Самообразование 2024-2025г.
проект (младшая группа)

Веселянская Галина Александровна

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_veselyanskaya.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                             Воспитатель: Веселянская Г.А

Пояснительная записка

         Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

         Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

         Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

         Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.  Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками.

Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.   В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;

 2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

 3. Улучшить общую двигательную активность;

 4. Содействовать нормализации речевой функции;

 5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;

 6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Основные направления работы с детьми на занятиях.

- Пальчиковая гимнастика  

- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)

- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

-Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.

Формы работы:

-совместная деятельность воспитателя с детьми

-индивидуальная работа с детьми

-свободная самостоятельная деятельность самих детей.

План работы по самообразованию:

Содержание

       Задачи

Сентябрь

Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка»

Упражнять детей в нанизывании

 колец на стержень. Развивать

 глазомер. Знакомить с цветом.

Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти

рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока»

Выполнять круговые движения

по ладони левой рук

 указательным пальцем правой

 руки, по очереди загибать все

 пальчики, кроме большого.

Конструирование «Поезд»

Развивать умение сооружать

 поезд, знакомить с деталями

 строительного материала.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Упражнять детей в одевании

и раздевании кукол.

Октябрь

Д/и «Чудесный мешочек»

Определять на ощупь предметы,

 развивать тактильные ощущения.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Упражнять в выполнении

различных имитационных

движений.

Перекладывание из одной емкости в другую

Формировать умения

действовать по указанию

 педагога-брать большим и

указательным пальцем фасоль.

 Развивать гибкость пальцев.

Д/и «Прищепки»

Способствовать формированию

 умений пользоваться

 прищепками, держать прищепку

 тремя пальцами , сжимать и

 разжимать ее.

Ноябрь

«Пальчиковая гимнастика «Семья»

Собирать пальчики в ладошку и

 разгибать поочередно, начиная

 с мизинца.

Подвижная игра «Зарядка»

Упражнять детей в выполнении

 движений, согласно тексту.

Упражнение «Пуговицы»»

Формировать умения детей

выкладывать простейший узор

из пуговиц.

Самомассаж «Ручки греем»

Развивать умения выполнять

движения по внешней стороне

 ладони.

Игра» Художник»

Развивать умения рисовать с

 помощью волшебной палочки

 или пальчиком.

Декабрь

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»

Упражнять в поочередном

соединении большого пальчика

с остальными левой и правой

 рукой вместе.

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к

 конструированию башенки.

Знакомить с деталями

 строительного материала.

Д/и «Рисуем на крупе»

Укреплять и развивать мелкую

 моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию

движений пальцев ведущей руки.

Подвижная игра «Лохматый пес»

Упражнять в выполнении

движений, согласно тексту.

Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки»

Упражнять в поочередном

соединении большого пальчика

с остальными левой и правой

 рукой вместе.

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к

 конструированию башенки.

Знакомить с деталями

 строительного материала.

Январь

Игра «Веселые упражнения с карандашом»

Формировать умения

раскатывать карандаш между

 ладошками. Улучшать

 координацию движений кисти,

 движения пальцев рук.

Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать

 из счетных палочек по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать

 шарики разного размера

из салфеток.

Графическое упражнение «Проведи дорожку»

Формировать умения проводить

 линию от одной картинки к

 другой.

Февраль

Д/и «Массажный мячик»

Развивать сгибательные и

 разгибательные мышцы кистей

 рук. Отрабатывать слаженность

 движений обеих рук.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»

Упражнять детей в поочередном

 касании пальчиков, начиная с

большого, запоминать названия

 каждого из них.

Самомассаж «Добываем огонь»

Формировать умения энергично

 растирать ладони друг о друга.

Конструирование из палочек «Лесенка»

Упражнять детей выкладывать

 из счетных палочек по образцу.

Д/и «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении

 навыков раздевания.

Март

Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»

Развивать умения детей рисовать

 пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»

Формировать умения поочередно

 разгибать пальчики.

Конструирование «Машина»

Развивать умение сооружать

 машину, знакомить с деталями

 строительного материала.

Самомассаж «Стряпаем»

Развивать умения имитировать

 скатывание колобков.

Застегивание и расстегивание пуговиц

Формировать умения детей

просовывать пуговицу в большое

 отверстие.

Апрель

Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам»

Развивать умения правильно

держать карандаш.

Конструирование «Дорожка»

Развивать умения детей

 сооружать дорожку, знакомить

 с деталями строительного

 материала.

Игра «Спрячь в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев

 и кистей рук.

Упражнение «Обведи шаблон»

Развивать умения детей левой

 рукой крепко прижимать

 шаблон к бумаге, а правой

 обводить его каранда

шом.

Упражнение «Фонарики»

Формировать умение сжимать

и разжимать кулачок.

Май

Игра «Собери бусы»

Упражнять детей в нанизывании

 крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте»

Формировать умения детей

 соединять поочередно пальчики

 одной ладони с другой, начиная

 с большого пальчика.

Игра «Дарики - комарики»

Упражнять в соединении

 большого и указательного

пальцев на обеих руках.

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Развивать умения подражать

движениям взрослого.

Складывание в бутылочку

Формировать умения бросать

 мелкие предметы в бутылочку,

 у которой узкое горлышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25» Самообразование на тему: «Правила дорожного движения – основа безопасности дошкольника». на 2024-2025г. Воспитатель : Леженникова А.М. г. Воронеж –

Цель: совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи:1. Повысить собственный уровень ...

Самообразование 2024-2025г

Этапы и формы работы по самообразованию на 2024 -2025 учебный год. Воспитатель: Третьякова Екатерина Анатольевна  ДатаФорма работыс детьмис родителямис педагогамисамостоятельноСентябрь 2024г...

Самообразование музыкального руководителя. 2024 – 2025г.Тема самообразования: «Формирование вокальных навыков у детей дошкольного возраста на основе различного песенного репертуара (классика, современность, фольклор)».

Актуальность:Понимание проблемы музыкального воспитания детей на современном этапе, предполагает их процесс общения с музыкой на основе принципа деятельности и творческой игры. Детское исполнительство...

План работы по самообразованию 2024-2025г

    Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, до...

План по самообразованию 2024-2025г «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет с использованием технологии «Обучение в движении»

laquo;Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет с использованием технологии «Обучение в движении»...

Самообразование 2024-2025г.

quot;Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора"...