Изучаем ФОП ДО
рабочая программа

Шадяк Надежда Петровна

 Данная презентация предназначена для педагогов дошкольных образовательных учреждений. В ней представлены особенности структуры и содержания ФОП ДО, нормативные документы и необходимые управленческие решения и методические шаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchaem_fop_do.pptx343.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИЗУЧАЕМ ФЕДЕРАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (консультация для педагогов ДОУ) Подготовила: Шадяк Н.П. старший воспитатель МДОУ детский сад № 5 «Тополёк» 2023

Слайд 2

Нормативная база перехода на ФОП ДО на федеральном уровне : * « Образовательные программы ДО разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей ОД, в соответствии с ФГОС ДО и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования . Содержание и планируемые результаты разработанных ОО образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования»; * «Федеральная основная общеобразовательная программа - учебно-методическая документация (федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования определенного уровня и(или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы»; * ООП подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года» . 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №371-ФЗ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 2022 Г. «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Слайд 3

2 . ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 08.11.2022 № 955 « О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ и УО БЫЛО СТАЛО П 1.7 ФГОС ДО является основой для разработки вариативных примерных образовательных программ ДО ФГОС ДО является основой для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования П 2.5 Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и ФОП ДО П 2.6 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее-ОО) Содержание ООП ДО должно обеспечивать физическое и психическое развитие ребенка в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания (далее –образовательные области)

Слайд 4

Ключевые изменения во ФГОС ДО П.2.6: перечень ОО не изменился, однако расширено и конкретизировано их содержание; П.2.7: частично изменен перечень детских видов деятельности; П.2.10: уточнено, что содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФОП ДО; П.2.11: уточнено, что содержательный раздел Программы должен включать описание ОД в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти ОО, Федеральной образовательной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; П.2.12: указано, что обязательная часть программы должна соответствовать ФОП ДО , и может оформляться в виде ссылки на ФОП; П.2.13: указано, что в краткой презентации ООП ДО , помимо прочего должна быть представлена ссылка на ФОП ДО П.3.2.9: максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН; П.4.6: включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте , а также расширены целевые ориентиры в р/возрасте и на этапе завершения дошкольного образования.

Слайд 5

ФОП ДО соответствует ФГОС ДО ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25.11.2022 № 1028 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (ЗАРЕГИСТРИРОВАН 28.12.2022 № 71847): « ФОП позволяет реализовать несколько функций дошкольного уровня образования: 1 . Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации , формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами. 2.Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины. 3 . Создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО , вне зависимости от места проживания»

Слайд 6

«Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях осуществляющих ОД и планируемые результаты освоения образовательной программы» Содержание и планируемые образовательные результаты, заявленные в ФОП ДО, ОБЯЗАТЕЛЬНЫ для достижения в каждой ДОО

Слайд 7

Особенности структуры ФОП ДО Структура ФОП ДО : * целевой, * содержательный, * организационный разделы В целевом разделе: • Пояснительная записка : цель, задачи, принципы, подходы к формированию Программы; • Планируемые результаты реализации Программы; • Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ;

Слайд 8

Особенности структуры ФОП ДО В содержательном разделе : • Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по ОО :  социально-коммуникативное развитие познавательное развитие речевое развитие художественно-эстетическое развитие физическое развитие • Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы ; • Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; • Способы и направления поддержки детской инициативы; •Особенности взаимодействия пед. коллектива с семьями обучающихся; •Направления и задачи коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работы на уровне ДОУ; •Федеральная рабочая программа воспитания;

Слайд 9

Особенности структуры ФОП ДО В организационном разделе : • Психолого-педагогические условия реализации Программы; • Особенности организации развивающей предметно-пространств. среды; • Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ; • Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы; •Кадровые условия реализации Программы; •Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах; •Федеральный календарный план воспитательной работы ;

Слайд 10

Особенности содержания ФОП ДО Общие положения : * Опора Программы на принципы ДО, зафиксированные во ФГОС ДО; * Обязательная часть (не менее 60%, должна соответствовать ФОП ДО) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (не более 40%); * ФОП включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и др. В целевом разделе : +представлены планируемые результаты освоения ФОП в младенческом, раннем и дошкольном возрасте (к 4-м,5-ти,6-ти годам , на этапе завершения освоения ФОП ДО); В содержательном разделе : + федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы ; В организационном разделе : + примерные перечни худ. литературы, муз. произв-ний , произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, примерный перечень рекомендуемых анимационных произведений, федеральный календарный план воспитательной работы .

Слайд 11

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ: Цель ФОП : разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа (жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России), исторических и национально-культурных традиций. Задачи ФОП (НОВОЕ): • обеспечение единых для РФ содержания и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО ; • приобщение детей к базовым ценностям российского народа…, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; • достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования !

Слайд 12

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : * Неправомерность требования от детей дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, понимание планируемых результатов реализации ФОП как характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к моменту завершения ДО; * Обозначенные в ФОП возможные достижения детей «к году», «к трем годам» и т.д. имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов; *Планируемые результаты в младенческом, раннем, дошкольном возрасте (к 4-м, к 5-ти, к 6-ти годам) и к моменту завершения освоения ФОП представлены, дополнены и конкретизированы, с учетом цели и задач ДО; * Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ФОП ДО направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками ;

Слайд 13

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ : * Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения (основные формы, методы) определяются ФГОС ДО (п.3.2.3 и п. 4.6). * Периодичность проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов определяется ДОО. В ФОП уточнена оптимальная периодичность – дважды в год (стартовая, с учетом адаптационно периода, и заключительная на этапе освоения содержания программы возрастной группой). Присутствуют уточнения об основном методе (наблюдении), других малоформализованных методах и методиках педагогической диагностики, а также об индикаторах оценки наблюдаемых фактов. *Проведение психологической диагностики определяется положениями ФГОС ДО (п.3.2.3)

Слайд 14

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ : * Представлены задачи и содержание образовательной деятельности с детьми всех возрастных групп по всем образовательным областям. * Содержание образовательной деятельности в каждой образовательной области дополнено и расширено , с учетом цели, задач, планируемых результатов. * Содержание образовательных областей дополнено задачами воспитания , отражающими направленность на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд», « По знание », «Культура», «Красота», «Здоровье». * Вариативность форм, способов, методов и средств реализации ФОП ДО. Выбор зависит не только от возрастных и индивидуальных особенностей детей, учета их особых образовательных потребностей, но и от личных интересов, мотивов, ожиданий, желаний детей. Важно признание приоритетности субъектной позиции ребенка в образовательном процессе .

Слайд 15

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ * Могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, за исключением тех, которые могут нанести вред здоровью детей. * Педагог самостоятельно определяет формы, способы, методы реализации ФОП ДО, в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов. При выборе форм реализации образовательного содержания, необходимо ориентироваться на виды детской деятельности, определенные во ФГОС ДО для каждого возрастного этапа (младенческий, ранний, дошкольный возраст). * Уточнены методы реализации задач воспитания, методы реализации задач обучения дошкольников.

Слайд 16

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ * Представлены варианты организации совместной деятельности детей с педагогом и другими детьми, уточнены возможные варианты позиции педагога на основе его функции: обучает чему-то новому, равноправный партнер, направляет совместную деятельность детской группы, организует деятельность детей друг с другом, наблюдает самостоятельную деятельность детей. * Уточнено особое место и роль игры в образовательной деятельности и в развитии детей. * Уточнены возможные формы организации образовательной деятельности по Программе в первой половине дня, на прогулке, во второй половине дня. *Развернуто представлена информация о занятии как организационной форме, не означающей обязательную регламентированность процесса, и предполагающей выбор педагогом содержания и педагогически обоснованных методов образовательной деятельности.

