конспект непосредственной образовательной деятельности
план-конспект занятия (средняя группа)

Шарохина Ирина Анатольевна

Цель: Уточнение и расширение знаний и представлений детей  о профессии космонавта 

Задачи:

Образовательная:

 -Сформировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле.

-Расширить знания детей о подготовке космонавтов к полету в космос

-Уточнить представления детей о личностных качествах  космонавта

- Познакомить с особенностями строения ракеты и орбитальной станции.

-Обогатить словарь детей словами -  «орбитальная станция», «невесомость», «скафандр» , «космический корабль»;

 Развивающая:  

 -Развивать коммуникативные способности, умение   рассуждать, аргументировать свои высказывания и делать  выводы.

 -Развивать память, внимание, стремление узнать новое. 

-Развивать смекалку, логическое мышление, сообразительность, внимание.

 воображение.

- Развивать умение слушать воспитателя и сопоставлять его речь с изображением на экране.

Воспитывающая:

-  Воспитывать   уважительное   отношение   к   профессии космонавта

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её

-Воспитывать у детей интерес к исследованию и познанию

Предварительная работа:  беседа о космосе. Рассматривание глобуса. Чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций планет Солнечной Системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_kosmonavty_ya_b_poshyol.docx135.76 КБ

Предварительный просмотр:

«В космонавты я б пошёл, пусть меня научат!»

Цель: Уточнение и расширение знаний и представлений детей  о профессии космонавта 

Задачи:

Образовательная:

 -Сформировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле.

-Расширить знания детей о подготовке космонавтов к полету в космос

-Уточнить представления детей о личностных качествах  космонавта

- Познакомить с особенностями строения ракеты и орбитальной станции.

-Обогатить словарь детей словами -  «орбитальная станция», «невесомость», «скафандр» , «космический корабль»;

 Развивающая:  

 -Развивать коммуникативные способности, умение   рассуждать, аргументировать свои высказывания и делать  выводы.

 -Развивать память, внимание, стремление узнать новое. 

-Развивать смекалку, логическое мышление, сообразительность, внимание.

 воображение.

- Развивать умение слушать воспитателя и сопоставлять его речь с изображением на экране.

Воспитывающая:

-  Воспитывать   уважительное   отношение   к   профессии космонавта

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её

-Воспитывать у детей интерес к исследованию и познанию

Предварительная работа:  беседа о космосе. Рассматривание глобуса. Чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций планет Солнечной Системы.

Материал и оборудование: презентация «Космонавты», компьютер, проектор,  проекторная доска, воздушные шар.

 Ход занятия

Части занятия: методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть

Сюрпризный момент

- Здравствуйте, ребята. Проходите за свои столы.

(На столе у детей стоит коробка)

-Ой ,точно. Интересно откуда она тут взялась, написано детям группы «Радуга», ну все верно, значит это нам. Откроем и посмотрим, что там?

Открываем коробку ,в ней большой муляж флешкарты(внутри настоящая).

-Посмотрите, что это?

-Правильно, интересно зачем она тут, как проверить что на ней…

-Точно, да тут какое-то видео, давайте посмотрим его

Включаю видео «Космос»

-Ребята, что мы увидели на видео?

-Верно, а кто летает в космос?

-А что делает космонавт в космосе? Хотите узнать?

-Тогда давайте сегодня об этом и поговорим.

-Здравствуйте

Дети заметили коробку

-Тут какая то коробка

-Да

-Флешка

-Надо ее вставить в компьютер

-Космос, планету Земля, звезды

-Космонавт

-Да

Основная часть

Беседа

Видеофрагмент «Центрифуга»

Игра «Что возьмем с собой в космос?»

Беседа

Просмотр презентации

Экспериментальная деятельность «Ракета»

Физминутка «Космонавты»

Беседа

Видеофрагмент «Обед по-космически»

Физминутка «Космонавты»

Беседа по презентации

Интервью «Что мы теперь знаем о профессии космонавт»

- Как вы думаете, трудно стать космонавтом?

