Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста «Читающая семья»
проект (подготовительная группа)

Имангулова Альфия Минибаевна

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chitayushchaya_semya.docx148.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа развития №24»

Долгосрочный проект

для детей дошкольного возраста

«Читающая семья»

                                     

2024-2025 г.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта «Читающая семья»

Тема проекта

«Воспитание у детей устойчивого интереса к литературным произведениям, посредством взаимодействия и установления тесно контакта с родителями (законными представителями).

Участники проекта

Дети дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, учитель-логопед,  родители, школьная библиотека

Вид проекта

Социально-значимый

Срок реализации

8 месяцев.

База реализации проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа развития №24»

Проблема

Снижение интереса к чтению, утраченной традиции семейного чтения, проблема в развитии связной речи.

Актуальность  

     Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век — век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. Но, как известно, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги. В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребенка взять в руки книгу, тем более ребенка — дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Литература расширяет кругозор дошкольника, развивает его восприятие, мышление, память, воображение и творчество, является средство формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идеальное воздействие, объединяет детский коллектив. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Дети дошкольного возраста — слушатели, поэтому необходимо как можно раньше разбудить интерес к художественному слову, к обдумыванию того, что это слово выражает.

Сегодня, в меняющейся социально- культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребенка.

Цель: создать условия для формирования у воспитанников устойчивого интереса к литературным произведениям, посредством взаимодействия и установления тесно контакта с родителями (законными представителями).

Задачи:

  1. Развивать связную речь, ее выразительность.
  2. Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей.
  3. Активизировать работу родителей по пропаганде и развитию чтения в семье.
  4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  5. Воспитывать партнёрские и дружественные отношения с детьми, родителями, педагогами.

Предполагаемый результат:

  1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  2. Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
  5. Установление тесного сотрудничества между педагогом и родителями в вопросах воспитания у дошкольников интереса к книге и чтению.

Направления проектной деятельности:

1. Работа по развитию речи

  • Активизация и расширение словаря по теме.
  • Сочинение рассказов из собственного опыта.
  • Проведение совместных мероприятий: чтение стихов наизусть, рассказы детей о любимых героях книг.

2. Работа с семьей

  • Экскурсии родителей с детьми в книжный магазин.
  • Подготовка рассказа «Моя любимая книга»
  • Помощь родителям в создании домашней библиотеки или уголка книг.

3. Творческая деятельность детей:

  • Выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям.
  • Аппликация «Закладки – друзья книги».
  • Создание книг-самоделок.
  • Ручной труд по ремонту книг «Больница для книг»

4. Реализация проекта через

  • Непосредственно образовательную деятельность.
  • Совместную деятельность педагогов и детей.
  • Совместную деятельность детского сада, родителей и библиотеки.
  • Работу педагогов с родителями.
  • Создание предметно-развивающей среды.
  • Совместную свободную деятельность детей и родителей.

Механизм реализации проекта

Беседы, занятия, чтение художественной и познавательной литературы, игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры, использование фольклора, экскурсии, акции, выставки работ, развлечение, просмотр мультфильмов и презентаций, тематические недели, конкурс чтецов, анкетирование и консультации для родителей, взаимодействие со специалистами и социумом.

Этапы реализации проекта

ll

Этапы проекта

Сроки реализации

Содержание этапов проекта

Ответственные

Первый этап

(организационный) поисково-теоретический

Сентябрь -октябрь

  • Определение темы проекта.
  • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
  • Формулировка цели и задачи проекта.
  • Создание банка идей и предложений.
  • Составление и обсуждение поэтапного плана работы, анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать.
  • Планирование деятельности педагогов.
  • Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса.

Воспитатели групп

Второй этап(практический) реализация проекта

Ноябрь

1.

Сказки

08.11.2024г

Обсуждение прочитанного

Воспитатели групп

2.

Произведения поэтов и писателей России.

15.11.2024г.

Просматривание иллюстраций (пересказ)

Воспитатели групп

3.

Произведения поэтов и писателей разных стран.

