КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМОГО С ВОСПИТАНИКАМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ "Музыка вокруг нас" (Хузя теви)
классный час
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Детский сад №103»
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМОГО С ВОСПИТАНИКАМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
"Музыка вокруг нас" (Хузя теви)
Подготовила: музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Заводова Е.А
Саранск 2025
Цель. Способствовать развитию музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку родного края.
Задачи.
Образовательные:
-Обогащать музыкальные впечатления детей и их родителей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки мордовского народа.
-Закрепить знания детей о музыке мордвы.
-Закрепить знания детей о мордовских музыкальных инструментах– трещотка и свистулька.
Развивающие:
-Способствовать развитию музыкальной памяти, слуха.
-Способствовать развитию танцевально-игрового творчества;
-Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с веселым характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей любовь и уважение к музыке родного края, желание высказывать свои чувства близким людям.
-Воспитывать интерес и уважение к музыкальному наследию мордовского народа.
Методы и приемы:
- словесные – беседа, объяснения, пояснения, вопросы;
- наглядные – демонстрация иллюстрации на экране, картинки для выполнения заданий;
- практические – продуктивная деятельность детей и родителей, изготовление самодельных музыкальных инструментов тулумбас.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: слайд с иллюстрацией мордовского музыкального инструмента
Раздаточный:
- Инструменты (бубны, маракасы)
- Цветные бумаги для создания инструментов
Аппаратное и программное обеспечение: телевизор или мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: игры и упражнения на развитие координации движений, ориентировку в пространстве, развитие мыслительных процессов и обобщения, беседа на тему «Семья», пальчиковой игры «Моя семья».
Репертуар: Песня «Вай, Ванине» Музыкальные записи (народные мелодии, детские песни)
Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
Организационная часть.
Дети заходят в зал под песню «Вай, Ванине».
Музыкальный руководитель: Шумбратада, ялгат! Здравствуйте, дети и уважаемые родители!
Дети: Здравствуйте!
Музыкальный руководитель: Скажите, на каком языке я с вами поздоровалась? (Ответы детей и родителей)
Музыкальный руководитель: Вы правильно ответили, а теперь вы поздоровайтесь со мной на мордовском языке.
Дети и родители: Шумбратадо!
Музыкальный руководитель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о музыке, которая окружает нас на нашей малой родине Мордовии.
Утром рано мы встаём!
Хором песенку поём!
А о чём же в ней поёт?
Дети: Как нам весело живётся!
Музыкальный руководитель:
НАЛКСЕМА «Содык, те кие?».
ИГРА «Угадай, кто это?»
По считалке:
Вейке, кавто, колмо, ниле,
Монь кискинем стядо пиле.
Налкси, онги: Гав! Гав! Гав!
Кинь онгизе — лиссть бокав!
выбирается водящий, который выходит из комнаты. Играющие договариваются, кого из присутствующих будут «загадывать», обсуждают текст загадки, а затем зовут водящего: «Сак, Петя содык, те кие?»
Например: Панарозо ашо, понксонзо (джинсанзо) валдо-сэнть, котанзо — раужот, сельмензэ тюжат, черензэ валдот — те Ваня. Если водящий не отгадывает, его посылают еще раз.
МОРО «ЭМЕЖПИРЕВ МОЛЬТЯНО»
(Морави «Чунга-Чанга» моронть мелодиясо)
Эмежпирев тунда мольтяно,
Пандинеть тосо чувнотано.
Эмежть видтяно-озавтано.
Эмежпирев тунда мольтяно.
МОРОЮТКОСЬ:
Видезь чурькат, куярт, капстат,
Помидорт,пурькат,редискат эмежпирес.
Пейнечурька, кснав ды кшуманть,
Модамарть ды дурак куярт эмежпирес.
Эмежпирев кизна мольтяно,
Валнотано, пандят кочктано,
Моданть эйсэ чевтелгавтано.
Эмежпирев кизна мольтяно.
МОРОЮТКОСЬ:
Касыть чурькат, …
Эмежпирев сёксня мольтяно,
Эмежень пурнамо-кочкамо.
Теле лангс пиренть анокстамо.
Эмежпирев сёксня мольтяно.
МОРОЮТКОСЬ:
Кастась тенек куярт, капстат …
Эмежпирев тельня а молян.
Эмежтнесэ утомсо кирдян.
Тантей эмежтнеде мон ярсан,
Эмежпирев тельня а молян.
МОРОЮТКОСЬ:
Макссь тень чурькат,куярт, капстат,
Помидорт, пурькат, редискат эмежпиресь,
Пейнечурькат, кснав ды кшуманть,
Модамарть ды дурак куярт эмежпиресь.
Сюкпря теть эйкакштнэнь пельде!
Сюкпря теть весемень пельде, ЭМЕЖПИРЕ! – 2раза
1. Введение
- Обсуждение: Кудо муйгеть кельсема? (Почему музыка важна в нашей жизни?)
- Вопросы детям: Кудо маза инкис? (Какие инструменты ты знаешь?)
2. Музыкальная разминка
- Игра "Музыка-ориентир": Дети слушают музыку и повторяют движения.
- Свободный танец под выбранную мелодию.
3. Знакомство с музыкальными инструментами
- Представление инструментов: бубен (бубиня), ксилофон (ксадо).
- Практика: Дети пробуют играть на инструментах.
4. Пение песенок
- Все вместе поют простую популярных песню на эрзянском языке.
- Обсуждение: Кудо хишка та (Как ощущается эта песня?)
