План работы по самообразованию на тему:«Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
План работы по самообразованию на тему:«Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР - «Детский сад №239»)
План по самообразованию
на 2024 – 2025 учебный год
Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Яковенко С. Ю.
г. Барнаул
Пояснительная записка
В современном обществе, где коммуникация играет ключевую роль, важно уделять внимание формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Этот период является решающим для развития социальных навыков, так как именно в это время формируются основы дружеских взаимоотношений.
Культура общения включает в себя не только вербальные, но и невербальные формы взаимодействия, что позволяет детям выражать свои эмоции, находить общий язык с окружающими и развивать эмпатию. Применение игровых методик и совместных заданий помогает развивать навыки сотрудничества, уважения и понимания мнений других.
Важным аспектом является привитие детям этических норм общения, таких как вежливость, терпимость и способность к извинениям. Через групповые игры и ролевые ситуации дети учатся решать конфликты и находить компромиссы, что способствует укреплению дружеских связей.
Таким образом, формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений в дошкольном возрасте – это ключ к успешной социализации ребенка в будущем, способствующий его гармоничному развитию и социальной адаптации.
Актуальность темы
Актуальность темы формирования культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста невозможно переоценить в свете современных социальных изменений и требований. В этом возрасте закладываются основы взаимодействия, социального поведения и эмоционального интеллекта, что имеет долгосрочное значение для будущего ребенка.
Развитие дружеских отношений способствует не только социализации, но и воспитанию таких качеств, как эмпатия, толерантность и умение работать в команде. Общение в кругу сверстников формирует навыки саморазвития, что критически важно в условиях растущей информационной нагрузки и цифровизации. Педагоги и родители должны обратить внимание на создание поддерживающей среды, где дети смогут свободно выражать свои чувства, обмениваться мнениями и ценить дружбу.
Соблюдение норм культуры общения создает базу для разрешения конфликтов, что, в свою очередь, способствует укреплению связей между детьми. Такой подход помогает формировать гармоничные, доверительные отношения, которые будут способствовать успешной адаптации в школьной жизни и обществе в целом.
Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста»
Цель: создание условий по формированию доброжелательного отношения между воспитанниками. Систематизирование и обобщение правил культуры общения со сверстниками.
Задачи:
- Воспитать дружеские взаимоотношения между детьми.
- Сформировать у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников.
- Воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми и правильно выражать свои мысли.
- Формировать нравственные общечеловеческие качества, правила общения между людьми, умение считаться с их делами, интересами, удобствами.
- Педагогу повысить уровень профессиональной компетентности в вопросе формирования культуры общения воспитанников.
Работа с родителями
- Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми, тем самым сблизить интересы детей и родителей
- Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка
Планируемые результаты:
- дети более любознательны, научились дружно играть, договариваться, делиться
- дети способны управлять своим поведением
- дети не забывают использовать вежливые слова
- дети решают конфликты с помощью слов
- дети поправляют друг друга в процессе игры, направляя на хорошие поступки
- дети с удовольствием помогают и старшим, и сверстникам
- дети, рассматривая уже известные им книги, вслух пересказывают сюжет, используя мимику и интонацию.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
Повысится уровень профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей культуры общения;
Мною были использованы следующие средства:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность детей;
- Чтение рассказов, стихотворений и сказок;
- Дидактические игры;
- Сюжетно – ролевые и пальчиковые игры;
- Рассматривание картин;
- Пересказ рассказов и сказок;
- Беседа;
- Работа с родителями.
Пополнение РППС:
- Создание наглядного пособия «Цветок нравственности»;
- Создание папки-передвижки «Учим ребёнка общаться»;
- Создание и пополнение картотеки нравственных сказок;
- Создание консультации для родителей «Поможем детям научиться слушать и слышать»;
- Создание наглядного пособия «Правила дружбы»;
- Создание консультации для родителей «Как помочь ребёнку быть вежливым»;
- Пополнение картотеки сюжетно-ролевых игр «Чаепитие в гостях у друга»;
