"Зима, зимующие птицы"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Устимова Вероника Юрьевна

Конспект интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы (ТНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima_zimuyushchie_ptitsy.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ТНР) ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ

«ЗИМА, ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Музыкальный руководитель

Устимова В.Ю.

Цель: закрепить знания детей о признаках зимы, о зимующих птицах.

Образовательные задачи: уточнить и закрепить знания детей о признаках зимы, о зимующих птицах.

Коррекционно-развивающие задачи: формировать познавательный интерес; развивать выразительность речи при чтении стихов, внимание, память, умение отгадывать загадки, сравнивать и сопоставлять; развивать умение отстаивать свое мнение; совершенствовать песенный репертуар, эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику.

Воспитательные задачи: формировать привычку к здоровому образу жизни, коммуникативную культуру, учить детей видеть красоту природы, оберегать ее.

Оформление: Зимний пейзаж.

Оборудование: иллюстрации, мольберт, снежок, тарелка, кормушки из пакетов молока, ширма.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал.

Педагог. Ребята, отгадайте, о каком времени года загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость людям подарила

И на санках прокатила.

Г. Аванесова

Дети. Зима. (На мольберт выставляется иллюстрация «Зимний пейзаж».)

Педагог. Сегодня я принесла комочки снега с участка. Посмотрите. Какие они? (Ответы детей.) Правильно, белые, чистые, твердые. Потрогайте, какой снег? (Ответы детей.) Верно, он холодный. Тарелку со снежками мы поставим за ширму и потом посмотрим, какое произойдет превращение. Кто мне назовет зимние месяцы? (Ответы детей.) Правильно! Декабрь, январь, февраль. Зима — это удивительное время года. Интересно наблюдать, как снежинки в каком-то волшебном хороводе, прежде чем коснуться земли, танцуют в морозном воздухе свой сказочный танец.

Хороводная игра «Снежинки»

В вихре морозном снежинки несутся,

Бегут на носочках по кругу, взмахивая руками.

Роем блестящим кружатся и вьются.

Кружатся на месте, руки на поясе.

Белыми пчелами вдруг обернутся,

Бегут по кругу на носках.

Мерзлой земли на минуту коснутся.

Приседают.

Снова закружатся в пляске морозной

Встают и кружатся на носках.

В небо взлетят, как хрустальные звезды,

Бегут по кругу.

Н. Нищева

Педагог (рассматривает вырезанные снежинки из бумаги). Ребята обратите внимание, какой интересный ажурный узор у снежинок, как кружево. Посмотрите, как много у меня снежинок и они все не похожи друг на друга. А вот у этих снежинок, которые лежат на столе, нет другой похожей половинки. Давайте ее найдем.

Дидактическая игра «Найди половинку»

(Детям раздают по половинке снежинки, и они ищут похожую половинку.)

Педагог. А теперь слушайте загадку.

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

(Коньки)

Е. Благинина

(Картинка на мольберте «Дети катаются на коньках».)

Педагог. Ребята, давайте превратимся в фигуристов. Представим, что мы катаемся на коньках по блестящему льду. И каждый фигурист придумывает свой удивительный танец.

(Дети под вальсовую музыку выполняют творческое задание «Фигуристы», используя знакомые танцевальные движения. Музыка — вальс по выбору музыкального руководителя.)

Педагог. Чудесные у нас фигуристы. Хорошо, что зимой можно залить каток во дворе. Правда, дети? А за что вы еще любите зиму? (Дети перечисляют зимние забавы.) Правильно, за то, что можно покататься на лыжах, санках, коньках, поиграть в снежки, слепить снеговика.

(Хоровод о зимних забавах по выбору музыкального руководителя.)

Педагог. Мы сейчас с вами играли в снежки и катались на коньках, на санях. И наверно, все замерзли. Давайте сядем в комнате около горячей печки и послушаем музыку.

(Звучит пьеса «У камелька» П. И. Чайковского.)

Педагог. Как называется эта музыка? А кто ее сочинил? (Ответы детей.) Правильно, это пьеса «У камелька» П. И. Чайковского, цикл «Времена года». Вы верно сказали, что музыка задумчивая, мечтательная, светлая. В зимние холодные вечера у камелька можно не только погреться, но и о чем-то приятном подумать, помечтать. Хорошо сидеть около теплого камина и смотреть, как разгорается огонь. Дети, о чем же вы мечтаете? (Ответы детей.) Дети, какие стихи вы знаете об этом сказочном времени года?

Дети. 

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит...

А. Пушкин

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

С. Есенин

Педагог. Удивительное это время года, сказочное.

Дети поют песню «Зима в городе»

Снежная дымка город одела,

Снежная дымка... Город стал белым.

В белом тумане дремлет Нева,

В облаке снежном спят облака.

Белые вихри кружат по Дворцовой.

