2.4. Описание системы работы педагога - наставника
статья (старшая группа)

Пинаева Ольга Владимировна

а

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sistemy_raboty_pedagoga-nastavnika.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по организации наставничества 

В МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик»

Пинаева Ольга Владимировна

заместитель заведующего

«Учитель и ученик растут вместе»

Конфуций

Я, педагог детского сада, стаж работы по специальности - 32 года, хочу поделиться опытом работы педагога-наставника с молодым специалистом.

В нашем детскому саду большой и дружный коллектив, но число сотрудников со стажем работы более 15 лет растет, а новые кадры приходят в детский сад нечасто.  Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором. А если молодые воспитатели и приходят в ДОУ, то нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется невыполнимым.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Поэтому воспитатели, которые в первый год своей работы не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы», от столкновения с реальностью - испытывают шок.

Кто и как должен помочь молодому воспитателю, как можно своим примером, своими знаниями и энтузиазмом «заряжать» молодых воспитателей на активность и творчество в работе? Конечно же, наставники – опытные педагоги, готовые прийти на помощь, подсказать, направить, научить.

Что же включает в себя понятие наставничество?

Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.

Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.

Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельности.

Наставничество, на мой взгляд – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять корпоративную культуру и технологию работы. Одним из основополагающих моментов здесь должна стать обоюдная готовность наставника и молодого специалиста к совместной работе: готовность наставника к передаче опыта и, несомненно, готовность молодого педагога воспринимать этот опыт.

В педагогической реальности существуют различные виды наставничества, для меня наиболее результативным является прямое индивидуальное и открытое наставничество, предполагающее непосредственный контакт с педагогом, двустороннее взаимодействие, общение в различной обстановке: как на рабочем месте, так и по телефону, через социальные сети и скайп. Обеспечить такой вид наставничества непросто, но возможно.

Многие специалисты с небольшим опытом работы сталкиваются с неуверенностью во взаимодействии с детьми, их родителями; боятся осуждения администрации и коллег с большим опытом, переживают за результат своей работы. Решением данной проблемы является помощь администрации и опытных коллег, с целью организации и создания мотивации для более быстрой и комфортной адаптации в коллективе и быстрого профессионального роста.

Целью моей работы в качестве наставника стало: помочь молодому специалисту в адаптации к коллективу коллег, детей, родителей; повышение квалификации, уровня его профессиональных знаний и умений; научить выходить из сложных ситуаций; развить в нем уверенность в собственных силах и укрепить в правильности решения выбрать профессию воспитателя детского сада.

Задачи работы:

1. Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки молодого воспитателя.

2. Оказание методической и практической помощи молодому воспитателю в повышении уровня организации образовательной деятельности.

3. Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагога, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.

4. Проведение мастер-классов и открытых занятий для передачи опыта работы с использованием различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.

5. Изучение и показ приемов использования разнообразных технологий в образовательной деятельности и в режимных моментах.

6. Проведение анализа результативности работы молодого воспитателя во всех направлениях образовательной деятельности.

Этапы становления молодого специалиста включают: 

 адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности) 

 стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)

• преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности)

На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении, в моей практике сложилась определенная система по формированию традиций наставничества, при поддержке, которой молодой педагог постепенно начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Данная методика состоит из трех этапов:

1й этап– адаптационный.

Выделить ответственность и компетентность молодого воспитателя, выявить пробелы в знаниях и навыках специалиста. Разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом.

Этап включает в себя:

       Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;

       Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;

       Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;

       Диагностика изучения методических потребностей педагогов (Приложение 1).

Индивидуальный план работы с молодым педагогом отражает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения педагога по направлениям деятельности. Такой таблицей в конце года удобно пользоваться не только наставнику (чтобы оценить объем и качество проведенной работы), но и молодому специалисту (чтобы проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать дальнейшие шаги саморазвития) (Приложение 2).

2й этап – основной (проектировочный).

  • Разработать и реализовать программу, скорректировать навыки специалиста, выстроить программу собственного развития педагога;
  • Проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы;
  • Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
  • Повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий, различного уровня;
  • Приобщение педагогов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров;
  • Привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми).

Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе определяет методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляет план самообразования, начинает пополнять портфолио.

Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, такие как: мастер-классы, решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий, «мозговой штурм», сценическое мастерство, посещение и анализ уроков опытных педагогов, рефлексии собственной педагогической деятельности.

Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.

Молодой педагог Пушкарева А.В. сразу включилась в работу творческой группы по профилактике детского дорожного травматизма и пожарной безопасности, стала активным участником.

3й этап – контрольно - оценочный.

Контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.

Молодой педагог совместно с воспитанниками приняла участие в конкурсах:

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям ДОУ, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых воспитателей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Сегодня я уже смело могу говорить о результатах своей работы:

  • создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника;
  • применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
  • молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
  • у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса;
  • молодому воспитателю обеспечена   необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.

  Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, использую в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей.

 

Используемая литература

1.    Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2017.

2. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2017. – 176 с.

3.      Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2014.

4.      Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.

5.      Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2017. № 2,3,4-2004.

6. Интернет ресурсы:: http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/12/04/polozhenie-o-nastavnichestve

7. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс] .

8. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Программа-анкета для изучения трудностей в работе педагога

(самооценка, оценка)

 

Воспитатель__________________________________________________

Виды и элементы педагогической деятельности

Степень затруднения

Очень сильно

Сильно

средне

Тематическое планирование

Перспективное планирование

Планирование воспитательно-образовательной работы

Планирование работы по самообразованию и повышению педагогического мастерства

Планирование с учетом ФГОС

Овладение содержанием новых программ, методик

Использование разнообразных форм, методов и приемов на занятиях

Предоставление самостоятельности и проявления активности детей в течение любого вида деятельности

Использование методов развивающего обучения

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской деятельности детей

Осуществление индивидуального подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития

Осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе воспитания, обучения и развития

Организация свободной деятельности детей

 Организация развивающей среды в соответствии с рекомендациями и требованиями программы

Выявление типичных причин низкого уровня усвоения программного материала

Учет и диагностика

Обобщение своего опыта

Внедрение передового опыта и рекомендаций психолого-педагогической науки

Работа с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

педагога-наставника и молодого педагога

Информация об участниках взаимодействия

ФИО

Дата рождения

Должность

Образование

Стаж

Категория

Информация о педагоге-наставнике

Пинаева Ольга Владимировна

01.12.1972

Заместитель заведующего

Высшее

31 год

Высшая

Информация о молодом педагоге

Пушкарева Алена Вячеслвавовна

16.09.1992

Воспитатель

Высшее

4 года

СЗД

Период наставничества

Формы взаимодействия

Сроки

1

Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

Федеральным законом «Об образовании»;

Федеральным государственным образовательным стандартом;

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»;

Конвенцией ООН о правах ребёнка;

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ;

Уставом учреждения;

Локальными актами учреждения.

Сентябрь

2

Консультации, ответы на интересующие вопросы.

Сентябрь

3

Оформление документации группы.

Сентябрь

4

Мониторинг развития воспитанников

Подбор диагностического материала

Карты наблюдения

Сентябрь

5

Ведение документации педагога

Октябрь

6

Формы планирования образовательного процесса

Октябрь

7

Консультация, оказание помощи

Октябрь

8

Современные подходы к взаимодействию ДОО и семьи.

Октябрь

9

Родительское собрание.

Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение

Октябрь

10

Выступление на родительском собрании

Октябрь

11

Методика проведения образовательной деятельности, разработка конспектов

Ноябрь

12

Взаимопосещение образовательной деятельности и режимных моментов, помощь в разработке конспектов

Ноябрь

13

Самообразование педагога, выбор темы

Ноябрь

14

Консультирование, помощь в ведении портфолио педагога

Ноябрь

15

Определение темы, создание порфолио

Декабрь

16

Составление конспекта и проведение образовательной деятельности молодым педагогом

Декабрь

17

Посещение ОД и режимных моментов молодого педагога, обсуждение

Декабрь

18

Психолого-педагогические основы установления контакта с семьями воспитанников.

Декабрь

19

Подготовка к новогодним мероприятиям

Декабрь

20

Составление плана работы с детьми и родителями, разработка проекта

Декабрь

21

Проект оформления группы и прогулочного участка

Январь

22

Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения.

Январь

23

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее»

Январь

24

Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ

Январь

25

Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ

Январь

26

Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста

Февраль

27

Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника

Февраль

28

Использование современных технологий в образовательном процессе

Февраль

29

Консультация, ответы на интересующие вопросы

Февраль

30

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе и на прогулочном участке

Март

31

Пополнение РППС

Март

32

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

Март

33

Консультация, разработка материалов для родителей

Март

34

Мероприятие для родителей

Апрель

35

Организация и руководство творческими играми детей

Апрель

36

Консультация, наблюдение за работой молодого специалиста

Апрель

37

Причины и возникновение конфликтных ситуаций и урегулирование в процессе педагогической деятельности

Апрель

38

Обсуждение, консультация

Апрель

39

Организация педагогического мониторинга

Май

40

Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи

Май

41

Подготовка к летнему оздоровительному периоду

Май

42

Консультация, ответы на интересующие вопросы, оказание помощи

Май

43

Подведение итогов работы. Самоанализ молодого педагога

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар...

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98 по сопровождению молодого педагога.

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98  по сопровождению молодого педагога....

Специфика системы раннего развития детей от рождения до 3 лет (описание системы работы)

Создание условий для развития познавательной активности ребенка. Игры и пособия для развития сенсомоторики детей дошкольного возраста....

План работы педагога наставника по сопровождению начинающего педагога на 2018-2019 уч.год

План работы педагога наставника по сопровождению начинающего педагога на 2018-2019 уч.год...

Описание системы работы "Использование интерактивной системы для создания анимационных истроий"

В данной публикации я рассказываю осистеме работы с детьми по созданию анимационных историй....

«Описание системы работы педагога-наставника»

В материале представлена система работы педагога-наставника в детском саду....

Система работы педагога наставника

Наставничество –  это метод адаптации к профессии к новому образовательному учреждению.   Наставничество  может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры....