Конспект ОД во второй младшей группе Тема: «Семейное чаепитие» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
план-конспект занятия (младшая группа)

Питаева Наталья Анатольевна

Конспект предназначен для воспитателей для знакомства малышей с понятием "семья", а также для обучения малышей игровым действиям по теме "Семья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Дубравушка» Грязинского муниципального района  г. Грязи Липецкой области

КОНСПЕКТ ОД

                                          Тема: «Семейное чаепитие»

                      Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

                                                                                      Выполнила: Питаева

Наталья Анатольевна

2024

Цель: формирование у малышей первичных представлений о семье.

Задачи:

образовательные: закреплять умение называть своё имя, фамилию, знать имена всех членов семьи, формировать словарный запас детей по теме «Семья», знакомство детей с понятием «семейные традиции»;

развивающие: развивать умение поддерживать беседу;  развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

воспитывающие: воспитывать у детей любовь к своей  семье, желание заботиться о своих близких, радовать их.

Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие , познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций на тему «Семья», фотографий с изображением членов семьи, изготовление альбома «Мамины помощники»; беседы «Моя семья», «Моя мама», «Мой папа», «Мои брат, сестра», «Мои бабушка и дедушка»; отгадывание загадок на тему «Семья»; чтение русской народной сказки «Три медведя», «Петушок и курочка»,  «Петушок и бобовое зёрнышко», просматривание мультфильмов «Разные колёса», «Мешок яблок», заучивание стихов о семье, пальчиковой гимнастики «Моя семья», дидактические игры: «Чей малыш?», «Назови ласково», «Мой дом», «Чьи вещи?».

Оборудование: картинки «Семья»;, «волшебный мешочек»;, корзиночка  с сердечками, стол кукольный, кукольный чайный сервиз, муляжи пирогов, конфет, «чашки с вареньем, мёдом, сахаром», фрукты, салфетки, букет, скатерть.

Словарная работа: семья, чаепитие, гости, салфетки.

Ход ОД:

Вводная часть (приветствие)

Педагог: «Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся. И друг другу улыбнёмся.

Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

Что такое семья? (Ответы детей)

(дети садятся на стульчики)

Педагог: «Ребята, посмотрите на картинку.(воспитатель показывает картинку семьи) Как вы думаете, кто на ней изображен?» (Ответы детей)

Педагог: «Правильно, ребята, на картинке мы видим папу, маму,  бабушку,  дедушку и  детей.  Это семья. Семья – это родные люди, они любят друг друга, помогают друг другу и заботятся друг о друге».

Педагог:  Давайте, ребята, поиграем с пальчиками и покажем всю семью на пальчиках. (играют сидя на стульчиках)

«Наша дружная семья»

Папа, мама, брат, сестра  и я (руки сжаты в кулаки, дети разжимают пальцы, начиная с большого)

Наша дружная семья (сжимаем и разжимаем кулаки)

Вместе в доме проживаем (соединить пальцы рук в замок)

И друг другу  помогаем.  (пальцы на руках сжатые в замок несколько раз двигаем вверх- вниз)

Педагог: «Молодцы! Я знаю стихотворение о семье, и хочу чтобы вы послушали.

 Семья моя, моя семья,

В ней: папа, мама, брат и я.

Люблю я всех, а все меня.

Такая дружная семья».

Педагог: Ребята, а вы любите своих маму, папу, бабушку, дедушку, сестру, брата? (Ответы детей)

Педагог: «Обычно в дружной семье все любят друг друга и называют друг друга ласково.

Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Скажи ласково». Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.

Игра «Назови ласково».

Дочь – доченька, дочурка.

Сын – сынок, сыночек.

Папа – папочка, папенька, папуля.

Мама – мамочка, мамуля.

Дед – дедушка, дедуля.

Бабушка – бабуля, бабулечка.

Сестра – сестренка, сестричка.

Брат – братишка.

Внук – внучок.

Внучка – внученька.

Педагог: «Молодцы, ребята! Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных».

Игра «Добрые слова»

Педагог: «Ребята, посмотрите,  у меня есть волшебный мешочек. Предлагаю наполнить его добрыми, ласковыми, нежными словами для своей семьи. Я открою мешочек, и ваши добрые слова будут наполнять его.

Мама, какая?

Дети: «Добрая, хорошая, красивая, заботливая».

(Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы).

Педагог: «Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая?»

Дети: «Ласковая, добрая, милая, нежная, любимая».

Педагог: «Когда мама модно одевается, какая она?»

Дети:  «Красивая».

Педагог: «Когда мама улыбается, смеётся, какая она?» 

Дети: «Весёлая».

Педагог: «Когда мама заботится о вас, какая она?» 

Дети: «Заботливая».

Педагог: «А папа какой?»

Дети: «Смелый, заботливый, умелый, красивый, весёлый, сильный.»

Педагог: «Бабушка, какая?»

Дети: «Добрая, заботливая».

