Интерактивная игра - презентация Обучение грамоте в подготовительной группе. «Звуки Р, P’. Буква Р»
план-конспект

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

                    для детей с ОНР 3 уровня с использованием ИКТ                             

                                Тема:  «Звуки  Р,  Рь.  Буква Р».

 Задачи

Коррекционно - образовательные:

- Уточнить произношение звуков Р, Рь

-  Познакомить с буквой  Р

-  Закрепить навык чтения   слогов с буквой  Р

-  Обогатить  словарь детей словами – антонимами, родственными словами

-  Формировать умение составлять предложения с заданным количеством слов

-  Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза слова, анализа предложений

Коррекционно - развивающие:

- Развитие артикуляционной, мелкой, общей моторики, умения регулировать громкость голоса

- Развитие фонематических процессов, памяти, внимания, мышления

- Развитие связной речи

Воспитательные:

- Воспитывать добрые чувства, желание помочь друг – другу.

Оборудование:       

 - Презентация

 - Цветные магниты

 - Набор раздаточного материала для детей (синие, красные, зеленые кружочки,  фасоль)

 - Синий, красный замки; буква Р

 - Картинки: сыр, грибы, рыба, язычок, звоночек

 - Звуковые схемы слов

                                                 Ход занятия:

  1. Организационный момент

(Дети стоят,  взявшись за руки в кругу, хором произносят слова)

          Дружно за руки возьмемся и друг - другу улыбнемся.

          Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.

          Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать.

2. Создание игровой мотивации

 

 Ребята, посмотрите, к нам мышонок  прибежал и записку принес.

Текст записки: «Ребята, помогите, мыши украли  и спрятали мои  главные слова. Я живу в селе  Дружба.  Высылаю вам план, как добраться………………….к..т ………Л…..о…..д.»

Неизвестно,  от кого записка и плана нет. Мыши и в записке  украли буквы  и план съели.

Как вы думаете, мы должны помочь тому, кто просит у нас помощи?

Тогда отправляемся в путь в село Дружба.  Дорога будет длинная и нелегкая, поэтому, надо размяться.

  1. Биоэнергопластика  

(Дети выполняют артикуляционные упражнения, сопровождая их движениями рук)                     

Заборчик

 Вышли утром мы во двор и построили забор.

Зубки сомкнуты сейчас, получилось все у нас.

 

Хоботок

Вытянул слоненок хобот, поиграть нам предложил.

Губки хоботком сложили, со слоненком подружились.

 

              

 Чередование упражнений  Заборчик – Хоботок

Качели

На качелях мы качались, высоко вверх поднимались.

Вверх- вниз, вверх- вниз, Очень крепко ты держись.

 

Лошадка

 К нам лошадка прискакала, стук копыт мы услыхали.

Ты с лошадкой прокатись, громко цокать научись.

 

  1.  Гимнастика  для глаз

- Чтобы хорошо видеть дорогу, потренируем глазки (зрительная гимнастика с мышами). Следим глазками за двигающимися предметами.

  1. Объявление темы

      - В  село Дружба мы пойдем пешком, а по дороге побеседуем.

     - Что значит дружба, дружить? (Играть вместе, всем делиться, помогать друг - другу).

     -Какие,  вы  знаете родственные слова,  слову  дружба? (Друг,  подруга,  друзья,    дружный, дружелюбный, дружить).

    -Какой второй звук в слове дружба, дружный? (Р).

   - Сегодня у нас на занятии в гостях звук « Р».

    - Расскажем, как мы произносим звук Р.

  1. Артикуляция «Р».  Характеристика звука «Р»

 (На доске выкладывается таблица артикуляции звука Р)

Когда произносим звук «Р», кончик языка стоит за верхними зубами на бугорочках и дрожит. Между кончиком языка и бугорочками образуется преграда для воздушной струи, следовательно звук Р (какой?)  – согласный. Звучит звук « Р» твердо,  обозначим его синим кружочком.

У твердого звука  «Р» есть младший брат, который звучит мягко. Скажем «Рь». Звук  «Рь» обозначим зеленым кружочком.

Звуки Р, Рь – звонкие (используется тактильно- вибрационный контроль ).

Вывод: Звук Р, Рь – согласные, звонкие, звук Р твердый, звук Рь –мягкий

 

7.  Дифференциация звуков Р – Рь в словах

- Давайте поучимся различать звуки Р, Рь

 (Дети поднимают синий - зеленый кружочки, слушая слова)

-  Дорога, река, деревня, забор, береза, озеро, тропинка.

 

8.  Знакомство с буквой « Р».

 - Пора устроить привал, а на привале мы познакомимся с буквой  «Р».

  Твердый и мягкий звуки  Р, Рь  на письме обозначаются одной буквой (Р).

-  Из каких элементов состоит буква «Р»?  (Вертикальная палочка и с правой стороны кружочек). Про букву Р есть стихотворение.

            «Дрожу от страха до сих пор», – воскликнуло полено,

             Похожа буква на топор, расколет непременно!»

- В какой замок поселим букву Р? (Букву Р поселим в синий замок, т. к. Р – согласная буква)

9.  Развитие мелкой моторики рук

- Выложим букву  «Р» фасолью.

 Но мыши проказники перемешали гречку с фасолью, будьте внимательны, берите только    фасоль.

Проверка.

10.  Чтение  слогов  с буквой «Р»

 - Мы отдохнули, пора снова в путь.  Посмотрите, мыши  гору из камней на нашем пути построили. Но если мы прочитаем слоги и скажем заклинание, то гора исчезнет.

РА - РУ- РА- расступись гора (громко)

РЫ - РО – РА – расступись гора (умеренно громко)

РО – Р У- РА – расступись гора (тихо)

 

11.  Разгадывание ребуса

 Гора исчезла, а что за горой? Отгадайте ребус.  (Радуга)

      

 

12.  Динамическая пауза

-  Представьте,  что вы мышки, вы должны унести букву в норку.

  Вышли мыши как – то раз, посмотреть который час.

  Раз, два, три, четыре, мыши дернули за гири.

  Вдруг раздался страшный звон – разбежались мыши вон.

 (Дети бегут под музыку с согласными буквами к домику синего цвета, с гласными буквами к домику    красного цвета.)

 Проверка

13. Упражнения на развитие фонематических процессов

А мыши  новое препятствие устроили  - на дороге глубокую нору вырыли.  Подарим им розу,  может мыши станут добрыми и нас пропустят  дальше. Чтобы подарить розу, надо составить звуковую схему слова РОЗА.

        

(Один ребенок у доски составляет звуковую схему, остальные дети на столах)

Дети называют  1, 2, 3, 4 звуки слова РОЗА, дают характеристику каждому звуку.

Сколько всего звуков в слове? Назовите согласные (р,з), назовите гласные, (о, а), сколько гласных?  Сколько слогов? Разделим слова на слоги (хлопками), какой слог ударный?

 

 Б)  - Розу мы подарили, но я вижу еще картинки и звуковые схемы.

 Назовите картинки на доске: сыр, рыба, грибы.

 Подберем  звуковую схему к каждой картинке.

 Под каждую  картинку детьми прикрепляет соответствующая ей звуковая схема. Что мы еще мышкам можем подарить? ( Сыр)

Проверка 

14. Обогащение словаря детей  словами – антонимами

 - Чтобы мыши  перестали проказничать на нашей дороге,  скажем им особые слова.  Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч, и называть слова, которые обозначают плохие качества и события. А вы будете бросать мне мяч, и называть слова противоположные по смыслу.  Отвечать одним словом.

 Лень – трудолюбие, грусть – радость, трусость- храбрость, жадность – щедрость, неряшливость- аккуратность, война- мир, зло- добро,  ссора- дружба.

 

15. Составление предложений по схеме и картинкам с заданным количеством слов

 - Ребята, смотрите, летит воздушный шарик, на нем  картинки, а под картинками схема. Слов нет, слова украли мыши. Чтобы вернуть слова, надо составить предложение по двум картинкам и схеме ( из трех слов, из четырех слов).  Дети составляют предложения.

  Кот ловит мышку.  Собака грызет кость.

    

Повар варит вкусную кашу.

 

16.  Составление слов из слогов.   Игра:  «Слоги перепутались»

 - Не удалось мышам задержать нас на дороге. Мы справились со всеми препятствиями, выполнили все задания и пришли в село  Дружба. Кто же  нам прислал записку?

Мы узнаем, кто нам прислал записку, если распутаем слоги в словах, которые мыши  украли и запутали, и каждый слог поставим в слове на свое место.

 - Слушайте слоги первого слова:   РЕ – ТА – БЯ

-  Сколько я сказала слогов? (Три). Поменяйте местами второй и третий  слог, какое будет слово ? (Ребята). Это первое слово. Запомните его.

Слоги второго слова:   ВАЙ – ДА – ТЕ

 – Сколько я сказала слогов? (Три).  Поменяйте  местами первый и второй слог,  какое будет слово? (Давайте ). Это второе слово,  запомните его.

 ЖИТЬ  - это третье слово. В нем мыши ничего не запутали,  запомните третье слово.

ЖНО – ДРУ   -  это слоги третьего слова.

- Сколько я сказала слогов? (Два).  Поменяйте местами эти два слога, какое будет слово? (Дружно).

- Скажем   все слова, которые мы составили и запомнили.

                                 Ребята,  давайте  жить  дружно!

 

-  Кто так говорил? Чьи это слова? (Это слова кота Леопольда). Кто  прислал нам записку? Мы  помогли   коту Леопольду вернуть его главные слова.   Кот  Леопольд  благодарит вас. Вы поступили как настоящие друзья, пришли Леопольду на помощь.

- Кот Леопольд  предлагает нам выучить  и запомнить пословицу:

                        Дружба и братство дороже богатства.

-  Как вы понимаете смысл этой  пословицы?

17.  Итог:

 - Что вам понравилось на занятии? Что вы нового узнали?

 - С какими звуками мы сегодня познакомились во время путешествия?  (Р, Рь)

 - Вы молодцы, справились со всеми заданиями, помогли коту  Леопольду.

 - Если вам понравилось наше путешествие сегодня,  похлопайте в ладоши.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.pptx1.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Звёздочка» Интерактивная игра - презентация Обучение грамоте в подготовительной группе. «Звуки Р, P’ . Буква Р» Подготовила: Туркевич К.И Группа: 1-32 Б

Слайд 2

Ребята, помогите, мыши украли и спрятали мои главные слова. Я живу в селе Дружба. Высылаю вам план, как добраться………………….к..т ………Л…..о…..д.

Слайд 7

РЫ -РУ - РА РО - РИ - РА РУ - РЫ - РА

Слайд 13

. .

Слайд 14

. .

Слайд 15

. .

Слайд 16

Ребята, давайте жить дружно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки "К" - "Х".Буквы "К" - "Х".

                   НОД.  Звуки  и буквы «К - Х». Цель:       коррекционно – образоват...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Звук [э] и буква Э"...

Конспект непосредственно-организованной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе "Звуки Н-Нь. Буква Н"

Представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на закрепление навыков звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н, Нь и буквы Н в дидактических играх с исп...

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [а] и буква А»

laquo;Звук [а] и буква А» занятие по обучению грамоте в подготовительной группе...