22.11.2024г.

Драматизация сказки

Воспитатели групп

4.

Сказки

29.11.2024г.

Составление словаря

Воспитатели групп

Декабрь

5.

Сказки

06.12.2024г.

Создание иллюстраций к произведению

Воспитатели групп

6.

Произведения поэтов и писателей России.

13.12.2024г.

Прослушивание аудиокниги

Воспитатели групп

7.

Произведения поэтов и писателей разных стран.

20.12.2024г.

Повторное чтение

Воспитатели групп

8.

Сказки

27.12.2024г.

Обсуждение прочитанного

Воспитатели групп

Январь

9.

Сказки

17.01.2025г.

Просматривание иллюстрций (пересказ)

Воспитатели групп

10.

Произведения поэтов и писателей России.

24.01.2025г.

Драматизация сказки

Воспитатели групп

11.

Произведения поэтов и писателей разных стран.

31.01.2025г

Составление словаря

Воспитатели групп

Февраль

12.

Сказки

07.02.2025г

Создание иллюстраций к произведению

Воспитатели групп

13.

Произведения поэтов и писателей России.

14.02.2025г

Прослушивание аудиокниги

Воспитатели групп

14.

Произведения поэтов и писателей разных стран.

21.02.2025г

Повторное чтение

Воспитатели групп

15.

Сказки

28.02.2025г

Обсуждение прочитанного

Воспитатели групп

Март

16.

Сказки

07.03.2025г

Просматривание иллюстраций (пересказ)

Воспитатели групп

17.

Произведения поэтов и писателей России.

14.03.2025г

Драматизация сказки

Воспитатели групп

18.

Произведения поэтов и писателей разных стран.

21.03.2025г

Составление словаря

Воспитатели групп

19.

Сказки

28.03.2025г

Создание иллюстраций к произведению

Воспитатели групп

Апрель

20.

Сказки

04.04.2025г

Прослушивание аудиокниги

Воспитатели групп

21.

Произведения поэтов и писателей России.

11.04.2025г

Повторное чтение

Воспитатели групп

22.

Произведения поэтов и писателей разных стран.

18.04.2025г

Обсуждение прочитанного

Воспитатели групп

23.

Сказки

25.04.2025г

Просматривание иллюстраций (пересказ)

Воспитатели групп

Мая

24.

Сказки

07.05.2025г

Драматизация сказки

Воспитатели групп

25.

Произведения поэтов и писателей России.

16.05.2025г

Составление словаря

Воспитатели групп

26.

Произведения поэтов и писателей разных стран.

23.05.2025г

Создание иллюстраций к произведению

Воспитатели групп

27.

Сказки

30.05.2025г

Прослушивание аудиокниги

Воспитатели групп

Задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы, созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

Создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книгами

Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни

 

 

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Жанр литературного произведения

Список

Сказки

Русские народные сказки. "Василиса Прекрасная" (из сборника А.Н. Афанасьева);

"Вежливый Кот-воркот" (обраб. М. Булатова); "Иван Царевич и Серый Волк" (обраб. А.Н. Толстого); "Зимовье зверей" (обраб. А.Н. Толстого); "Кощей Бессмертный" (2 вариант) (из сборника А.Н. Афанасьева); "Рифмы" (авторизованный пересказ Б.В. Шергина); "Семь Симеонов - семь работников" (обраб. И.В. Карнауховой); "Солдатская загадка" (из сборника А.Н. Афанасьева); "У страха глаза велики" (обраб. О.И. Капицы); "Хвосты" (обраб. О.И. Капицы).  

Былины. "Садко" (пересказ И.В. Карнауховой/запись П.Н. Рыбникова); "Добрыня и Змей" (обраб. Н.П. Колпаковой/пересказ И.В. Карнауховой); "Илья Муромец и СоловейРазбойник" (обраб. А.Ф. Гильфердинга/пересказ И.В. Карнауховой).

