Главные вкладки

    НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки "Х" - "Хь".Буква "Х".
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Ольшевская Наталья Анатольевна

                         Звуки «Х» - «Хь».  Буква « Х »

     

                                          Цели занятия

       Коррекционно – образовательные:

        - закрепить навык различения и правильного произношения звука «Х», «Хь» в слогах, словах, фразах; 

        - обучение акустико – артикуляционной характеристике звуков «Х», «Хь»;

        - учить выделять звук «Х» в начале, середине и конце слова;

        - познакомить с буквой «Х», и её написанием;

         Коррекционно – развивающие:

         - звуко – буквенный анализ слогов  АХ, УХ, ОХ, ХА, ХО, ХУ;

         - развивать фонематический слух и восприятие;

         - развивать внимание, память, мышление;

         - развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

         Коррекционно – воспитательные:

         - расширять кругозор детей;

         - воспитывать у детей самоконтроль за речью.

     

     

    Оборудование: картинка – символ звука, предметные картинки со звуками  «Х», «Хь», разрезные   азбуки, зеркала, тетради, карандаши, счётные палочки, панно «Домик»,  игрушка «Поросёнок – Хрюша»

     

     

     

     

                                           Ход занятия

    I.                  Организационный момент.

    1.   Игра «Ушки на макушке» Назовите первый звук в слове: паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, кот, тапочки, полка, такси, каток, танк, туфли, кукла,

    2.   – Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто пришёл к нам в гости? 

                             Нос пяточком, а хвост крючком.

                                                                      (Поросёнок – Хрюша)

    II.               Основная часть

      Логопед.   Хрюша принёс слова без последнего звука, я произнесу слова,

    а вы его добавьте  -  ПЕТУ – Х;  ПАСТУ – Х;  ОТДЫ – Х;  СМЕ – Х; 

    ЛОПУ – Х;  МО – Х; ЗАПА – Х; ГОРО – Х; ПУ – Х; СТРА – Х; КОНЮ – Х;

    ШОРО – Х;   (дети добавляют звук «Х»  и называют слово полностью.)

               Кто догадался какой звук будем учить?

          Сообщение темы занятия

    Мы сегодня познакомимся со звуком «Х», «Хь», узнаем букву  "Х"

                   Артикуляция звука.

    Логопед. Возьмите зеркала и произнесите звук «Х» (дети выполняют).

         Когда мы произносим звук «Х», что делают наши губы, зубы, язык?

         (Язык лежит внизу, и отодвинут в глубь рта «холмиком», губы и зубы

          открыты.)

    Когда мы произносим  звук  «Х» воздух выходит с усилием, потому что мешает преграда - язык , выдыхается тёплая струя воздуха.

    Раз есть преграда, воздух выходит толчками, значит, звук «Х» согласный.

    Логопед выставляет на доску -  картинку – символ. 

              Звук произносится без голоса. Значит, какой звук?  (Глухой.)

              Звук произносится твёрдо. Значит звук какой? (Твёрдый.)

    Хоровое и индивидуальное проговаривание звука.

                     Характеристика звука.

             Таким образом, звук «Х» - согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой, заднеязычный.

              Как вы думаете, у звука «Х» есть мягкая пара?  (Да, звук «Хь».)

                      Развитие фонематического слуха.

    Выделение звука «Х» в звуковом ряду:   «К», «Т», «Х», «П», «Х», «К», «Х»;

    Выделение звука «Х» из ряда слогов: КА, ТО, ХУ, ПО, ХА, КУ, ОК, УХ, АТ, ОХ;

                       Воспроизведение слоговых рядов, в игре «Греем руки»

             ХА – ХО – ХУ                           ХУ – ХА – ХО

             ХО – ХУ – ХА                           ХО – ХУ – ХА

             АХ – ИХ – УХ                             ИХ – ОХ – АХ

             УХ – АХ – ИХ                             АХ – ОХ – УХ

     

    III.     Физкультминутка.      «Как живёшь?»

     

               - Как живёшь?      (большой палец отогнуть вверх, остальные в кулак)

               - Вот так!

               - Как плывёшь?    (изобразить плывущего)

               - Вот так!

               - Как бежишь?      (изобразить бегущего человека)

               - Вот так!

               - Вдаль глядишь? (руки к глазам – вглядываясь вдаль)

               - Вот так!

               - Ждешь обед?      (погладить животик)

               - Вот так!

               - Машешь вслед?  (помахать рукой)

               - Вот так!

               - А как спишь?      (изобразить спящего)

               - Вот так!

               - А шалишь?          (надуть щёки и кулачками хлопнуть по ним)

               - Вот так!

     

          

     

                            Игра  «Замени звук»

         Логопед.    Какое слово получится, если заменить первый звук в слове на   звук «Х». Я буду называть слово, а вы замените первый звук  в этом слове и проговорите слово целиком.

         

    салат – халат         голод – холод           сор – хор               год – ход    

    качу – хочу            робот – хобот          играем – храм       клоп – хлоп

    гудеть – худеть     свалить – хвалить    Глеб – хлеб

     

       Iv.     Знакомство с  буквой  «Х»

             Логопед. Все звуки на письме обозначаются буквами. У звуков

            «Х»  и  «Хь» тоже есть буква -  Х. 

        На доске панно -  домик -  в нём живут. Угадайте букву – Х .

                                          -  показ буквы;

                                          -  определить место буквы  - Х -  в кассе;

         Послушайте стихотворение  про букву  Х.

                              Буква  Х  всё ходит, ходит,

                              Места, что ли, не находит.

     

         Работа в кассах: анализ слогов  АХ,  ОХ,  УХ

                                                               ХА,  ХО,  ХУ

             Логопед.  Сколько звуков услышали?  (дети отвечают – два)

                               Какой первый звук? («А»)

                               Какой второй звук?  («Х»)

                               Что получилось? ( дети читают «АХ») и т.д.

     

             АХ – когда испугаемся;

             ОХ – когда тяжело устанем;

             УХ – когда делаем что – то с силой;

              ХА – ХА – смех, радость.

    V.               Работа в тетрадях:

              Логопед. Посмотрите, на что похожа буква Х? (дети называют свои    варианты)

                    Из скольких элементов состоит буква Х? (из двух прямых линий)

                    Сколько нужно взять деталей?  (две)                                                     

                    Дети  выкладывание буквы из счётных палочек.             

               Прорисовывание буквы «Х»  в воздухе.

               Показ образца.  Пишем букву в тетрадях.

                 (дети пишут букву в своих тетрадях)

    VI.            Упражнение. Подбор определений к слову  «ХЛЕБ».

    Логопед. Кто похвалит  хлеб, придумает слова которые отвечают на вопрос – Какой хлеб?  (дети подбирают слова)

    VII.    Итог.  Хрюше, очень понравилось как вы работали и играли.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nod_po_gramote_zvuk_i_bukva_h.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

                         Звуки «Х» - «Хь».  Буква « Х »

                                          Цели занятия

       Коррекционно – образовательные:

        - закрепить навык различения и правильного произношения звука «Х», «Хь» в слогах, слогах, фразах;  

        - обучение акустико – артикуляционной характеристике звуков «Х», «Хь»;

        - учить выделять звук «Х» в начале, середине и конце слова;

        - познакомить с буквой «Х», и её написанием;

         Коррекционно – развивающие:

         - звуко – буквенный анализ слогов  АХ, УХ, ОХ, ХА, ХО, ХУ;

         - развивать фонематический слух и восприятие;

         - развивать внимание, память, мышление;

         - развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

         Коррекционно – воспитательные:

         - расширять кругозор детей;

         - воспитывать у детей самоконтроль за речью.

    Оборудование: картинка – символ звука, предметные картинки со звуками         «Б», «Бь», разрезные   азбуки, зеркала, тетради, карандаши, счётные палочки, панно «Домик»,  игрушка «Поросёнок – Хрюша»

                                           Ход занятия

    1. Организационный момент.

    1.   Игра «Ушки на макушке» Назовите первый звук в слове: паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, кот, тапочки, полка, такси, каток, танк, туфли, кукла,

    2.   – Ребята, отгадайте загадку и узнаете, кто пришёл к нам в гости?  

                             Нос пяточком, а хвост крючком.

                                                                      (Поросёнок – Хрюша)

    1. Основная часть

      Логопед.   Хрюша принёс слова без последнего звука, я произнесу слова,

    а вы его добавьте  -  ПЕТУ – Х;  ПАСТУ – Х;  ОТДЫ – Х;  СМЕ – Х;  

    ЛОПУ – Х;  МО – Х; ЗАПА – Х; ГОРО – Х; ПУ – Х; СТРА – Х; КОНЮ – Х;

    ШОРО – Х;   (дети добавляют звук «Х»  и называют слово полностью.)

               Кто догадался какой звук будем учить?

          Сообщение темы занятия

    Мы сегодня познакомимся со звуком «Х», «Хь», узнаем букву Х

                   Артикуляция звука.

    Логопед. Возьмите зеркала и произнесите звук «Х» (дети выполняют).

         Когда мы произносим звук «Х», что делают наши губы, зубы, язык?

         (Язык лежит внизу, и отодвинут в глубь рта «холмиком», губы и зубы

          открыты.)

    Когда мы произносим  звук  «Х» воздух выходит с усилием, потому что мешает преграда - язык , выдыхается тёплая струя воздуха.

    Раз есть преграда, воздух выходит толчками, значит, звук «Х» согласный.

    Логопед выставляет на доску -  картинку – символ.  

              Звук произносится без голоса. Значит, какой звук?  (Глухой.)

              Звук произносится твёрдо. Значит звук какой? (Твёрдый.)

    Хоровое и индивидуальное проговаривание звука.

                     Характеристика звука.

             Таким образом, звук «Х» - согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета), глухой, заднеязычный.

              Как вы думаете, у звука «Х» есть мягкая пара?  (Да, звук «Хь».)

                      Развитие фонематического слуха.

    Выделение звука «Х» в звуковом ряду:   «К», «Т», «Х», «П», «Х», «К», «Х»;

    Выделение звука «Х» из ряда слогов: КА, ТО, ХУ, ПО, ХА, КУ, ОК, УХ, АТ, ОХ;

                       Воспроизведение слоговых рядов, в игре «Греем руки»

             ХА – ХО – ХУ                           ХУ – ХА – ХО

             ХО – ХУ – ХА                           ХО – ХУ – ХА

             АХ – ИХ – УХ                             ИХ – ОХ – АХ

             УХ – АХ – ИХ                             АХ – ОХ – УХ

    III.     Физкультминутка.      «Как живёшь?»

               - Как живёшь?      (большой палец отогнуть вверх, остальные в кулак)

               - Вот так!

               - Как плывёшь?    (изобразить плывущего)

               - Вот так!

               - Как бежишь?      (изобразить бегущего человека)

               - Вот так!

               - Вдаль глядишь? (руки к глазам – вглядываясь вдаль)

               - Вот так!

               - Ждешь обед?      (погладить животик)

               - Вот так!

               - Машешь вслед?  (помахать рукой)

               - Вот так!

               - А как спишь?      (изобразить спящего)

               - Вот так!

               - А шалишь?          (надуть щёки и кулачками хлопнуть по ним)

               - Вот так!

           

                            Игра  «Замени звук»

         Логопед.    Какое слово получится, если заменить первый звук в слове на   звук «Х». Я буду называть слово, а вы замените первый звук  в этом слове и проговорите слово целиком.

         

    салат – халат         голод – холод           сор – хор               год – ход    

    качу – хочу            робот – хобот          играем – храм       клоп – хлоп

    гудеть – худеть     свалить – хвалить    Глеб – хлеб

       Iv.     Знакомство с  буквой  «Х» 

             Логопед. Все звуки на письме обозначаются буквами. У звуков

            «Х»  и  «Хь» тоже есть буква -  Х.  

        На доске панно -  домик -  в нём живут. Угадайте букву – Х .

                                          -  показ буквы;

                                          -  определить место буквы  - Х -  в кассе;

         Послушайте стихотворение  про букву  Х.

                              Буква  Х  всё ходит, ходит,

                              Места, что ли, не находит.

     

         Работа в кассах: анализ слогов  АХ,  ОХ,  УХ

                                                               ХА,  ХО,  ХУ

             Логопед.  Сколько звуков услышали?  (дети отвечают – два)

                               Какой первый звук? («А»)

                               Какой второй звук?  («Х»)

                               Что получилось? ( дети читают «АХ») и т.д.

     

             АХ – когда испугаемся;

             ОХ – когда тяжело устанем;

             УХ – когда делаем что – то с силой;

              ХА – ХА – смех, радость.

    1. Работа в тетрадях:

              Логопед. Посмотрите, на что похожа буква Х? (дети называют свои    варианты)

                    Из скольких элементов состоит буква Х? (из двух прямых линий)

                    Сколько нужно взять деталей?  (две)                                                      

                    Дети  выкладывание буквы из счётных палочек.              

               Прорисовывание буквы «Х»  в воздухе.

               Показ образца.  Пишем букву в тетрадях.

                 (дети пишут букву в своих тетрадях)

    1. Упражнение. Подбор определений к слову  «ХЛЕБ».

    Логопед. Кто похвалит  хлеб, придумает слова которые отвечают на вопрос – Какой хлеб?  (дети подбирают слова)

    VII.    Итог.  Хрюше, очень понравилось как вы работали и играли.

               

         

                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

    Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

    Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе " Звук и буква Ш"

    Занятие проводилось в группе для детей с ОНР 3 уровня...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М».

    Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М. Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и опред...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"

    Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает ...

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".

    Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К.

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звук и буква К....

    Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква К"

    Тема:  Звук и буква К . Цели: Коррекционно - образовательные:-познакомить    со    звуками Кь,    К,    способом  его...