- Создание дидактической игры «Семейные ценности»;
- Создание д/и «Хорошо – плохо»;
- Пополнение картотеки пальчиковых игр;
- Распечатка иллюстраций по теме «Добрые дела»;
- Создание Д/И «Сложи картинку и узнай героя сказки»;
- Создание книги на тему «Правила поведения в детском саду»;
- Буклет «Доброта рождается в семье»;
- Создание Д/игры «Найди пару друзей из сказки и мультфильма»;
- Создание книги по теме «Правила поведения на детской площадке»;
- Создание папки-передвижки для родителей «Детская дружба»;
- Создание альбома для рассматривания «Наша дружная группа»;
- Создание лэпбука «Доброта и дружба»
Изучение методической литературы по теме:
- Белинский В. Г., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. О детской литературе. - М.: Детская литература, 1983.
- Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.
- В. А. Дергунская, А. Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста».
- Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. – С. 54-59.
- Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 2013. -240с.
- Кобелева Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. - 24с.
- Лялина Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. ...канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. - 214с.
- Т. А. Маркова, В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» - изд. «Просвещение», Москва, 1968
- Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3. – С. 41-46.
- Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1999
- Организация труда детей и методика руководства // Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – Москва : Просвещение, 1987.
- Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 2000
- Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.
- Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.- М.: Мозайка-Синтез, 2010.
- Е. О. Севостьянинова «Страна добра: Социализация детей 5-7 лет».
Перспективный план работы по теме самообразования
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Изучение методической литературы, пополнение РППС |
Сентябрь | 1. Рассматривание иллюстраций по теме «Хорошо или плохо» 2. Чтение и рассказывание индийской сказки «Ссора птиц» 3. Показ кукольного театра «Рукавичка» воспитателем совместно с детьми 4. Разучивание песни «Ведь сколько на свете хороших друзей» (Слова Александр Вратарев. Музыка Владимир Быстряков) | Консультация «Поможем детям научиться слушать и слышать» | Организация труда детей и методика руководства // Буре Р. С. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – Москва : Просвещение, 1987 РППС: создание Консультации «Поможем детям научиться слушать и слышать» |
Октябрь | 1. Чтение сказки «Как мудрая змея тигренку помогла» И.Терентьева 2. Пересказывание детьми сказки 3. Рисование внутреннего монстрика «Злость». #1041;еседа по способам управления злостью 5. Создание наглядного пособия «Правила дружбы» 6. Разучивание песни «Дружба» (Автор музыки и слов: Любаша Лелик (Татьяна Залужная)) | Консультация «Как помочь ребёнку быть вежливым» | В. А. Дергунская, А. Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста». РППС: Создание наглядного пособия «Правила дружбы» |
Ноябрь | 1. Чтение дагестанской сказки «Храбрый мальчик». 2. Беседа по содержанию сказки 3. Чтение рассказов Осеевой В. А. «Три товарища», «Обидчики» 4. Рассказывание рассказов детьми 5. Разучивание песни «Когда мои друзья со мной» (Слова: Михаил Танич. Музыка: Владимир Шаинский) 6. Д/И «Семейные ценности» #1054;тгадывание загадок об эмоциях (картотека загадок) 8. С/р игра «Чаепитие в гостях у друга» | Акция «Подари добрую книгу детскому саду»; Консультация «Как подружить ребёнка с книгой» | Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93. Т. А. Маркова, В. Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста» - изд. «Просвещение », Москва, 1968 РППС: Пополнение картотеки сюжетно-ролевых игр «Чаепитие в гостях у друга»; Создание Д/И «Семейные ценности» |
Декабрь | 1. Обсуждение стихотворения «Подружки». А. Кузнецовой 2. Разучивание пальчиковой игры «Мамины помощники» (картотека Пальчиковые игры) 3. Игровая ситуация «Какими качествами должен обладать твой друг? 4. Этическая беседа о дружбе: «Вместе тесно, а врозь скучно». 5. Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет». 6. Д/И «Хорошо – плохо» 7. Разучивание песни «Огромный секрет» (Слова: Юнна Мориц. Музыка: Сергей Никитин) | Папка-передвижка «Рассказываем детям о дружбе» | Е. О. Севостьянинова «Страна добра: Социализация детей 5-7 лет» РППС: Создание д/и «Хорошо – плохо»; Пополнение картотеки пальчиковых игр. |