Педагог: «А дедушка, какой?»

Дети: «Хороший, веселый, добрый»

Педагог: «Молодцы, ребята! Сколько чудесных слов вы собрали  для своей семьи в волшебный мешочек. Теперь немного отдохнём».

Физкультминутка «Семья».

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?  (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять,  (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать:  (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра,  (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка,  (наклоны туловища влево - вправо)

Мой сверчок, щегол и я. (повороты туловища влево - вправо)

Вот и вся моя семья.  (хлопаем в ладоши)

Педагог: «Ребята, как думаете, можно родных огорчать, обижать?» (ответы детей)

Педагог: «Как думаете, чем можно порадовать своих близких?» (Ответы детей) А вы помогаете маме накрывать стол к чаю? Давайте попробуем. Поиграем в игру «Помоги маме накрыть стол к чаю»

Игра «Помоги маме накрыть стол к чаю»

Педагог: «Что нужно сделать чтобы стол был нарядный? ( Ответы детей: «Накрыть скатертью, поставить букет»); «Куда будем наливать чай? Как думаете для чего на столе салфетки? Что нужно поставить на стол, чтоб чай был сладкий? Чем размешивать сахар в  чае? Наша мама любит чай с лимоном.  Папа любит чай с мёдом. Бабушка любит чай с вареньем. А дедушка любит конфеты. Что ещё можно поставить на стол к чаю? (Педагог задаёт детям  эти наводящии вопросы для того, чтобы направить действия детей) Наш стол накрыт.

Рефлексия: О чём мы сегодня говорили? Кого мы вспоминали? Для кого мы учились накрывать на стол? Кого мы любим больше всего на свете?

Угощаем гостей конфетами и прощаемся с ними, можно сесть с детьми пить чай.

Приложение

Картотека пальчиковых упражнений на тему «Семья».

 

«Семья»

(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз)

«Как у нас семья»

Как у нас семья

Большая и веселая (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)

Два у лавки стоят, (загибают большие пальцы)

Два учиться хотят. (загибают указательные пальцы)

Два Степана сметаны объедаются. (загибают средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (загибают безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (загибают мизинцы)

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой - наша мама.

Рядом с мамой – старший брат.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

«Мой дом»

В нашем доме все друзья (дети ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший- это я. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика)

Это мама Маша,

Это папа Саша,

Это брат Юра,

Это сестра Даша.

«Наша дружная семья»

Папа, мама, брат, сестра и я (дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца)

Наша дружная семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз)

Вместе в доме проживаем, вместе маме помогаем (энергично сжать руку в кулак несколько раз)

«Семья»

У меня есть папа. (дети разжимают кулачки, начиная с большого пальца)

У меня есть мама.

У меня есть брат, сестра

А у них есть – я.

Это вся моя семья. (энергично сжать руку в кулак несколько раз)

«Пальцы - дружная семья»

Пальцы - дружная семья, друг без друга им нельзя. (сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их)

Вот большой! А это – средний. Безымянный и последний - наш мизинец, малышок!

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, будем их соединять и движенья выполнять. (каждый палец руки соединяем поочередно с большим)

«Мой дом»

Скворцы живут в скворечнике, (поочередно загибаем пальчики)

Очки живут в очечнике,

Лиса живет в своей норе,

Живут деревья на горе…

И у меня есть тоже дом,

Он самый лучший:  мама в нём!

«Наша бабушка!»

Наша бабушка идёт (хлопать ладонями по коленям поочерёдно левой, правой руками)

И корзиночку несёт (пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки)

Села тихо в уголочек, (положить руки на колени)

Вяжет деточкам чулочек. (выполнять движение, имитирующее вязание на спицах)

Вдруг котята прибежали (мягкими кистями рук выполнять движение «кошечка»)

И клубочки подобрали.

Где же, где ж мои клубочки, (развести руки в стороны)

Как же мне вязать чулочки. (выполнять движение «вязание на спицах»)

«Семья могучая»

 В одном лесу дремучем (покачать руками над головой) 

Жила семья могучая: (сложить ладони в "замок") 

У них был дом огромный (соединить пальцы - "крыша")

 И крыша с трубой темной. (поднять средние пальцы – труба)

 Из трубы в колечки дым - (колечки из пальцев) 

Плим, плим, плим. (пощелкать пальцами)

«Моя семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это – мама,

Это – я,
Это – бабушка моя,

Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

«Кто приехал?»
Кто приехал? (пальцы обеих рук сложены вместе)
Мы, мы, мы! (быстро хлопают кончики больших пальцев)
Мама, мама, это ты? (кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают)
Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)
Папа, папа, это ты? (хлопают кончики указательных)
Да, да, да! (Хлопают кончики больших пальцев)
Братец, братец, это ты? (хлопают кончики средних пальцев)
Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)
Ах, сестричка, это ты? (хлопают кончики безымянных)
Да, да, да! (хлопают кончики больших пальцев)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопают кончики мизинцев, потом хлопать в ладоши)

