Профессиональное становление педагогов через практику наставничества
статья
Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется poли профессиональной компетентности педагогов. Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностнo-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности, личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo-doklad_-_statya.docx | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Цыба С.Л., старший воспитатель
МБДОУ»Детский сад комбинированного вида №21
«Золотой ключик» г.Канск
Профессиональное становление педагогов через практику наставничества.
Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется poли профессиональной компетентности педагогов. Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностнo-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности, личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.
Одной из форм непрерывного профессионального развития педагога, построения его индивидуальной образовательной и профессиональной траектории, является наставничество, которое имеет давнюю традицию, а в настоящее время происходит активный поиск нового, современного образа наставничества.
Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Наставничество предполагает индивидуальную работу с молодыми и начинающими педагогическими работниками.
Преимущества наставничества, как формы организации помощи молодому воспитателю очевидны: педагогическое наставничество имеет более широкую направленность, менее теоретизированно, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы и самое главное, происходит в условиях реальной трудовой деятельности.
Кроме того, в этом процессе осуществляется тесный межличностный эмоциональный контакт наставника и наставляемого, анализ сильных и слабых профессиональных позиций конкретного воспитателя, а следовательно, и более строгий контроль за его практической деятельностью.
В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога у него могут появиться сомнения в собственной несостоятельности на профессиональной, так и в личностной сфере. Как показывает опыт, начинающие воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, но бывает и наоборот, когда молодые специалисты, особенно выпускники средних и высших учебных заведений бывают излишне самоуверенны.
Цель наставничества в ДОО: оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в образовательной организации кадрового ядра.
Задача руководителя и старшего воспитателя – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Работа по наставничеству в ДОУ регламентируется:
- Положением,
- Приказом заведующего ДОУ об организации наставничества
- приказом заведующего о назначении наставника,
- утвержденным планом работы с наставляемым.
Наставники в нашем ДОУ, назначенные для работы с молодыми педагогами, закрепляются сроком на 1 год (может быть и дольше, в случае необходимости). Наставник назначается из числа педагогов, обладающих высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении. Наставник должен иметь опыт воспитательной и методической работы, стабильные показатели в работе, способность и готовность делиться профессиональным опытом. Стаж педагогической деятельности наставника должен быть не менее 5-ти лет и наличие квалификационной категории (в большинстве случаев высшей).
Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с вводного анкетирования и собеседования, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе При знакомстве с молодыми специалистами условно определяем к какой группе они относятся:
- - воспитатель, имеющий слабую теоретическую и практическую подготовку;
- - воспитатель с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
- - воспитатель со слабо развитой мотивацией труда.
По итогам анкетирования и собеседований определяем совместный план работы начинающего педагога с наставником и основные задачи работы с данной группой воспитателей.
В нашем детском саду сложились свои традиции, своя система работы с молодыми кадрами, используются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышению его профессиональной компетентности. Это:
- обучение на рабочем месте. Закрепление за молодым педагогом наставника позволяет ему получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Самое главное – молодой специалист у нас может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.
- беседы, консультации, посещение и обсуждение занятий, режимных моментов.
- психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, конкурсы, круглые столы, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей занятий, презентация себя как педагога, защита творческих работ. С целью стимулирования творческих проявлений молодых воспитателей в ДОУ проводятся конкурсы методических разработок, творческие конкурсы, разнообразные выставки продуктов детского творчества.
- открытые просмотры, которые позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, молодой педагог учится проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом, а также досуговой деятельности в группе.
- обучающие семинары, где основное внимание уделяется повышению теоретической подготовки. Обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме
- Семинары - практикумы, направлены на повышение уровня практической подготовки молодого воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.
- мастер-класс, основная цель которого – передача педагогического опыта, авторских находок, всего того, что помогает достичь наибольших результатов.
- В течение учебного года в ДОУ работают несколько творческих методических групп педагогов в определенном направлении, они организуют и проводят семинары для остальных педагогов. В их состав входят обязательно и молодые педагоги.
- Есть опыт закрепления педагога-наставника по сопровождению в конкурсных мероприятиях («Мой лучший урок», «Молодые учителя новой школе»).
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» включает в себя десять федеральных проектов, которые обеспечивают изменение методологических траекторий качества образования. Масштабным и перспективным вектором развития образования является обмен опытом в рамках целевой модели наставничества.
