Педагогический процесс в ДОУ
презентация
Материал полезен для родителей, воспитывающих дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 108.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Характеристика педагогического процесса « Обучение, образование, приучение, воспитание, наставление, увещание, взыскания и другие подобные многочисленные слова обозначают различные свойства, стороны, средства и моменты одного большого целого педагогического процесса» П.Ф . Каптерев
Сущность педагогического процесса заключается во взаимосвязи всех процессов и явлений в нем возникающих и протекающих, во взаимоотношениях всех его субъектов и в связях с явлениями внешней среды. Педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.
Сущность педагогического процесса Педагогический процесс (в узком смысле)-сосредоточение содержания обучения, его средств, методов, форм организации на какой-то более конкретной задаче. Например, педагогический процесс, направленный на решение задач нравственного, эстетического и других сторон воспитания; или еще более узко — направленный на воспитание честности, навыков культурного поведения, начал творчества и т.д.
Сущность педагогического процесса В развитии всех педагогических процессов можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной, заключительный (И.П. Подласый ).
Этапы педагогического процесса Подготовительный этап педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат и схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи, возраста детей и концепции воспитания (на современном этапе это концепция личностно-ориентированного подхода, предполагающего реализацию воспитателем «Декларации прав ребенка»). Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированным на основе выяснения состояния вопроса в практике и прогнозирования результата.
Основной этап реализуется план педагогического процесса. осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, обнаружение отклонений, ошибок, коррекция,( вносятся необходимые дополнения или изменения).
Этапы педагогического процесса предназначен для анализа результатов. Проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков. Еще раз рассматриваются правомерность поставленных задач, адекватность избранных средств, методов, форм организации. Выявляется то, что дало наилучший результат, и то, что оказалось малодейственным.
Принципы построения педагогического процесса в дошкольном учреждении: учитывать возрастные возможности детей; опираться на интересы ребенка; решать воспитательные и образовательные задачи в их единстве; учитывать положение о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видов деятельности в едином педагогическом процессе; осуществлять взаимодействие воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; создавать естественную, непринужденную обстановку, в которой будет развиваться свободная творческая личность; стимулировать в педагогическом процессе воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдению «Декларации прав ребенка»
Воспитательно -образовательные цели В качестве ведущей (доминирующей) цели выдвигается воспитательная задача . Ее содержание продиктовано особенностями развития детей на определенном возрастном этапе и конкретными задачами воспитания. Доминирующая цель определяет взаимосвязь и иерархию воспитательных и образовательных задач. От содержания доминирующих целей зависят порядок и взаимодействие разных видов деятельности, многоплановых по содержанию и формам организации и единых по мотивации и цели. меняется зависимость между разными видами деятельности. На первый план выходит то одна, то другая деятельность, наиболее оптимальная для реализации доминирующей цели. Другие виды деятельности не исключаются, а выполняют сопутствующую роль.
Тематическое построение педагогического процесса Тематическое построение педагогического процесса в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. В основе этих требований — интегрированный подход к решению задач воспитания и обучения детей. Центром интеграции становится какая-то тема. Например, «День знаний», или «Бабушки и дедушки –лучшие друзья», или «Здравствуй, гостья Зима!» и т.д. Реализуется работа через разные образовательные области ( cоциально-коммуникативное , познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). Кроме темы, планируется работа и по другим образовательным областям.
Планирование воспитательно -образовательной работы Пример планирования одного дня: Утренний отрезок времени ООД : 1-е — чтение рассказа Н.Сладкова «Разноцветная земля»; 2-е — декоративное рисование «Хохлома»; Прогулка: наблюдение, подвижная игра, труд на участке, игра малой подвижности, свободная деятельность. Вечерний отрезок времени: свободная деятельность, индивидуальная работа, чтение детской литературы, разнообразные игры и др.
Планирование работы Планирование работы по перспективным линиям развития детей в каждой возрастной группе Воспитателю предоставляется больше свободы в выборе содержания и времени проведения тех или иных мероприятий. « блочный режим» проведения ООД. Например, занятия всегда проводят в определенное время , сохранились «сетка занятий» и их набор. Выделен блок времени для игр, самостоятельной деятельности, индивидуальной работы с детьми.
Коллективное обсуждение динамики и качества развития каждого воспитанника Детский практический психолог. Его задача — анализировать процесс развития, отмечать отклонения, оказывать своевременную психологическую помощь. Целесообразно , чтобы психолог и воспитатель конкретной группы вместе планировали работу по изучению детей и созданию условий, обеспечивающих их успешное развитие.
