Адаптация ребенка к условиям детского сада
консультация (младшая группа)

НВ Фролова

Адаптация ребенка в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация — процесс приспособления организма к новым условиям жизни, к изменившейся обстановке. И детский сад является именно тем местом, где ребенка ждет много нового и неизвестного. Адаптация охватывает огромное количество индивидуальных проявлений и реакций личности, характер которых зависит от личностных, физических и психических особенностей ребенка, от устоявшихся семейных взаимоотношений «папа — мама»«родители — ребенок», от возникающих и обновляющихся условий в дошкольном учреждении. К сожалению, адаптация к детскому саду – это большой стресс для ребенка и его родителей.

Процесс адаптации к детскому саду и ее темп проходят для всех детей по-разному. Существует много факторов, влияющих на скорость и безболезненность данного процесса.

Несомненно, наиболее просто процесс привыкания к саду и вливания в детский коллектив проходит у детей, которые дома соблюдают режим, приближенный к режиму ДОУ.

Разные дети адаптируются к переживанию разлуки со взрослыми легче или тяжелее. Играет роль и возраст ребенка, и история выращивания ребенкабыл все время с мамой или часто получал заботу от разных взрослых: мамы, папы, бабушки, сестры, няни.

Нужно отметить, что не только соблюдение режима дня является подготовкой ребенка к успешной адаптации в детском саду. Важным фактором также является объяснение ребенку непосредственно такого явления, как детский сад. В раннем дошкольном возрасте процесс объяснения наиболее легко проходит через игру. Например, можно «построить» дома свой детский сад для игрушек и обыграть с ребенком некоторые ключевые моменты«Бегемотик захотел в туалет и подошел к воспитателю»«Сова хочет почитать книжку и попросила разрешения у Елены Анатольевны» итд. Родителям рекомендуется по возможности заранее познакомить ребенка с воспитателем, представить их друг другу.

Чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел наиболее безболезненно во многом зависит от нас, воспитателей. Приучать ребёнка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни пребывание ребенка в группе должно быть минимальным (начинать можно от одного часа в день). Желательно, чтобы ребенок дома позавтракал, потому что многие дети поначалу совсем отказываются от еды. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Если ребенок привыкает тяжело, можно посоветовать родителям в первые дни приходить только на прогулку. Только через две-три недели, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день.

Воспитатель должен предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку, играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ имеет три степени. Легкая адаптация в этом возрасте характеризуется недолгим пребыванием в отрицательном эмоциональном состоянии. На этой стадии дети страдают расстройством сна, у них пропадает аппетит, они отказываются играть со сверстниками. Адаптация средней тяжести выражается в более медленной нормализации эмоционального состояния. На этой стадии адаптации часто случаются болезни, которые длятся недолго и не несут за собой каких-либо последствий. Психическое состояние нестабильное, любая новизна вызывает негативные реакции. Тяжелая степень адаптации — эмоциональное состояние стабилизируется медленно (несколько месяцев, ребенок отличается агрессивным поведением, которое негативно сказывается на его здоровье и развитии. Данная степень адаптации обусловлена отсутствием режима в семье, неумением играть с игрушкой, неумением общаться с новыми людьми и др. Важную роль играет социальная адаптация детей, так как ДОУ является первым социальным институтом, где они приобретают опыт общения со сверстниками и другими людьми. Социальная адаптация зачастую проходит тяжело, так как страх является постоянным спутником в этом возрасте. Дети боятся незнакомых для них взрослых, они не понимают, почему они должны слушаться других людей, им нравится играть одним, чем с кем-либо. Как правило, другие малыши к такому ребенку подходят редко, так как видят, что он не готов на диалог. Если же случается, что ребенок находит контакт с другими малышами, то это говорит о том, что адаптационный период для него подошел к концу.

Если воспитатель сам вовлечен в процесс совместной игровой деятельности, всегда готов показать новые игры и забавы, детям намного проще осваиваться в групповом помещении и детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада

В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...

Адаптация ребенка в условиях детского сада.

Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...

Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....

Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)

Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...