Красноярский край с октября 2019 года стал пилотной площадкой для апробации целевой модели наставничества, разработанной центром наставничества «МЕНТОРИ».
Апробация проводится в два этапа:
— организационный до 11.10.2019 (проводится региональный установочный семинар по методологии целевой модели, готовится нормативная база апробации);
— апробация до 12.12.2019 (проводится апробация методологии (целевой модели) наставничества обучающихся в 3 общеобразовательных организациях, 3 организациях с дополнительным образованием детей и 4 организациях среднего профессионального образования).
Для участников проводятся организационно-методические семинары, обсуждаются результаты с целью разработки итоговых рекомендаций.
В 2019г педагогический коллектив ДОУ вступил в проект с КГА ПОУ «Канским педагогическим колледжем» «PRO- наставничество», курируемым Министерством образования Красноярского края. В рамках проекта пройден семинар национального ресурсного центра наставничества Ментори, участие в Краевом форуме «PRO- наставничество»
На основании договора о взаимодействии базе ДОУ проходит практика студентов КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» отделения «Дошкольное воспитание». Наставничество студентов осуществляется педагогами-наставниками.
10 педагогов имеет курсовую подготовку по программе «Организация наставничества в условиях современной ДОО» в КГА ПОУ «Канский педагогический колледж».
- Педагоги –наставники: открытые просмотры ОД, мастер-классы, семинары
- Студенты –наставники: семинары, практикумы.
В 2020г в период практики студентов 3-го курса(параллельно они были участниками чемпионата WORLDSKILLS по компетенции «Дошкольное воспитание») –студенты выступили в роли наставников для педагогов ДОУ : провели семинары по разрабатыванию технологической карты занятия, по изготовлению демонстрационного стенда, по оформлению по последним требованиям проекта.
Наставничество помогает молодым специалистам без опыта работы совершенствовать методику ведения образовательной деятельности.
В этом случае наставник – развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимообучения, а молодой специалист – получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него – и со всей адаптивной средой; приобретает информацию о деятельности дошкольной организации, в которой он работает.
Организация, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессиональной компетентности педагогов, которая формируется за счет многих факторов, одним из которых является методическая активность педагогов посредством их участия в конференциях, профессиональных конкурсах разного уровня.
Муниципальный конкурс «Молодые учителя - новой школе»- 7 педагогов (за период с 2013-2021гг) -участники, призеры – 3 педагога.
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»- 12 педагогов (имеются победители: 4 педагога – региональный уровень; 4 педагога –федеральный уровень)
Воспитатель года (муниципальный уровень) – абсолютный победитель 2019г –1 педагог.
Методическая работа в ДОУ направлена на повышение компетентности педагога в вопросах совершенствования образовательного процесса и создание такой образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива и повышение качества образовательного процесса ДОУ. Педагоги МБДОУ№21 для педагогической общественности города, края, федерации очно провели методические мастер-классы: 16 педагогов (76%) на муниципальном уровне, 8 педагога (38%) на региональном уровне, 9 педагога (43%) на федеральном уровне.
Анализ педагогического состава ДОУ позволяет сделать выводы о том, что педагогический коллектив имеет достаточно высокий образовательный уровень, педагоги стремятся к постоянному повышению своего педагогического мастерства –повышение категорийности (высшей и первой квалификационной категории). Кадровая политика ДОУ направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов, учитываются профессиональные и образовательные запросы, созданы все условия для повышения профессионального уровня и личностной самореализации. Педагоги ДОУ активно используют в своей педагогической деятельности информационные технологии, как для организации образовательного процесса, так и для распространения опыта работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...
педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:· Уточнить теоретические понятия ...
Сообщение "Профессиональное становление педагогов, как средство повышения качества дошкольного образования"
Сообщение для педагогов...
Педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»
Профессиональное становление рассматривается / по сл. Ожегова/ как возникновение, образование профессиональных качеств, необходимых для данной профессии. И вот сегодня, мы с вами и проверим...
Публикация "Создание условий для непрерывного профессионального становления педагогов ДОУ на основе системного подхода" в сборнике по итогам городских педагогических чтений, 2019г.
В статье рассматриваются вопросы методического сопровождения педагогов ДОУ на основе системного подхода...
«Наставничество – необходимое условие профессионального становления педагогов и повышения качества образования в ДОО»
Тема моего выступления на августовской конференции дошкольных работников 2023г....
Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»
В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...