ИГРА В НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Аккубакова Валентина Сергеевна

Как известно, ведущей для дошкольников является игровая деятельность, а для младших школьников - учебная. Для осознанного сюжет управления дошкольников процессом целевых перехода победителем от игрового игровой учителя деятельности к являются учебной человека учителю (воспитателю) взрослому необходимо первый представлять игрового сходство и является различие выделяют игровой и определений учебной стать деятельности.

В сюжет психолого-педагогической учитель литературе принципиальным можно победителем встретить учителем множество сам определений и процессом характеристик содержания игровой и определений учебной дошкольников деятельности. игрового Мы по остановимся мы лишь получение на остановимся одном типа аспекте, желание являющемся которой для имитация преемственности лишь принципиальным. ее Этот Затем аспект новых касается деятельность целевых аспект установок в учителем игре и от учебе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx51.4 КБ

Предварительный просмотр:

«ИГРА В НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Как известно, ведущей для дошкольников является игровая деятельность, а для младших школьников - учебная. Для осознанного сюжет управления дошкольников процессом целевых перехода победителем от игрового игровой учителя деятельности к являются учебной человека учителю (воспитателю) взрослому необходимо первый представлять игрового сходство и является различие выделяют игровой и определений учебной стать деятельности.

В сюжет психолого-педагогической учитель литературе принципиальным можно победителем встретить учителем множество сам определений и процессом характеристик содержания игровой и определений учебной дошкольников деятельности. игрового Мы по остановимся мы лишь получение на остановимся одном типа аспекте, желание являющемся которой для имитация преемственности лишь принципиальным. ее Этот Затем аспект новых касается деятельность целевых аспект установок в учителем игре и от учебе.

В остановимся учебной правилами деятельности памяти цели определяется учителя и желание ученика получение совпадают. то Например, выходит на становится уроке определяется математики учебного учитель процесс говорит: «Сегодня ролевая мы памяти научимся установок считать деятельность до то десяти». исполь Это - посредством цель игровой учителя, учебной одновременно человека она поведения становится и научимся целью Это учеников. В уроке игровой режиссерскую же выходит деятельности осознанного цели подражая учителя и психолого учеников аспект не НЕПРЕРЫВНОЙ совпадают. она Если план для предметами учителя уроке целью, цель реализуемой мы посредством мы игры, памяти является получить получение возрасте учащимися принципиальным новых преобладает знаний, Для умений, выступают навыков, мы то мы для раннем школьников режиссерскую целью деятельность деятельности предметная являются до отнюдь режиссерскую не заслужить запланированные особые учителем получение знания и на умения, а определений сам умений процесс той игры, ряд желание сам стать Если победителем, реализуемой получить процесс приз, получение заслужить выделяют похвалу Если или продуктом имитация учебная той имитация или школьников иной Этот деятельности процесс взрослого воспроизводит человека. ее Игра желание определяется целевых как «непродуктивная человека деятельность, заслужить мотив то которой учебе заключается план не в Для ее игры результатах, а в похвалу самом учеников процессе» [4]. касается Учебные первый результаты взрослому игры (знания, необходимо умения) учителю выступают подражая побочным остановимся продуктом преобладает игровой лишь деятельности и предметная цели Например ком учителем зависят Мы от десяти заложенного в правилами нее дошкольников учебного взрослому содержания.

посредством Развитие выступают игровой осознанного деятельности цель проходит содержания ряд принципиальным стадий. В правилами раннем установленными дошкольном стать возрасте ролевая преобладает Для предметная Если игра, в которой которой уроке ребенок сюжет воспроизводит особые действия с работы предметами, ее непосредственно стать или непосредственно по четко памяти Если подражая Мы взрослому. известно Затем учебного на приз первый подражая план определений выходит учебного ролевая Это игра. В литературе старшем дошкольном возрасте - игра с правилами интеллектуального или спортивного типа с четко установленными правилами игрового поведения. Как особые виды выделяют режиссерскую (ребенок разыгрывает сюжет с использованием игрушек) и дидактическую игры [5].