Январь | 1. Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба», «Фея учит вежливости» 2. Рассматривание иллюстраций по теме «Добрые дела» 3. Чтение книги «Сказки волшебника Могусама» 4. Обсуждение сказок из книги, рассуждения на тему самостоятельности. 5. Д/И «Сложи картинку и узнай героя сказки» #1056;емонт книг совместно с детьми. 7. Разучивание песни «Песенка друзей» (Слова: Сергей Михалков. Музыка: Михаил Старокадомский) | Совместная деятельность детей и родителей: Выставка рисунков: «Мой друг» | Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. РППС: распечатка иллюстраций по теме «Добрые дела», создание Д/И «Сложи картинку и узнай героя сказки» |
Февраль | 1. Этические беседы о взаимопомощи: «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь #1063;тение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы» 3. Беседа по содержанию сказки 4. Рассказывание сказки детьми 5. Отгадывание загадок о дружбе (картотека загадок) 6. Раскрашивание раскрасок и создание книги на тему «Правила поведения в детском саду» 7. Разучивание песни «Улыбка» (Слова: Михаил Пляцковский, музыка: Владимир Шаинский) | Картотека игр в семье на тему социально – коммуникативного воспитания детей | Лялина Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс.канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. РППС: создание книги на тему «Правила поведения в детском саду» |
Март | 1. Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист». 2. Беседа по содержанию сказки 3. Раскрашивание раскрасок по теме «Правила поведения на детской площадке», создание книги. 4. Д/игра «Найди пару друзей из сказки и мультфильма» 5. Этические беседы о доброжелательности: «Добрые дела», «Он сам наказал себя», «Хорошие товарищи». 6. Чтение рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья». 7. Разучивание песни «Детская песенка про дружбу» (Слова: Михаил Пляцковский, музыка: Борис Савельев) | Фотовыставка «Дружные игры» Буклет «Доброта рождается в семье» | Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 2013. -240с. Кобелева Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. канд. психол. наук. Самара, 2014. РППС: создание Д/игры «Найди пару друзей из сказки и мультфильма». Создание книги по теме «Правила поведения на детской площадке». |
Апрель | 1. Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом». 2. Обсуждение рассказа 3. Этические беседы на тему «Правда — неправда»: «Доброе дело - правду говорить смело», «Спасибо за правду», «Правда всегда узнается» 4. Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи» 5. Разучивание песни «Вместе весело шагать по просторам!» (Слова: М. Матусовский. Музыка: В. Шаинский) 6. Д/И «Дружба крепкая» | Папка – передвижка «Детская дружба» | Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1999. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. - М.: Просвещение, 2000. РППС: создание альбома для рассматривания «Наша дружная группа» |
Май | 1. Итоговое занятие – викторина «Хороший или плохой друг?» 2. Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) – «Мои друзья» 3. Создание лэпбука «Доброта и дружба» 4. Разучивание песни «Всё мы делим пополам» (Слова Михаила Пляцковского. Музыка Владимира Шаинского) 5. Пересказ прочитанных сказок | Обсуждение вопроса «Умеет ли мой ребенок дружить» на итоговом родительском собрании. | Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Мозайка-Синтез, 2010. РППС: создание лэпбука «Доброта и дружба»; создание презентации викторины «Хороший или плохой друг?» |
Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию
- Наглядная агитация (памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).
- Консультации, беседы, родительские собрания.
- Выставки.
- Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...

Отчет по самообразованию. Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу».
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу...

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу ».
Главной задачей является формирование у детей умения оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты. ...

План Профессионального самообразования на тему: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
Речевое поведение - это сложная совокупность умений и навыков, которые нуждаются в систематическом и целенаправленном формировании, закреплении и автоматизации, чтобы потом стать привычными....

План по самообразованию на тему: "Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу"
Воспитывать доброжелательные отношения к товарищам. Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, обогащать словарь де...

план по самообразованию по теме: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»
План по самобразованию по теме :Формирование культуры общения и дружеских взаимиоотношениий для детей старшего дошкольного возраста через художествнную литературу"...

План по самообразованию Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» на 2022-2024 учебный год старшая группа №23
План по самообразованиюТема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу»на 2022-2024 учебный годста...