Город стал снежным, воздушным и новым.

В северный город сказка пришла,

Снежную мантию за ночь сплела.

Н. Нищева

Педагог. Прекрасно спели песню, а теперь прочтем стихотворение.

Дети читают стихотворение «Снег-снежок».

Снег-снежок, снег-снежок,

Белый и пушистый.

Снег пошел, снег пошел,

Свежий и искристый.

Снегири, снегири

Снегу очень рады.

Снегири, снегири

Сели на ограду.

Мы в снежки, мы в снежки

Поиграть решили.

Снежных баб, снежных баб

Мы сооружили.

Снег-снежок, снег-снежок,

Белый и пушистый.

Снег-снежок, снег-снежок,

Легкий, белый, чистый,

Н. Нищева

Педагог. Я знаю, что вы выучили прекрасную песню «Елка», давайте ее споем.

Упражнение на развитие подражательности «Елка»

Елка лапы опустила

И под снегом загрустила.

Задремала до весны.

Елка спит и видит сны,

Что подснежник распустился,

Что журавлик возвратился,

Что бежит ручей журчащий,

Что медведь проснулся в чаще,

Что пришла весна-красна

И что елкам не до сна!

Педагог. Я думаю, что скоро елке точно будет не до сна. Потому что скоро настанут новогодние праздники, и все будут спешить завести хоровод вокруг елки. Дети, а какие птицы не улетают на юг, а остаются в наших краях? (Ответы детей.) Правильно! Воробьи и синицы. И для них люди устраивают кормушки. Подкармливать птиц необходимо. Где же им добывать корм зимой?

Упражнение «Две синицы, воробей»

Сколько птиц в кормушке нашей

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей

На каждое название птицы загибают по одному пальчику

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

Н. Нищева, Л. Гавришева

Педагог. Какое оперение синиц? Кто знает? (Ответы детей.)

( На мольберте выставляются изображения птиц.)

Педагог. Это желтогрудая птица с черной дорожкой, разделяющей грудку на равные части. Как она поет? (Ответы детей.) Правильно, «пинь-пинь». Какого цвета оперение воробьев? (Ответы детей.) Правильно, серо-коричневого цвета. Как поет воробей? (Ответы детей.) Его песенка нам знакома: «чик-чирик». Какие птицы прилетают к нам зимой? (Ответы детей.) Да, красавцы снегири. Дети, давайте поиграем в игру «Снегири» (картинка «Снегири» на мольберте).

Подвижная игра «Снегири»!

Вот на ветках, посмотри,

По четыре хлопка руками по бокам и четыре наклона головы

В красных майках снегири,

на каждую строчку.

Распушили перышки,

На первое слово каждой строчки — частое потряхивание

Греются на солнышке.

руками, на второе — один хлопок по бокам.

Головой вертят,

По два поворота головы на каждую строчку.

Улететь хотят.

— Кыш! Кыш! Улетели!

Дети разбегаются, взмахивая руками, как крыльями.

За метелью! За метелью!

Педагог. Снегирь – это красногрудая птичка с серой спинкой и черной головкой. Благодаря ему наряднее становится наша зимняя природа. Как вы думаете, чем питаются снегири? (Ответы детей.) Да, снегири питаются почками, семенами клена, березы, ясеня, липы, Как свистит снегирь? (Ответы детей.) Он свистит: «жю-жю-жю». (Выставляются картинки «Воробей», «Синица», «Снегирь».) Дети, вы все знаете, какая окраска у воробья, синицы, снегиря. Давайте фломастерами нарисуем этих птиц. Каждый рисует понравившуюся птичку. (Дети рисуют птиц.) У вас получились очень красивые птицы. Все молодцы!

Птицы зимой голодают, потому что вся еда под снегом. И если вы идете на улицу, захватите кусочек хлеба, горсть пшена для птичек. Мы должны подкармливать птиц, чтобы они не замерзли, не погибли. А еще можно вывешивать на улице кормушки, подвешивать на веточки дерева кусочки сала на веревочке. Синички очень любят это лакомство.

Давайте споем песенку «Кормушка»

Дети поют логопедическую распевку «Кормушка».

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Н. Нищева

Педагог. Мы сегодня все вместе пойдем на улицу, повесим самодельные кормушки для птиц. Но, прежде чем идти на улицу, посмотрим, что случилось с нашим снежком. (Дети видят, что снег растаял.)

Дети. Снег растаял, и в тарелке вода.

Педагог. Вспомните, снег был какой?

Дети. Чистый, белый, холодный.

Педагог. Скажите, что вы видите в тарелке?

Дети. Грязную воду.

Педагог. Когда мы видим белый снег, то считаем, что он чистый. Это не так, посмотрите, какая грязная вода. (Дети очень удивлены, что вода грязная.) Запомните: нельзя есть снег, он грязный. Тот, кто ест снег, причиняет вред своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...