 «Мамы»                                                                                                                     Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) 
Всех их очень любят дети! 
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) 
Повар, милиционер, 
Швея, кондуктор и учитель, 
Врач, парикмахер и строитель – 
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в "замочек")
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)

«Помощники»

Дружно маме помогаем – (ладошки скользят по столу)
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем (трём руки друг о друга - "стираем")
Полощем, отжимаем. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Подметаем все кругом –  (кисти рук "подметают")
И бегом за молоком. (пальчики бегут по столу)
Маму вечером встречаем,  (разводим руки в стороны)
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».  (обнимаем себя за плечи)

Картотека физкультминуток на тему «Семья»

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре                    

(Хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?        

(Шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять            

(Прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  

(Шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра              

(Хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка           

(Наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я -            

(Повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья.                  

(Хлопаем в ладоши)

«Три медведя»

Три медведя шли домой. (дети имитируют ходьбу на месте)

Папа был большой – большой, (тянут руки вверх)

Мама чуть поменьше ростом, (наклоняются)

А малыш малютка просто. (приседают)

Очень маленький он был, с погремушками ходил. (изображают игру погремушками)

Дзынь – дзынь – дзынь, с погремушками ходил.

«Дружно маме помогаем»

Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом и бегом за молоком.

Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

(Подражательные движения по тексту.)

«Семейная зарядка»

Осенью, весною, летом и зимой. (хлопки руками)

Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)

Встанем в круг и по порядку каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)

Мама руки поднимает (руки вверх и вниз)

Папа бодро приседает (приседания)

Повороты вправо- влево делает мой братик Сева (руки на пояс, повороты всем корпусом)

А я сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте и наклоны головой в стороны)

Мы семьей к лужайке вышли, (ходьба друг за другом)

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, (высоко поднимать колени)

Через ветви и пенечки.

Мы шагаем высоко,

Не упал из нас никто.

Маму я свою люблю,

Я  всегда ей помогу: (далее движения по тексту)

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отрясаю,

Пол я чисто подмету,

И  дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Подвижная игра под музыку

Дети поют и выполняют движения под музыку.

Маме надо отдыхать (дети на цыпочках идут по кругу)

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук (дети останавливаются в кругу и громко топают)

Раздаётся пяток стук.

Наши пяточки идут. (дети подходят к «маме» и обнимают)

Прямо к мамочке бегу.

Массаж пальцев « Подарок маме »

Маме подарок я сделать решила.       Скользящие движения ладонью о ладонь

Коробку с катушками тихо открыла.         Поочередно растирать пальцы левой руки,

Нитки и пяльцы достала я с полки,           как бы надевая на каждый палец

Вдела зеленую нитку в иголку.                    «Колечко» из сжатых пальцев правой руки

Мамин наперсток - на дочкином пальце.

Белую ткань я надела на пяльцы.

Иголкой веду за стежочком стежочек.        Поочередно растирать пальцы правой руки

Я вышиваю чудный цветочек:

Сначала – зеленые стебельки,

После – веселые лепестки,

В центре кружка – ярко-желтый кружок.

Я закрепляю последний стежок.                     Потереть ладони друг о друга

Я разминаю уставшие пальцы.                      Сжимать и разжимать пальцы

Я убираю старинные пяльцы.

Нитку с иголкой в шкатулку кладу.           Переплести пальцы обеих рук и сделать 

В мамину комнату тихо иду.                             в  «качельку»

Встану на низкую табуретку                           Встают на ноги

И на комод постелю я салфетку.           Протягивают руки вперед

В комнату мама войдет, удивится         Покачать головой, поставив руки на пояс

- Дочка, какая же ты мастерица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми младшего возраста по реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие "День Малой Родины - Санкт-Петербурга"

Данный конспект занятия был составлен для проведения открытого мероприятия, посвящённому 1 сентября на тему "День малой Родины"....

Методическая разработка .Конспект по организованно образовательной деятельности с детьми младшей группы в рамках образовательной области Социально-коммуникативное развитие Тема «Лохматый пёс»

Методическая разработка .Конспект по организованно образовательной деятельности с детьми младшей группы в рамках образовательной области Социально-коммуникативное развитиеТема «Лохматый пёс&raqu...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» «Веселая ярмарка» II младшая группа (3-4 года)

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возрастав образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»«Веселая ярмарка»II младшая гру...

Конспект совместной деятельности с детьми второй младшей группы в рамках образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" "Встречаем гостей"

Материал содержит конспект, который поможет развить игровой опыт детей через освоение первичных представлений ролевого взаимодействия....

Методическая разработка "НОД «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». (с использованием здоровьесберегающих технологий)"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-П...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ во второй младшей группе общеразвивающей направленности. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ  во второй младшей группе  общеразвивающей направленности  Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Социализа...