Профессиональное становление педагогов через практику наставничества
статья

Цыба Светлана Леонидовна

Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется poли профессиональной компетентности педагогов. Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностнo-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении.  Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности, личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo-doklad_-_statya.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Цыба С.Л., старший воспитатель

МБДОУ»Детский сад комбинированного вида №21

 «Золотой ключик» г.Канск

Профессиональное становление педагогов через практику наставничества.

Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется poли профессиональной компетентности педагогов. Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностнo-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении.  Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности, личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.

Одной из форм непрерывного профессионального развития педагога, построения его индивидуальной образовательной и профессиональной траектории, является наставничество, которое имеет давнюю традицию, а в настоящее время происходит активный поиск нового, современного образа наставничества.

Наставничество  одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Наставничество предполагает индивидуальную работу с молодыми и начинающими педагогическими работниками.

Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому воспитателю очевидны: педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы и самое главное, происходит в условиях реальной трудовой деятельности.

Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного воспитателя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.

В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:

1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.

2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога у него могут появиться сомнения в собственной несостоятельности на профессиональной, так и в личностной сфере. Как показывает опыт,  начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, но бывает и наоборот, когда молодые специалисты, особенно выпускники средних и высших учебных заведений бывают излишне самоуверенны.

Цель наставничества в ДОО: оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в образовательной организации кадрового ядра.

Задача руководителя и старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Работа по наставничеству в ДОУ регламентируется:

  • Положением,
  • Приказом заведующего ДОУ об организации наставничества
  •  приказом заведующего о назначении наставника,
  • утвержденным планом работы с наставляемым.

Наставники в нашем ДОУ, назначенные для работы с молодыми педагогами, закрепляются сроком на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости). Наставник назначается  из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет и наличие квалификационной категории (в большинстве случаев высшей).

Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с вводного анкетирования и собеседования, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе При знакомстве с молодыми специалистами условно определяем к какой группе они относятся:

  • - воспитатель, имеющий слабую теоретическую и практическую подготовку;
  • - воспитатель с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
  • - воспитатель со слабо развитой мотивацией труда.

По итогам анкетирования и собеседований определяем совместный план работы начинающего педагога с наставником и основные задачи работы с данной группой воспитателей.

В нашем детском саду сложились свои традиции, своя система работы с молодыми кадрами, используются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышению его профессиональной компетентности. Это:

  • обучение на рабочем месте. Закрепление за молодым педагогом наставника позволяет ему получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Самое главное – молодой специалист у нас может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.
  • беседы, консультации, посещение  и  обсуждение занятий, режимных моментов.
  • психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, конкурсы, круглые столы,  «мозговые штурмы»,  разработка и презентация моделей занятий, презентация себя как педагога, защита творческих работ. С целью стимулирования творческих проявлений молодых воспитателей в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества.
  • открытые просмотры, которые позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, молодой педагог учится проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом, а также досуговой деятельности в группе.
  • обучающие семинары, где основное внимание уделяется повышению теоретической подготовки. Обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме
  • Семинары - практикумы, направлены на повышение уровня практической подготовки молодого воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.
  • мастер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, авторских находок, всего того, что помогает достичь наибольших результатов.
  • В течение учебного года в ДОУ работают несколько творческих методических групп педагогов в определенном направлении, они организуют и проводят семинары для остальных педагогов. В их состав входят обязательно и молодые педагоги.
  • Есть опыт закрепления педагога-наставника по сопровождению в конкурсных мероприятиях («Мой лучший урок», «Молодые учителя новой школе»).

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» включает в себя десять федеральных проектов, которые обеспечивают изменение методологических  траекторий качества образования. Масштабным и перспективным вектором развития образования является обмен опытом в рамках целевой модели наставничества.

Красноярский край с октября 2019 года стал пилотной площадкой для апробации целевой модели наставничества, разработанной центром наставничества «МЕНТОРИ». 

Апробация проводится в два этапа:

— организационный до 11.10.2019 (проводится региональный установочный семинар по методологии целевой модели, готовится нормативная база апробации);

— апробация до 12.12.2019 (проводится апробация методологии (целевой модели) наставничества обучающихся в 3 общеобразовательных организациях, 3 организациях с дополнительным образованием детей и 4 организациях среднего профессионального образования).

Для участников проводятся организационно-методические семинары, обсуждаются результаты с целью разработки итоговых рекомендаций.

В 2019г педагогический коллектив ДОУ вступил в проект с КГА ПОУ «Канским педагогическим колледжем» «PRO- наставничество», курируемым Министерством образования Красноярского края. В рамках проекта пройден семинар национального ресурсного центра наставничества Ментори, участие в Краевом форуме «PRO- наставничество»

На основании договора о взаимодействии базе ДОУ проходит практика студентов КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» отделения «Дошкольное воспитание». Наставничество студентов осуществляется         педагогами-наставниками.

10 педагогов имеет курсовую подготовку по программе «Организация наставничества в условиях современной ДОО» в КГА ПОУ «Канский педагогический колледж».

  • Педагоги –наставники: открытые просмотры ОД, мастер-классы, семинары
  • Студенты –наставники: семинары, практикумы. 

В 2020г в период практики студентов 3-го курса(параллельно они были участниками чемпионата  WORLDSKILLS по компетенции «Дошкольное воспитание») –студенты выступили в роли наставников для педагогов ДОУ : провели семинары по разрабатыванию технологической карты занятия, по изготовлению демонстрационного стенда, по оформлению по последним требованиям проекта.

Наставничество помогает молодым специалистам без опыта работы совершенствовать методику ведения образовательной деятельности.

В этом случае наставник – развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимообучения, а молодой специалист – получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности дошкольной организации, в которой он работает.

Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессиональной компетентности педагогов, которая формируется за счет многих факторов, одним из которых является методическая активность педагогов посредством их участия в конференциях, профессиональных конкурсах разного уровня.    

Муниципальный конкурс «Молодые учителя - новой школе»- 7 педагогов (за период с 2013-2021гг) -участники, призеры – 3 педагога.

Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»- 12 педагогов (имеются победители: 4 педагога – региональный уровень; 4 педагога –федеральный уровень)

Воспитатель года (муниципальный уровень) – абсолютный победитель 2019г –1 педагог.

Методическая работа в ДОУ направлена на повышение компетентности педагога в вопросах совершенствования образовательного процесса и создание такой образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива и повышение качества образовательного процесса ДОУ. Педагоги МБДОУ№21 для педагогической общественности города, края, федерации очно провели методические мастер-классы: 16 педагогов (76%) на муниципальном уровне, 8 педагога (38%) на региональном уровне, 9 педагога (43%) на федеральном уровне.  

Анализ педагогического состава ДОУ позволяет сделать выводы о том, что педагогический коллектив имеет достаточно высокий образовательный уровень, педагоги стремятся к постоянному повышению своего педагогического мастерства –повышение категорийности (высшей и первой квалификационной категории). Кадровая политика ДОУ направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов, учитываются профессиональные и образовательные запросы, созданы все условия для повышения профессионального уровня и личностной самореализации. Педагоги ДОУ активно используют в своей педагогической деятельности информационные технологии, как для организации образовательного процесса, так и для распространения опыта работы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в  МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...

педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:·         Уточнить теоретические понятия ...

Педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Профессиональное становление рассматривается / по сл. Ожегова/ как  возникновение, образование профессиональных качеств, необходимых для данной профессии. И вот сегодня, мы с вами и проверим...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...