КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМОГО С ВОСПИТАНИКАМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ "Музыка вокруг нас" (Хузя теви)
классный час

Конспект мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erzya.docx25.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск

«Детский сад №103»

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМОГО С ВОСПИТАНИКАМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

"Музыка вокруг нас" (Хузя теви)

Подготовила: музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Заводова Е.А

Саранск 2025

Цель.  Способствовать развитию музыкальности детей и их способности эмоционально воспринимать музыку родного края.

Задачи.  

Образовательные:

-Обогащать музыкальные впечатления детей и их родителей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки мордовского народа.

-Закрепить знания детей о музыке мордвы.

-Закрепить знания детей о мордовских музыкальных инструментах– трещотка и свистулька.

Развивающие:

-Способствовать развитию музыкальной памяти, слуха.

-Способствовать развитию танцевально-игрового творчества;

-Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с веселым характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей любовь и уважение к музыке родного края, желание высказывать свои чувства близким людям.

-Воспитывать интерес и уважение к музыкальному наследию мордовского народа.

Методы и приемы:

- словесные – беседа, объяснения, пояснения, вопросы;

- наглядные – демонстрация иллюстрации на экране, картинки для выполнения заданий;

- практические – продуктивная деятельность детей и родителей, изготовление самодельных музыкальных инструментов тулумбас.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: слайд  с иллюстрацией мордовского музыкального инструмента

Раздаточный: 

- Инструменты (бубны, маракасы)

- Цветные бумаги для создания инструментов

Аппаратное и программное обеспечение: телевизор или мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: игры и упражнения на развитие координации движений, ориентировку в пространстве, развитие мыслительных процессов и обобщения, беседа на тему «Семья», пальчиковой игры «Моя семья».

Репертуар: Песня «Вай, Ванине» Музыкальные записи (народные мелодии, детские песни)

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Ход занятия:

Организационная часть.

Дети заходят в зал под песню «Вай, Ванине».

Музыкальный руководитель: Шумбратада, ялгат! Здравствуйте, дети и уважаемые родители!

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Скажите, на каком языке я с вами поздоровалась? (Ответы детей и родителей)

Музыкальный руководитель: Вы правильно ответили, а теперь вы поздоровайтесь со мной на мордовском языке.

Дети и родители: Шумбратадо!

Музыкальный руководитель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о музыке, которая окружает нас на нашей малой родине Мордовии.

Утром рано мы встаём!

Хором песенку поём!

А о чём же в ней поёт?

Дети: Как нам весело живётся!

Музыкальный руководитель:

НАЛКСЕМА «Содык, те кие?».

ИГРА «Угадай, кто это?»

По считалке:

Вейке, кавто, колмо, ниле,

Монь кискинем стядо пиле.

Налкси, онги: Гав! Гав! Гав!

Кинь онгизе — лиссть бокав!

выбирается водящий, который выходит из комнаты. Играющие договариваются, кого из присутствующих будут «загадывать», обсуждают текст загадки, а затем зовут водящего: «Сак, Петя содык, те кие?»

Например: Панарозо ашо, понксонзо (джинсанзо) валдо-сэнть, котанзо — раужот, сельмензэ тюжат, черензэ валдот — те Ваня. Если водящий не отгадывает, его посылают еще раз.

МОРО «ЭМЕЖПИРЕВ МОЛЬТЯНО»

(Морави «Чунга-Чанга» моронть мелодиясо)

Эмежпирев тунда мольтяно,

Пандинеть тосо чувнотано.

Эмежть видтяно-озавтано.

Эмежпирев тунда мольтяно.

МОРОЮТКОСЬ:

Видезь чурькат, куярт, капстат,

Помидорт,пурькат,редискат эмежпирес.

Пейнечурька, кснав ды кшуманть,

Модамарть ды дурак куярт эмежпирес.

Эмежпирев кизна мольтяно,

Валнотано, пандят кочктано,

Моданть эйсэ чевтелгавтано.

Эмежпирев кизна мольтяно.

МОРОЮТКОСЬ:

Касыть чурькат, …

Эмежпирев сёксня мольтяно,

Эмежень пурнамо-кочкамо.

Теле лангс пиренть анокстамо.

Эмежпирев сёксня мольтяно.

МОРОЮТКОСЬ:

Кастась тенек куярт, капстат …

Эмежпирев тельня а молян.

Эмежтнесэ утомсо кирдян.

Тантей эмежтнеде мон ярсан,

Эмежпирев тельня а молян.

МОРОЮТКОСЬ:

Макссь тень чурькат,куярт, капстат,

Помидорт, пурькат, редискат эмежпиресь,

Пейнечурькат, кснав ды кшуманть,

Модамарть ды дурак куярт эмежпиресь.

Сюкпря теть эйкакштнэнь пельде!

Сюкпря теть весемень пельде, ЭМЕЖПИРЕ! – 2раза

1. Введение

   - Обсуждение: Кудо муйгеть кельсема? (Почему музыка важна в нашей жизни?)

   - Вопросы детям: Кудо маза инкис? (Какие инструменты ты знаешь?)

2. Музыкальная разминка

   - Игра "Музыка-ориентир": Дети слушают музыку и повторяют движения.

   - Свободный танец под выбранную мелодию.

3. Знакомство с музыкальными инструментами

   - Представление инструментов: бубен (бубиня), ксилофон (ксадо).

   - Практика: Дети пробуют играть на инструментах.

