РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ ЕСТЬ ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ
материал

Нелюбина Лариса Владимировна

В статье представлен материал из опыта работы педагога детского сада по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление детей с природой. Статья раскрывают модель работы по воспитанию нравственных чувств через ознакомление с окружающей природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

В наше время, когда совершается много безнравственных поступков, дети становятся агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является самой серьёзной и актуальной в современных условиях. Она требует большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Нашим педагогам не безразлично, какими станут их воспитанники в будущем.  Ведь слова и поступки, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, законы страны. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому дошкольников с юных лет необходимо учить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Любовь к природе родного края, Родине - это одно из проявлений патриотизма. Это очень сложное чувство и складывается оно из устойчивого интереса к живому. Что за сила нас притягивает к тому, что нас окружало в детстве? Почему, когда человек покидает  родные места на долгие годы, он вспоминает их с большой теплотой, любовью и гордостью, а при удобном случае рассказывает о красоте и богатстве своего родного края. Что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое, то и отражает глубокую любовь ко всему родному.

Привить бережное отношение к природе и научить её беречь и сохранять - главная задача педагогов.  Как сформировать ответственное отношение к окружающей среде, как заложить первые ростки экологического сознания, как объяснить сущность взаимоотношения живых организмов с окружающей средой, как пробудить интерес детей к окружающему миру, как к Божьему дару?  Сложные вопросы для дошкольного воспитания, но очень актуальные и значимые!

Самое главное - обращать внимание детей на то, что природа повседневно воздействует на людей, но мы многого не замечаем, наше восприятие очень поверхностное. Господь создал мир природы удивительным и прекрасным. К сожалению,  мы не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само по себе, не даётся от рождения в готовом виде, а воспитывается наряду с другими замечательными качествами. Поэтому нам важно помнить, как велика роль взрослого, который должен сам «видеть» и «слышать» природу и учить этому ребенка. Поэтому с ранних лет нам, воспитателям, необходимо рассказывать о том, как богата и прекрасна наша планета, и о том, что у неё есть свои законы. Чтобы ребёнок усвоил эти знания через непосредственное восприятие надо на каждой прогулке, при каждом выходе в парк, на отдыхе в лесу, закреплять знания и накапливать впечатления и чувственный опыт. Обращаем внимание на маленький цветочек, рассматриваем его и удивляемся простому на вид строению и такому сложному Божьему созданию. Лепестки - такие нежные и ранимые, пестик - тонкий и причудливой формы, тычинки с разным окрасом и с мелкой пыльцой… Вот такими удивительно прекрасными создал их Бог! Как много можно рассмотреть и увидеть с детками. Порассуждать, для чего это надо цветку, кого он привлекает или может отпугивать… Самое главное - дети понимают, что растения имеют жизнь и что при неаккуратном прикосновении можно повредить их «тело»  - лепесток, стебелек, пестик, тычинки.

Прилетела бабочка на цветок, аккуратно села и стала собирать эту пыльцу, перебирая лапками, а сколько у бабочки красоты! Как такие хрупкие и нежные крылья могут содержать столько разноцветных красок и причудливых узоров? Это  Создатель придумал её такой прекрасной и яркой! Поэтому мы должны бережно относиться к нерукотворному миру, который дал нам Господь!  На занятиях мы пытаемся нарисовать красоту, увиденную в природе, передать все краски, используемые Творцом. На таких занятиях мы закрепляем это на улице. Уже в групповом помещении дети пытаются вспомнить и воспроизвести всю индивидуальность живых существ. Ребята по-разному передают свои впечатления на листе бумаги: кто-то видит цветок большим и использует яркие краски, кто-то, наоборот, «мельчит» и изображает в приглушённых тонах. Многие дети «оживляют» цветы и придумывают им имена, наделяют их «семьями» или отправляют их в путешествие – «на встречу приключениям». Девочки сравнивают бабочек с принцессами и наряжают их, как будто в бальные платья, мальчики же бабочек изображают в роли драконов или эльфов. После занятия рисованием мы устраиваем выставку и придумываем сказки о жителях сказочной страны. Дети с удовольствием используют свои рисунки в моделировании разных сюжетов, придумывают невероятные приключения своим природным героям.

Воспитатель записывает на листе все придуманные истории, и мы сами мастерим книжки-малышки. Уже несколько книг мы «издали» из придуманных историй и нарисованных рисунков.  Дети с большим желанием и удовольствием занимаются данным ремеслом. Проявляют активность и малозаметные воспитанники – те, которые стесняются выразить перед всеми свои мысли. Но после передачи на листе своих впечатлений от увиденного, они раскрываются и начинают потихоньку фантазировать, оживляя словами свои изображения. Все придуманные сказки отличаются добрым и милым содержанием, всегда добро побеждает зло. Часто дети используют в своих сюжетах моменты, в которых герои приходят на помощь друг другу. Близкое общение с природой через познание её тайн облагораживает детей, делает их мягкими, чуткими, послушными. Чем больше мы узнаем природу нашей родины, тем больше мы к ней привязываемся и любим её. После таких добрых и интересных моментов ребёнку не захочется рвать и топтать растения, ведь в его сознании уже закрепилась мысль о том, что они живые и кому-то нужны.

 Со старшими дошкольниками можно проводить сравнительный анализ - на примере простых вопросов: «Знаете ли вы, что у нашей планеты, как и у нас, есть лёгкие? Это - лес». Если человек может прожить без пищи больше месяца и продержаться пять дней без воды, то без кислорода он погибнет через три минуты. Лес помогает сохранять в почве влагу, без него пересохли бы реки и озёра, не давали бы урожая поля и сады. В лесу растут грибы, ягоды, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей: дома, мебель, бумагу, карандаши, ткани. Лес очень важен для людей, зверей и птиц. Такую красоту надо беречь, охранять, защищать. Всю жизнь человек будет сохранять эти воспоминания. Из пристального внимания, из привязанности к месту детских прогулок возникает и развивается любовь к родному краю, к Родине, воспитывается чувство патриотизма. Так природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Человек неотделим от природы. Он учится у природы.

В 2018 году в нашем дошкольном учреждении была оборудована экологическая студия, которую оснастили мини-флорариумами с суккулентами, большими флорариумами с  суккулентами, комнатными растениями и декоративным водопадом, клетками с шиншиллами, кроликами, морскими свинками, попугаями. В этой комнате мы приучаем детей к труду и заботливому отношению к растениям и животным. Воспитанники, посещая данную студию, наблюдают за повадками животных, кормят их, по возможности, помогают в уборке за  животными, поливают растения и рыхлят почву.

Данное местечко очень востребовано нашими воспитанниками, они с удовольствием посещают обучающие экологические занятия по программе: «Ребятам о зверятах». Конечно же, не оставляем без внимания родителей воспитанников, ведь они тоже нуждаются в помощи осознания значимости патриотического воспитания. Родителей привлекаем к участию в разных экологических акциях: «Сбережём планету вместе» (сбор макулатуры), «Крышка-малышка» (сбор пластиковых крышечек), сбор отработанных батареек. К участию в проектах: «Помоги очистить лес» (уборка мусора в лесу северного района г. Воронеж, субботники на территории детского сада), «Покорми птиц» (изготовление кормушек и скворечников), экскурсиях в лесопарк «Олимпик», развлечениях, викторинах. Часто используем домашние задания, например, найти и сфотографировать  самый красивый цветок Вашего двора. Выбрать и сфотографировать лесную красавицу, составить кроссворды на экологические темы. Изготовить стенгазету на тему «Мой любимый питомец».

Данная работа закладывает первые основы патриотизма, уважение и соблюдение законов природы.  Все понимают, что только в содружестве с природой мы можем быть счастливы в нашем общем доме - на планете Земля.

Список литературы

1. Н.Ф. Виноградова, Л.А. Соколова «Моя страна Россия». Москва «Просвещение» 2001 г.

2. О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Издательство: Мозаика – синтез. Москва 2008 г.

3. Н.А. Рыжева «Не просто сказки». Издательство: ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2002 г.

4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998 г.

5.Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методической разработке "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста"

Данная разработка  представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...

Развитие чувства любви к Родине в старшей группе детского сада

У каждого человека есть своя Родина – то место, где он родился или вырос. С первых лет жизни человек знакомится с этим местом, узнает, чем оно отличается от других. Первые знания о Родине ребенок полу...

Воспитание нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

Воспитание нравственности и патриотизма у детей дошкольного возраста. "Что покажешь ребенку-то его и дорога"-говорили Адыги....

План по самообразованию Тема: «Воспитания гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста »

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Большинство детей имеют размытое представление о той стране, в которой родились и живут, о её ценностях...

Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Данный проект предназначен в помощь педагогам ДОУ при формирование чувств гражданственности и  патриотизма  у детей дошкольного возраста ....