«Описание системы работы педагога-наставника»
статья

Шепенева Анжелла Николаевна

В материале представлена система работы педагога-наставника в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sistemy_raboty_nastavnika.docx30.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Описание системы работы педагога-наставника»

Шепеневой Анжеллы Николаевны, старшего воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения  детский сад № 1

 муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Актуальной  целью профессиональной деятельности педагога-наставника  в соответствии с современными федеральными документами (ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10. 2013 г. № 1155), приказ Минтруда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта педагога» от 18.10.2013 г. № 544н) и локальными правовыми актами («Положение о наставничестве в МБДОУ детский сад № 1» утвержденного приказом заведующего МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская от  22 октября   2015 года  № 166 –О, приказы заведующего)  является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; формирование в ДОУ кадрового ядра.

Основные задачи работы педагога – наставника:

  • сформировать  у  молодых специалистов интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ;
  • ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ;
  • организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам;
  • оказывать помощь в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса;
  • оказывать помощь в проектировании развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;
  • способствовать формированию умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы;
  • формировать умение определять и точно формулировать конкретные педагогические задачи, моделировать и создавать условия их решения;
  • способствовать повышению уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции.

Спецификой современного мира  является  тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться к новым для него условиям практической деятельности. Отличительная черта нашего дошкольного учреждения в том, что  детский сад  функционируют при постоянной смене кадрового состава, так как идет активное замещение педагогов пенсионного возраста на молодых специалистов.

Решение задач профессионального становления молодого специалиста в педагогической профессии, адаптации в трудовом коллективе, налаживания педагогических контактов проходит в МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновская  через функционирование системы наставничества, которая опирается на «Положение о наставничестве в МБДОУ детский сад № 1» и регулируется приказами заведующего.

Основными  категориями  процесса наставничества являются развитие, воспитание и профессиональная адаптация человека в профессиональной деятельности. Успешная профессиональная адаптация является одним из показателей обоснованности выбора профессии и способствует развитию положительного отношения работника к своей деятельности, сближению общественной и личной мотивации трудовой деятельности.

В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети и мессенджеры. Так как я имею второе высшее образование по направлению «Психология», при взаимодействии с молодым специалистом использую психологические техники и приемы.

Первые дни самостоятельной работы самые трудные, волнительные, но при этом и самые радостные для педагога, ведь у него появляется возможность проявить себя. В этот момент стараюсь быть рядом и проявляю внимание к его эмоциональному состоянию, интересуюсь его настроением и даже самыми маленькими успехами и достижениями, данное участие позволяет наладить тесный эмоциональный контакт, который в последующем влияет на совместную деятельность. После установления эмоционального контакта  провожу диагностику его потребностей в профессии, выявления пожеланий относительно организации и содержания совместного общения, изучения уровня его методической, педагогической, профессиональной грамотности, его опасений и ожиданий, мотивации к трудовой деятельности. Использую следующие методики:  «Анкета по оценке мотивации сотрудников образовательного учреждения», «Анкета для молодого педагога»,  «Удовлетворенность своим трудом», «Самооценка профессиональных качеств педагога»   (приложение 1). Диагностику, считаю, важнейшим этапом в организации взаимодействия, это своеобразный фундамент дальнейшей работы с молодым педагогом. Кроме первичной и итоговой диагностики, для выявления затруднений по определенным областям профессиональной деятельности, использую тематические  тестирование и  анкетирование (приложение 2). При дельнейшем взаимодействии, опираясь на полученные при анкетировании данные, реализую алгоритм наставничества, который позволяет молодому специалисту проводить рефлексию своих достижений, помогает определить вектор профессионального развития. Алгоритм работы с молодым педагогом предполагает изучение нормативно-правовых документов, деятельность, направленную на повышение профессиональной компетентности, повышение уровня квалификации. Ежегодно совместно с молодым педагогом  составляется «План мероприятий  профессионального становления», который является живой развивающейся системой (приложение 3). По мере продвижения вперед план корректируется, в него вносятся изменения и дополнения.

В ходе непосредственного взаимодействия с молодым педагогом использую разнообразные формы общения – индивидуальные встречи, мероприятия малыми подгруппами с привлечением других воспитателей или специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога дополнительного образования). Совместно с молодым педагогом посещаю педагогические мероприятия в режиме он-лайн и оф-лайн различных уровней организации, с последующим анализом полученной информации, и возможностью её применения в своей деятельности.  Наблюдение образовательной деятельности и мероприятий с родителями с последующим анализом работы молодого педагога стимулирует молодого педагога к рефлексии собственной деятельности, позволяет получить обратную связь, возможность корректировки совместной с наставником деятельности. Решая задачи профессионального становления, применяю традиционные и инновационные технологии. При работе в малых группах использую деловые и ролевые игры, при необходимости – информационно-коммуникативные технологии, личностно-ориентированный подход, метод проблемного обучения. При индивидуальной форме организации общения с молодым педагогом использую кейс-методы, элементы коуч-сессии. В качестве прикладного инструмента организации взаимодействия использую авторский методический продукт «Ступеньки профессионального роста» (приложение 4). Это своего рода индивидуальный план и мотивационный дневник повышения уровня квалификации молодого специалиста. В ходе взаимодействия провожу как рефлексирующие и планирующие деятельность встречи, так и мотивирующие встречи, включающие в себя приемы арт-терапии. Результаты встреч фиксируются на страницах дневника «Ступеньки профессионального роста» - это заполнение чек-листов и мотивирующих страниц. По окончании планируемого периода, подводятся итоги и планируется деятельность на следующий временной отрезок.

В результате оказываемой поддержки и сотрудничества, молодой педагог с самого начала своей профессиональной деятельности активно включается в методические мероприятия учреждения и района, творческие группы, принимает участие в заседаниях педагогического совета, методического объединения педагогов ДОУ, участвует в конкурсах профессиональных и в конкурсах методических разработок, разрабатывает методические материалы.

Адаптацию в профессии можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере: в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам  и технологиям педагогического взаимодействия, профессиональное мастерство высоко оценивается коллегами, родителями воспитанников, сам педагог выражает удовлетворенность своей профессиональной деятельностью, ощущает себя успешным человеком. Система наставничества, функционирующая в учреждении, показывает свои положительные результаты. Молодой педагог Кононенко А.А., наставником которого я являюсь (приказы заведующего от 07.02.2019 № 34 - О, от12.02.2021 № 26 - О, от 28.02.2022 № 50–1 - О) (приложение 5), за время с момента поступления на работу и по настоящее время,  выступала на методических мероприятиях муниципального уровня:

  • выступление с сообщением из опыта работы «Игровая деятельность, как средство формирования жизнестойкости старших дошкольников» в рамках РМО воспитателей ДОО Щербиновского района (сертификат МКУ «МК МОЩР»  от 28.04.2021  № 463) (приложение 6);
  • проведение мастер-класса «Использование пособий В.В. Воскобовича при организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников. Игровое пособие «Чудо – крестики»» в рамках муниципального семинар-практикума (сертификат МКУ «МК МОЩР» ОТ 23.03.2021  № 439) (приложение 7);
  • проведение мастер-класса «Развивающие ресурсы игрового пособия «Прозрачный квадрат» В.В. Воскобовича» в рамках деятельности муниципальной площадки «Педагогическая мастерская» по проблеме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования современных игровых технологий по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» (сертификат МКУ «МК МОЩР» ОТ 07.04.2022 № 675) (приложение 8).

 Кононенко А.А. принимала участие в конкурсах, показала следующие результаты:

  • лауреат муниципального этапа краевого профессионального конкурса «Воспитатель года Кубани» в 2022 году (приложение 9);  
  • призер (2 место)  муниципального этапа краевого конкурса среди образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих программы дошкольного образования, по пропаганде чтения-восприятия детской литературы "Читающая мама – читающая страна" в 2021 году в номинации «Библиотеки для детей и родителей » (приложение 10);  
  • призер (3 место) муниципального этапа ежегодного Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2021 году (приложение 11).

В 2022 году Алина Александровна, при активной помощи и поддержки наставника,  разработала методический продукт «Сборник авторских сказок и рассказов для использования в работе с пособием В.В. Воскобовича  «Чудо-крестики»», получила положительную  рецензию Л.А. Степаненко,  заведующего отделением дошкольного образования ГБПОУ КК ЕПК (приложение 12). Результатом совместной работы наставника и молодого педагога стало присвоение молодому педагогу первой квалификационной категории (Приказ от 01.04.2022 № 759  МОН КК)

Представленная модель наставничества аккумулирована в авторском педагогическом проекте «Самосовершенствование – путь к профессионализму». В содержание проекта в числе прочих материалов вошли «методические рекомендации по взаимодействию с молодым специалистом», методические разработки:

  • Методические рекомендации по использованию методического пособия  «Ступеньки  профессионального  роста» (приложение 13);
  • Методическая разработка «Использование активных методов при организации взаимодействия с педагогами дошкольного учреждения» (приложение 14);
  • Методические рекомендации по использованию «Коучинг–сессии» при организации работы старшего воспитателя по подготовке педагога к аттестации (приложение 15).

Проект «Самосовершенствование – путь к профессионализму» стал победителем (1 место) муниципального конкурса «Лучший педагогический проект» (приказ МКУ «МК МОЩР» от 31.01.2020 № 16 – ОД) (приложение 16). Материалы данного проекта были представлены на районном методическом объединении старших воспитателей и заместителей заведующих ДОУ Щербиновского района (сертификат МКУ «МК МОЩР»  от 26.02.2020 г. №  273) (приложение 17).

Заведующий  муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения  

детский сад № 1

муниципального образования

Щербиновский район

станица Старощербиновская   _______________   Т.Н.Яковенко  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98 по сопровождению молодого педагога.

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98  по сопровождению молодого педагога....

Специфика системы раннего развития детей от рождения до 3 лет (описание системы работы)

Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Игры и пособия для развития сенсомоторики детей дошкольного возраста....

План работы педагога наставника по сопровождению начинающего педагога на 2018-2019 уч.год

План работы педагога наставника по сопровождению начинающего педагога на 2018-2019 уч.год...

Описание системы работы "Использование интерактивной системы для создания анимационных истроий"

В данной публикации я рассказываю осистеме работы с детьми по созданию анимационных историй....

Система работы педагога наставника

Наставничество –  это метод адаптации к профессии к новому образовательному учреждению.   Наставничество  может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры....