Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через создание мини-музея в ДОУ
статья (старшая группа)

Прокопьева Светлана Владимировна

В статье говорится о создании мини-музея в ДОУ по патриотическому воспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через создание мини-музея в ДОУ

Прокопьева Светлана Владимировна,

воспитатель

Нравственно - патриотическое воспитание является одной из важнейших частей воспитания современных дошкольников. Под данным понятием подразумевается деятельность, направленная на формирование у детей любви к Родине (будь то страна  или родной город), чувства патриотизма и гордости за место, в котором они родились, в котором живут.

Чтобы воспитать в наших детях любовь к своей малой родине, богатой полезными месторождениями, интерес к людям, которые добывают эти ископаемые своими руками, тем самым обогащая родной край, в нашей группе возникла идея создания мини-музея шахтёрской славы. Открытие музея было посвящено подготовке к празднованию 300-летия образования первого месторождения угля на территории Кузнецкого бассейна.

Мини-музей расширяет представления детей старшего дошкольного возраста об угольной промышленности и знакомит воспитанников с профессиями, связанными с добычей угля в Кузбассе, способствует нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Цель заключается в создании условий, направленных на раннюю профориентацию и воспитание патриотических чувств у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Одной из задач является знакомство воспитанников с историей добычи угля в Кузбассе  и особенностями труда работников шахтёрских профессий. Так как в период создания мини-музея в группе было много воспитанников, родители которых были как-то связаны с добычей угля. Воспитать патриотов нашей родины возможно и через раннюю профориентационную деятельность.

    Задачи:

  • Способствовать воспитанию патриотического отношения к

прошлому и настоящему труду по добыче угля в Кузбассе.

  • Воспитывать чувства уважения к труду родителей -

шахтёров, чувства гордости за их профессиональную

принадлежность.

  • расширять знания детей о природных богатствах Кузбасса;
  • формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям;
  • привлечь родителей воспитанников к процессу ознакомления с профессиями в угольной промышленности и созданию мини-музея шахтёрской славы в группе;
  • развивать мыслительные операции и творческие способности детей.

Рождением нашего проекта можно считать праздник - День шахтера.

Первым этапом создания проекта была, конечно же, подготовка.  Мы изучали литературу по проектной деятельности, разрабатывали занятия, готовили иллюстрации, оборудование, консультировали родителей.

В качестве первой встречи с ребятами в рамках реализации проекта мы выбрали экспериментирование, где рассказали о том: каким образом на земле появился уголь и провели серию опытов по выявлению его свойств. Кусочек угля и лупа стали первыми экземплярами нашего мини-музея.

Затем последовал цикл занятий, на которых воспитанники смотрели презентацию об истории добычи угля в Кузбассе, мультфильмы на шахтерскую тематику, моделировали макет по транспортировке угля в шахте; участвовали в беседе о шахтерских профессиях…

Также было организовано спортивное развлечение, где дети разделились на две команды: проходчики и машинисты горного комбайна. Во время спортивного развлечения воспитанники, через  игровые ситуации, знакомились с особенностями шахтерского труда.

С каждой новой встречей музей пополнялся новыми экспонатами: дидактическими играми, альбомами для рассматривания, раскрасками, книгами.

Помогали и родители: они изготовили для нас макет горного разреза. Подарили игрушечную технику для сюжетно-ролевой игры. Все экспонаты размещались в специально отведенном для музея месте.

Очень понравилось ребятам введение в проект игрового персонажа – Евразика/Мальчика-С-Пальчика. Сначала он писал ребятам письма, поручал выполнять задания, присылал подарки – экспонаты музея. Потом пришел к ним в гости. А в последствии Евразик стал хранителем нашего мини-музея.

Заключительной частью реализации проекта стало открытие мини-музея, на котором Евразик подарил ребятам тулбокс. Это ларец, в котором мы успешно разместили все игры и альбомы. Тулбокс стал мини-музеем шахтёрской славы. Он предназначен для формирования первичных представлений у детей о работе шахтёров, для их познавательного развития. В музее представлены фотографии о работе людей на шахтах и разрезах,  альбомы для рассматривания: «Специальные машины-помощники шахтёров», «Шахты и разрезы Кемеровской области», «Профессии угольной промышленности». Это книги о природных богатствах Кузбасса, сборник загадок о профессиях и о полезных ископаемых, презентации о добычи угля, альбом с фотографиями родителей воспитанников группы, работающих в угольной промышленности, образцы полезных ископаемых и приборы для опытов и экспериментирования. Таким образом, наш музей из стационарного, превратился в мобильный. Тулбокс используется воспитателями разных групп нашего учреждения для знакомства своих воспитанников с профессиями в угольной промышленности.

Дети играют с тулбоксом как под руководством  взрослого, так и самостоятельно. В крышке нашего ларца расположены игральные кости, а каждый экспонат пронумерован. Правила очень просты. Звучат так: «Кубик бросай, игру выбирай». Ребёнок, кидает кости, называет число, которое выпало, и берёт игру под таким же номером. Далее воспитанники все вместе в эту игру играют.

Не всегда имеется возможность у воспитанников посещать музеи, именно поэтому в детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями».

Сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных общеобразовательных организаций. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. 

Вот уже на протяжении нескольких лет мы используем наработанный материал в своей работе по ранней профориентации и патриотическому воспитанию наших воспитанников. Знакомим их с профессиями в угольной промышленности и воспитываем юных патриотов своей Родины.

Если в настоящих музеях трогать ничего нельзя, то в нашем  мини-музее Шахтёрской славы не только можно, но и нужно! Ребята с удовольствием посещают такой  музей, где самому можно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.  

Посещая такой мини-музей, играя и рассматривая экспонаты, воспитанники гораздо больше стали знать о природных богатства родного края и людях, которые добывают эти богатства. Они стали внимательнее относиться к семейным традициям и интересоваться жизнью и работой своих родителей. Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

От души надеемся,  что в будущем кто-то из наших ребят выберет образовательные организации Кузбасса по данному направлению и станет достойным специалистом горнодобывающей промышленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание авторской программы»

  Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Ведь детство – самая благоприятная пора для привития чувства л...

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

Образовательный проект нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание мини- музеев в детском саду

Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, самым близким людям- матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с ближайшим окружением. Чувство Родины начинается и с восхищени...

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через создание предметно – развивающей среды.»

laquo;Человеку никак нельзя жить без Родины,                                            ...

Воспитание духовно-нравственных и патриотических чувств у старших дошкольников через создание мини-музея «Куклы в народных костюмах»

Актуальность нравственно-патриотического воспитания детей с дошкольного возраста на современном этапе очевидна, поскольку привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность&r...