Конспект непосредственно-образовательной деятельности старшая группа "Наша Родина - Россия"
план-конспект занятия (старшая группа)

Воронина Галина Ивановна

Развивать у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_rodina_-_rossiya.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка»

Конспект НОД по нравственно - патриотическому воспитанию

в старшей группе "Наша Родина - Россия".

Воспитатель: Воронина Г. И.

                                                                             

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи:

1. Обобщить знания и представления дошкольников о России как государстве, в котором они живут.

2. Воспитывать любовь и чувство гордости за Родину;

3. Формировать патриотические чувства; уважительное отношение к государственным символам; закрепить знания о столице нашей Родины - Москве; природному символу России – березке.

  • Познакомить с неофициальными символами России: матрешкой,  березой.

 4. Активизировать словарь детей фразами и словами: родная страна, Россия, богатая, большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент.

Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Материал: Видео - презентация (карта России, государственные символы - флаг, герб, достопримечательности Москвы, фото- гор, рек, полей, лесов, березок, матрешки; различные документы с гербами, монеты, купюры.  

Музыкальное сопровождение: гимн РФ; песня С. Михалков, М. Старокадомский "Мы едим, едим, едим".

Предварительная работа: Беседы о Российской символике; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, фото лесов, полей, рек, гор, морей, и т. д. нашей Родины. 

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

- Собрались все дети в круг.
      Я - твой друг и ты - мой друг.
      Крепко за руки возьмёмся
      И друг другу улыбнёмся.

Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними.

Каждый из нас что-то или кого-то любит, любит маму, игрушку, свой дом, свою кроватку. Мы любим село, в котором живём. Сегодня поговорим с вами о нашей стране, в которой мы живём, кто управляет нашей страной, кто проживает в нашей стране.

Сегодня я предлагаю вам, отправиться в путешествие по нашей стране - России, на поезде. Мы будем останавливаться с вами на различных станциях.

 Рассаживайтесь по вагонам. Отправляемся.

 (Дети встают друг за другом и идут под песню «Мы едим, едим, едим..»)

Воспитатель: Мы приехали на первую станцию. Она называется "Географическая"

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той.

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)

-Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, необъятная, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, мужественная, гордая)

- Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (Россияне).

   (Далее воспитатель показывает на карте территорию России и уточняет название страны, показывает детям что страна очень большая, необъятная, в ней много озёр, морей и рек.) 

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом -припекать солнышко.

Как велика моя земля!
    Как широки просторы
    Озера, реки и поля
    Леса и степь, и горы!
    Раскинулась моя земля
    От севера до юга.
    Когда в одном краю весна-
    В другом - снега и вьюга!

(Дети в это время смотрят на экране слайды с природными видами России)

- Россия - наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое Родина? (Родина- место, где мы родились; страна, в которой мы живем, мой дом.)

 -Русский народ сложил много пословиц и поговорок о Родине. Давайте их вспомним.

-Жить-Родине служить;

-Кто за Родину горой, тот истинный герой;

-Родина любимая, что мать родная;

-Человек без Родины, что соловей без песни;

-Родина-мать, умей за неё постоять.

-Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов.

- А наше путешествие продолжается, занимайте места в вагонах. Мы отправляемся в путь. (Мы едем, едем…)

 Воспитатель: Следующая станция, на которую мы прибываем называется "игровая"

- Россия - самая богатая лесами страна в мире. Лес — это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. (Белка живет в дупле, лиса живет в норе, птицы вьют на ветках гнезда, дятел ищет пищу в коре дерева, под корой живут жучки и т. д.). А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья вам знакомы? (Дуб, осина, ель, клен, рябина береза и др.)

-Березу милую, родную издавна считают символом России. Россия и береза - эти два символа неразделимы. С чего начинается Родина? Наверное, с белых берез. Мы с вами разучили несколько стихотворений о березе. Давайте их послушаем.

(Дети читают стихи)

Люблю березку русскую
    То светлую, то грустную,
    В белом сарафанчике
    С платочками в карманчике,
    С красивыми застежками
    С зелеными сережками.

     Белоствольная береза-
    Символ Родины моей.
    Нету деревца другого
    Сердцу русскому милей.

- А теперь встаньте врассыпную, мы с вами поиграем.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали.
    Это - березы в лесу.
    Руки согнули, кисти встряхнули-
    Ветер сбивает росу.
    В стороны руки, плавно помашем,
    Это к нам птицы летят.
    Как они сядут, тоже покажем
    Руки согнули назад.

(Дети выполняют движения, в соответствии с текстом)

 Воспитатель: Лес — это наше богатство. Природу надо беречь.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какая игрушка является одним из символов России?

Послушайте загадку:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.  (Матрешка)

Правильно — это русская матрешка

Послушаем Дашу она нам расскажет про матрешку.

Ой ты барышня-матрёшка,

Я возьму тебя в ладошки,

Покажи мне тех девчат,

Что внутри тебя сидят!

Ой ты барышня-матрёшка,

Разноцветная одёжка,

Знает весь огромный мир

Этот русский сувенир!

Игра: «Собери матрешку» (дети собирают пазл)

(Дети собирают пазлы)

Мы отправляемся дальше, занимайте места. (Мы едим, едим, едим..»


Воспитатель: Следующая станция называется "Государственная"

Мы прибыли в главный город нашей страны - столицу нашего государства. Как называется столица нашего государства? (Москва)

Давайте послушаем стихотворение о Москве

Москва — это красная площадь,
    Москва — это башни Кремля,
    Москва — это сердце России,
    Которое любит тебя.

-Ребята, а кто же управляет такой большой страной(Президент) 
 Кто является президентом нашей страны? (Путин В. В. - на экране слайд с президентом)
Каждая страна имеет символы.
-Ребята, а знаете ли вы государственные символы России? Назовите их. 
(Флаг, герб, гимн)
Cвой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. 
(Дети смотрят на экран, там слайд с флагами разных государств). Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.
Найдите флаг России. (
дети должны найти российский флаг)

У России флаг трехцветный. Три полосы - белая, синяя, красная. (На экране слайд с российским флагом)

Белый цвет — это цвет мира и чистоты. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Она не на кого не нападает. Что напоминает нам Белый цвет (Березу, снег, облака, ромашку).

Синий цвет — это вера и честность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей. Что напоминает нам Синий цвет? (Небо, реки, озера, моря).

Красный цвет - цвет силы и мужества. Красный цвет нам напоминает (Солнце, огонь, тепло).

-Молодцы!  А теперь послушаем стихотворение о флаге.

Три полоски флага – это неспроста:
    Белая полоска – мир и чистота,
    Синяя полоска – это цвет небес,
    Куполов нарядных, радости, чудес,
    Красная полоска – подвиги солдат,
    Что свою отчизну от врагов хранят.
    Он страны великой самый главный знак -
    Доблестный трехцветный наш российский флаг!

Воспитатель: - Обратите внимание на экран. (на экране гербы разных стран)
Я предлагаю вам среди этих гербов найти герб нашей России.

Да, это герб нашей страны.

Герб объединяет людей, которые живут в одной стране, является отличительным знаком государства. На нём старались изобразить что-то важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет своё значение.

Давайте с вами рассмотрим герб. - Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Золотой цвет – это символ солнца. Ребята, посмотрите на орла. Это птица-царь. По легенде красное солнце выезжало на голубое небо в колеснице, запряженной двумя птицами с востока на запад. Но они пролетали так быстро и, казалось, что на одном туловище находится 2 головы, которые смотрят одна на восток, другая на запад, как бы охраняя своим зорким орлиным глазом границы нашей большой страны.

Грудь орла украшена щитом, на нём всадник Георгий Победоносец. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. Наш герб — это эмблема, символ России. Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.  

- Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (Ответы детей). Дети рассматривают различные документы с гербами, монеты, купюры.

-Давайте послушаем стихотворение о гербе.

У России величавой
    На гербе орел двуглавый,
    Чтоб на запад на восток
    Он смотреть бы сразу мог
    Сильный, мудрый он и гордый.
    Он России дух свободный!

Третий государственный символ – это ГИМН.

-А что же такое гимн? (Гимн — это самая главная песня нашей страны. Гимн играет на военных парадах, на спортивных соревнованиях, когда приветствуют президента нашей страны и т. д. Гимн слушают стоя.)

- Правильно!  Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Этим мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Наш гимн написали: композитор А. Александров и поэт Сергей Михалков. У каждой страны свой гимн. Сейчас мы с вами послушаем гимн нашей страны. (Дети встают и стоят смирно).

 

 Воспитатель: А наше путешествие продолжается. Занимайте места в вагонах. Поехали. (Мы едим, едим, едим..»)

 - Мы с вами приехали на станцию, которая называется

Станция “Мой край

Воспитатель: А вот и следующая станция. - Страна наша - Россия. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, наш детский сад, дом, где он родился. Это его маленькая Родина.

Есть такая малая родина и у нас с вами. Как она называется? Республика, в которой мы живем?

Д: Бурятия.

В: А какая она, наша Бурятия?

Д:. Большая, любимая, красивая, солнечная, многонациональная.

В: Как называется столица нашей республики Бурятии?

Д: Улан-Удэ.