Сказки народов мира. "Айога", нанайск., обраб. Д. Нагишкина; "Беляночка и Розочка", нем. из сказок Бр. Гримм, пересказ А.К. Покровской; "Самый красивый наряд на свете", пер. с япон. В. Марковой; "Голубая птица", туркм. обраб. А. Александровой и М.

Туберовского; "Кот в сапогах" (пер. с франц. Т. Габбе), "Волшебница" (пер. с франц. И.С.

Тургенева), "Мальчик с пальчик" (пер. с франц. Б.А. Дехтерева), "Золушка" (пер. с франц. Т. Габбе) из сказок Перро Ш.

Литературные сказки писателей России. Гайдар А.П. "Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове"; Гаршин В.М. "Лягушка-путешественница"; Козлов С.Г. "Как Ежик с Медвежонком звезды протирали"; Маршак С.Я. "Двенадцать месяцев"; Паустовский К.Г. "Теплый хлеб", "Дремучий медведь" (по выбору); Ремизов А.М. "Гуси-лебеди", "Хлебный голос"; Скребицкий Г.А. "Всяк по-своему"; Соколов-Микитов И.С. "Соль Земли".

Литературные сказки писателец разных стран.

Сказки-повести (для длительного чтения). Андерсен Г.Х. "Оле-

Лукойе" (пер. с датск. А. Ганзен), "Соловей" (пер. с датск. А. Ганзен, пересказ Т. Габбе и А. Любарской), "Стойкий оловянный солдатик" (пер. с датск. А. Ганзен, пересказ Т. Габбе и А. Любарской), "Снежная Королева" (пер. с датск. А. Ганзен), "Русалочка" (пер. с датск.

А. Ганзен) (1 - 2 сказки по выбору); Гофман Э.Т.А. "Щелкунчик и мышиный Король" (пер. с нем. И. Татариновой); Киплинг Дж. Р. "Маугли" (пер. с англ. Н. Дарузес/И. Шустовой), "Кошка, которая гуляла сама по себе" (пер. с англ. К.И. Чуковского/Н. Дарузес); Кэррол Л. "Алиса в стране чудес" (пер. с англ. Н. Демуровой, Г. Кружкова, А. Боченкова, стихи в пер. С.Я. Маршака, Д. Орловской, О. Седаковой); Линдгрен А. "Три повести о Малыше и Карлсоне" (пер. со шведск. Л.З. Лунгиной); Нурдквист С. "История о том, как Финдус потерялся, когда был маленьким"; Поттер Б. "Сказка про Джемайму Нырнивлужу" (пер. с англ. И.П. Токмаковой); Родари Дж. "Путешествие Голубой Стрелы" (пер. с итал. Ю.

Ермаченко); Топпелиус С. "Три ржаных колоска" (пер. со шведск. А. Любарской); Эме М.

"Краски" (пер. с франц. И. Кузнецовой); Янссон Т. "Шляпа волшебника" (пер. со шведск. языка В.А. Смирнова/Л. Брауде).

Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия. Аким Я.Л. "Мой верный чиж"; Бальмонт К.Д. "Снежинка"; Благинина Е.А.

"Шинель", "Одуванчик", "Наш дедушка" (по выбору); Бунин И.А. "Листопад";

Владимиров Ю.Д. "Чудаки"; Гамзатов Р.Г. "Мой дедушка" (перевод с аварского языка Я. Козловского), Городецкий С.М. "Весенняя песенка"; Есенин С.А. "Поет зима, аукает....", "Пороша"; Жуковский В.А. "Жаворонок"; Левин В.А. "Зеленая история"; Маршак С.Я. "Рассказ о неизвестном герое"; Маяковский В.В. "Эта книжечка моя, про моря и про маяк"; Моравская М. "Апельсинные корки"; Мошковская Э.Э. "Добежали до вечера", "Хитрые старушки"; Никитин И.С. "Встреча зимы"; Орлов В.Н. "Дом под крышей голубой"; Пляцковский М.С. "Настоящий друг"; Пушкин А.С. "Зимний вечер", "Унылая пора! Очей очарованье!.." ("Осень"), "Зимнее утро" (по выбору); Рубцов Н.М. "Про зайца"; Сапгир Г.В. "Считалки", "Скороговорки", "Людоед и принцесса, или Все наоборот" (по выбору); Серова Е.В. "Новогоднее"; Соловьева П.С. "Подснежник", "Ночь и день"; Степанов В.А. "Что мы Родиной зовем?"; Токмакова И.П. "Мне грустно", "Куда в машинах снег везут" (по выбору); Тютчев Ф.И. "Чародейкою зимою...", "Весенняя гроза"; Успенский Э.Н. "Память"; Черный С. "На коньках", "Волшебник" (по выбору).

