Семинар- практикум "Приобщение к истокам русской народной культуры" с педагогами
методическая разработка

Ильяш Елена Николаевна

Цель: обобщать  знания воспитателей о русском фольклоре.

Задачи: раскрыть внутренний потенциал педагогов, пополнить копилку игр, загадок, пословиц, для воспитанников, воспитывать патриотические  чувства, позитивные отношения к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Цель: обобщать  знания воспитателей о русском фольклоре.

Задачи: раскрыть внутренний потенциал педагогов, пополнить копилку игр, загадок, пословиц, для воспитанников, воспитывать патриотические  чувства, позитивные отношения к народному творчеству.

Ход семинара-практикума:

- Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Академик Г. Н. Волков так охарактеризовал народную педагогику «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры – нет воспитания – нет духовности, нет  личности, без личности – нет народа как исторической личности».

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Основным условием, обеспечивающим качество и результат воспитания и обучения дошкольников на идеях народной педагогики, является взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, родителей. Важно отметить, что качество проведения занятий по знакомству детей с русским народным творчеством зависит от уровня профессионального мастерства и творчества педагогов.

   Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительности речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью.

     Мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с русской культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.

     Народное искусство – это глубокий незамутнённый источник художественных образов. Мы, как педагоги, обязаны ежедневно приобщать наших воспитанников к истории и культуре своего народа.

К средствам приобщения дошкольников к народной культуре относятся:

-народное творчество,

-декоративно-прикладное искусство,

- различные жанры устного народного творчества.

    Например, важным средством приобщения к культуре народа является пословица. В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" – назидательность. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.

     Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.

Народ всегда был высокого мнения о загадках: "Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.

Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

      В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.

. Также в работе с детьми необходимо использовать народные музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.).

     Особое место в процессе приобщения к э культуре занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность.

      Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

       Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

    Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.

    Декоративно- прикладное  искусство – это глубокий источник художественных образов.  

Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа.

   Подводя итог можно сказать, что вся система работы должна включать в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Работа должна заключаться в осуществлении художественно- эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.

Я считаю, что для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее:

-продолжать создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

-привлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс;

-создавать        условия        для        самостоятельного        отражения        полученных        знаний, умений детьми;

-устанавливать сотрудничество с другими учреждениями.

Педагогический тренинг.

Задание 1. Теоретическое

В связи с выше сказанным я предлагаю тренинг:

1.Что  значит, по вашему  мнению, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности?  (устраивать праздники, восстановить традиции, обряды);

2.Как вы считаете, в чём наиболее ярко отразились черты русского характера и присущие ему нравственные ценности? (обрядовые праздники);

3. Почему, на ваш взгляд, приобщение детей к народной культуре, формирование у них патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста? (чем раньше посеешь, тем раньше пожнёшь);

4.Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников? (ведомая);

5. Образное, краткое изречение, легко определяющее  какое-либо явление (поговорка),

6.Устное народное творчество, песня-сказание, основанные на реальных событиях (былина),

7.Основной вид устного народного творчества, художественное повествование, фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка),

8.Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка),

9..Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица),

10.Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор).

Задание 2. «Дело мастера боится». Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии, необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны вспомнить и назвать орудия труда и  как они использовались.

(На слайдах  написаны названия предметов: ухват, прялка, рубель, коклюшки, чёски, валёк.)

Рубель - деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья, накатки кож. Предмет домашнего обихода использовался для выколачивания и глажения белья.

Валёк - длинный, плоский, слегка выгнутый, по одной стороне ребристый брусок с рукояткой для катания белья на скалке, для выбивания его при стирке (обычно у берега, в текучей воде).

Чески - это две широкие щетки с частыми железными зубцами, похожие на щетку, которой вычесывают пух, но значительно больше по площади.

Задание 3 В русском фольклоре часто встречаются старинные слова.  А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?

  1. Баской – нарядный, красивый,
  2. Година – хорошая погода,
  3. Живот – жизнь,
  4. Ладом – хорошо,
  5. Орать – пахать,
  6. Седмица – неделя,
  7. Супостатка – соперница,
  8. Имение – добыча, имущество,

4.  Задание 4. «Заморочки из бочки»

 Я буду начинать пословицу, а вы должны закончить. Слушаем внимательно.      

Маленькое дело – (лучше большого безделья).

  1. Волков бояться – (в лес не  ходить)
  2. Семеро одного – (не ждут)
  3. Окончил дело – (гуляй смело)
  4. Делу время – (потехе час)
  5. Окончил дело – (гуляй смело)
  6. За двумя зайцами погонишься – (ни одного не поймаешь)
  7. В гостях хорошо – (а дома лучше)

   Мы знаем много пословиц, но они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Сейчас нужно вспомнить вторую часть пословицы.

  1.  Молодо зелено, погулять велено.
  2. Вольному воля, спасенному – рай.
  3. Голод – не тетка, пирожка не подсунет.
  4. Знай наших, последняя копейка ребром.
  5. На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай.
  6. По Сеньке шапка, по Ереме колпак.
  7. Попытка не пытка, спрос не беда.
  8. Рука руку моет, обе белы бывают.
  9. Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.
  10. Деньги счет любят, а хлеб меру.

Задание 5. «Пословица недаром молвится» (ответить на вопрос  пословицей)

1. Какую пословицу педагог скажет тому, кто первым сделал задание , но допустил ошибку? («Поспешишь – людей насмешишь»).