 Воспитатель: А вот в каком селе мы живём, скажите, как называется наше село? Наше село большое, в нём много улиц. -Как называется улица, на которой ты живёшь? -На какой улице находится наш детский сад? (Демонстрация слайдов, узнай место) -Ребята, а что это за место, как оно называется? -Как люди должны относиться к своему родному селу? Мы с вами - одна большая дружная семья, живущая в одном селе. Мы любим своё село, свою землю.

Стихотворение «Мой край»

Мой край тополиный-
То пух, то снежок,
За садом калитка,
Крутой бережок,
Тропинка как нитка,
Приметна едва
Она через просо
Вилась до села
И в сердце без спроса
Навеки вошла.

 Остановка «Финишная».

Воспитатель: Наше с вами путешествие по Родине-России закончилось. Вам оно понравилось? (Ответы детей). Все люди после путешествия возвращаются домой. И мы с вами тоже вернулись. Я предлагаю вам немного поиграть, и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего поучительного путешествия.

Игра называется«Я спрошу, а ты ответь!»

- Как называется страна, в которой мы живём?

- Как называется столица нашей страны?

- Какие цвета присутствуют на Российском флаге?

- Кто управляет нашей страной?

-Как называется наше село?
    -Как называется наш детский сад?

Завершить мероприятие стихотворением.

РОДИНА

Родина - слово большоебольшое!
    Пусть не бывает на свете чудес,
    Если сказать это слово с душою,
    Глубже морей оно, выше небес.

     

     В нём умещается ровно полмира:
    Мама и папа, соседи, друзья,
    Город родимый, родная квартира,
    Бабушка, школа, котёнок и я.

     Зайчик солнечный в ладошке,
    Куст сирени за окошком
    И на щёчке родинка –
    Это тоже Родина.

            Великую землю, любимую землю,
                 Где мы родились и где мы живем,
                 Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
                 Мы Родиной нашей зовем.

 

Станция «Найди и покажи»

Воспитатель:

 Ребята выходите из вагона. На столе разложены флаги и гербы разных государств. Вы должны отыскать флаг и герб России и нашего города Хабаровска .(молодцы) дети выполняют по музыку.

Занимайте места в вагоне мы отправляемся дальше в путь.

Белоствольная береза-

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

Изумрудная весною,

А зимою - в серебре,

Машет веткой золотою,

Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,

Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка

Ты березку посади.

 

(Дети становятся в хоровод, исполняют песню на русский народный мотив). 

Деревянные сестрицы.

чернобровы, круглолицы.

(Дети качают головой от плеча к плечу).

Любят яркие одежки

Деревянные матрешки.

(Дети кладут руки на пояс, делают полуобороты вправо и влево).

Как у нашей у Матрешки

Сарафан упрятал ножки.

(Дети выставляют поочерёдно ножки на пятку).

Как Матрена заплеталась

Да платочком покрывалась.

(Дети изображают, будто они плетут косу и завязывают в платок).

Чернобровы, круглолицы,

Очень дружат все сестрицы.

(Дети поднимают руки вверх и плавно качают ими вправо, влево).

Что случилось милый друг?

Кто-то спрятал всех подруг.

(Дети от удивления разводят руками).

Ты не бойся, песню пой,

Они сидят одна в одной.

(На слова «одна в одной» дети делают два хлопка в ладоши).

Воспитатель: Как вы думаете, какой может быть Матрешка?

Дети: Веселой, озорной, игривой, радостной, праздничной, доброй, ласковой, нарядной, праздничной и т. д.

Воспитатель: Матрешка стала великой путешественницей. Начав свой путь по белу свету из города Семенова. Вам нравится семеновская матрешка?

Воспитатель: Хотели бы вы ее расписать?

(получает согласие детей)

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас на фабрику по росписи семеновских матрешек. Чем можно расписать Матрешку?

Дети: пальчиком, «тычком», ватной палочкой, цветными и пастельными карандашами, красками, перышком, печатками.

Физминутка.

Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.

Звучит русская народная мелодия «А я по лугу». Дети самостоятельно расписывают Матрешек

Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....

План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"

Задачи: 1.  Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности с применением ИКТ в старшей группе не тему«Паровоз загадок»

Цель: создать условия к развитию устойчивого интереса к музыкальной деятельности детей. Задачи:1. Развивать музыкально-двигательные способности  детей (ритмичность, координацию движений, про...

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной изобразительной деятельности с детьми старшей группы детского сада с использованием мультфильма «Белоствольная березка» тема: «Берёзовая роща»

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной изобразительной деятельностис детьми старшей группы детского сада с использованием мультфильма «Белоствольная березка» тема: «Берёз...