ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
методическая разработка (младшая группа)

"Сюжетно ролевая игра как средство формирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Самообразование43.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад « Алтан Сэсэг»

План по самообразованию педагога

Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста"

Выполнила: Пагбаева М.Б.

2022г.

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования социально-коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. создание условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры; использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей в группе.

Задачи:

  • изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;
  • определить наиболее эффективные приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей.
  • Разработать перспективно планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры».
  • воспитывать дружеские отношения в детском коллективе посредством совместных игр, развивать эмоционально- положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно- ролевых игр.
  • побуждать детей к общению друг с другом в процессе игровой деятельности и комментированию своих действий;
  • способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
  • развитие у воспитанников системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии.
  • привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы: изготовление атрибутов к играм.
  • представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.

Этап работы над темой самообразования: 1 год.

Актуальность

Игра – не только интересное, любимое для ребёнка занятие. Многогранно её значение для человека, входящего в мир. И прежде всего – для социализации ребёнка. Известный педагог С.А. Шмаков отмечал: «Игра – выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ».

Социализация осуществляется как путём осознанных социально-контролируемых процессов воздействия на личность, усвоения детьми знаний, духовных ценностей, норм, присущих определённой социальной общности, так и посредством стихийных, спонтанных процессов

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать. Дети стремятся к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Актуальность темы самообразования в современных условиях связана с тем, что приоритет отдается умственному развитию, обучению, подготовке к школе, а социализация идет стихийно, как бы сама по себе. Зачастую в учреждении дошкольного образования жизнь детей настолько заорганизована, что остаются небольшие отрезки времени для свободного, содержательного общения с воспитателями, для творческих игр детей.

Между тем, именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования сюжетно-ролевой игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Формы работы с детьми:

  • совместная игровая деятельность воспитателя с детьми:
  • создание игровых обучающих ситуаций
  • проблемные ситуации
  • индивидуальная работа с детьми
  • свободная игровая самостоятельная деятельность детей.
  • ЧХЛ, художественное слово, рассматривание иллюстраций , беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога; дополнительные разъяснения педагога, разбор житейских ситуаций; загадывание загадок; работа с пословицами и поговорками;
  • воспроизведение прочитанных взрослым текстов в инсценированных диалогах;
  • сочинение собственных сказок и стихов на основе прочитанного взрослым текста;
  • рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • раскрашивание черно-белых иллюстраций к текстам;
  • имитация процесса чтения в эгоцентрической речи - это могут быть любые вариации на тему прослушанного текста, можно «читать» своим игрушкам;
  • совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм
  • просмотр презентаций и мультфильмов

Формы работы с родителями:

  • анкетирование родителей
  • консультации
  • индивидуальные и групповые беседы
  • родительские собрания
  • оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
  • привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.

Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:

  • ребенок активен в играх, в тематике отражает семейные и несложные профессиональные отношения взрослых;
  • ребенок охотно вступает в ролевой диалог со сверстниками, взрослым;
  • ребенок проявляет интерес к игровому общению;
  • ребенок бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых;
  • у детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту.
  • Дети интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием).

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

  • повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
  • повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:

  • Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
  • Презентация результатов работы по теме самообразования на родительском собрании в конце учебного года.
  • Презентация педагога на педсовете ДОУ по теме самообразования.

приложение

План саморазвития воспитателя

Содержание деятельности.

Сроки

Самообразование

1

Изучение научно-методической литературы:

Методика комплексного руководства играми детей С. Л. Новоселовой, где игра – это своеобразная форма размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры;

Методика обучения детей игре Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой по которой формирование игры детей осуществляется на основе прямого обучения ребенка взрослым способам отображения окружающего мира;

Развитие воображения детей в игровой деятельности Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой, Е. Л. Бережковской, согласно которой обучение детей игре строится в контексте целенаправленного поэтапного развития воображения с учетом логики и закономерностей его развития.

И др. см приложение

в течение года

Повышение квалификации в семинарах, семинарах-практикумах, вебинарах различного уровня, фестивалях педагогических идей, в профессиональных конкурсах различного уровня.

в течение года

Публикации в сборниках, журналах, СМИ.

в течение года

Дополнять картотеку сюжетно-ролевых игр

постоянно

Работа с детьми

Тема игры.

Сроки проведения

Задачи

Формы работы

Развивающая среда

Сентябрь

«Детский сад»

Продолжать знакомить с трудом взрослых. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить).
Воспитывать дружбу, желание помогать товарищу, заботиться о младших, не ломать игрушки, убирать на место, не мешать друг другу в играх.

Чтение детям «Катя в яслях», «Ясочкин садик» З.Александровой.

Ежедневные режимные моменты

в детском саду. Экскурсии по детскому саду.

Д\игры с куклой: «Укладываем куклу спать», «Кукла проснулась», «Сборы на прогулку», «Угостим куклу чаем».

Беседа «Что мы знаем о детском саде?»; Рассказы о профессиях работников детского сада.

Рассматривание иллюстраций о детском саде.

Занятие «Мы помощники взрослых».

Куклы, машинки, игрушечная посуда, мебель, предметы-заместители. Медицинские инструменты (градусник, шприц, вата, музыкальные инструменты, напольный конструктор и т. п.

Октябрь

«Семья»

Развивать понятие, что такое семья.

Содействовать развитию игр, в которых дети отображают жизнь и деятельность близких людей. Продолжать формировать у детей умение передавать в игре несколько последовательных эпизодов (куклы гуляют, обедают, ложатся спать и т.д.)

Учить помогать взрослым, заботиться о младших.

Беседа с детьми об их семьях. Рассматривание семейных фотографий, сюжетных картинок. Картина «Наша семья».

Слушание и чтение колыбельных прибауток.

Чтение русских народных сказок «Репка», «Три медведя».

Д\И «Мама и папа», «Дедушка и бабушка», «Кто старше?», «Кто младше?», «Назови по именам».

Куклы, коляски, наборы кукольной одежды для разных сезонов, постельные принадлежности. Мебель: столы, стулья, кровати разных размеров, стиральные наборы. Утюги, телефоны, наборы кукольной, чайной и столовой посуды. Сумочки, одежда для ряженья: шляпки, галстуки, косынки, пелеринки. Бытовые приборы (игрушечные): холодильник, стиральная машина, пылесос.

Ноябрь

«Зоопарк»

Способствовать расширению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Воспитывать доброе отношения к животным, желание заботиться о них: кормить, поить, чистить жилище. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, желание совместно строить, делиться деталями строителя, игрушками, умение играть в коллективе.

Наблюдение за животными; рассматривание иллюстраций «Домашние и дикие животные», «Зоопарк».

Беседа «Профессии»;

Д/Игры «Зоопарк»; «В деревне у бабушки», «Ветеринар лечит животных».

Настольный и напольный конструктор. Фигурки животных, халат, шапочка, фонендоскоп, деревья, домики, коробки.

Декабрь

«Магазин»

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых (продавец, кассир). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Беседа «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)».

Рассказ воспитателя о профессии продавца;

Рассматривание иллюстраций о работе магазина.

Д\И «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий», «Лото». Рассматривание атрибутов к игре: весы, колпак, фартук, счёты.

Прилавок или витрина Наборы продуктов: молочные, упаковки из- под сока, йогурта, чая, кофе, конфет. Овощи и фрукты; бакалейные или гастрономические товары. Кассовый аппарат и счеты. Сумочки, халат, фартук, колпак. Весы, касса для кассира, жетоны с цифрами, вместо денег, банковские карточки, чеки, сумочки для покупателей, корзинки.

Январь

«Больница»

Способствовать возникновению у детей умения выбирать роль. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками

Чтение детям «Больная кукла» Берестова, «Айболит» К.Чуковского. Кукольный театр «Айболит»

Экскурсия в медицинский кабинет. Наблюдение за работой медсестры, врача.

Беседа о профессии врача, медсестры.

Рассматривание картин из серии «Профессии»: «Доктор», «Медсестра». Беседа с детьми: «Как я с мамой ходил на прием к врачу».

Д\И «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий».

Знакомство с атрибутами: стетоскоп, градусник, шприцы, шпатели и т.д

Игрушечные атрибуты: стетоскоп, шпатели, градусники, горчичники из желтой бумаги, бинт, вата, или ватные диски, ватные палочки. Халат врача, халат медсестры, шапочки с красным крестом, бланки для рецептов, сумочка для врача с крестом.

Февраль

«Шофер»

Развивать навыки правильного общения в транспорте.

Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, воспитывать уважения к труду водителя.

Целевая прогулка по ближайшей улице города

Беседа на тему «На чем люди ездят».

Рассматривание альбома «Городской транспорт». Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.

Д/и «Чей предмет».

Детские стулья, шапочки для шофера, билеты, сумка для кондуктора, рули, накидки с видами автомобилей.

Март

«Парикмахерская»

Познакомить детей с работой парикмахера. Вовлечь детей в сюжетно-ролевую игру; побуждать к самостоятельности в импровизации роли; воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуры поведения в общественных местах, вежливого обращения к старшим и друг к другу.

Рассказ о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской. Рассматривание предметов, необходимых для работы парикмахера: ножницы, фен, мисочки и щеточка для окрашивания волос, заколки, бигуди и др.

Рассматривание альбома с образцами причесок: мужских, женских и детских, журналов мод. Беседы «Как я ходил с мамой в парикмахерскую», «Для чего нужна парикмахерская?».

Чтение потешек об умывании, причесывании, К. И. Чуковский «Мойдодыр», отгадывание загадок по теме.

Д\И «Кому что нужно для работы?» «Кто назовет больше действий», «Для чего эти предметы», «Хорошо – плохо».

Зеркало, тумбочка для хранения атрибутов, Флаконы от шампуней, яркие, необычной формы, ножницы (пластмассовые);

фен (игрушечный),бигуди (игрушечные), мисочка и щеточка для окраски волос, пелеринка для клиента, фартук-накидка для парикмахера, полотенца, заколки, резинки, бантики, журналы с образцами причесок.

Апрель

«Почта»

Формировать интерес детей к профессии почтальона. Продолжать развивать умение детей согласовывать свои действия с действиями партнёров. Развиватьигровое взаимодействие. Формировать положительные взаимоотношения между детьми. Расширять у детей представления о труде работников почты.

Рассматривание иллюстраций, беседа о работе почтальона, Д/Игра «Я на почте»

Сумки, конверты, карандаши, коробки – посылки, журналы, бланки, эмблема почты.

Май

«Детский сад», «Семья», «Зоопарк», «Магазин», «Больница», «Шофер», «Парикмахерская», «Почта»

Развивать у детей воображение, мышление, речь, умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих. Закреплять умение правильно пользоваться атрибутами игры. Обеспечить у детей интерес к сюжетно-ролевой игре. Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, совершенствовать диалогическую речь.

Дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.

1

Мероприятия с педагогами

Буклеты для воспитателей: «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни ребенка»

Итоговый анализ результатов работы по социализации детей через сюжетно-ролевую игру (отчет по самообразованию).

2

Взаимопросмотр сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста

Мероприятия с родителями

Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями:

Консультация для родителей по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Воспитание нравственных качеств у младшего дошкольника через семью».

Папка-передвижка "В игры разные играем, что мы в детях развиваем?".

Просвещение родителей через публикации, сайт ДОУ, размещение информации в родительском уголке, выступления на родительских собраниях по теме самообразования "Наши успехи".

Индивидуальные консультации с родителями по теме самообразования: советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом, по организации сюжетно-ролевых игр с детьми дома.

Анкетирование: «Во что играют дети дома?»

Активное взаимодействие с родителями воспитанников по обогащению РППС группы: изготовление атрибутов для сюжетно-роевых игр и др.

Список литературы:

  1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
  2. Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.
  3. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» младший возраст.
  4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: 2017.
  5. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Минск : Нац. ин-т образования, 2012.
  6. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978
  7. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.
  8. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987
  9. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989
  10. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов. Под ред. Н. Я. Михайленко. – М., 1978
  11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982
  12. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997
  13. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29
  14. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / О. К. Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013.
  15. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986
  16. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Авт.-сост. Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - 67 с.
  17. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976
  18. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. инст. образования, 2012.
  19. Юшкевич, Н. С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазёры»/ Н.С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Интегрированный план НОД по Экологии на квартал подготовительная группа, план составлен согласно новым стандартам

Данный  интегрированный план составлени по программе "От Рождения до школы"...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

План посамообразованию

План работы по самообразованию на тему "Создание игровой мотивации у дошкольников в различных видах деятельности"...