Примерно один раз в квартал (в крайнем случае, два раза в год ) воспитатель вместе с методистом дошкольного учреждения и психологом изучает достижения ребенка по разным разделам программы и линиям возрастного развития. К такой работе могут быть привлечены и другие специалисты, работающие с этими детьми. Результаты обсуждаются на родительском собрании, на педагогическом совете. Намечается содержание дальнейшей работы.
Старший воспитатель и психолог с участием воспитателя конкретной группы разрабатывают различные методики организации деятельности детей и наблюдений за ними в различных ситуациях, как естественных, так и смоделированных, для выявления уровня или динамики их развития. При этом ведущим методом остается длительное наблюдение за детьми
Планирование работы Планирование работы включает взаимосвязанные блоки: систематизированные мероприятия, направленные на решение воспитательно-образовательных задач поэтапная проверка уровня развития детей по определенным направлениям.
Характеристика педагогической деятельности Педагогическая деятельность , как и всякая иная деятельность, представляет собой систему , имеющую определенную структуру, внутренние переходы и превращения. В ней можно выделить следующие компоненты: мотив – цель - предмет - способы осуществления – результат.
требования к воспитателю . Прежде всего это необходимость осознания величайшей ответственности за счастливое детство ребенка, его судьбу. Однако для успешной деятельности педагога мало понимания непреходящей ценности дошкольного детства, требуется еще и знание закономерностей развития ребенка . Одна из закономерностей - зависимость психического, физического развития ребенка от окружающей среды, невозможность его существования без взрослых. Отсюда вытекают важнейшие профессиональные функции педагога - создание педагогических условий для успешного воспитания детей -обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей. Педагог в современном дошкольном учреждении
Каждая функций воплощается в определенной сфере деятельности педагога Реализация первой функции сопряжена с созданием развивающей среды , т.е. среды, которая побуждает ребенка к активности, к деятельности развивающего характера. Забота об укреплении здоровья (физическое и психическое) - залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений.
Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми - основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется: в планировании предстоящей работы на основе программно-методической документации, в непосредственном проведении этой работы, в анализе ее результатов. Поэтому профессиональными функциями современного педагога являются следующие: -участвовать в педагогическом просвещении родителей. - регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и дошкольного учреждения.
Профессиональные умения педагога гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские специальные
Личностные качества педагога Собирательным свойством личности педагога является профессиональная направленность: комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, Профессиональное самосознание . Профессиональная направленность характеризует определенное отношение к обществу, природе, окружающим людям, отношение к педагогическому труду, стиль педагогического общения.
Педагогический такт (от лат. tactus прикосновение, ощущение ) означает чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом, соблюдение правил приличия . Эмпатия выражается в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности Педагогическая зоркость проявляется в способности педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого воспитанника и детского коллектива в целом. Педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы. Культура профессионального общения предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах « педагог- ребенок», «педагог - родители», «ребенок - ребенок ,«педагог - коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата Педагогическая рефлексия это самоанализ проделанных шагов, оценка полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью . Г Глоссарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический тренинг Отработка навыка проектирования педагогического процесса в ДОУ на основе интеграции образовательных областе
Презентация, практический материал к тренингу.Тренинг проводили в марте 2011 года в рамках проведения городского конкурса "Инновационного опыта по введению ФГТ". (I Место)...

Педагогический совет Тема: «Проектирование педагогического процесса путем интеграции образовательных областей»
Сценарий педагогического совета «Проектирование педагогического процесса путем интеграции образовательных областей» разработан с целью повышения уровня компетентности педагогов дошкольного образовател...
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"
Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

Педагогический совет "Повышение эффективности педагогического процесса"
«Повышение эффективности педагогического процесса»Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметит...

Внедрение и рациональное использование здоровьесберегающих педагогических технологий в педагогическом процессе ДОУ
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий, классификация....
Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.
Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Внедрение инновационных процессов в методическую работу ДОУ как условие повышения качества педагогического процесса
Модернизация дошкольного образования обуславливает необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делает научный анализ и практическое совершенствование этой работ...