«Создание условий для развития и поддержки детской инициативы»
статья

Шайхуллина Айсылу Рашитовна

«Создание условий для развития

 и поддержки детской инициативы»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание условий для развития

 и поддержки детской инициативы»

В связи с введением ФГОС ДО изменились и подходы к организации образовательного процесса в ДОУ. Особенности современного образовательного процесса представлены по трем компонентам: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, характер взаимодействия педагога с детьми, содержание образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение

1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.

2. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

3. Обеспечение эмоционального благополучия и психологической комфортности дошкольников.

4. Педагогическая оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями.

5. Поддержка инициативы и активности детей в разных видах деятельности, помощь в самоутверждении и самовыражении.

6. Достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств.

7. Целевые ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка, который не может быть непосредственно применен к отдельному ребенку.

Характер взаимодействия педагога с детьми

1. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.

2. Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

Содержание образовательного процесса

1. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса.

2. Осуществление образовательной деятельности на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении.

3. Реализация Программы в формах, специфических для дошкольников (в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка).

4. Приоритет игры как ведущего вида деятельности дошкольника.

5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфически детских видах деятельности.

6. Повышение роли семьи при взаимодействии с дошкольным учреждением, включение родителей в непосредственно образовательную деятельность, поддержка образовательных инициатив семьи.

7. Организация развивающей предметно-пространственной среды как важнейшего условия успешной реализации ФГОС ДО.

1.3. Каковы наиболее актуальные формы взаимодействия
педагога с детьми

В связи с обновлением содержания дошкольного образования актуальны новые формы взаимодействия педагога с детьми, которые ориентированы:

— на индивидуальные особенности и возрастные возможности воспитанников;

— на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

— на признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Одной из основных форм взаимодействия педагога с детьми является образовательная ситуация. Образовательная ситуация планируется и организуется педагогом для решения задач развития, воспитания и обучения ребенка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике.

Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельностиОсновные задачи — формирование у дошкольников новых умений и представлений в различных видах деятельности, обобщение знаний по теме,

Образовательные ситуации могут быть включены в образовательную деятельность в режимных моментах. Основные задачи — закрепление имеющихся знаний и умений у воспитанников, их применение в новых условиях, освоение новых способов деятельности.

Алгоритм проведения образовательной ситуации:

Введение в ситуациюПедагогом создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность.

Актуализация знаний и умений. Организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.

Затруднение в ситуации. При помощи педагога анализируется возникшая проблемная ситуация: фиксация затруднения, выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий).

«Открытие» нового знания. Выбирается способ преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез, а также определяется порядок действий. Поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) происходит посредством использования различных форм организации детских видов деятельности. Именно они обеспечивают, с одной стороны, преодоление затруднения (достижение детской цели), а с другой, — решение программных задач («взрослую» цель). Фиксируется новое знание или способ действия.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений. Использование нового знания (способа действия) совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух алгоритма (способа). Самопроверка по образцу и (или) взаимопроверка. Использование новых знаний (способов действия) в совместной деятельности: работа в парах, подгруппах.

Осмысление. Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание воспитателем (в младшей и средней группе) или детьми (в старшей или подготовительной к школе группе) условий, которые позволили достигнуть этой цели. Акцентирование на успешном опыте преодоления трудностей через выявление и устранение их причин.

Еще одной современной формой совместной деятельности педагога с детьми является игровая обучающая ситуация (по О. М. Ельцовой, А. Н. Тереховой).[1]

Авторы предлагают четыре вида ИОС: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки.

В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Такие ситуации чаще всего используются в работе с младшими дошкольниками. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

Ситуации-упражнения. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС авторы рекомендуют использовать со средней группы.

Ситуации-проблемы. Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных направлений социальных отношений и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры и произвольно изменять своё игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребёнок находится в активной действующей позиции.

В подготовительной к школе группе О. М. Ельцова и А. Н. Терехова рекомендуют использовать ситуации-оценки, которые предполагают анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

Другой автор современных форм взаимодействия — О. В. Дыбина[2], — при организации режимных моментов предлагает интегрированную форму взаимодействия педагога и детейкоторую характеризует как относительно устойчивую, целостную, логически выстроенную конструкцию целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающую интеграцию различных видов детской деятельности (реализацию интегрированной деятельности детей).

Такими интегрированными формами могут быть: концерт, поисковая лаборатория, викторина, тренировка, книгоиздательство, выставка, проект, мастерская, путешествие, редакция (газеты, журнала), трудовая акция, маршрутная игра, конструкторское бюро, коллекционирование, клуб, олимпиада, ярмарка, КВН.

Как распределить образовательную деятельность
в режимные моменты

Так как в соответствии с ФГОС ДО образовательная деятельность осуществляется в течение всего времени нахождения ребенка в ДОУ, необходимо рационально распределить эту деятельность во времени, а также предоставить дошкольникам время для самостоятельной деятельности и для отдыха. Правильно составленный режим дня имеет огромное психологическое, педагогическое и оздоравливающее значение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Создание условий для поддержки детской инициативы"

Данный материал поможет поддержать инициативу ребенка в домашних условиях....

«Создание условий для поддержки детской инициативы»

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в виде презентации....

Консультация "Создание условий для поддержки детской инициативы в ДОУ."

Консультация для воспитателей детских садов на тему "Создание условий для поддержки детской инициативы."...

Педагогический совет на тему «Создание психолого-педагогических условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников в экологическом развитии» в форме деловой игры.

Цель данной статьи показать, как можно активизировать практическую направленность экологических знаний педагогов, развивать их творческий потенциал и компетентность в сфере экологического развити...

Условия психолого-педагогической поддержки детской инициативы в игровой деятельности

В данной статье описывается организация предметно-пространственной, предметно-игровой и предметно-развивающей среды....