 2000 г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». Учебная нагрузка должна составлять: для младшей и средней группы - 2 занятия в первой половине дня, продолжительностью не более 10-15 минут, в старшей и подготовительной - 3 занятия в первой половине дня продолжительностью для старшей группы - не более 20-25 минут, в подготовительной - 25-30 минут. В середине занятий обязательно должна проводиться физкультминутка. В течение дня организованные занятия должны чередоваться со свободным временем и отдыхом детей. Повышенная интеллектуальная и физическая нагрузка приводит к переутомлению, неврозу у детей, что отражается на настроении и состоянии здоровья ребенка. Поэтому нагрузка детей должна определяться содержанием образования, формами организации обучения, а также режимом пребывания воспитанников в детском саду и их возрастными особенностями. Общее время занятий включает 50% занятия умственного напряжения, и остальные 50% - занятия эстетического и физкультурно-оздоровительного направления. Лечебно-профилактическая работа с детьми содержит комплекс мер с целью укрепления здоровья ребенка, повышения способности его организма 15 противостоять воздействиям внешней среды, а также реабилитацию ребенка после болезни. Такие мероприятия ведутся по специальной программе, которую разрабатывают на основе анализа состояния здоровья и физического развития дошкольников. Например, разработке мероприятий по профилактике гриппа предшествует анализ заболеваемости детей в течение нескольких лет. В процессе анализа определяются пик и частота заболеваемости. После определения периодов повышенной заболеваемости строится алгоритм лечебно-профилактической деятельности, выбираются адекватные средства оздоровления детей. Во время болезни ведутся физиотерапевтические и общеукрепляющие процедуры. Нужно научить детей описывать свое самочувствие, обучать способам промывки носа, полоскания горла. Педагоги уменьшают образовательные и физические нагрузки, больше времени проводят на свежем воздухе, эмоционально насыщают пребывание ребенка в детском саду.
Профилактика отклонений в физическом развитии включает утреннюю зарядку, физкультурные занятия, гимнастку после сна, физкультминутки между занятиями. Оздоровительные мероприятия включают закаливание, прием витаминов, обучение уходу за своим телом. В помещениях, где находятся дети, обеспечивают комфортную температуру воздуха. В групповых помещениях, музыкальном зале температура воздуха составляет +20°С, в спальных комнатах +16+18°С, в туалетных комнатах +22+24°С, в физкультурном зале +18°С. Таким образом, все компоненты здоровьесберегающей среды создают эмоционально-комфортные условия для пребывания детей в детском саду, формируют здоровый образ жизни и сохраняют здоровье ребенка на всех этапах его обучения и развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому вос...
Создание здоровьесберегающей среды на основе игр и игровых упражнений
Из опыта работы по созданию здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении с помощью организации разных видов деятельности в игровой форме....
Роль учителя-логопеда в создании здоровьесберегающей среды ДОУ
Здоровьесберегающие технологии используемые на логопедических занятиях...
Опыт работы по созданию здоровьесберегающей среды
Возможность сохранения и укрепления здоровья дошкольников через реализацию проекта «Береги здоровье смолоду» с целью создания здоровьесберегающей среды на территории дошкольного образовательного учреж...
Создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ
Презентация по ЗОЖ в детском саду...
"Основные направления создания здоровьесберегающей среды" консультация для воспитателей
"Основные направления создания здоровьесберегающей среды"...
Обобщение опыта. Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах.
Создание здоровьесберегающей среды в группе и применение её в режимных моментах. ...