 Проза. Алексеев С.П. "Первый ночной таран"; Бианки В.В. "Тайна ночного леса"; Воробьев Е.З. "Обрывок провода"; Воскобойников В.М. "Когда Александр Пушкин был маленьким"; Житков Б.С. "Морские истории" (1 - 2 рассказа по выбору); Зощенко М.М. "Рассказы о Леле и Миньке" (1 - 2 рассказа по выбору); Коваль Ю.И. "Русачок-травник", "Стожок", "Алый" (по выбору); Куприн А.И. "Слон"; Мартынова К., Василиади О. "Елка, кот и Новый год"; Носов Н.Н. "Заплатка", "Огурцы", "Мишкина каша" (по выбору); Митяев А.В. "Мешок овсянки"; Погодин Р.П. "Жаба", "Шутка" (по выбору); Пришвин

М.М. "Лисичкин хлеб", "Изобретатель" (по выбору); Ракитина Е. "Приключения новогодних игрушек", "Сережик" (по выбору); Раскин А.Б. "Как папа был маленьким" (1 - 2 рассказа по выбору); Сладков Н.И. "Хитрющий зайчишка", "Синичка необыкновенная",

"Почему ноябрь пегий" (по выбору); Соколов-Микитов И.С. "Листопадничек"; Толстой Л.Н. "Филипок", "Лев и собачка", "Прыжок", "Акула", "Пожарные собаки" (1 - 2 рассказа по выбору); Фадеева О. "Мне письмо!"; Чаплина В.В. "Кинули"; Шим Э.Ю. "Хлеб растет".

Произведения поэтов и писателей разных стран.

Брехт Б. "Зимний вечер через форточку" (пер. с нем. К. Орешина); Дриз О.О. "Как сделать утро волшебным" (пер. с евр. Т. Спендиаровой); Лир Э. "Лимерики" (пер. с англ.

Г. Кружкова); Станчев Л. "Осенняя гамма" (пер. с болг. И.П. Токмаковой); Стивенсон Р.Л.

"Вычитанные страны" (пер. с англ. Вл.Ф. Ходасевича).

 Литература:


1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2.Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод.пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
3. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
4. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
5.Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.

 

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный творческий проект для детей дошкольного возраста "Герб семьи"

Название проекта «Герб семьи»База проекта:  МАДОУ «Детский сад № 216«Кораблик детства» г. КраснодарАвтор проекта : Крапивкина Оксана Анатольевна- воспитатель высшей категории.Вид проекта: творчес...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «НАУРАША В СТРАНЕ НАУРАНДИИ»

Наш мир стремительно меняется. Меняются техника, отношение к жизни, социально-экономическое развитие страны. Перед государством стоит задача построения инновационной экономики и гражданского общества....

Педагогический проект долгосрочный "Развитие у детей дошкольного возраста элементарного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом"

Детский рисунок, процесс рисования- это частица духовной жизни ребенка.Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут вэтом мире, входя в него, как творцы красоты, наслаж...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...

Проект для детей дошкольного возраста (5-6 лет) "Мама, папа, я - читающая семья"

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания, имеющая  особое значение для читательской судьбы ребёнка. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ...

Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста «Читающая семья»

Долгосрочный проектдля детей дошкольного возраста«Читающая семья»...

Долгосрочный проект для детей дошкольного возраста «Отель для насекомых»

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной  ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, к окружающим....