Методическая разработка проведения группового круга в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)

Колесникова Алина Игоревна

Планирование: организовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.). 

Информирование: сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т.д.). 

Проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т.д.). 

Развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.

Детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой. 

Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.). 

Равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т.д.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 230 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

Методическая разработка проведения группового круга

в старшей группе № 1 «Сказка»

Разработали:

Колесникова А. И.

Северобайкальск, 2023 г.

Задачи педагога:

Планирование: организовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).  

Информирование: сообщить детям новости, которые могут быть интересны и/или полезны для них (появились новые игрушки, у кого-то день рождения и т.д.).  

Проблемная ситуация: предложить для обсуждения «проблемную ситуацию», интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы (возможно, позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие и т.д.).  

Развивающий диалог: вести дискуссию в формате развивающего диалога, т.е. направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы (т.е. вопросы, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали и «сами» пришли к правильному ответу.

Детское сообщество: учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.  

Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).  

Равноправие и инициатива: поддерживать детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным и т.д.).

Ожидаемый образовательный результат

Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности, умение вести диалог (слушать собеседника, аргументированно высказывать свое мнение).  

Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения.

Регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность. Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.  

Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу.  

Обеспечение эмоционального комфорта: создание положительного настроя на день, положительного отношения к детскому саду.

Этапы утреннего круга и приёмы, подготовительные действия проведения.

1. Сбор.

Одной из традиций нашей группы является начало утреннего круга в форме позывных.  Для оповещения мы выбрали звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе).

2. Организация утреннего круга.

 Дети вместе с педагогом в течение сбора сидят в кругу. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

3. Приветствие.

Для приветствия мы используем разные формы, чередуя их.  Речёвки (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять.  Соединение рук под речёвку настраивает ребят на совместное дружное времяпрепровождение); эстафета «волшебного клубочка» (дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья и любви, разматывают нить, связавшую их воедино. У детей, стоящих в кругу и соединенных одной нитью, педагог формирует чувство единения, взаимной привязанности, коллективизма и толерантности); психогимнастика, игры – тренинги. Так же используем «ритуальные» вопросы, способствующие установлению и поддержанию социальных контактов, развитию умения считывать информацию об эмоциональном состоянии других людей, формированию навыков общения и планирования. Обращаем внимание на «панно настроения». Например:

  • Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно устроились? Кто ещё не уселся?
  • Какое у вас настроение?
  • Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные (светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?
  • Что бы вы хотели посоветовать?
  • Как бы вы поступили в подобной ситуации?
  • Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

4. Обмен новостями.

Одной из самых любимых частей утреннего круга для наших детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник у нас в группе традиционно проводятся «Новости выходного дня». Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. Дети принимают в нем участие, т. е. задают вопросы и комментируют услышанное. Таким образом, дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства; обогащается и активизируется словарный запас. Дети очень любят делиться новостями, и поэтому всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы мы предлагаем детям коллегиально решить, какое количество и кого мы сегодня выслушаем. У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. На данном этапе мы вводили постепенно правило. Его формулировку обговаривали с детьми. Правило очерёдности высказываний: «Говорит тот, у кого в руках жирафик Жорик».

5. Обмен информацией.

Также на утреннем круге происходит общий обмен информацией: какая сегодня погода (время года, праздник, день рождения), сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек), что интересного заметили в группе (здесь обращаем внимание на смену ППРС по теме недели). Каждый день все дети не могут поучаствовать, поэтому мы ввели критерий – дежурные в уголке природы рассказывают о погоде (времени года, праздниках, днях рождения), а дежурные по занятиям остальное. Безусловно, педагог следит , чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.

6. Проблемная ситуация. Работа с интерактивным полем.

Организация детей в кругу способствует активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Поэтому важно создавать ситуации, когда предоставляется всем детям возможность поразмышлять, высказать свое мнение по этому вопросу, сообща подумать над разрешением ситуации.

Беседа по аналогии «четырёх вопросов» (Ребята высказываются по очереди, передавая атрибут недели друг другу).

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Для чего нам это нужно?

Завершающим компонентом утреннего круга является презентация деятельности в группе и центрах активности, в котором они будут заниматься. Дети закрепляют карточкой на поле виды деятельности в течении дня. Прикрепляя карточки с занятиями и центрами активности идёт обсуждение, какие знания дети могут там получить, подготовить вопросы по теме недели, на которые могут получить ответы в центрах активности.

Этапы обеденного круга и приёмы, подготовительные действия проведения.

1. Сбор.

Одной из традиций нашей группы является начало обеденного круга в форме позывных.  Для оповещения мы выбрали звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе).

2. Организация обеденного круга.

 Дети вместе с педагогом в течение сбора сидят в кругу. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

3. Обмен информацией.

Обсуждаются интересные для детей моменты радости познания, пережитые неудачи, детские проблемы социального характера (для воспитателя группы сбор информации для быстрого реагирования):

а) поддержка детской инициативы;

б) скорейшее разрешение пережитой неудачи ребенком;

в) планирование эмоционально-смыслового общения для регулирования проблем социального характера в детско-взрослом сообществе, нацеливание на культурные практики во вторую половину дня.

4. Паутинка знаний.

Традиционно, обеденный круг заканчивается раскладыванием схем-моделей, и приклеиванием картинок по теме недели за первую половину дня на паутинку знаний.

Этапы вечернего круга и приёмы, подготовительные действия проведения.

Вечерний круг проходит в два этапа: перед ужином и после ужина с родителями.

1. Сбор перед ужином.

Одной из традиций нашей группы является начало вечернего круга в форме позывных.  Для оповещения мы выбрали звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе).

2. Организация вечернего круга.

 Дети вместе с педагогом в течение сбора сидят в кругу. Круг способствует открытости, вниманию детей друг к другу, дает чувство единства в коллективе. Порядок расположения детей в кругу может меняться.

3. Обмен информацией.

Дети вместе с педагогом подводят итоги дня: делятся знаниями, полученными в центрах активности, обсуждают удалось ли получить ответы на поставленные вопросы во время утреннего круга.

4. Паутинка знаний.

Приклеиванием картинок по теме недели, фишек центров за вторую половину дня на паутинку знаний. Паутинка знаний помогает поделиться с родителями о впечатлениях за день.

5. Детские сейфы.

Перед уходом дети достают из сейфов фишки центров, рассказывают родителям в каких центрах побывали, что нового там узнали, как они это узнали и возвращают фишки в кармашки. Также опираясь на паутинку знаний дети рассказывают родителям о прожитом дне, чем они занимались и о своих успехах.

Пример проведения утреннего круга

Ход:

Сбор под звон колокольчика. Становятся в круг.

Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга.

Все вместе: Я люблю свой детский сад,

В нем полным-полно ребят,

Может сто, а может двести,

Хорошо, когда мы вместе!

Все на месте? Все ли тут?

Повернулись, оглянулись,

И друг другу улыбнулись.

Эстафета «Волшебного клубочка».

Воспитатель: Клубочек катится по тропинке лесной. Клубок сей не простой. Он скатан из тонких нитей света, невидимых глазу простого человека. И только лишь тот, кто имеет в груди доброе сердце, может видеть этот волшебный клубок (дети, передавая друг другу клубок вместе с пожеланиями добра, счастья, любви или просто улыбнувшись друг другу разматывают нить, связавшую их воедино).

Дети садятся в круг.

Воспитатель: Ребята, мы не виделись с вами целый день. За это время произошло много интересных событий. Вчера я увидела маленького котёнка. Он так громко мяукал, наверное, потому что был голодный. Я угостила его колбаской. А какие новости есть у вас? Кто хочет рассказать о своих событиях? Давайте сначала расскажут новости девочки, у которых имя начинается на какую-нибудь букву.  (Дети делятся своими новостями).

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем, сколько мальчиков и девочек сегодня присутствуют. Кого сегодня больше? Меньше? А кого сегодня нет с нами? А как вы думаете, почему эти дети не пришли в детский сад. Как мы сможем узнать, что с ними? (Ответы детей).

Ребята, сегодня второй день недели. Как он называется? А какой день недели был вчера? А какой день недели будет завтра? Какое у нас сейчас время года? Назовите мне приметы зимы. Какая сегодня погода была с утра? Вы замерзли, когда шли в детский сад? (Ответы детей)

Сейчас подойдем к интерактивному полю. Узнаем, чем мы будем заниматься.

Что мы знаем о сказках?

Что мы хотим узнать?

Как мы узнаем?

Для чего нам это нужно?

Прочитать сказки можно в книгах. Их придумали авторы. Но есть и народные сказки.

Можно ли самим придумать сказку? Сложно ли это?

Попробуем придумать сказку.

Попросим рассказать про авторов сказок в центре «Литературная гостинная»

Сказки очень интересные. Их можно рассказывать своим друзьям, братьям или сестрам.

А сейчас возьмите фишки и поместите их туда, в какой центр вы пойдете.

Центр «Юный олимпиец».

Дети: В этом центре мы тренируем мышцы своего тела.

Вопрос воспитателя: Какие мышцы станут у вас? Ответы детей.

Подведение к вопросу: Почему человек должен быть сильным?

Центр «Цифровая лаборатория Знайка»

Воспитатель: Попробуйте глубоко вздохнуть, закройте ладошкой рот и нос.

Вопрос воспитателя: что вы чувствуете? Почему не смогли долго находиться без воздуха? А ты что чувствовал? Ответы детей.

Подведение к вопросу: А откуда в воздухе появляется кислород?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка проведения утреннего круга в детском саду

Утренний круг— важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному конт...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки; учить осознавать  и объяснять смысл пословиц....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕРИИ УТРЕННИХ КРУГОВ ДЛЯ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ «Я И МОЯ СЕМЬЯ»

Аннотация. В работе приведены планы утренних кругов по теме «Я и моя семья» для детей от 1,5 лет. Данная работа будет полезна  воспитателям групп раннего возраста. Утренний круг &nda...