«Зима. Зимующие птицы»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Цель: расширить представление о зиме, о ее приметах, закреплять у детей представление о зимующих птицах: строении, питании, образе жизни зимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_zimuyushchie_ptitsy.docx56.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема недели: «Зима. Зимующие птицы»

Цель: расширить представление о зиме, о ее приметах, закреплять у детей представление о зимующих птицах: строении, питании, образе жизни зимой.

Итоговое мероприятие: познавательный досуг «Синичкин день»        Продукт: изготовление поделки «Снегири»

Работа с родителями: Советы родителям гиперактивного ребёнка. Памятка родителям: «Безопасное поведение детей на дороге»

День недели

(режим)

Образовательная деятельность взрослого и детей

Организация

ППРС  для самостоятельной деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная работа

с детьми

Понедельник

02.12.2024

1половина

дня

Утренняя гимнастика (Технология физического развития детей Токаева Т.Э.)

Утро радостных встреч. «Наступила Зимушка-зима» Ц: создать у детей хорошее настроение, положительные эмоции.

Наблюдение за комнатными растениями, уход за ними. Ц: прививать любовь к растениям, воспитывать трудолюбие, ответственность.

Тематическая беседа: «Почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а некоторые остаются зимовать?».  

Ц: формировать у детей представления о взаимосвязи в природе.

Подготовка элементов к коллажу: «Покормите птиц зимой»!

Игра на развитие мелкой моторики. «Успевай-ка»!

Ц: развитие динамической координации, чередование движений рук

Работа по заданию учителя-логопеда.

Книги и иллюстрации по теме недели.

Лейки, фартуки, инструменты для рыхления почвы.

Ножницы, картинки, бумага.

ОД

ФЦКМ Тема: «Результат деятельности человека»

Ц: Упорядочить представления детей о профессиональной деятельности человека посредством введения упрощенной классификации по целевому назначению деятельности  людей.

(Т.И. Гризик. Познавательное развитие для детей 2-8 лет. стр 171)

Панно «Природа Земли»; изображение растений, животных, человека.

Музыкальная деятельность: (по плану  музыкального  руководителя)

Физическое развитие (воздух) «Я лыжник» Ц: Формировать субъектный опыт в применении физических упражнений для развития силы, выносливости и гибкости.        

(Т.Э. Токаева Технология  физического развития стр 200)

Лыжи, флажки на подставках, воротца из лыжных палок.

Прогулка

Наблюдение за птицами зимой

Ц: формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Трудовая деятельность Очистка участка младших дошкольников от снега. Ц: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Подвижные игры «Ловкая пара» Ц: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

«Попади в цель» Ц: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения. 

Метание снежков вдаль и в цель.

Ц: развивать координацию движений.

Выносной материал: лопатки, снежколепы, атрибуты для спортивных и подвижных игр.

Сон

Музыка для релаксации

музыкальные носители (колонка)

День недели

(режим)

Образовательная деятельность взрослого и детей

Организация

ППРС  для самостоятельной деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная работа с детьми

2 половина

дня

Гимнастика пробуждения, закаливающие и гигиенические процедуры.

Логочас

Круг хороших воспоминаний.

Ц: создать у детей положительные эмоции после прошедшего дня, отметить достижения всех детей группы.

Загадки по теме недели.

Д. И. «Подбери картинки (признаки зимы)»

Ц: развивать познавательную активность

ОБЖ «Микробы и вирусы»

Ц: закрепить у детей представление об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены.

П.и. «Совушка»

Ц: развитие координации движений.

Предложить детям раскраски, трафареты по теме недели.

Работа по заданию учителя-логопеда.

Массажные коврики, тренажеры для развития дыхательного аппарата.

Тематические картинки.

Маска.

Раскраски, трафареты карандаши.

ОД

Хореография (по плану хореографа)

Прогулка

Наблюдение за птицами зимой

Ц: формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.

Трудовая деятельность Очистка участка младших дошкольников от снега. Ц: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

Подвижные игры «Ловкая пара» Ц: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

«Попади в цель» Ц: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

Метание снежков вдаль и в цель.

Ц: развивать координацию движений.

Выносной материал: лопатки, снежколепы, атрибуты для спортивных и подвижных игр.

День недели

(режим)

Образовательная деятельность взрослого и детей

Организация

ППРС  для самостоятельной деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная работа

с детьми

Вторник

03.12.2024

1половина

дня

Утренняя гимнастика (Технология физического развития детей Токаева Т.Э.)