5. Создание музыкальных инструментов
- Урок по созданию простых инструментов из подручных материалов.
- Обсуждение: Кудо тугадо инвиди сёр? (Как можно использовать созданные инструменты?)
6. Творческая игра "Мы - музыканты"
- Групповая работа: дети создают небольшие музыкальные номера и представляют их.
7. Заключение
- Подведение итогов занятия. Вопросы: Кудо теви? (Что вам понравилось?)
- Стимулирование семейной музыкальной практики: слушать, петь и играть вместе.
Завершение занятия:
- Раздача карточек с изображениями инструментов и QR-кодов для доступа к музыке.
Надеюсь, это занятие понравится детям и их родителям!
Здравствуй! Вот пример занятия по музыке на эрзянском языке для детей и их родителей.
Песня «Чиньжарамо» (Подсолнечнек)
1. Кассы, кассы чиньжарамо
Кассы садпиресэ
Минь ушодынек морамо
Чокшне велепесэ
Припев: Чинь, чинь, чиньжарамо
Кассы, кассы, чиньжарамо
Минь карматанок перьканзо
Киштемэ, морамо
2. Валске марто, чинзе каршо
Ванны чиньжарамось
Чокшне ланга, валдо чисэ
Сон яки ильтямо
3. Ох, а истямо монь цёрась
Сон а чиньжарамо
Кода эряви а машты
Киштемэ, морамо
4. Кода вастанок мартонзо
Ков туить сельмензе
Сельмтне нолдавить масторов
Теке стака тензэ
Эти песни простые и легко запоминаются. Вы можете использовать их для занятий с детьми, чтобы развивать их музыкальные навыки и любовь к языку. Если вам нужны более конкретные тексты или другие песни, дайте знать!
Песня о лете
Текст:
- Хузя, хузя, мода вийдос,
- А-арям, а-арям, кайгадо,
- Шумелё, шви да пипи,
- Теви мода, хузя - пипи.
- Кудо велд, кудо велд,
- Летай глядя, йевань сяви,
- Плясали, плясали,
- Йевана мода, хузя - зипи.
Эта песенка о лете и радости игры на свежем воздухе.
Игра "Мы музыканты"
Цель игры: Федерация музыкальных инструментов и развитие музыкального слуха у детей.
Необходимые материалы:
- Различные игрушечные музыкальные инструменты (например, маракасы, бубенцы, ксилофон) или просто домашние предметы (например, банки, ложки).
Правила игры:
1. Сбор группы:
Соберите детей и родителей в круг.
2. Выбор "музыканта":
Один из участников выбирается "музыкантом", который будет показывать, как играть на инструменте.
3. Демонстрация:
"Музыкант" играет на инструменте, а остальные участники должны угадывать, какой это инструмент или как его можно использовать.
4. Повторение:
После угадывания, следующий участник становится "музыкантом" и повторяет процесс.
Вот несколько мордовских инструментов, которые можно использовать на музыкальных занятиях для дошкольников:
▎ Мордовские музыкальные инструменты
1. Тулумбасы: Это традиционные ударные инструменты, которые можно легко сделать из пустых банок или пластиковых контейнеров. Дети могут стучать по ним, создавая ритмы.
3. Бубенцы: Эти маленькие ударные инструменты отлично подходят для создания ритма и могут быть использованы в различных играх.
Список литературы
- Бояркина Л. Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / Под общ. ред. Н. И. Бояркина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. 432 с
- Брыжинский В. С. Детские и молодежные игры мордвы / B. C. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2016. – 272 с.
- Бурнаев А. Г. Мордовский танец в контексте финно-угорской танцевальной культуры: монография. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. – 84с.
- Бурнаев А. Г. Мордовский танец (история, методика, практика): учеб.пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – 232 с.
- Кондратенко Ю.А., Логинова М.В. Неотрадиционализм в современном искусстве Мордовии: поиски новой танцевальной формы // Финно-угорский мир. – 2016. – № 3. – С. 93–101.
- https://mordvarf.com/%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%86%D0%B5-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%8C/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по безопасности в средней группе «Опасные предметы дома»
Конспект мероприятия по безопасности в средней группе«Опасные предметы дома»...

Конспект НОД в ДОУ в средней группе по экологии "Воздух вокруг нас".
Конспект НОД в ДОУ в средней группе по эколо "Воздух вокруг нас"....

Конспект НОД по экологии в средней группе на тему: «Вода вокруг нас»
Цели занятия: развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Образовательные: познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание детей на то, что даже такой п...
Конспект мероприятия по экологии в средней группе на тему «Хоровод на лужайке»
Предлагаю вашему вниманию конспект мероприятия о природе, насекомых, их образе жизни, о пользе, приносимой ими....

«Что? Где? Когда?» (конспект мероприятия по ПДД в средней группе)
laquo;Что? Где? Когда?»(конспект мероприятия по ПДДв средней группе)...
Конспект мероприятия с родителями в средней группе «Рождественские встречи»
Сценарий мероприятия с родителями для детей средней группы "Рождественские встречи"...

Конспект мероприятия « Лес- наш дом».( средняя группа)
Формирование у детей нормы повеления в лесу, воспитание бережногоотношения к природе....