- Конечно, очень трудно, здоровье должно быть отменное, никаких вредных привычек. Они очень долго тренируются: прыгают с парашютом, учатся переносить любую жару и холод .Проводят занятия в центрифуге: представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда. А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.

Давайте посмотрим как занимаются в центрифуге.

Включаю видеофрагмет

Космонавт должен быть умным. Почему?

-Верно. На космических кораблях много сложных приборов и космонавт должен знать, как они работают, уметь с ними обращаться и должен управлять космическим кораблём, а это трудно.

С собой космонавт может взять только то, что может пригодиться в космосе. Давайте разделимся на две команды, и каждая команда соберет вещи, которые могут понадобиться.

 (кислородный баллон, матрас, аптечка, половник, звездная карта, шуба, фонарик) 

-Молодцы, быстро справились с заданием. К полету все готово.

-А как же  космонавт попадает в космос? Может на самолете? На вертолете? На воздушном шаре?

-Да. Ракета — это своего рода несколько маленьких ракет, соединенных друг с другом. Современные космолеты очень большие. В среднюю модель поместилось бы 500 грузовиков. Давайте посмотрим, как она устроена

-Ракета состоит из трех ступеней, самого космического корабля и системы аварийного спасения/спуска. В каждой ступени находится топливо и свои двигатели, когда топливо начинает гореть получается газ, именно он и отталкивает нашу ракету от земли, и та с огромной скоростью устремляется вверх.

- Сейчас я вам с помощью воздушного шарика покажу, как быстро летит космическая ракета.

(Надуваем шарик и отпускаем его)

- Что произошло с нашим шариком? Вот также быстро, как шарик, двигается космическая ракета и  попадает в космос, где движется к космическому дому космонавта, который называется орбитальная станция.

Космический корабль  начинает стыковку(соединение) со станцией, и через специальный люк космонавты оказываются на станции, где будут жить на протяжении всего

времени в космосе.

-Давайте проведем физминутку.Кто хочет выйти и показать ее всем, а мы будем повторять.

Будем очень мы стараться, 

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер,

Плавать лучше всех на свете. 

Приседать и вновь вставать

И гантели поднимать.

Станем сильными, и завтра 

Всех возьмут нас в космонавты!

- А теперь посмотрите на орбитальную станцию и скажите, на что она похожа?

Станция похожа на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землей. Специальный корпус защищает космонавтов от вредных космических лучей. В этом «доме» имеется несколько комнат-отсеков с люками. Отсеки приспособлены для жизни и отдыха, в них космонавты спят, едят, моются, делают зарядку, следят за своим здоровьем. В других отсеках расположены приборы для управления орбитальной станцией. В отсеках-лабораториях космонавты проводят наблюдения и опыты.

-Ребята, а вам интересно как проходит день космонавта в космосе?

-Спят космонавты необычно, в специальных спальных мешках, которые привязаны к стене. Никаких подушек и матрасов там нет, но есть ремни, которые держат  голову, чтобы во время сна она не болталась. Утро начинается очень рано. После сна космонавты как и мы, чистят зубы и умываются , вода для этого хранится в специальных пакетах .Космонавты просто растирают воду по телу и лицу, смешивая с гелем для душа ,а затем вытирают влажным и сухим полотенцем. А чтобы быть здоровыми и сильными космонавтам важно правильно питаться. Давайте посмотрим, как проходит обед по-космически.

- Даже одежда должна быть особенная, она служит всего 3 дня и затем заменяется на другую. У нее должно быть много карманов, не стеснять движений, легко надеваться и сниматься в условиях невесомости.

-А для выхода в открытый космос , космонавты надевают специальную защитную одежду-скафандр.

 На голову космонавту надевают огромный гермошлем, на плечах у космонавта тяжеленный ранец с баллонами, полными воздуха. Без скафандра космонавт либо сгорит в палящих лучах Солнца, либо замёрзнет в ледяной тьме космоса, куда не доходит солнечный свет. В них есть системы для дыхания – ведь в космосе нет кислорода, там безвоздушное пространство.

-В космосе важно быть здоровыми ,ведь рядом нет аптеки и больницы, поэтому каждый день космонавты тренируются, но  сами упражнения «необычны», например к беговой дорожке спортсмен «пристегивается».

-А вот отдыхают ли космонавты?

Конечно, у них есть и свободное время, и любимые развлечения. Смотрят кино, слушают музыку, общаются с родными по видеосвязи и даже играют в игры. Одним из любимых развлечений  является просто смотреть в окно. Как вы думаете, почему?

-Давайте и мы с вами немного отдохнем и проведем зарядку для космонавтов. Кто хочет выйти и показать ее всем, а мы будем повторять.

Будем очень мы стараться, 

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер,

Плавать лучше всех на свете. 

Приседать и вновь вставать

И гантели поднимать.

Станем сильными, и завтра 

Всех возьмут нас в космонавты!

-Здорово. А как вы думаете, чем занимаются космонавты на орбитальной станции?

- Они изучают звезды, поверхность нашей земли, уточняют погоду, фотографируют Землю.

На фотографиях видны приближающиеся ураганы, тайфуны. Это помогает вовремя спасти, вывезти людей из этих опасных мест. Исследуя нашу Землю, космонавты сообщают об изменениях, которые произойдут с погодой, а мы уже в сводках погоды слышим: «Сегодня погода облачная, возможны дожди». Исследуют образцы грунта на планете Марс, определяют пригодность ее для людей

 А еще занимаются садоводством. За счёт специальных оранжерей выращивают — лук, редис, горох, пшеница, ячмень. перец . 

На вкус она такие же как и на Земле.

-Космонавты могут находиться в космосе очень долго.  А когда приходит время возвращаться ,они надевают скафандры и спускаются в отсек корабля ,на котором прилетели ,закрывают люки  и отсоединяются от станции. Затем корабль разделяется на три части и остается капсула с космонавтами, она благополучно приземляется на землю при помощи парашютов . В начале космонавтам трудно ходить, ведь он привык к невесомости, нельзя делать резких движений, например, шнурки завязывать, потому что упадешь тут же.

На Земле космонавтов встречают врачи, они проверяют их здоровье, военные, друзья и журналисты, которые берут у них интервью.

-Давайте представим, что я репортер ,а вы космонавты которые только прибыли на Землю и я беру и вас интервью.

(По очереди спрашиваю детей)

- Чем занимается космонавт в космосе?

-Каким он должен быть?

-Как он готовится к полету в космос?

-Можно ли выйти в открытый космос без скафандра? Почему?

-Молодцы.

-Да

Ответы детей

Дети делятся на команды и проводят игру

-Нет

–Он отправляется на ракете

-Он резко полетел вверх

Выбирается один ребенок для показа ,остальные повторяют за ним слова и движения

-На птицу

Ответы детей

-Да

-Да

 

-потому что в космосе очень интересно, можно   посмотреть на планеты, звезды

Выбирается один ребенок для показа ,остальные повторяют за ним слова и движения

-Ответы детей

Ответы детей

-Сильным, умным, здоровым и тд.

-Упражняется в центрифуге, много учится и тд.

-Он его защищает и тд.

Заключительная часть

Подведение итогов

-О какой профессии мы сегодня говорили?

-Что вам запомнилось больше всего?

-Вы бы хотели стать космонавтом?

Какие вы молодцы, все внимательно слушали, отвечали на вопросы, вручаю вам значок «Будущие космонавты».

-Космонавт

Ответы детей

-Спасибо

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественно – эстетическое развитие».

Ход НОД

1.        Вводная часть:

Педагог: Добрый день, мальчики и девочки! Наше сегодняшнее занятие посвящено теме «Профессии». Вспомните,  какие профессии вы знаете ?  

Ответы детей.

 Сегодня я расскажу вам об одной героической профессии. А что это за профессия вы должны отгадать. Послушайте загадку:

Сначала его в центрифуге крутили,

А после в тяжёлый скафандр нарядили.

Он в скафандре, со страховкой

Вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко

Кабель перебитый. (Космонавт)

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! Это космонавт.

Педагог: Дети, вы любите смотреть на звездное небо?

Ответы детей.

Педагог: Вы можете сосчитать, сколько на небе звёзд?

Ответы детей.

Педагог: Да, их несчётное количество и с глубокой древности люди мечтали летать как птицы, узнать, что такое звёзды и почему они так ярко светятся. На чем только не отправлялись в небо герои сказок: на воздушном шаре, на метле, на ковре самолете. Прошли века люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они придумали дирижабль. Кто знает, что это такое?

Ответы детей

Педагог: Дирижабль – это большой воздушный шар, к которому снизу прицепляется кабина, чтобы им управлять.

Потом построили аэроплан, но на смену им пришли быстроходные самолеты и вертолеты. И, наконец, люди – инженеры построили самый быстрый воздушный транспорт.

Чудо-птица, алый хвост

Прилетела в стаю звезд (Ракета)

Что это?

Ответы детей

Педагог: Молодцы! Это ракета! Усаживайтесь поудобней, сейчас мне понадобятся ваши глазки и ушки, чтобы внимательно смотреть на картинки и слушать космический рассказ.

2. Основная часть:

Педагог: И так, ракета – самый быстрый воздушный транспорт, а кто же может летать на ракете?

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

Ответы детей

Педагог: Какие вы все внимательные и умные! Молодцы! Конечно, на ракете могут летать космонавты.

Педагог: А кто из вас знает, кто самый первый полетел в космос?

Ответы детей

Педагог: Первыми, кто полетел в космос, это были наши русские собаки-космонавты – Белка и Стрелка. Первые животные, которые совершили космический полет и вернулись на Землю невредимыми. Их полет продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 витков вокруг Земли.

Педагог: Но собаки не умеют управлять космическим кораблем, у него, как и у любого другого транспорта должен быть командир. И тогда люди в космос отправили человека-космонавта. Как вы думаете, а кто такой космонавт?

Ответы детей

Педагог: Космонавт – это специально обученный человек, который проводит испытания на борту космического корабля в космическом полете, так же космонавта можно назвать космическим инженером, потому что он ещё ремонтирует космические станции, ведет наблюдения из космоса за нашей планетой. А как называется наша планета?

Ответы детей.

Педагог: А какие планеты вы ещё знаете?

Ответы детей.

Педагог проводит пальчиковую гимнастику:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Физкультминутка: Упражнение «Космонавты» Проверим вашу выносливость и вестибулярный аппарат, то есть умение держать равновесие. Вы должны развести прямые руки в стороны, поднять одну ногу, согнуть её в колене и простоять так на счет 1-10. Приготовились, начали!

Педагог: 12 апреля 1962 года впервые в мире отправился в полет русский космический корабль под названием «Восток» с человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Его полет продолжался 1 час 48 минут. За этот полет Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза. А город, в котором родился и вырос первый космонавт на Земле, назвали в честь его имени – Гагарин .

В космической ракете с названием «Восток»

Он первым на планете подняться к звездам смог.

Поёт об этом песни весенняя капель:

Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

Педагог: Какой праздник наша страна отмечает каждый год 12 апреля?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы! День космонавтики!

Педагог: Не только мужчины летают в космос, но и женщины. Первая в мире женщина – космонавт, совершившая космический полет в одиночку – это Валентина Владимировна Терешкова.

Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, все желающие могут стать космонавтами и полететь в космос?

Ответы детей

Педагог: Космонавтом может стать не каждый человек. Сначала в космонавты отбирались только военные летчики, потом в космос полетели инженеры, врачи, ученые.

В России есть специальные отряды подготовки космонавтов к жизни в космосе, там будущие космонавты проходят подготовку на специальных тренажерах: занимаются спортом, живут в специальных камерах, испытывают свои возможности на различных вращающих снарядах, изучают космический корабль, учатся управлять им и работать на нем.

Педагог: Ребята, каким должен быть космонавт?

Ответы детей

Педагог: Жизнь в Космосе сильно отличается от жизни на Земле. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Педагог: В Космосе существует невесомость, и нет воздуха. Поэтому без скафандра в открытый Космос не выпустят, а на голову космонавту надевают огромный гермошлем, на плечах у космонавта тяжеленный ранец с баллонами, полными воздуха. Без скафандра космонавт либо сгорит в палящих лучах Солнца, либо замёрзнет в ледяной тьме космоса, куда не доходит солнечный свет. Поэтому космонавт должен быть, в первую очередь, здоровым, сильным и умным.

Педагог: А теперь мальчики и девочки, предлагаю вам посмотреть, как живут космонавты в космическом корабле: помимо работы, они там читают, смотрят телевизор, слушают музыку, играют в шахматы и многое другое. (Демонстрация картин)

Педагог: А здесь на картинке изображена еда, которой питаются космонавты: супы, каши, напитки – всё в тюбиках, так как обычная еда будет летать по кораблю и её сложно положить к себе в рот, крошки или жидкость могут попасть в приборы управления и тогда корабль выйдет из строя и космонавты не смогут вернуться на Землю.

Педагог: Ребята, а вы знаете, откуда запускают ракеты и спутники в космос?

Ответы детей

Педагог: Спутники и ракеты запускают с космодрома – это специальное охраняемое закрытое место (туда не каждый человек может попасть), где находится центр управления космическим кораблем, там собирают ракеты и космические спутники и запускают их. В нашей стране, в нашей Архангельской области есть такое место, и называется он Космодром Плесецк, здесь проходят испытания ракет и спутников.

3. Заключительная часть:

Педагог: На этом мой рассказ о героической профессии космонавта подошел к концу, и сейчас я узнаю, кто был самым внимательным из вас, я предлагаю вам сыграть в игру «Знатоки космоса».

1.Кто самый первый полетел в космос?

2.Как звали первых собак-космонавтов?

3.Скажите, для чего люди летают в космос?

4.Как называлась первая ракета, на которой впервые полетел человек в космос?

5.Какого числа в нашей стране отмечают праздник День Космонавтики?

6.В космосе нет сковородки

И кастрюли тоже нет.

Тут и каша, и селедка,

И борщи, и винегрет -

Расфасованы, как крем!

Космонавтом буду.

Из чего-то я поем,

Вовсе без посуды. (Тюбик)

7.Ребята, а почему нельзя космонавтам есть обычную еду?

8. В космосе всегда мороз,

Лета не бывает.

Космонавт, проверив трос,

Что-то надевает.

Та одежда припасет

И тепло, и кислород. (Скафандр)

9.Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она - большущий шар. (Земля)

10.Какие планеты вы знаете?

11.Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам ...(Луна)

12.Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт …(Гагарин)

4. Изодеятельность

- Ребята, а хотите совершить космическое путешествие? Проходите за парты, там приготовлены листочки с изображением солнечной системы .Но полет мы совершим на космическом корабле – ракете , которую вместе нарисуем.

Дети вместе с педагогом рисуют ракету и разукрашивают планеты.

Педагог: Молодцы! Я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча вам понравилась. А закончу её я замечательным стихотворением:

Когда над Землею летит космонавт,

Глядят ему в след миллионы ребят.

Вечерней порою глядят в небеса,

Сияют, сияют ребячьи глаза.

И в них отражаются, ярко горят

Те звезды, к которым они полетят!

Мчатся ракеты к дальним мирам.

К подвигам сердце рвется.

Кто верит крылатым, как песня, мечтам,

Тот цели своей добьется!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...