Рассматривание иллюстраций на тему «Зимующие птицы»

Ц: расширить и обобщить знания детей о птицах, их образе жизни.

Пальчиковая гимнастика «Снежок» Ц: развитие мелкой моторики рук.

Ситуативные игры.

Малоподвижная игра «АУ!» Ц: развитие слухового внимания.

Артикуляционная гимнастика «Месим тесто»

Ц: развитие речевого аппарата.

Развитие КГН «Прием пищи»

Ц: закреплять умение пользоваться ножом и вилкой во время приема пищи.

 «Найди пару».

Ц: упражнять детей в умении сравнивать предметы по длине и ширине.

Репродукции, открытки.

Картотека.

Картотека артикуляционной гимнастики.

ОД

ФЭМП Тема: «Зима. Зимующие птицы»

Ц: Совершенствование навыка счета двойками. Формирование умения ставить условие и вопрос задачи, навыков ориентировки на плоскости. Совершенствовать умение решать задачу, навыка конструирования.          

(Н.В. Нищева «Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР» стр 158)

геометрические фигуы, картинки снежной королевы, Кая, льдинок, кошельков, математические знаки и цифры, тетради, карандаши.

Развитие речи  (по плану логопеда)

Физическое развитие (воздух) «Я лыжник» Ц: Формировать субъектный опыт в применении физических упражнений для развития силы, выносливости и гибкости.        

(Т.Э. Токаева Технология  физического развития стр 200)

Лыжи, флажки на подставках, воротца из лыжных палок.

Прогулка

Наблюдение за вороной

Ц: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Трудовая деятельность Расчистка участка и дорожек от снега и мусора.

Ц: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры  «Встречные перебежки», «Попади в обруч».

Ц: повышать двигательную активность детей на прогулке; развивать меткость, ловкость, выносливость.

Прыжки через скакалку.

Ц: развивать двигательную активность.

Выносной материал: лопатки, снежколепы, атрибуты для спортивных и подвижных игр.

Сон

Музыка для релаксации

музыкальные носители (колонка)

День недели

(режим)

Образовательная деятельность взрослого и детей

Организация

ППРС  для самостоятельной деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная работа с детьми

2 половина

дня

Гимнастика пробуждения, закаливающие и гигиенические процедуры.

Логочас.

Круг хороших воспоминаний.

Ц: создать у детей положительные эмоции после прошедшего дня, отметить достижения всех детей группы.

Конструирование из мелкого строительного материала.

Ц: развитие мелкой моторики рук, воображения.

Прослушивание: аудиосказка «Мороз Иванович»

Экспериментальная деятельность «Свойство снега»

Ц: объяснить детям, что снег состоит из ледяных кристаллов, и тает при изменении температуры воздуха.

Д.и. «Что такое хорошо, что такое плохо?  

Ц: учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, детскому саду) и своему здоровью.

Работа по заданию учителя-логопеда.

Массажные коврики, тренажеры для развития дыхательного аппарата.

Настольный конструктор.

Фонотека.

Снег в ведерке, лупа.

Дидактическая игра.

ОД

ИЗО деятельность рисование  (по плану руководителя ИЗО)

Прогулка

Наблюдение за вороной

Ц: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Трудовая деятельность Расчистка участка и дорожек от снега и мусора.

Ц: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

Подвижные игры  «Встречные перебежки», «Попади в обруч».

Ц: повышать двигательную активность детей на прогулке; развивать меткость, ловкость, выносливость.

Прыжки через скакалку.

Ц: развивать двигательную активность.

Выносной материал: лопатки, снежколепы, атрибуты для спортивных и подвижных игр.

День недели

(режим)

Образовательная деятельность взрослого и детей

Организация

ППРС для самостоятельной деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная работа с детьми

Среда

04.12.2024

1половина

дня

Утренняя гимнастика (Технология физического развития детей Токаева Т.Э.)

Настольно-печатная игра «Ассоциации»

Ц: расширение кругозора.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Ц: развитие мелкой моторики рук.  

Д.И. «Кто чем питается»?

Ц: закреплять знания детей о образе жизни зимующих птиц,  о их питании в зимний период.

М.П.И. «Любопытная Варвара»

Ц: развитие координации движения.

КГН     Ц: заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом.

Индивидуальная работа

Ц: разучивание песен к новогоднему утреннику.

Н-печатная игра

Фонотека

Сюжетные картинки

Картотека.