Слайд 17

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ *Выделены способы, направления и условия поддержки детской инициативы на разных возрастных этапах. * Представлено направление взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников: цель, задачи, принципы, направления, возможные формы (расширено). * Представлено направление коррекционно-развивающей работы с детьми и/или инклюзивного образования: задачи, содержание, формы организации и др. (расширено). * Отдельным блоком (п. 29) включена Федеральная программа воспитания.

Слайд 18

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ * Психолого-педагогические условия дополнены ( например, уточнено, что образовательные задачи могут решаться как с помощью новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, обогащенные игры детей в центрах детской активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей) так и традиционных (фронтальные, групповые, индивидуальные занятия). * В блоке, посвященном РППС, уточнено, что ФОП ДО не выдвигает жестких требований к организации РППС, и оставляет за ДОУ право самостоятельно проектировать предметно-пространственную среду в соответствии с ФГОС ДО и с учетом целей и принципов Программы, а также ряда требований. *Блок, посвященный материально-техническому обеспечению Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, наполнен обобщенными требованиями («Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования» (письмо Минпросвещения России ТВ-413-03 от 13.02.2023)

Слайд 19

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ * Представлен развернутый примерный перечень * художественной литературы (для каждой возрастной группы детей от 1 года до 7 лет) , * музыкальных произведений, * игр, упражнений и т.п. (для всех возрастных групп от 2 мес. до 7 лет), * произведений изобразительного искусства (для каждой возрастной группы от 2 до 7 лет) , а также * анимационных произведений, которые рекомендуются для семейного просмотра и могут быть использованы в образовательном процессе ДОУ (преимущественно отечественные мультипликационные фильмы и сериалы для детей 5-6 и 6-7 лет) , * Примерный режим и распорядок дня опирается на действующие СанПиН, даны как четкие требования, обязательные для соблюдения, так и рамочные ориентиры для изменения режима и распорядка дня.

Слайд 20

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ *В блоке «Федеральный календарный план воспитательной работы» дан перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат, и уточнено, что: • план является единым для ДОУ; • ДОУ вправе наряду с указанными в плане, проводить иные мероприятия, согласно ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей; • все мероприятия плана должны проводиться с учетом особенностей Программы, а также возрастных, физиологических, психоэмоциональных особенностей детей.

Слайд 21

Порядок действий ДОО в переходный период: основные этапы, управленческие решения и методические шаги 1. Создание в ДОУ рабочей группы, утверждение соответствующих локальных актов . 2. Разработка «дорожной карты» по приведению ООП в соответствие с ФОП ДО . 3. Изучение ФОП ДО и экспертиза действующей ООП ДО на предмет соответствия ФОП ДО. 4. Приведение ООП ДО в соответствие с ФОП ДО. 5. Утверждение ООП на основе ФОП ДО в ДОУ до 31.08.2023г .

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для воспитателей. Делаем вместе развивающие игры "Изучаем город дружно - нам подсказывать не нужно!"

Обычные кубики, которых достаточно в каждом доме и группе детского сада, умелыми стараниями педагога, нанизав на спицу, можно превратить в интересные развивающие игры....

Изучаем себя . О людях.

Чтобы помочь ребенку изучить окружающий мир, мы взрослые ,должны ему помочь познать себя........

Изучаем своё тело

Занятие из цикла "Ребёнок познает мир", на котором дети называют свои органы чувств (глаза, рот, нос, ухо); рассказывают об их роли в организме и о том, как их беречь....

Сценарий тетарализованной игры с детьми старшей группы по правилам дорожного движения “Изучая правила движения к Нюше мы идём на днём рождения”

Цели: - организовать досуг детей; - развивать творческие способности детей; - закрепить знания правил дорожного движения в форме игровой деятельности; - развивать эмоциональную сферу личности ребё...

УМК "Предшкола нового поколения" Ознакомление с окружающим "Маша и Миша изучают окружающий мир" по теме "Дедушка загадывает загадки" подготовительная группа.

Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим "Дедушка загадывает загадки". УМК "Предшкола нового поколения"....