Содержание экологического воспитания старших дошкольников
учебно-методический материал

Попова Марина Евгеньевна

 Содержание экологического воспитания старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 109»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Автор: Попова Марина Евгеньевна, старший воспитатель.

2025 год.

Тема: Содержание экологического воспитания старших дошкольников

На современном этапе в результате острого кризиса в отношениях человека с природой возникла потребность в воспитании людей экологически образованных, высокой экологической культуры. Начинается такое воспитание еще ​​с дошкольного возраста, когда закладываются основы знаний, взглядов, убеждений. Главной задачей экологического образования является разработка модели непрерывного обучения, что должно обеспечить формирование экологически воспитанной личности. Основой такого целенаправленного воспитания детей старшего дошкольного возраста является образование и воспитание в детском саду и его продолжение в школе. Реализация принципа преемственности связана с учетом возрастных особенностей, готовностью детей разного возраста для принятия определенного объема экологических знаний.

В результате экологического воспитания формируется экологическая компетентность, под которой понимают экологическую осведомленность, что предусматривает комплекс экологических знаний природоведческого, природоохранного, краеведческого, культурологического и валеологического содержания.

Cтарший дошкольный возраст характеризуется большой эмоциональной уязвимостью дошкольников, неустойчивостью внимания и утомляемостью, повышенной реакцией на внешние воздействия. Организуя деятельность детей, необходимо учитывать эти возрастные особенности.

Игра наиболее естественная и одновременно ведущая форма детской деятельности, глубоко касается ее эмоциональной сферы, активизирует эмпатические переживания, закрепляет моральную мотивацию, содержит широкие возможности для упражнения в моральном поведении и поступках в природном окружении. А.С. Богданова, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, В.А. Сухомлинский отмечали, что именно в игре проявляется и формируется потребность детей влиять на окружающий мир. Поэтому суть игры правомерно сводить не только к способности отражать мир, но и преобразовывать его.

Организуя экологическое воспитание в дошкольном учреждении следует учитывать следующие моменты:

- в игре проявляются и формируются соответствующие чувства к природе;

- игра способствует расширению знаний детей о природе;

- игра развивает способность устанавливать причинно-следственные связи;

- в игре формируется ценностное отношение к природе;

- игра помогает приобретать опыт нравственного поведения;

- игра формирует потребность позитивного влияния на природу;

- в игре формируется способность ребенка применять свои знания и умения в различных новых ситуациях.

Учитывая значение игровой деятельности в воспитании детей 6-7 лет, целесообразно экологизировать её, то есть обогатить экологическим содержанием. Положительное влияние на формирование экологически воспитанной личности имеет использование творческих игр, создание игровых ситуаций. Ценность дидактической игры в экологическом воспитании детей заключается в том, что она выполняет важные функции: формирование и закрепление знаний о природе.

Навыки и умения природоохранной работы последовательно формируются от занятия к занятию. Методика их формирования включает задачи, предусматривающие участие детей в каждом из видов деятельности. Выполнение их проводят в кружковой работе, на экскурсиях, прогулках, дома с родителями, в процессе совместной работы с воспитанниками детского сада.

Для решения задач экологического воспитания старших дошкольников большая роль принадлежит творческой деятельности детей. Дети учатся выражать свои чувства от общения с природой разнообразными средствами: словом, рисунком, сказкой, поделками из природного материала.

Для осуществления экологического воспитания необходим комплекс методических средств и приемов, помогающих глубже познавать окружающий мир.

Итак, на формирование экологически воспитанной личности старшего дошкольника влияют содержание, методы, формы и средства экологического воспитания, используемые воспитателями (педагогами). Исходя из этого, педагогическое руководство воспитательным процессом видится в создании целостной комплексной системы экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....

Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....

Экологические акции как эффективная форма работы в рамках экологического воспитания старших дошкольников в ДОУ

Современная экологическая обстановка в России становится все более напряженной. Необходимо вырастить новое поколение людей с активной жизненной позицией, способных жить в согласии со своей средой обит...