Педагогические скрипты
учебно-методический материал

Стручалина Нина Владимировна

 

 

 

Педагогические скрипты

для организации

субъект-субъектного

взаимодействия

 

 

Педагогический скрипт № 1

«Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»

 

Шаг 1

 

Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое

 

 

Дети, раннего возраста

 

Дети дошкольного возраста

Цыплята

Знайки и умейки

Зайчата

Юные друзья

Крошки

Умники и умницы

Богатыри и Дюймовочки

 Девчонки и мальчишки

Рыцари и принцессы

Почемучки

Дочки и сыночки

Богатыри и Дюймовочки

Девчонки и мальчишки

Дочки и сыночки

Солнышки

Рыцари и принцессы

 

 

ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!

СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение

«МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

Шаг 2

 

Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»

 

  • Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т.д.)?
  • Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам.
  • Педагог в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т.д.) произносит призывные слова.
  • Внимание! Внимание! Срочно отправляемся на прогулку!
  • Срочно требуется помощь!
  • Открывается мастерская! и др.
  • Кто меня видит - топните ножкой,

•           Кто меня слышит - хлопни в ладошки!

  • Раз, два, три - все ко мне скорей беги!
  • Раз, два, три, четыре, пять - будем весело играть!
  • Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть?
  • Кто любит мультфильм.... (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня ДЛЯ ВАС есть интересное предложение!
  • Очень хочу с вами посекретничать 
  • Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?..
  • Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т.д.) как сюрпризный момент.
  • Кто знаком с этим предметом? Ого! Нас много (мало)!
  • А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!

 

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

Если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос и перечислили варианты

imageimage

 

 

Хотите узнать? А что нужно делать, когда хочешь что-то узнать?

Хотите, я покажу вам еще одну веселую (классную, прикольную)? игру с…. ? (назвать предмет)?

 

1. При утренней встрече детей педагог приклеивает к одежде ребенка сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т.д. из оракала) со словами:

- Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это - сюрприз! Сегодня у нас будет интересный день!

•           Затем, в удобный момент педагог обращается к детям:

  • Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку!

Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут!

  • На солнечной полянке сегодня праздник урожая....

-На звездной полянке сегодня…      

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический скрипт № 2

«Как мотивировать детей, чтобы они САМИ захотели с вами играть?»

 

Создать проблему

 

  • Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)
  • Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления... {дождаться предложений детей сделать постановку)
  • Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку ... {назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)
  • Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь?

{дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее...)         

 

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Подключить органы чувств

 

Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог.

  • Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

Если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос и перечислили варианты

imageimage

 

 

А какая музыка нравится тебе?

 

О чем вы думаете, когда слышите эту музыку?

 

  • Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?
  • А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!
  • Что необходимо будет тебе, Катюша, для этого? А тебе, Иван?

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

Провоцировать

 

В зимний период года дети собираются на прогулку.

• Ребята! У меня для вас замечательное предложение - верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей). - Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка сократится.... (ответы детей)

  • Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей) -    Что вы предлагаете сделать?

  

 

     Просить помощи

 

  • Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой (дождаться вопросов детей)
  • Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.
  • Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?
  • Как нам это сделать?
  • Дорогие мои друзья, в нашем детском саду (городе, царстве - государстве и т.д.) произошла неприятность (выдержать паузу, дождаться первого вопроса детей, сообщить что случилось).
  • Что будем делать?

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический скрипт № 3

 

«Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается)?»

 

 

 

Шаг 1

 

Ответьте для себя на следующие вопросы:

 

  • Вам важно, чтобы ребенок НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, не почувствовал себя лишним и ненужным?
  • Вам важно, что ребенок все же захотел играть вместе с вами?
  • Вам важно показать поведенческий пример для своих воспитанников? Если Вы ответили утвердительно, на эти вопросы, то переходите шагу № 2

Если Вы ответили отрицательно, хоть на один из вопросов, задумайтесь, а правильно ли вы выбрали профессию

 

 

 

 

 

 

 

Шаг 2

 

Примените одну из предложенных речевых «формул» или придумайте собственную:

 

 -          «Ой, как здорово! К нам присоединился Миша! Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?»

  • «Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»
  • «Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать...»
  • «Ты пришел нам помочь? Как вовремя!»
  • «Посмотрите, какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Ванечка отложил все свои дела и присоединился к нам. Мы на это надеялись и приготовили для тебя необходимый материал»
  • «Маша пришла! Нам как раз тебя не хватало! Присоединишься к нам?»
  • «Верочка, мы с ребятами очень рады тебя видеть! К сожалению, мы уже заканчиваем лепить (рисовать и т.д.), но очень хотим тебя попросить помочь нам это оформить. Сможешь?»

 

ВАЖНО:

 

  • иногда хватит одного Вашего взгляда, чтобы, не смотря на все слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!
  • иногда хватит одного Вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру, чтобы малыш отказался от своего первоначального намерения и присоединился к вашей деятельности.

 

 

 

 

 

Педагогический скрипт № 4

 

«Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности?»

 

Шаг 1

 

Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое

 

Дети, раннего возраста

Дети дошкольного возраста

Цыплята

Знайки и умейки

Зайчата

Юные друзья

Крошки

Умники и умницы

Богатыри и Дюймовочки

 Девчонки и мальчишки

Рыцари и принцессы

Почемучки

Дочки и сыночки

Богатыри и Дюймовочки

Девчонки и мальчишки

Дочки и сыночки

Солнышки

Рыцари и принцессы

 

 

ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!

СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение

«МОЙ», «МОЯ», «МОИ» 

 

Шаг 2               

 

Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»

 

  • Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило:

«Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»

  • Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами.
  • Договорились? (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений)
  • А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в ... (игре, ситуации, на прогулке)!
  • Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь... (педагог называет любую роль, соблюдая полоролевой принцип). Что тебе для этого нужно?
  • Только помни наше правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!» -          А тебе не будет скучно одному?
  • Как жаль, что ты не узнаешь...
  • А ты не хотел бы помочь (указать кому) ...
  • А вдруг твой совет окажется самый важным? ...
  • А как же мы без тебя справимся?
  • А может быть, ты присоединишься к нам позже? ВАЖНО: понимать, что если детей, желающих принять на себя данную роль, окажется несколько или большинство, то педагогу надо будет переключиться в другое мероприятие, подхватывая детскую инициативу!
  • Подумай, что тебе мешает присоединиться к нам? Ты можешь вернуться к этому позже?

 

 

 

 

 

 

 

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

Если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос и перечислили варианты

imageimage

 

 

Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь! 

Хочешь узнать, что мы будем делать? (назвать предмет)?

 

  • Педагог предлагает ребенку импровизированный рюкзачок

 - Тогда ты мне можешь помочь, собери в него все интересные дела, какие только у тебя есть! А потом мы вместе, если ты захочешь, покажем их всем ребятам! Ты можешь взять любые материалы, если они тебе понадобятся. Договорились?

 

СОВЕТ: в знак скрепления партнерских отношений можно пожать руки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический скрипт № 5

 

«Как лучше поступить, если дети ссорятся?»

 

Шаг № 1:

 

Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, интонацией).

 

Возможные речевые «формулы»:

 

«Так.. .что-то тут произошло...»

«Здесь, кажется, нужная скорая помощь...»

 

Шаг № 2:

Прояснить конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон.

 

Возможные речевые «формулы»:

 

«Я предлагаю разобраться! Кто первый расскажет, что произошло?» «Ребята, давайте разберемся вместе! Вова, расскажи, пожалуйста, почему ты плачешь?» (обратиться нужно к тому ребенку, который более ярко демонстрирует обиду).

 

 

Шаг № 3:

 

Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту).

Возможные речевые «формулы»:

«Расскажи, пожалуйста, Миша, почему ты это сделал? Что ты хотел?» (необходимо обращаться без эмоционально-оценочной интонации).

«А если бы Вова сделал по-другому, то ты бы как тогда поступил? А если бы Миша тебя вежливо попросил, что бы ты сделал?» На протяжении шага № 2, 3:

Работать с чувствами детей (техника активного слушания).

Возможные речевые «формулы»:

«Он тебя толкнул и тебе очень больно...»

«Ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить...»

 

Шаг № 4:

 

Выясняем альтернативные варианты развития событий.

Возможные речевые «формулы»:

 

Как ты думаешь, как можно было сделать по-другому, чтобы Вове не было так обидно (больно, неприятно, страшно)?»

„Интересно, как вы думаете, вы бы смогли договориться между

собой, а не драться? Что нужно было для этого сделать?»

 

Шаг № 5:

 

 Совместно   с детьми сформулировать возможные пути примирения», приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений) 

 

Возможные речевые «формулы»:

 

«Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы дальше не ссориться?»

И очень не хочу, чтобы эта неприятность повторилась... Это возможно? Давайте договоримся!» Шаг № 6:

Примирение

Возможные речевые «формулы»:

«Как можно помириться? Я уверена, что вы этого очень хотите, ведь вы дружные ребята!»

«Как можно извиниться? Я точно знаю, что ты, Мишенька, очень хочешь это сделать, ведь ты такой хороший мальчик!»

 

 

Шаг № 7:

 

Беседа наедине (если это возможно) с ребенком, совершившим проступок (нарушившим правила взаимодействия в группе).

 

Возможные речевые «формулы»:

«Надеюсь это не повторится! Ты же очень добрый (ответственный, смышлёный) мальчик».

«Если бы ты был взрослым, чтобы ты себе сказал?».

 

 

Шаг № 8:

 

По возможности, объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.

 

Возможные речевые «формулы»:

 

«Кстати, есть предложение поиграть! У тебя какая любимая игра? А у тебя?» «А, может быть, поможете мне ребята? У меня есть очень важное дело для вас».

 

Шаг № 9:

 

Помочь детям выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.

 

Возможные речевые «формулы»:

 

«Ну как у вас идут дела?»

«Помощь нужна? Наш договор соблюдается?» И еще немного подсказок...

 

 

 

 

 

 

 

Подсказка 1.

Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.

Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.

 

Подсказка 2.

Всегда сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в ситуациях детских конфликтов.

 

Подсказка 3.

Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.

 

Подсказка 4.

Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора.

 

Подсказка 5.

Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.

 

Подсказка 6.

Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится.

 

Подсказка 7.

Используйте технику «активного слушания»:

  • обязательно повернитесь к ребенку лицом;
  • если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
  • стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось...», «он тебя толкнул и тебе очень больно...», «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить...»;
  • после утвердительного высказывания - держите паузу;
  • обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
  • выслушивая         переживания       одного        ребенка,     дайте          понять          взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический скрипт № 6

 

«Как лучше оценить деятельность детей?»

 

 

Кому адресовано

Похвала

Порицание

Всем        

вместе

  • Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.).
  • Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным? • Какие молодцы! (Если 100% успех).
  • Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные. ..
  • Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные... (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами!

 

 

 

 

  • Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали).
  • Я расстроилась из —  за  вашего поступка...
  • Как вы думаете, почему я расстроилась?
  • Я не ожидала такого вашего отношения ....
  • Я рассчитывала на другой  результат... 
  • -Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали?

Кому адресовано

Похвала

Порицание

 

Всем вместе

  • У вас хорошо получается!
  • Замечательно! Мне нравится ваша реакция...
  • Мне понравилось, как вы справились с заданием.
  • Я вам благодарна за ваше настроение!
  • Сегодня мы с вами сделали очень много...
  • Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)? - Многие из вас работали хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз?
  • Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?
  • Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?
  • Ваш поступок    привел        меня в восхищение!
  • Я считаю, что вы умеете  лучше. А что вам помешало? .... Погода? .... Плохое настроение?
  • Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно!
  • Насколько аккуратно

 (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать  критерии «на сколько»).

  • Ребята, а как вы думаете,  для чего вы так поступили? 
  • - Как вы думаете, почему  мы мало сделали?
  • Работа была очень трудная  (сложная) поэтому нам кое- что не удалось...

 

Мальчикам

  • Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд?
  • Ты сегодня герой дня!
  • Как ты сегодня смело поступил!
  • Ты сегодня был очень отзывчив!
  • Ты сегодня совершил мужественный поступок!
  • Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый!
  • Я вижу, что ты сам.... (сделал какието действия). - Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик!

-Ты настоящий: герой, рыцарь, защитник!

  • Я тобой горжусь, ты сегодня ....
  • Я думаю, в следующий раз у тебя обязательно получится....
  • Ты     настоящий художник   (поэт, строитель)!
  • Ты очень любознательный!
  • Ты настоящий капитан!
  • Какой же ты сегодня джентльмен!
  • В чем бы ты мог сегодня быть смелее? И почему?
  • Я считаю, что ты не очень хорошо себя          вел    (указать определенную ситуацию).
  • А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае?
  • Я огорчена, ведь я знаю, что ты можешь вести себя по-

 другому.... (что ты можешь быть  настоящим другом).         - Мне кажется, твой поступок не очень красивый…

Ты можешь сделать лучше, когда захочешь

 (когда стараешься)....

 

 

 

 

 

 Девочкам

  • Какая ты у меня умничка!
  • Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла!
  • Твой рассказ меня тронул...
  • Я вижу, что ты сегодня (старалась...) • Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала)? Мне - очень!
  • Как хорошо, что ты помогла своей подруге!
  • Настоящая принцесса, красавица, звездочка...
  • Какая ты сегодня эмоциональная!
  • Ты сама это сделала?
  • Ты умница, ты сделала здорово!
  • Ты настоящий стилист (врач, учитель и т.д.)!

-Твоя скромность очень украшает тебя! • Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается....

  • У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное... -Не переживай! В следующий раз получиться

лучше! Что тебе нужно для этого?

  • Ты у меня самая лучшая помощница!
  • Ты всегда такая  опрятная .... Разве тебе не хочется исправить это?
  • Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня  случилось?
  • Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге). А могла бы не делать? Что бы было тогда?
  • Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю).  А могла бы этого не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь?

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический скрипт № 7

«Как поддержать любое детское высказывание?»

 

Важно: педагогу нужно адекватно реагировать на любое детское высказывание, иначе есть риск потери у ребенка инициативы в высказывании.

 

Шаг №1    :       

 

понять        какую         эмоциональную окраску      несет          высказывание: положительную, отрицательную, нейтральную.

 

Шаг №2:

 

понять есть ли возможность для продолжения разговора с ребенком (временные ресурсы и т.д.).

 

Шаг №3:

 

в зависимости от результата первых двух шагов выбрать одну из речевых формул.

 

 

 

 

 

 

«Как ты думаешь, почему это

произошло?»

«А как правильнее будет поступить?»

«А что бы ты

сделал?» и пр.

Высказывание «+»

Высказывание

«-»

 

Высказывание

нейтральное

 

(«у меня новое платье»)

«Вот здорово!» «Я так

рада за тебя!»

«Классно!»

«Вот это

да!!!» «Просто супер!»

 

(«у меня зуб болит»)

«Мне очень жаль…»

«Я представляю, как неприятно…»

«Я сочувствую

тебе…»

 

(«у нас вчера были

гости»)

«Вот это да…»

«Так бывает…»

 

 

 

 ВАЖНО:

 

Действовать в зависимости от выявленной позитивной/негативной эмоции ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический скрипт № 8

«Как лучше поступить, если ...»

(различные педагогические ситуации и возможные варианты высказываний).

 

  • Проблема: нежелание ребенка идти в детский сад.

 

Описание ситуации.

Ребенок конфликтует с другими детьми. Высказывание ребенка: Я не хочу идти в группу, меня здесь обижают.

 

Возможные речевые «формулы»:

 

Вариант 1.

(Берет ребенка за руку, если он разрешает). Я буду рядом с тобой, мы пойдем к твоей любимой игрушке Мишке и поиграем с ним в «Прятки».

Вариант 2.

Ты хочешь посмотреть вот эту книгу (игру)? Вариант 3. Помоги мне, пожалуйста, разложить вот эти кубики по своим коробочкам (по цвету, по размеру и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

  • Проблема: нежелание ребенка идти в детский сад.

 

Описание ситуации.

Ребенок не хочет идти в детский сад из- за нарушения режима дня.

 

Высказывание ребенка:

Не хочу идти в детский сад.

  • Почему?
  • Потому, что я хочу спать.

 

Возможные речевые «формулы»:

 

Вариант 1. Хочешь, полежать на своей кроватке? (Разрешить это сделать).

Вариант 2. Пойдем с тобой поиграем. Возьмешь пазлы или машину?

Вариант 3. Давай, мы с тобой поиграем в твою любимую игру. В какую игру ты хочешь поиграть?

Вариант 4. Ребята отправились в путешествие, давай мы с тобой присоединимся к ним.

 

P.S. Беседа с родителями о соблюдении режима дня дома.

 

 

 

 

 

 

 

  • Проблема: нежелание ребенка идти в детский сад.

Описание ситуации.

Ребенок не хочет идти в детский сад из- за конфликта между педагогом и ребенком.

Высказывание ребенка:

  • Не хочу идти в детский сад.
  • Почему?
  • Я хочу, чтобы была Инна Петровна. (Воспитатель второй смены). Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Давай, пока мы ее будем ждать, мы с тобой соберем волшебную картинку.

Вариант 2. Я тебя ждала, и Инна Петровна приготовила тебе интересную игру. А сейчас пойдем, поможем накрыть на стол к завтраку. (Заняться каким-либо делом).

Вариант 3. А с кем, ты хочешь поиграть? (из детей).

 

 

  • Проблема: негативизм по отношению к еде.

Описание ситуации.

 Ребенок отказывается от еды.

Высказывание ребенка.

Я не буду есть это!

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Мария Петровна (повар) очень обрадуется, когда узнает, что сегодня ты все съел.

Вариант 2. Давай посмотрим, насколько ты поправишься после еды (использует напольные весы).

Вариант 3. Попробуй три ложки, может тебе понравится?

Вариант 4. (ошарашить). Это такая «пользительная» каша!

 

  • Проблема: негативизм по отношению ко сну.

Описание ситуации.

 Ребенок не хочет спать.

Высказывание ребенка:

Я не буду спать.

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Можешь просто полежать.

Вариант 2. Твой любимый Мишка не может уснуть без тебя (разрешаем спать с 64 игрушкой).

Вариант 3. Знаешь, какой сон мне сегодня приснился? (мини-рассказ). А потом ты мне расскажешь, что приснилось тебе.

Вариант 4. Полежи на волшебной кровати, на ней кто спит, тот быстро вырастает!

 

 

 

  • Проблема: проявление негативизма к любой организованной деятельности.

Описание ситуации.

Ребенок не хочет участвовать в проведении какой-либо деятельности.

Высказывание ребенка:

«Не хочу ничем заниматься».

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Можешь посидеть на стульчике и понаблюдать за нами. А потом, если захочешь, ты к нам присоединишься.

Вариант 2. Может тебе помочь?

Вариант 3. Тебе дать трафарет? ... Помоги мне, пожалуйста.

Вариант 4. Ты у нас сегодня самый главный и будешь назначать, кто что будет делать (раздавать кисточки, распределять роли).

 

  • Проблема: ссора между детьми из-за оскорблений.

Описание ситуации.

Ребенок жалуется, что его обзывают.

Высказывание ребенка:

А Маша обзывается!

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Я точно знаю, что ты умный (антоним оскорблению)!

Вариант 2. Наверное, Маша просто не знает, что это слово означает.

Вариант 3. Может попробуем спросить у Маши, что произошло, почему она так сказала?

После этих фраз можно поиграть в «Обзывалки» (овощами, фруктами...).

 

 

 

 

 

  • Проблема: ссора между детьми из-за лидерства.

Описание ситуации.

Ребенок не умеет проигрывать.

Высказывание ребенка.

Я - первый! (проигравший).

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Ты сегодня старался, молодец, но ты можешь сделать еще лучше. Я уверена, что завтра у тебя все получиться.

Вариант 2. (Сказать ребенку на ушко). Давай сегодня ты будешь самым добрым и отдашь первое место Саше.

 

 

  • Проблема: ссора из-за игрушки между детьми.

Описание ситуации.

Дети не могут уступить друг другу.

Высказывание ребенка:

Моя игрушка!

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Смотри, вот такая же игрушка. Возьми её и поиграйте вместе.

Вариант 2. Давайте для этой машины мы построим большой гараж.

Вариант 3. Давайте, посчитаемся и считалка подскажет кто будет первым капитаном.

Вариант 4. Давай ты будешь самый добрый (на ушко менее конфликтному ребенку) и дашь игрушку Вите.

 

  • Проблема: низкий уровень навыков самообслуживания.

Описание ситуации.

Ребенок не хочет одеваться после сна.

Высказывание ребенка.

Я не умею.

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1: Посмотри, как просто (показать алгоритм одевания в картинках, представленный в виде наглядного демонстрационного материала)! С чего начнешь?

Вариант 2: Тебе помочь? (частичная помощь). Вариант 3: Ты пока приготовь вещи, которые будешь надевать, а я помогу Кате.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_skripty.docx68.46 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические скрипты

для организации

субъект-субъектного

взаимодействия

Педагогический скрипт № 1

«Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»

 

Шаг 1

Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое

 

Дети, раннего возраста 

Дети дошкольного возраста

Цыплята

Знайки и умейки

Зайчата

Юные друзья

Крошки

Умники и умницы

Богатыри и Дюймовочки

 Девчонки и мальчишки

Рыцари и принцессы

Почемучки

Дочки и сыночки

Богатыри и Дюймовочки

Девчонки и мальчишки

Дочки и сыночки

Солнышки

Рыцари и принцессы

ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!

СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение

«МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

Шаг 2 

Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»

  • Кто сегодня хочет стать волшебником         (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т.д.)?
  • Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам.
  • Педагог в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т.д.) произносит призывные слова.
  • Внимание! Внимание! Срочно отправляемся на прогулку!
  • Срочно требуется помощь!
  • Открывается мастерская! и др.
  • Кто меня видит - топните ножкой,

         Кто меня слышит - хлопни в ладошки!

  • Раз, два, три - все ко мне скорей беги!
  • Раз, два, три, четыре, пять - будем весело играть!
  • Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть?
  • Кто любит мультфильм.... (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня ДЛЯ ВАС есть интересное предложение!
  • Очень хочу с вами посекретничать  
  • Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?..
  • Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т.д.) как сюрпризный момент.
  • Кто знаком с этим предметом? Ого! Нас много (мало)!
  • А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

Если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос и перечислили варианты

Хотите узнать? А что нужно делать, когда хочешь что-то узнать?

Хотите, я покажу вам еще одну веселую (классную, прикольную)? игру с…. ? (назвать предмет)?

1. При утренней встрече детей педагог приклеивает к одежде ребенка сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т.д. из оракала) со словами:

- Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это - сюрприз! Сегодня у нас будет интересный день!

         Затем, в удобный момент педагог обращается к детям:

  • Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку!

Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут!

  • На солнечной полянке сегодня праздник урожая....

-На звездной полянке сегодня…          

Педагогический скрипт № 2

«Как мотивировать детей, чтобы они САМИ захотели с вами играть?»

Создать проблему

  • Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты) 
  • Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления... {дождаться предложений детей сделать постановку)
  • Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку ... {назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем») 
  • Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь?

{дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее...)         

               

           Подключить органы чувств

Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог. 

  • Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

Если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос и перечислили варианты

А какая музыка нравится тебе?

О чем вы думаете, когда слышите эту музыку?

  • Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?
  • А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!
  • Что необходимо будет тебе, Катюша, для этого? А тебе, Иван?

        

Провоцировать

В зимний период года дети собираются на прогулку. 

 Ребята! У меня для вас замечательное предложение - верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей). - Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка сократится.... (ответы детей) 

  • Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей) -         Что вы предлагаете сделать?

   

     Просить помощи 

  • Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой         (дождаться вопросов детей) 
  • Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.
  • Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?
  • Как нам это сделать?
  • Дорогие мои друзья, в нашем детском саду (городе, царстве - государстве и т.д.) произошла неприятность (выдержать паузу, дождаться первого вопроса детей, сообщить что случилось).
  • Что будем делать?

Педагогический скрипт № 3

«Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается)?»

Шаг 1

Ответьте для себя на следующие вопросы:

  • Вам важно, чтобы ребенок НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, не почувствовал себя лишним и ненужным?
  • Вам важно, что ребенок все же захотел играть вместе с вами?
  • Вам важно показать поведенческий пример для своих воспитанников? Если Вы ответили утвердительно, на эти вопросы, то переходите шагу № 2 

Если Вы ответили отрицательно, хоть на один из вопросов, задумайтесь, а правильно ли вы выбрали профессию 

Шаг 2

Примените одну из предложенных речевых «формул» или придумайте собственную:

 -          «Ой, как здорово! К нам присоединился Миша! Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?»

  • «Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»
  • «Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать...»
  • «Ты пришел нам помочь? Как вовремя!»
  • «Посмотрите, какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Ванечка отложил все свои дела и присоединился к нам. Мы на это надеялись и приготовили для тебя необходимый материал»
  • «Маша пришла! Нам как раз тебя не хватало! Присоединишься к нам?»
  • «Верочка, мы с ребятами очень рады тебя видеть! К сожалению, мы уже заканчиваем лепить (рисовать и т.д.), но очень хотим тебя попросить помочь нам это оформить. Сможешь?»

ВАЖНО:

  • иногда хватит одного Вашего взгляда, чтобы, не смотря на все слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!
  • иногда хватит одного Вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру, чтобы малыш отказался от своего первоначального намерения и присоединился к вашей деятельности.

Педагогический скрипт № 4

«Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности?»

Шаг 1

Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое

Дети, раннего возраста

Дети дошкольного возраста

Цыплята

Знайки и умейки

Зайчата

Юные друзья

Крошки

Умники и умницы

Богатыри и Дюймовочки

 Девчонки и мальчишки

Рыцари и принцессы

Почемучки

Дочки и сыночки

Богатыри и Дюймовочки

Девчонки и мальчишки

Дочки и сыночки

Солнышки

Рыцари и принцессы

ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!

СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение

«МОЙ», «МОЯ», «МОИ»  

Шаг 2         

Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»

  • Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило:

«Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»

  • Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами.
  • Договорились? (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений)
  • А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в ... (игре, ситуации, на прогулке)!
  • Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь... (педагог называет любую роль, соблюдая полоролевой принцип). Что тебе для этого нужно?
  • Только помни наше правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!» -         А тебе не будет скучно одному?
  • Как жаль, что ты не узнаешь...
  • А ты не хотел бы помочь (указать кому) ...
  • А вдруг твой совет окажется самый важным? ...
  • А как же мы без тебя справимся?
  • А может быть, ты присоединишься к нам позже? ВАЖНО: понимать, что если детей, желающих принять на себя данную роль, окажется несколько или большинство, то педагогу надо будет переключиться в другое мероприятие, подхватывая детскую инициативу!
  • Подумай, что тебе мешает присоединиться к нам? Ты можешь вернуться к этому позже?

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

Если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос и перечислили варианты

Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь!  

Хочешь узнать, что мы будем делать? (назвать предмет)?

  • Педагог предлагает ребенку импровизированный рюкзачок

 - Тогда ты мне можешь помочь, собери в него все интересные дела, какие только у тебя есть! А потом мы вместе, если ты захочешь, покажем их всем ребятам! Ты можешь взять любые материалы, если они тебе понадобятся. Договорились?

СОВЕТ: в знак скрепления партнерских отношений можно пожать руки.

Педагогический скрипт № 5

«Как лучше поступить, если дети ссорятся?»

Шаг № 1:

Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, интонацией).

Возможные речевые «формулы»:

«Так.. .что-то тут произошло...»

«Здесь, кажется, нужная скорая помощь...»

Шаг № 2:

Прояснить конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон.

Возможные речевые «формулы»:

«Я предлагаю разобраться! Кто первый расскажет, что произошло?» «Ребята, давайте разберемся вместе! Вова, расскажи, пожалуйста, почему ты плачешь?» (обратиться нужно к тому ребенку, который более ярко демонстрирует обиду).

Шаг № 3:

Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту).

Возможные речевые «формулы»:

«Расскажи, пожалуйста, Миша, почему ты это сделал? Что ты хотел?» (необходимо обращаться без эмоционально-оценочной интонации).

«А если бы Вова сделал по-другому, то ты бы как тогда поступил? А если бы Миша тебя вежливо попросил, что бы ты сделал?» На протяжении шага № 2, 3:

Работать с чувствами детей (техника активного слушания).

Возможные речевые «формулы»:

«Он тебя толкнул и тебе очень больно...»

«Ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить...»

Шаг № 4:

Выясняем альтернативные варианты развития событий.

Возможные речевые «формулы»:

Как ты думаешь, как можно было сделать по-другому, чтобы Вове не было так обидно (больно, неприятно, страшно)?»

„Интересно, как вы думаете, вы бы смогли договориться между

собой, а не драться? Что нужно было для этого сделать?»

Шаг № 5:

 Совместно   с детьми сформулировать возможные пути примирения», приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений)  

Возможные речевые «формулы»:

«Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы дальше не ссориться?»

И очень не хочу, чтобы эта неприятность повторилась... Это возможно? Давайте договоримся!» Шаг № 6:

Примирение

Возможные речевые «формулы»:

«Как можно помириться? Я уверена, что вы этого очень хотите, ведь вы дружные ребята!»

«Как можно извиниться? Я точно знаю, что ты, Мишенька, очень хочешь это сделать, ведь ты такой хороший мальчик!»

Шаг № 7:

Беседа наедине (если это возможно) с ребенком, совершившим проступок (нарушившим правила взаимодействия в группе).

Возможные речевые «формулы»:

«Надеюсь это не повторится! Ты же очень добрый (ответственный, смышлёный) мальчик».

«Если бы ты был взрослым, чтобы ты себе сказал?».

Шаг № 8:

По возможности, объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.

Возможные речевые «формулы»:

«Кстати, есть предложение поиграть! У тебя какая любимая игра? А у тебя?» «А, может быть, поможете мне ребята? У меня есть очень важное дело для вас».

Шаг № 9:

Помочь детям выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.

Возможные речевые «формулы»:

«Ну как у вас идут дела?»

«Помощь нужна? Наш договор соблюдается?» И еще немного подсказок...

Подсказка 1.

Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми.

Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.

Подсказка 2.

Всегда сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в ситуациях детских конфликтов.

Подсказка 3.

Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.

Подсказка 4.

Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора.

Подсказка 5.

Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.

Подсказка 6.

Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится.

Подсказка 7.

Используйте технику «активного слушания»:

  • обязательно повернитесь к ребенку лицом;
  • если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
  • стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось...», «он тебя толкнул и тебе очень больно...», «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить...»;
  • после утвердительного высказывания - держите паузу;
  • обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
  • выслушивая         переживания         одного         ребенка,         дайте         понять         взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.

Педагогический скрипт № 6

«Как лучше оценить деятельность детей?»

Кому адресовано

Похвала

Порицание

Всем          

вместе

  • Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.).
  • Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?  Какие молодцы! (Если 100% успех).
  • Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные. ..
  • Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные... (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами!

  • Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали).
  • Я расстроилась из —  за  вашего поступка...
  • Как вы думаете, почему я расстроилась?
  • Я не ожидала такого вашего отношения ....
  • Я рассчитывала на другой  результат...  
  • -Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали?

Кому адресовано

Похвала

Порицание

Всем вместе

  • У вас хорошо получается!
  • Замечательно! Мне нравится ваша реакция...
  • Мне понравилось, как вы справились с заданием.
  • Я вам благодарна за ваше настроение!
  • Сегодня мы с вами сделали очень много...
  • Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)? - Многие из вас работали хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз?
  • Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам?
  • Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?
  • Ваш         поступок         привел         меня         в восхищение!
  • Я считаю, что вы умеете  лучше. А что вам помешало? .... Погода? .... Плохое настроение?
  • Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно!
  • Насколько         аккуратно

 (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать  критерии «на сколько»).

  • Ребята, а как вы думаете,  для чего вы так поступили?  
  • - Как вы думаете, почему  мы мало сделали?
  • Работа была очень трудная  (сложная) поэтому нам кое- что не удалось...

 

Мальчикам

  • Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд?
  • Ты сегодня герой дня!
  • Как ты сегодня смело поступил!
  • Ты сегодня был очень отзывчив!
  • Ты сегодня совершил мужественный поступок!
  • Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый!
  • Я вижу, что ты сам.... (сделал какието действия). - Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик!

-Ты настоящий: герой, рыцарь, защитник!

  • Я тобой горжусь, ты сегодня ....
  • Я думаю, в следующий раз у тебя обязательно получится.... 
  • Ты         настоящий         художник         (поэт, строитель)!
  • Ты очень любознательный!
  • Ты настоящий капитан!
  • Какой же ты сегодня джентльмен!
  • В чем бы ты мог сегодня быть смелее? И почему?
  • Я считаю, что ты не очень хорошо         себя         вел         (указать определенную ситуацию).
  • А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае?
  • Я огорчена, ведь я знаю, что ты можешь вести себя по-

 другому.... (что ты можешь быть  настоящим другом).         - Мне кажется, твой поступок не очень красивый…

Ты можешь сделать лучше, когда захочешь

 (когда стараешься)....

 

 

 

 

 Девочкам

  • Какая ты у меня умничка!
  • Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла!
  • Твой рассказ меня тронул...
  • Я вижу, что ты сегодня (старалась...)  Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала)? Мне - очень!
  • Как хорошо, что ты помогла своей подруге!
  • Настоящая         принцесса,         красавица, звездочка...
  • Какая ты сегодня эмоциональная!
  • Ты сама это сделала?
  • Ты умница, ты сделала здорово!
  • Ты настоящий стилист (врач, учитель и т.д.)!

-Твоя скромность очень украшает тебя!  Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается....

  • У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное... -Не переживай! В следующий раз получиться

лучше! Что тебе нужно для этого?

  • Ты у меня самая лучшая помощница!
  • Ты всегда такая  опрятная .... Разве тебе не хочется исправить это?
  • Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня  случилось?
  • Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге). А могла бы не делать? Что бы было тогда?
  • Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю).  А могла бы этого не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь?

 

 

 

Педагогический скрипт № 7

«Как поддержать любое детское высказывание?»

Важно: педагогу нужно адекватно реагировать на любое детское высказывание, иначе есть риск потери у ребенка инициативы в высказывании.

Шаг         №1         :         

понять         какую         эмоциональную         окраску         несет         высказывание: положительную, отрицательную, нейтральную.

Шаг №2: 

понять есть ли возможность для продолжения разговора с ребенком (временные ресурсы и т.д.).

Шаг №3: 

в зависимости от результата первых двух шагов выбрать одну из речевых формул.

«Как ты думаешь, почему это

произошло?»

«А как правильнее будет поступить?»

«А что бы ты

сделал?» и пр.

Высказывание «+»

Высказывание

«-»

Высказывание

нейтральное

(«у меня новое платье»)

«Вот здорово!» «Я так

рада за тебя!»

«Классно!»

«Вот это

да!!!» «Просто супер!»

(«у меня зуб болит»)

«Мне очень жаль…»

«Я представляю, как неприятно…»

«Я сочувствую

тебе…»

(«у нас вчера были

гости»)

«Вот это да…»

«Так бывает…»

         

 ВАЖНО:        

Действовать в зависимости от выявленной позитивной/негативной эмоции ребенка.

Педагогический скрипт № 8

«Как лучше поступить, если ...»

(различные педагогические ситуации и возможные варианты высказываний).

  • Проблема: нежелание ребенка идти в детский сад.

Описание ситуации. 

Ребенок конфликтует с другими детьми. Высказывание ребенка: Я не хочу идти в группу, меня здесь обижают.

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. 

(Берет ребенка за руку, если он разрешает). Я буду рядом с тобой, мы пойдем к твоей любимой игрушке Мишке и поиграем с ним в «Прятки».

Вариант 2. 

Ты хочешь посмотреть вот эту книгу (игру)? Вариант 3. Помоги мне, пожалуйста, разложить вот эти кубики по своим коробочкам (по цвету, по размеру и т.д.).