2. В какой пословице говорится о том, что дорогу можно найти и в неизвестной местности? («Язык до Киева доведет»).

3. Что говорят о человеке, который очень хорошо выполняет свою работу? («Дело мастера боится»).

4. Что говорят о чрезмерно любопытном человеке, который постоянно вмешивается в разговоры других? («Много будешь знать – скоро состаришься»).

5. Какую пословицу вы вспомните, если долго не могли решить задачу, а кто-то вам помог? («Один ум хорошо, а два – лучше»).

6. Если в какой – то трудной ситуации ваш друг не пришел вам на помощь, какую пословицу вы вспомните? («Друг познается в беде»).

7. Что скажут родители, если сын взялся за несколько дел сразу и ни одно не довел до конца? («За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»).

8. Какую пословицу можно применить к человеку, который не знает, куда себя деть от безделья? («Скучен день до вечера, коли делать нечего»).

Ведущий. У меня к вам есть вопрос,

Кто пословиц  знает воз?

Перед вами  на столах в конвертах спрятаны пословицы. Предлагаю игру «Собери пословицу»

  1. СЕМЬ РАЗ  ОТ-МЕРЬ – ОДИН РАЗ ОТ-РЕЖЬ.
  2. ВОЛ-КА НО-ГИ КОР-МЯТ
  3. ДОБ-РОЕ СЛО-ВО И КОШ-КЕ ПРИЯТ -НО
  4. ЛЮ-БИШЬ КА-ТАТЬ-СЯ  - ЛЮ-БИ И  СА-НОЧ-КИ ВО-ЗИТЬ

    Задание 6    Отгадайте русские загадки:

  1. Длинна как дорога, коротка как блоха (жизнь).
  2. Шарю-пошарю, в угол встану (веник).
  3. Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).
  4. Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь (болото).
  5. Что не сеяно родится (трава).
  6. Зимой нет теплей, а летом холодней (печка).

Задание 7 Что означают эти народные приметы.

  1. Если двое зевают одновременно (значит, им вместе водку выпивать).
  2. Не ешь с ножа (будешь злым).
  3. Нельзя подавать другому соль из рук (к ссоре)
  4. Что не поссориться, подавая соль (нужно засмеяться).
  5. Нельзя давать другому булавку (к ссоре)
  6. Выходить куда-либо в дождь (к благополучной дороге).
  7. Прищемить одежду в дверях (быть еще раз в этом доме).

 Перед вами слова: Масленица, Рождество, Крещение, Пасха, Новый год.

1.Какой из праздников на Руси не имел точного срока в календаре? В этот день не ели мяса, запасались к нему рыбой. (Масленица).

2.В переводе название этого праздника означает «прохождение мимо». В этот день играли в игру «        Чокание» (Пасха).

3.Этому празднику предшествует сорокадневный пост. На праздник готовят блюда из свинины, из теста пекут коровок, бычков, петушков. (Рождество).

А сейчас у нас музыкальная пауза «Оркестр» (воспитатели по команде ведущего играют на народных инструментах)

Задание 8

  1. Золотая роспись по дереву из Нижнего – Новгорода? (хохлома),
  2. Народное искусство, свойственное какой-либо местности? (промысел),
  3. Место изготовления забавных игрушек и скульптур из дерева? (Богородское),
  4. Роспись деревянных предметов быта Нижегородской области? (Городец),
  5. Инструмент для проработки  мелких  деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий? (стека),
  6. Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм? (дымково),
  7. Бело-синее чудо? (гжель),
  8. Чередование элементов росписи в определённом порядке? (узор).

Задание 9 «Сказки».

Ведущий. В этом конкурсе мы проверим,  как вы знаете сказки.

1.Сказочная героиня, владелица первого в мире летального аппарата (Баба Яга)

2.Имя сестры Бабы-Яги, хозяйки болот (Кикимора)

  1. Где находится смерть Кощея? (Дуб, сундук, заяц, утка, игла).
  2. какие  русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц»
  3. Кто из животных  пострадал, ловя рыбу из проруби (Волк).
  4. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок).
  5. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка (Лягушка).
  6. В кого превратился Иванушка, испив водицы из лужи? (Козленочка).
  7. Какая курочка снесла  золотое яичко? (Курочка Ряба).
  8. Какой вид энергии использовала Баба-Яга летая в ступе? (Нечистую силу).

Задание 10. «Скажи быстро»

- Прошкина Шавка укусила шапку, бьет  Пашка шапкой Прошкину Шавку.

- Дали Клаше кашу с простоквашей, ела  Клаша кашу с простоквашей.

Молодцы, вы много знаете и детей этому научите!

Будьте здоровы, живите богато!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практического семинара для педагогов ДОУ "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Конспект практического семинара для педагогов ДОУ"Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В практическом материале предлагается для педагогов деловая игра, презентация, анализ тематичес...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»...

План совместной работы по приобщению к истокам русской народной культуре Педагогов, родителей и детей подготовительной к школе группы

Преемственность МАДОУ и родительского коллектива в воспитании ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры,   способствующей развитию личностных качеств....

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"

laquo;Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских и хакасских народных сказок"...

Презентация Семинар-практикум для родителей на тему "Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Материал будет полезен воспитателям для организации семинара-практикума с родителями дошкольников. Презентация содержит игровые задания для родителей по теме "Устное народное творчество"...