4. Пение песенок

   - Все вместе поют простую популярных песню на эрзянском языке.

   - Обсуждение: Кудо хишка та (Как ощущается эта песня?)

5. Создание музыкальных инструментов

   - Урок по созданию простых инструментов из подручных материалов.

   - Обсуждение: Кудо тугадо инвиди сёр? (Как можно использовать созданные инструменты?)

6. Творческая игра "Мы - музыканты"

   - Групповая работа: дети создают небольшие музыкальные номера и представляют их.

7. Заключение

   - Подведение итогов занятия. Вопросы: Кудо теви? (Что вам понравилось?)

   - Стимулирование семейной музыкальной практики: слушать, петь и играть вместе.

Завершение занятия:

- Раздача карточек с изображениями инструментов и QR-кодов для доступа к музыке.

Надеюсь, это занятие понравится детям и их родителям!

Здравствуй! Вот пример занятия по музыке на эрзянском языке для детей и их родителей.

Песня «Чиньжарамо» (Подсолнечнек)

1. Кассы, кассы чиньжарамо

Кассы садпиресэ

Минь ушодынек морамо

Чокшне велепесэ

Припев: Чинь, чинь, чиньжарамо

Кассы, кассы, чиньжарамо

Минь карматанок перьканзо

Киштемэ, морамо

2. Валске марто, чинзе каршо

Ванны чиньжарамось

Чокшне ланга, валдо чисэ

Сон яки ильтямо

3. Ох, а истямо монь цёрась

Сон а чиньжарамо

Кода эряви а машты

Киштемэ, морамо

4. Кода вастанок мартонзо

Ков туить сельмензе

Сельмтне нолдавить масторов

Теке стака тензэ

Эти песни простые и легко запоминаются. Вы можете использовать их для занятий с детьми, чтобы развивать их музыкальные навыки и любовь к языку. Если вам нужны более конкретные тексты или другие песни, дайте знать!

Песня о лете

Текст:

- Хузя, хузя, мода вийдос,

- А-арям, а-арям, кайгадо,

- Шумелё, шви да пипи,

- Теви мода, хузя - пипи.

- Кудо велд, кудо велд,

- Летай глядя, йевань сяви,

- Плясали, плясали,

- Йевана мода, хузя - зипи.

Эта песенка о лете и радости игры на свежем воздухе.

Игра "Мы музыканты"

Цель игры: Федерация музыкальных инструментов и развитие музыкального слуха у детей.

Необходимые материалы:

- Различные игрушечные музыкальные инструменты (например, маракасы, бубенцы, ксилофон) или просто домашние предметы (например, банки, ложки).

Правила игры:

1. Сбор группы:

Соберите детей и родителей в круг.

2. Выбор "музыканта":

Один из участников выбирается "музыкантом", который будет показывать, как играть на инструменте.

3. Демонстрация:

"Музыкант" играет на инструменте, а остальные участники должны угадывать, какой это инструмент или как его можно использовать.

4. Повторение:

После угадывания, следующий участник становится "музыкантом" и повторяет процесс.

Вот несколько мордовских инструментов, которые можно использовать на музыкальных занятиях для дошкольников:

 Мордовские музыкальные инструменты

1. Тулумбасы: Это традиционные ударные инструменты, которые можно легко сделать из пустых банок или пластиковых контейнеров. Дети могут стучать по ним, создавая ритмы.

3. Бубенцы: Эти маленькие ударные инструменты отлично подходят для создания ритма и могут быть использованы в различных играх.

Список литературы

  1. Бояркина Л. Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / Под общ. ред. Н. И. Бояркина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. 432 с
  2. Брыжинский В. С. Детские и молодежные игры мордвы / B. C. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2016. – 272 с.
  3. Бурнаев А. Г. Мордовский танец в контексте финно-угорской танцевальной культуры: монография. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2014. – 84с.
  4. Бурнаев А. Г. Мордовский танец (история, методика, практика): учеб.пособие. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. – 232 с.
  5. Кондратенко Ю.А., Логинова М.В. Неотрадиционализм в современном искусстве Мордовии: поиски новой танцевальной формы // Финно-угорский мир. – 2016. – № 3. – С. 93–101.
  6. https://mordvarf.com/%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D1%86%D0%B5-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%8C/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по безопасности в средней группе «Опасные предметы дома»

 Конспект мероприятия по безопасности в средней группе«Опасные предметы дома»...

Конспект НОД в ДОУ в средней группе по экологии "Воздух вокруг нас".

Конспект НОД в ДОУ в средней группе по эколо "Воздух вокруг нас"....

Конспект НОД по экологии в средней группе на тему: «Вода вокруг нас»

Цели занятия: развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с водой.Образовательные: познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание детей на то, что даже такой п...

Конспект мероприятия по экологии в средней группе на тему «Хоровод на лужайке»

Предлагаю вашему вниманию конспект мероприятия о  природе, насекомых, их   образе жизни, о пользе, приносимой ими....

«Что? Где? Когда?» (конспект мероприятия по ПДД в средней группе)

laquo;Что? Где? Когда?»(конспект мероприятия по ПДДв средней группе)...

Конспект мероприятия с родителями в средней группе «Рождественские встречи»

Сценарий мероприятия с родителями для детей средней группы "Рождественские встречи"...

Конспект мероприятия « Лес- наш дом».( средняя группа)

Формирование  у детей нормы повеления в лесу, воспитание бережногоотношения к природе....