  • Проблема: нежелание ребенка идти в детский сад.         

Описание ситуации.

Ребенок не хочет идти в детский сад из- за нарушения режима дня.

Высказывание ребенка: 

Не хочу идти в детский сад.

  • Почему?
  • Потому, что я хочу спать.

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Хочешь, полежать на своей кроватке? (Разрешить это сделать).

Вариант 2. Пойдем с тобой поиграем. Возьмешь пазлы или машину?

Вариант 3. Давай, мы с тобой поиграем в твою любимую игру. В какую игру ты хочешь поиграть?

Вариант 4. Ребята отправились в путешествие, давай мы с тобой присоединимся к ним.

P.S. Беседа с родителями о соблюдении режима дня дома.

  • Проблема: нежелание ребенка идти в детский сад.

Описание ситуации.

Ребенок не хочет идти в детский сад из- за конфликта между педагогом и ребенком.

Высказывание ребенка:

  • Не хочу идти в детский сад.
  • Почему?
  • Я хочу, чтобы была Инна Петровна. (Воспитатель второй смены). Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Давай, пока мы ее будем ждать, мы с тобой соберем волшебную картинку.

Вариант 2. Я тебя ждала, и Инна Петровна приготовила тебе интересную игру. А сейчас пойдем, поможем накрыть на стол к завтраку. (Заняться каким-либо делом).

Вариант 3. А с кем, ты хочешь поиграть? (из детей).

  • Проблема: негативизм по отношению к еде.

Описание ситуации.

 Ребенок отказывается от еды.

Высказывание ребенка.

Я не буду есть это!

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Мария Петровна (повар) очень обрадуется, когда узнает, что сегодня ты все съел.

Вариант 2. Давай посмотрим, насколько ты поправишься после еды (использует напольные весы).

Вариант 3. Попробуй три ложки, может тебе понравится?

Вариант 4. (ошарашить). Это такая «пользительная» каша!

  • Проблема: негативизм по отношению ко сну.

Описание ситуации.

 Ребенок не хочет спать.

Высказывание ребенка: 

Я не буду спать.

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Можешь просто полежать.

Вариант 2. Твой любимый Мишка не может уснуть без тебя (разрешаем спать с 64 игрушкой).

Вариант 3. Знаешь, какой сон мне сегодня приснился? (мини-рассказ). А потом ты мне расскажешь, что приснилось тебе.

Вариант 4. Полежи на волшебной кровати, на ней кто спит, тот быстро вырастает!

  • Проблема: проявление негативизма к любой организованной деятельности.

Описание ситуации.

Ребенок не хочет участвовать в проведении какой-либо деятельности.

Высказывание ребенка: 

«Не хочу ничем заниматься».

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Можешь посидеть на стульчике и понаблюдать за нами. А потом, если захочешь, ты к нам присоединишься.

Вариант 2. Может тебе помочь?

Вариант 3. Тебе дать трафарет? ... Помоги мне, пожалуйста.

Вариант 4. Ты у нас сегодня самый главный и будешь назначать, кто что будет делать (раздавать кисточки, распределять роли).

  • Проблема: ссора между детьми из-за оскорблений.

Описание ситуации.

Ребенок жалуется, что его обзывают.

Высказывание ребенка: 

А Маша обзывается!

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Я точно знаю, что ты умный (антоним оскорблению)!

Вариант 2. Наверное, Маша просто не знает, что это слово означает.

Вариант 3. Может попробуем спросить у Маши, что произошло, почему она так сказала?

После этих фраз можно поиграть в «Обзывалки» (овощами, фруктами...).

  • Проблема: ссора между детьми из-за лидерства.

Описание ситуации.

Ребенок не умеет проигрывать.

Высказывание ребенка.

Я - первый! (проигравший).

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Ты сегодня старался, молодец, но ты можешь сделать еще лучше. Я уверена, что завтра у тебя все получиться.

Вариант 2. (Сказать ребенку на ушко). Давай сегодня ты будешь самым добрым и отдашь первое место Саше.

  • Проблема: ссора из-за игрушки между детьми.

Описание ситуации.

Дети не могут уступить друг другу.

Высказывание ребенка:

Моя игрушка!

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1. Смотри, вот такая же игрушка. Возьми её и поиграйте вместе.

Вариант 2. Давайте для этой машины мы построим большой гараж.

Вариант 3. Давайте, посчитаемся и считалка подскажет кто будет первым капитаном.

Вариант 4. Давай ты будешь самый добрый (на ушко менее конфликтному ребенку) и дашь игрушку Вите.

 

  • Проблема: низкий уровень навыков самообслуживания.

Описание ситуации.

Ребенок не хочет одеваться после сна.

Высказывание ребенка.

Я не умею.

Возможные речевые «формулы»:

Вариант 1: Посмотри, как просто (показать алгоритм одевания в картинках, представленный в виде наглядного демонстрационного материала)! С чего начнешь?

Вариант 2: Тебе помочь? (частичная помощь). Вариант 3: Ты пока приготовь вещи, которые будешь надевать, а я помогу Кате.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Педагогический скрипт

Советы родителям и воспитателям....

Педагогические скрипты на вопросы родителей

Педагогические скрипты на часто задаваемые вопросы от родителей               Почему в тихий час проводится...