ОД

Обучение грамоте (по плану логопеда)

Азбука дорожного движения «Перекрёстки» (аппликация).

Ц: Закрепить представление детей о перекрёстках.        

Кукла Безо, перекрёсток, лист белой и чёрной бумаги,  ножницы, клей.

Прогулка

Наблюдение за синицей

Ц: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Трудовая деятельность Очистка дорожек ото льда и снега.

Ц: закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность.

Подвижные игры «Ловишки с мячом». Ц: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

«Кати в цель». Ц: развивать координацию движений.

Развитие движений.

Выносной материал: лопатки, снежколепы, атрибуты для спортивных и подвижных игр.

Сон

Музыка для релаксации

 музыкальные носители (колонка)

День недели

(режим)

Образовательная деятельность взрослого и детей

Организация

ППРС  для самостоятельной деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная работа с детьми

2 половина

дня

Гимнастика пробуждения, закаливающие и гигиенические процедуры.

Логочас.

Театрализованная игра «Представьте себе»

Ц: развивать воображение, пантомимические навыки. воспитывать партнерские отношения в игре.

Сладкий вечер

Графический «диктант»

Ц: развитие графических навыков.

Разучивание стихотворения по теме недели.

О.Высотская

СНЕЖНЫЙ КРОЛИК

Мы слепили снежный ком,

Ушки сделали потом,

И как раз вместо глаз

Угольки нашлись у нас.

Кролик вышел как живой!

Он с хвостом и с головой!

За усы не тяни –

Из соломинки они!

Длинные, блестящие,

Точно настоящие!

 «На что это похоже?»

Ц: развитие творческих способностей.

Массажные дорожки, тренажер для развития дыхательного аппарата.

Картинки - ассоциации.

Тетради в клетку, карандаши.

ОД

Хореография (по плану хореографа)

Прогулка

Наблюдение за синицей

Ц: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Трудовая деятельность Очистка дорожек ото льда и снега.

Ц: закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность.

Подвижные игры «Ловишки с мячом». Ц: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

«Кати в цель». Ц: развивать координацию движений.

Развитие движений.

Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

Выносной материал: лопатки, снежколепы, атрибуты для спортивных и подвижных игр.

День недели

(режим)

Образовательная деятельность взрослого и детей

Организация

ППРС  для самостоятельной деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная работа

с детьми

Четверг

05.12.2024

1половина

дня

Утренняя гимнастика (Технология физического развития детей Токаева Т.Э.)        

КГН  Ц: продолжать учить заправлять кровать: расправлять одеяло, предварительно поправив простыню.

Изготовление коллажа по теме недели «Покормите птиц зимой»!

Ц: закрепление пройденного материала в игровой форме.

М.П.И. «Съедобное - не съедобное»  

Ц: развитие быстроты реакции.

Д.И. Эти мудрые сказки!

Ц: продолжать знакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их.

 «Закончи слово»

Ц: развивать умение детей делить слова на слоги.

Картотека.

Ватман, клей, картинки, семена подсолнечника.

Мяч.

ОД

Развитие речи  (по плану логопеда)

Физическая культура (на воздухе). Тема: «Тренировка гибкости»        

Ц: Развивать положительное отношение к развитию ловкости; воспитывать ответственность, самоконтроль, самостраховку.        

 (Т.Э. Токаева «Технология  физического развития» стр.202)

оборудование для прыжков в высоту, мешочки с песком, 2 бревна, схема техники прыжка в высоту с разбега.

Хореография (по плану хореографа)

Прогулка

Наблюдение за зимующими птицами

Ц: закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Трудовая деятельность Сбор снега для постройки зимнего городка.

Ц: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

Подвижные игры «Кто быстрей по дорожке?».

Ц: учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком.

«Прыгуны» Ц: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 м.

Развитие движений.

.

Выносной материал: лопатки, снежколепы, атрибуты для спортивных и подвижных игр.

Сон

Музыка для релаксации

музыкальные носители (колонка)

День недели

(режим)

Образовательная деятельность взрослого и детей

Организация

ППРС  для самостоятельной деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная работа с детьми

2половина

дня

Гимнастика пробуждения, закаливающие и гигиенические процедуры.

Логочас.

С- ролевая игра «Кафе»

Ц: развитие игровых навыков.

Круг хороших воспоминаний  

Ц: создать у детей положительные эмоции после прошедшего дня, отметить достижения всех детей группы.

Прослушивание музыкального произведения 

А. Глазунов «Времена года»

Ц:  прививать любовь к классической музыке, развивать музыкальные и творческие способности детей.

