Педагогический скрипт
консультация

Олеся Дмитриевна Аксенова

Предварительный просмотр:

Педагогический скрипт № 5

«Как лучше поступить, если дети ссорятся?»

Шаг №1:

Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, интонацией).

Возможные речевые «формулы»:

«Так…что-то тут произошло…»

«Здесь, кажется, нужная скорая помощь…»

Шаг №2:

Прояснить конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон.

Возможные речевые «формулы»:

«Я предлагаю разобраться! Кто первый расскажет, что произошло?»

«Ребята, давайте разберемся вместе! Вова, расскажи, пожалуйста, почему ты плачешь?» (обратиться нужно к тому ребенку, который более ярко демонстрирует обиду).

Шаг №3:

Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту).

Возможные речевые «формулы»:

«Расскажи, пожалуйста, Миша, почему ты это сделал? Что ты хотел?» (необходимо обращаться без эмоционально-оценочной интонации).

«А если бы Вова сделал по-другому, то ты бы как тогда поступил? А если бы Миша тебя вежливо попросил, что бы ты сделал?»

На протяжении шага № 2, 3:

Работать с чувствами детей (техника активного слушания).

Возможные речевые «формулы»:

«Он тебя толкнул и тебе очень больно…»

«Ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…»

Шаг №4:

Выясняем альтернативные варианты развития событий.

Возможные речевые «формулы»:

«Как ты думаешь, как можно было сделать по-другому, чтобы Вове не было так обидно (больно, неприятно, страшно)?»

«Интересно, как вы думаете, вы бы смогли договориться между собой, а не драться? Что нужно было для этого сделать?»

Шаг №5:

Совместно с детьми сформулировать возможные пути решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений).

Возможные речевые «формулы»:

«Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы дальше не ссориться?»

«Я        очень        не        хочу,        чтобы        эта        неприятность        повторилась…        Это возможно? Давайте договоримся!»

Шаг №6:

Примирение.

Возможные речевые «формулы»:

«Как можно помириться? Я уверена, что вы этого очень хотите, ведь вы дружные ребята!»

«Как можно извиниться? Я точно знаю, что ты, Мишенька, очень хочешь это сделать, ведь ты такой хороший мальчик!»

Шаг №7:

Беседа наедине (если это возможно) с ребенком, совершившим проступок (нарушившим правила взаимодействия в группе).

Возможные речевые «формулы»:

«Надеюсь это не повторится! Ты же очень добрый (ответственный, смышлёный) мальчик».

«Если бы ты был взрослым, чтобы ты себе сказал?».

Шаг №8:

По возможности, объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.

Возможные речевые «формулы»:

«Кстати, есть предложение поиграть! У тебя какая любимая игра? А у тебя?»

«А, может быть, поможете мне ребята? У меня есть очень важное дело для вас».

Шаг №9:

Помочь детям выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.

Возможные речевые «формулы»:

«Ну как у вас идут дела?»

«Помощь нужна? Наш договор соблюдается?»

И еще немного подсказок… Подсказка 1.

Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.

Подсказка 2.

Всегда сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в ситуациях детских конфликтов.

Подсказка 3.

Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.

Подсказка 4.

Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора.

Подсказка 5.

Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.

Подсказка 6.

Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится.

Подсказка 7.

Используйте технику «активного слушания»:

-обязательно повернитесь к ребенку лицом;

-если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;

-стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось…», «он тебя толкнул и тебе очень больно…», «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить…»;

-после утвердительного высказывания - держите паузу;

-обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;

-выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.



Предварительный просмотр:

Педагогический скрипт № 2

«Как        мотивировать детей, чтобы они САМИ захотели с вами играть?»

  1. Создать проблему

  • - Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи -

ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)

  • Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)

  • Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку … (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)

  • Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее …)
  1. Подключить органы чувств

  • Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог.

  • Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?

Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?

  • А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!
  • Что необходимо будет тебе, Катюша, для этого? А тебе, Иван?

  1. Провоцировать

  • В зимний период года дети собираются на прогулку.

-Ребята! У меня для вас замечательное предложение -        верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).

  • Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка сократится…. (ответы детей)
  • Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей)
  • Что вы предлагаете сделать?

  1. Просить помощи

  • Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой…..

(дождаться вопросов детей)

  • Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.
  • Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?
  • Как нам это сделать?

  • - Дорогие мои друзья, в нашем детском саду (городе, царстве – государстве и т.д.) произошла неприятность (выдержать паузу, дождаться первого вопроса детей, сообщить что случилось).
  • Что будем делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ «Педагогическое руководство сюжетно – ролевой игрой или педагогическое сопровождение игровой деятельности дошкольников?»

В презентации представлен вариант использования ИКТ и технологии творческой мастерской на педагогическом совете в ДОУ, разработанный старшим воспитателем ГБДОУ д/с №14 Пушкинского района СПб. Цель пе...

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»

Педагогический совет «Педагогическое мастерство -высший уровень педагогической деятельности»...

Отличие педагогического взаимодействия в традиционном педагогическом процессе ДОО и педагогическом процессе, строящемся на основе технологии сопровождения.

Примеры взаимодействия педагога с детьми иллюстрирующие отличия традиционного педагогического процесса и педагогического процесса построенного на принципахсопровождения и поддержки....

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

Педагогические скрипты

Педагогические скрипты для организации субъект-субъектноговзаимодействия  Педагогический скрипт № 1 «Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совмест...

Педагогические скрипты на вопросы родителей

Педагогические скрипты на часто задаваемые вопросы от родителей               Почему в тихий час проводится...