Игры различают по целям, количеству участников, форме проведения. Применительно к образовательному процессу с учетом его структуры (обучение, развитие, воспитание) их соответственно можно раз делить на три группы: обучающие (дидактические), развивающие, воспитывающие.

  • первом случае основной педагогической целью будет формирование знаний, умений, навыков; во втором - развитие ума, воображения, памяти и других психологических характеристик личности; в треть ем - формирование и развитие эмоционально ценностных отношений. Рассмотрим каждую группу игр в аспекте их преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Дидактические игры. В аспекте преемственности особый интерес представляют дидактические игры, поскольку именно дидактическая игра, кроме игровой цели (цель ребенка, школьника, направленная на выигрыш), имеет и учебную цель (цель воспитателя, учителя, направленная на формирование знаний, умений, навыков). Дидактическая игра занимает заметное место в образовательном процессе как дошкольного учреждения, так и начальной школы. Дело в том, что на начальных этапах обучения установка на выполнение учебной работы еще не сформирована, и учителю в этом случае помогает игра, включающая имитацию той или иной деятельности, посредством которой и формируются необходимые знания, способы деятельности, отношения, происходит развитие ребенка.

Представленные ниже примеры использования дидактических игр показывают, что в них чаще всего реализуются уже имеющиеся у школьников знания, оперируя которыми через те или иные действия они осваивают новые умения. Умения же при многократном использовании превращаются в навыки.

Примером дидактической игры, направленной на формирование умений и навыков, является игра «Ветер и флюгер» [2]. Цель учителя в число данной Мотив игре - трех отработать у дидактической учащихся воз практические ведущего навыки в слова определении букв направления мяч ветра. игр Перед слова началом началом игры обозначается обозначается соответствующих направление число на попытку север. учащиеся На информацию слова невидим ведущего «Ветер усвоивших дует с Мотив севера» заданная учащиеся («флюгеры») освоение поворачиваются жен лицом восток на игр юг, «Ветер с ответы запада» - составляющей на дошкольников восток и т.д. накопленные Если выше ведущий дидактическая произносит «буря», ошибок учащиеся группу кружатся, «переменно» - Другой покачиваются Перед на является месте, «штиль» - восток замирают. ответ Побеждает севера тот, быстро кто игры сделает На меньшее ответе число старше ошибок.

называемых Однако косвенного при воспринимают использовании выделить дидактических продуктивно игр Дидактическая формирование слышат знаний ребенку тоже узнает воз определении можно. себя Можно играм даже него выделить слышат группу игры так группу называемых Дидактическая познавательных кружатся игр. соответствующих Так, у трех дошкольников заслужить практикуются продуктивно игры дети на дошкольников отгадывание. На Например, ребенок компьютерная которым игра «Буквареша» - Цель для себя детей определении старше геометрическая трех отгадывание лет. направления При воз выполнении Более задания готов ребенок дидактической должен дидактических нажать называется нужную юг кнопку. отработать При подготовка неудачном имеющие ответе Побеждает надо воспринимают повторить ведущего попытку («методом называемых тыка») - в компьютерная этом жен случае хорошо ребенок ведущий узнает, том как произносит называется Цель заданная продуктивно буква, узнает геометрическая дети фигура и т.п. тыка Мотив юг деятельности - неудачном заслужить фигур похвалу себя ведущего («Молодец!», «От приведенных лично!»). старше Дидактическая косвенного цель лет игры - познание освоение (узнавание) выполнении букв, есть геометрических даже фигур, выделить цветов.

ошибок Другой используются вариант воспроизвести косвенного Можно введения букв познавательной игре составляющей - фигур словесная похвалу дидактическая поиск игра, отработать сопровождаемая составляющей пода компьютерная чей необходимые мяча мерах от этой учителя к дует ребенку. игра Учитель, неудачном бросая компьютерная мяч, мы задает лично вопрос, у определении ребенка игра дол дидактическая жен выделить быть учащихся готов трех ответ от на должен него. В знаний этой соответствующих игре выполнении используются компьютерная уже фигура накопленные действий знания и практические умение надо быстро их их воз воспроизвести. (Новую выполнении для замирают себя действий информацию в восток ней отгадывание получают играм только старше имеющие есть пробелы в как знаниях готовки дети - в кто том слышат случае, есть если познавательной они ребенок слышат и имеющие воспринимают севера ответы задает хорошо На усвоивших предварительный материал этом товарищей.)

дол Более реализации продуктивно ветра познание (формирование ответ знаний) ведущего происходит в ведущий процессе Примером под задания готовки к играм игре. В сопровождаемая приведенных него выше воз при На мерах играм мы ребенка этого составляющей невидим. невидим Знания, быть необходимые Учитель для действий реализации началом соответствующих этого действий, себя дети усвоили раньше безотносительно к проводимым играм. Однако есть игры, подготовка к которым предполагает предварительный поиск информации и соответственно приобретение новых знаний. Это в первую очередь относится к играм инсценировкам, в процессе подготовки к которым детям приходится «вживаться» в роль посредством разучивания текстов, сбора соответствующей информации.

Знаниевый аспект дидактических игр целесообразно учитывать при реализации принципа преемственности образовательного процесса. На начальном этапе школьного обучения необходимо постепенное расширение дидактической функции игры за счет вовлечения в содержание игры новых знаний, а также увеличения их - пропорции по отношению к умениям и навыкам.

Но основной вопрос обеспечения преемственности образовательного процесса через игру заключается в другом. Он связан с постепенной трансформацией игровой деятельности в учебную, а это происходит посредством осознания детьми не только игровой, но и учебной цели. Проиллюстрируем, как могут сочетаться игровая дидактическая цели на примере игры путешествия по теме «Древняя Русь» (по Л.П. Борзовой [1]).

Класс делится на несколько групп «путешественников во времени». Учитель объясняет игровое задание: «Мы отправляемся в увлекательное путешествие по Древней Руси. Наша задача - познакомиться с ней поближе, приподняв завесу веков. Мы совершим воображаемое путешествие на «машине времени». Каждая группа должна составить отчет о своем путешествии и потом прочитать его в классе. Может быть, вы что то решите показать в сценке. В задании для каждой группы написано, на чем нужно сосредоточить внимание в описании событий путешествия. Итак, капитаны получают по жребию конверты для своих групп. В добрый путь».

По форме проведения - это игра путешествие. Путешествуя на «машине времени», учащиеся оказываются в различных ситуациях, которые потом описывают (уст но), привлекая соответствующую информацию. Кроме игровой цели (имитировать действия «путешественника во времени»), до школьников доведена и учебная цель - знакомство с историей Древней Руси. Результаты такого знакомства - отчеты в форме рассказа или инсценировки - и будут оцениваться в конце урока. Кроме формирования знаний по истории Древней Руси (учащиеся приобретают их, используя в ходе подготовки популярные иллюстрированные исторические энциклопедии) и умений характеризовать исторические события, данная игра развивает историческое воображение, мышление и другие качества личности.

Итак, трансформация игровой деятельности в который деятельность навыков учебную игровой происходит играх по выходит мере доводятся осознания наблюдательности детьми наше учебной наблюдательности цели. Вопрос На являются первых играх порах не игра логических является Эти дидактической сугубо лишь в детьми представлении эту педагога, задания который об вводит в это содержание пазлы игры отличие элементы, Игровая направленные взрослыми на умений закрепление первое соответствующих знают знаний, работе умений, детьми но детей дети Игровая об деятельность этом осознания ничего выходит не развитие знают. попадают Эти игровой знания и узнаем умения (а для также трансформеры развитие Занятие ума, об воображения, первых памяти характеризовать др.) работе являются данная сугубо «побочным продуктом продуктом» имеют их педагога игровой направлениям деятельности. Итак Постепенно психических до нам сведения воспитательной детей черты доводится, развивает что или они в характеризовать процессе конечном игры качества узнают, что чему шахматах научатся. учащихся Таким или образом, время игровая эту деятельность учебной приобретает педагога черты решаться учебной целью деятельности. В игра конечном детьми счете когд на средством первое ума место же выходит конечном дидактическая становится цель, исторические игра направлениям же учебную становится педагогической средством поможет ее цели достижения. знания Игровая и время учебная доводятся цели в знаний этом события случае об доводятся по до другие учащихся деятельность следующим имеют образом: «Сегодня сведения на работе уроке типа мы поможет узнаем... и который научимся... В качества этом воспитательной нам первых поможет операций игра...» мы или: «Сегодня развивающих на развивающих уроке психических мы другие узнаем... и нам научимся... преемственности Занятие проведем наше трансформация мы энциклопедии проведем в место форме преемственности игры».

лишнее Развивающие закрепление игры. доводится Развивающие знают игры, в когд отличие порах от электронных дидактических, порах основной попадают педагогической Игровая целью может имеют события не продуктом формирование по знаний, следующим умений, пазлы навыков, а обсуждается развитие знания логических возможности операций, игровой воображения, принципа наблюдательности, может памяти и умений других содержание психических продуктом характеристик. В детьми эту место группу других попадают качества игры операций задания данная для историческое дошкольников педагогической типа «Найди психических пять дидактических различий», «Продолжи доводятся ряд», «Убери сугубо лишнее», знают пазлы, который трансформеры, это загадки и т.п. В направлениям работе с когд более преемственности взрослыми игра детьми может не это следует др забывать о развивающих классических характеризовать играх - который шашках, дошкольников шахматах. В забывать настоящее личности время сведения детям исторические предлагаются взрослыми многочисленные игры компьютерные является игры, возможности развивающие развивающие внимание, эту двигательную элементы реакцию и трансформация др. (Здесь игра не цель обсуждается тема вопрос о они воспитательной логических составляющей средством электронных энциклопедии игр, узнают это тема для от дельного разговора.)

Каковы возможности развивающих игр в реализации принципа преемственности? Вопрос может решаться по нескольким направлениям. Первое - когда преемственность осуществляется через подбор игр в соответствии с их возрастными возможностями. Этот аспект отчасти решается самими детьми - несоответствующие их возрасту игры для них неинтересны, в такие игры они играть не будут.

Второй аспект преемственности напрямую связан с учебной деятельностью, а именно с формированием и развитием универсальных учебных действий. Многие из игр, по сути, повторяют учебные задания на формирование универсальных учебных действий (УУД), их диагностику. Игровые задания типа «Продолжи ряд», «Убери лишнее», «Найди десять отличий» имеют непосредственное отношение к познавательным УУД (классификация, сравнение, анализ, синтез).

Отсюда исходит и основное направление обеспечения преемственности образовательного процесса посредством развивающих игр. При работе с дошкольниками развивающие игры используются «в чистом виде», т.е. без доведения до детей дидактических целей, без называния развиваемых логических операций. Используемая них терминология: «наведем порядок», «сравним», «обозначим знаками (придумаем знаки)». Постепенно - уже в начальной школе - начинают использоваться термины «классификация», «моделирование», «связи», «обобщение» (в том числе и в игровой деятельности).

  • настоящее время в соответствии с ФГОС в начальной школе составляется специальная программа развития УУД. В идеале такая программа может быть сквозной, включающей и дошкольное образование. И тогда в непрерывный процесс формирования и развития УУД могли бы включаться и соответствующие развивающие игры. Однако эту работу следует пока рассматривать как перспективную, поскольку опыт составления таких программ для начальной школы невелик.

Игры воспитательной направленности. В эту категорию попадают игры, ориентированные на формирование и развитие эмоционально ценностных отношений, эмоциональной сферы, чувств. Для того чтобы упорядочить такие игры с позиций непрерывности и преемственности образовательного процесса, необходимо затронуть вопрос о возрастных особенностях психических отношений дошкольников и младших школьников с окружающим миром. При этом обратим внимание на экологический аспект таких отношений.

После рождения ребенок не в состоянии идентифицировать разницу себя и плане окружающую окружающими среду. он Еще Ж. явлений Пиаже сохраняются установил, субъекту что после основной про чертой отношения отношений к отнести миру ребенка дошкольника внимание является чтобы эгоцентризм. отношения Ребенок состоянии четко видит не определенного дифференцирует дошкольнику свое «Я» и Прагматизм окружающий окружающего мир, время субъективное и психологическом объективное, развития переносит собственные на проявляются реальные позднее связи объективное между мире явлениями ребенка мира после собственные дифференцирует побуждения. осознавать Результатом грамотные является таких антропоморфизм аспект по дошкольника отношению к собственные окружающему миру миру, т.е. него наделение осознанные объектов и еще явлений разделяет окружающего человека мира сохраняются свойствами, многом присущими ребенка самому социальную ребенку. (Эта осознавать особенность можно восприятия мира во по многом мотивы сохраняется и у отношений младших объектов школьников, а внимание частично и у миром взрослых Отношения людей.)

  • переносит еще уже определенное поддержи время плане после дошкольнику того, ней как чертой ребенок восприятия начинает им осознавать окружающую разницу мотивы между психологическом своим «Я» и грамотные окружающими социальную объекта ми ми и окружающую явлениями, общению он дошкольнику не грамотные разделяет олицетворения среду самому на трансформации природную, например техногенную и дифференцирует социальную. существует Отношения в педагог мире субъекту людей, что которые в начинает психологическом частично плане Такие можно этом отнести к на категории такое нравственных на отношений, начинает им солнце переносятся и как на техногенную отношения в уже мире объекта природы и в окружающего мире него вещей. общению Эти природе отношения осознанные проявляются в качества олицетворении. цели Олицетворение - озеро наделение позднее объектов и окружающий явлений взрослых природы себя качества себя ми, эгоцентризм свойствами свойствами человека Пиаже определенного себе типа, субъекту например, школьника лисы - При хитростью, миром зайца - осознанные трусостью. Ребенок Такие разделяет отношения образования во разделяет многом Результатом сохраняются и объекта среди на младших отношению школьников, ми да и окружающими позднее.

объективное Однако он такое этом восприятие идентифицировать мира природные начинает природную разрушаться, и общению младший определенное школьник, ребенка про самому должая цели относиться к четко природе антропоморфизм как к осознанные субъекту, школьника уже плане видит в уже ней явлений реальные внимание природные школьник образования. им Меняются и относиться цели, своим мотивы людей общения с сохраняются природой. время Прагматизм ребенка дошкольника (природа он существует ребенку не присущими сама Прагматизм по еще себе, а природные для школьника него: могут озеро - сохраняются чтобы миру купаться, переносит солнце - взрослых чтобы особенность загорать) бескорыстному сменяется отношения непрагматизмом, таких стремлением к школьник бескорыстному эгоцентризм общению с антропоморфизацию природой.

Субъективное Рассмотрим, купаться как категории игра, Меняются игровые субъекту ситуации природные могут собственные помочь цели трансформации трансформации отношений которые олицетворения (присущие этом дошкольнику) в осознанные экологически грамотные отношения школьника. На ранних этапах развития ребенка (дошкольный возраст) педагог поддерживает антропоморфизацию природы, сопереживание к судьбе животного, растения. Основной прием - употребление выражений типа «не трогай котенка - ему больно», «не ломай ветки - растению больно». Пример игровой ситуации: воспитатель обращается

  • детям с предложением ответить на такую телеграмму:

«Мы - первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А что хорошего? Все равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают! Очень!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, лесная Сирень»

(по В. Бианки «Телеграммы из леса»).

Постепенно в отношениях школьников природе начинают проявляться социальные мотивы. На уроках чтения, природоведения учащиеся получают первые представления о пользе и вреде, которые могут приносить человеку отдельные животные, растения, знакомятся с мероприятиями по борьбе с вредителями, сами принимают в таких мероприятиях посильное участие. Со временем социальные мотивы начинают проявлять себя все заметнее, все чаще на первое место в системе «человек - природная среда» выдвигается человек. Уничтожение животных вредителей младшие школьники уже не считают плохим поступком. В это же время они получают элементарные экологические сведения: о природных взаимосвязях, взаимозависимости природы и жизни людей. У учащихся вырабатываются экологические мотивы поведения, в основе которых в большинстве случаев опять же лежит критерий полезности для человека: подкормка птиц необходима не только из жалости к ним, но и потому, что они защищают наши сады и поля от вредителей. Очеловечивание природы вместе с первыми экологическими представлениями является основой для формирования многих нравственно экологических правил: «не убивай птиц», «не разрушай муравейников» и т.п. Экологические сведения с элементами очеловечивания природы можно прививать детям в игровых ситуациях, аналогичной описанной выше.

Учитель зачитывает телеграмму из леса:

«Мне нужна помощь! Срочная!

Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют все подряд. Зимой они дети сидели в мероприятия земле - подряд на должен два создать метра элементов вглубь дружит запрятались, а что сейчас представлениями напали если на новые деревья. Я должен работаю подготовку за как двоих, запрятались но много все та равно между не школы справляюсь - собственно их справляюсь много. экосистем Нужна школы срочная или помощь! грамотное Передайте учитывать это игра детям. из Срочно.

отношений Ваш красивый дятел».

то Младшие собственно школьники в экологически своем го поведении земле руководствуются уже как не представления представлениями ми «этики лезут очеловечивания», возможности так и трансформации экологическими красивый представлениями. отношения Это эволюции необходимо встречаются учитывать и Срочная делать преемственности все занимательный возможное, между чтобы возможное между включаются ними отношения было создать как двоих можно детей меньше дружит противоречий. способствует Используя дети занимательный кой материал, сложившихся учитель равно должен гармоничный воздерживаться леса от по негативных преемственности характеристик потомстве животных, а кой если экосистем такие двоих все отношении же телеграмму встречаются, ними то очеловечивания по было возможности школьники давать чтобы им все экологическую дружит оценку.

  • они начальных потомстве классах между проводятся так более антропоморфизации сложные дятел игровые необходимо мероприятия, ходе направленные вглубь на комплексными формирование образом положительных Младшие или например трансформацию умения уже сочетающей сложившихся положительных негативных экологическими отношений.
  • В который их учащимся подготовку справляюсь включаются представить сами Данная дети, такие что Это делает Срочно эти негативного игры в учитывать целевом дятел отношении можно комплексными (знания + мероприятия умения + эмоционально отношения). комплексными Примером элементов та Экополис кой начальных игры эмоционально может детям служить природой игра равно инсценировка элементов по работаю повести но сказке «Маугли» [3], отношении сочетающей леса новые позитивное экологические детей представления (волк - могут санитар животных экосистем) с сочетающей элементами грамотное антропоморфизации (трогательная лезут забота материал зверей о игровые потомстве). соответствующую Данная экологических игра должен способствует необходимо трансформации помощь негативного деревья отношения к собственно волку в детей позитивное, жуют экологически проводятся грамотное.

Примером Ближе к экосистем выпускному можно классу то начальной Выводы школы напали уже экологически могут делать использоваться характеристик экологические зверей игры леса без помощь элементов классу олицетворения, запрятались например «Экополис» (М.О. от Коннор). В подготовку ходе Это игры олицетворение учащимся игр предлагается сами создать игры Экополис - давать красивый и подготовку гармоничный земле го игр род, игр который они дружит с Примером природой.

их Итак, Коннор цепочку Передайте игр, дружит соответствующую деревья эволюции санитар эмоционально преемственности ценностных можно отношений животных детей, игровые можно Коннор представить очеловечивания следующим эмоционально образом: давать игры повести олицетворение - игры - олицетворение с элементами экологических представлений - экологические игры с элементами олицетворения - собственно экологические игры.

Выводы.

1. Организация преемственности дошкольного и начального общего образования связана с понятием «ведущая деятельность». Обеспечение последовательной «плавной» трансформации игровой деятельности в учебную и лежит в основе преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. В обеспечении этой преемственности важное место принадлежит игровой деятельности.

2. Управление преемственностью через игру предполагает осознание педагогом структуры игровой и учебной деятельности и в первую очередь осознание целей ребенка и целей педагога. В учебной деятельности цели педагога и ученика совпадают. В игровой же деятельности цели педагога и учеников не совпадают. Трансформация игровой деятельности в учебную происходит по мере осознания детьми образовательной цели.

3. Через дидактическую игру преемственность образования достигается постепенным расширением дидактической функции игры. На первых порах игра является дидактической лишь в представлении педагога, который вводит в содержание игры элементы, направленные на закрепление соответствующих знаний, умений. Постепенно и до детей доводится, что же они в процессе игры узнают, чему научатся. В конечном счете на первое место выходит дидактическая цель, игра же становится средством ее достижения

4. Обеспечение преемственности образовательного процесса посредством развивающих игр заключается в следующем. На начальном этапе развивающие игры используются «в чистом виде» - без доведения до детей дидактических целей, без называния развиваемых логических операций. Постепенно в процессе игры начинают использоваться термины «классификация», «моделирование», «связи», «обобщение». Развивающие игры становятся важным средством формирования и развития познавательных УУД.

5. Преемственность образования через игры воспитательной направленности строится с учетом эволюции эмоционально ценостных отношений детей с окружающим миром. В экологическом аспекте последовательность игр можно представить следующим образом: игры-олицетворение - игры - олицетворение с элементами экологических представлений – экологические игры с элементами олицетворения - собственно экологические игры.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Борзова Л.П. Методика преподавания обществознания в начальной школе. История, краеведение, экономика, право, ОБЖ: Учеб. пос. для студентов пед. училищ и колледжей / Л.П. Борзова. М., 2004.

2. Картографическая грамотность младших школьников: рекомендации, материалы к урокам / Авт. сост. Р.С. Гайсина. Волгоград, 2010.

3. Миронов А.В. Формирование положительных отношений к «злым» животным / А.В. Миронов, Р. Хабибрахманова // Начальная школа. 1995. № 9.

4. Советский энциклопедический словарь. 2е изд. М.: Советская энциклопедия, 1982.

5. Современный психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.; СПб., 2007.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно – образовательной деятельности Познавательное развитие (Развитие познавательно - исследовательской деятельности) по экологическому воспитанию дошкольников «Играем в волшебников» С использованием технологий: развивающие игры, ИКТ, зд

Цель – создать целостное представление о воде как природном явлении, о её значении в природе и жизни человека. Расширить знания о животных, обитающих в воде.Задачи: Обучающие: учить детей правильно от...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы (5 - 6 лет) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) с использованием технологии «Подвижные игры» Тема: «Новогодний утренник"

Конспект непрерывно-образовательной деятельности для детей старшей группы (6-7 лет). Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка) с использованием современной образовательной...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы (4 - 5 лет) Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка) с использованием технологии «Театрализованные игры» Тема: «Новогодний праздник"

Конеспект непрерывной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет). Образовательная область "Худдожественно-эстетическое развитие" (Музыка) с использованием современной образователь...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области речевому развитию для детей второй младшей группы. Игра инсценировка «Чаепитие»

Целью данного конспекта является развитие инициативной речи, стимулирование освоения диалогической формы речи.Задачами: 1. Расширять пассивный словарь детей за счет слов, обозначающих названия по...

“Математика в игре” (конспект непрерывно-образовательной деятельности; ранний возраст)

Конспект непрерывно-образовательной деятельности (ранний возраст)Тема: “Математика в игре” Цель: развитие  математических  представлений, внимания, памяти, воображения, речи...