развитие физических навыков.

Массажные дорожки, тренажеры для развития дыхательного аппарата.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре.

Аудиозапись

ОД

ИЗО деятельность рисование  (по плану руководителя ИЗО)

Прогулка

Наблюдение за зимующими птицами

Ц: закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами; воспитывать желание заботиться о них и охранять.

Трудовая деятельность Сбор снега для постройки зимнего городка.

Ц: совершенствовать трудовые навыки, умение работать сообща.

Подвижные игры «Кто быстрей по дорожке?».

Ц: учить выполнять подскоки сериями, прыжки боком.

«Прыгуны» Ц: учить прыжкам на двух ногах с продвижением вперед на 2—3 м.

Ц: совершенствовать прыжки на двух ногах с зажатым предметом между ступнями.

Выносной материал: лопатки, снежколепы, атрибуты для спортивных и подвижных игр.

День недели

(режим)

Образовательная деятельность взрослого и детей

Организация

предметно-развивающей среды  для самостоятельной деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная работа с детьми

Пятница

06.12.2024

1половина

дня

Утренняя гимнастика (Технология физического развития детей Токаева Т.Э.)

Игра «Придумай сам»

Ц: формирование умения использовать один и тот же предмет в качестве заместителя, развивать мыслительные способности.

Труд в уголке природы. «Уход за фикусом»

Ц: привитие трудовых навыков.

Итоговая беседа по теме недели.

Ц: подведение итогов прошедшей недели.

Чтение художественной литературы.  В. Бианки «Синичкин календарь»

Ц: учить детей внимательно слушать произведение, запоминать последовательность действий.

Изготовление поделки по теме недели «Снегири»!

Ц: развитие творческих способностей, мелкой моторики рук.

 «Дорисуй фигуру»

П/с: ФЭМП

Предметные картинки.

Лейки, инструмент для рыхления, фартуки.

Книга.

Пластилин, стеки, доски для лепки.

ОД

Патриотическое воспитание «Железнодорожный транспорт» Цель: формировать у детей представление о железнодорожном транспорте, познакомить с профессиями людей, работающих на железнодорожном транспорте.

Музыкальная деятельность: (по плану  музыкального  руководителя)

Прогулка

Наблюдение за синичкой

Ц: формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них; учить узнавать их по внешнему виду.

Трудовая деятельность Строительство горки на участке.

Ц: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Подвижные игры «Кто лучше прыгнет», «Хитрая лиса».

Ц: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

Упражнять в прыжках в длину с места.

Ц: развивать ловкость, выносливость.        

Выносной материал: лопатки, снежколепы, атрибуты для спортивных и подвижных игр.

Сон

Музыка для релаксации

музыкальные носители (колонка)

День недели

(режим)

Образовательная деятельность взрослого и детей

Организация

ППРС  для самостоятельной деятельности

Образовательная деятельность в режимных моментах

Индивидуальная работа с детьми

2половина

дня

Гимнастика пробуждения, закаливающие процедуры.

Логочас.

Итоговое мероприятие. Познавательный досуг «Синичкин день»

Ц: создать у детей хорошее настроение, положительные эмоции, закрепить пройденный материал.

Круг хороших воспоминаний.

Ц: создать у детей положительные эмоции после прошедшего дня, отметить достижения всех детей группы.

Музыкальная игра «Музыкальная копилка»

Ц: закрепление пройденного материала.

Хозяйственно бытовой труд. Наведение порядка в игровых уголках.

Ц: привитие трудовых навыков.

П.и. «Баба Яга»

Ц: развитие двигательной активности, закреплять умение действовать в команде.

 «Назови как можно больше предметов»

Ц: упражнять детей в чётком произношении слов.

 

Массажные дорожки, тренажеры для развития дыхательного аппарата.

Прогулка

Наблюдение за синичкой

Ц: формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них; учить узнавать их по внешнему виду.

Трудовая деятельность Строительство горки на участке.

Ц: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

Подвижные игры «Кто лучше прыгнет», «Хитрая лиса».

Ц: развивать ловкость, быстроту бега, внимание.

Упражнять в прыжках в длину с места.

Ц: развивать ловкость, выносливость.        

Выносной материал: лопатки, снежколепы, атрибуты для спортивных и подвижных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект занятия «Птицы зимой» Тема: «Птицы зимой»

Конспект занятия «Птицы зимой»Тема: «Птицы зимой»Цель: Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием...