"Новая философия". Взаимодействие с семьёй в рамках организации работы по образовательной модели "Первый шаг"
статья
"Новая философия" с родительской общественностью, через электронную газету "Академ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Новая философия". Взаимодействие с семьёй в рамках организации работы по образовательной модели "Первый шаг"
Тодораш Любовь Анатольевна
воспитатель
МАДОУ"Детский сад №250 г. Челябинска".
Семья и дошкольное образовательное учреждение - это два важных института социализации детей дошкольного возраста. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо взаимодействие. Время не стоит на месте и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.
Однако существует проблема взаимодействия дошкольной организации с семьёй. Современная семья, как правило, является лишь объектом воздействия, в результате чего обратная связь не устанавливается, и возможности семейного воспитания не используются в полной мере. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольной организации с семьёй на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Полностью поддерживаю коллег практиков, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство.
И семья, и дошкольная организация по своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания. Воспитательные функции семьи передвинуты на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.
Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство в ДОУ.
Проблемы взаимодействия.
Интересно суждение, что проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и затруднительной. Актуальной, потому что участие родителей( законных представителей) в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители с разными характерами, типами, образованием, компетенциями, и здесь необходим грамотный, индивидуальный подход к каждому.
Для поисков путей решения возникла идея разработать образовательный проект:
" Первый шаг"(короткий анонс )
Цель проекта: теоретически обосновать и выявить эффективные нетрадиционные формы взаимодействия дошкольной организации с семьёй. Создать модель сотрудничества и взаимодействия, для всестороннего развития личности ребёнка дошкольного возраста.
Форма проекта: блочная структура, реализуется поэтапно.
Участники: воспитанники, родители(законные представители ) педагоги.
Тип проекта: долгосрочный.
Адресат: Проект "Первый шаг" может быть использован в детской образовательной организации, для повышения позитивной работы с родительской общественностью.
Для реализации цели проекта поставила следующие задачи:
- Проанализировать психолого - педагогическую методическую литературу по проблеме взаимодействия ДОУ с семьёй.
- Разработать перспективный план по использованию традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родительской общественностью (законными представителями ).
- Сформировать структурно - функциональную модель взаимодействия ДОУ и семьи.
- Внедрить в работу педагога нетрадиционные формы взаимодействия.
Примерные ожидаемые результаты:
Результативность:
Достигается если у родителей ( законных представителей ) повысится педагогическая компетенция. Появится возможность увидеть своего ребёнка в условиях отличительных от домашней среды. И позволит родителям пересмотреть методы и приёмы воспитания.
Рациональность:
Достигается, через активную позицию взаимодействия педагога и родителей, которое проходит при разумных затратах времени и усилий.
Рост удовлетворенности: взаимодействием педагогов и родителей:
Считать достигнутым, если в детском саду будет создана творческая атмосфера, морально - психологический климат, условия усиливающие мотивацию привлечения родителей к совместному воспитательно - образовательному процессу.
Модель традиционного взаимодействия.
* Педагогическое просвещение:(беседы, консультации и т.д.)
* Общие и групповые собрания
* Наглядная пропаганда ( информационные уголки, папки передвижки и т.д.)
Примерные, типичные проблемы данного взаимодействия.
- Больших результатов эта форма не даёт, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
- Темы устных бесед в основном исходят от педагога и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. Редко запрос идёт от родителей.
- Наглядная пропаганда оформленная в виде стендов, тематических выставок, родителями рассматривается механически.
- Интересы ребёнка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями ( законными представителями ) не сложились.
- Некоторые педагоги избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а настаивают. Все это отталкивает родителей.
Делаю вывод, что данная модель взаимодействия с родителями не эффективна. Педагоги и родители занимаются воспитанием и образованием ребёнка, но не взаимодействуют друг с другом. Да и сами формы "устарели" и не дают должного результата.
"Новая философия" взаимодействия.
- Положительный, эмоциональный настрой педагогов, родителей (законных представителей) на совместную работу по воспитанию и образованию дошкольников.
- Родительская общественность вправе самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то приоритетное направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают положительным, динамичным.
- Индивидуальность ребёнка превыше всего. Педагоги и родители при постоянном контакте, знают особенности, привычки ребёнка, что в свою очередь помогает реализовать образовательную программу ДОУ.
- Родители (законные представители ) чувствуют поддержку от профессиональных компетенций педагога, в случае нахождения решения педагогических проблем, в которых они затрудняются найти правильное решение.
- Семейные традиции, нахождение общих интересов и досугов в формате детского сада, позволяет укреплению связей внутри педагог - родительское сообщество.
- Реализация единых требований Образовательной программы воспитания и обучения в ДОУ и семье.
- Возможность конструктивного взаимодействия педагога и родителей (законных представителей ), через возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений.
Делаю вывод, что при реализации "Новой философии" взаимодействия педагога с семьями воспитанников удастся исключить недостатки, которые присущи "старым" формам работы.
Принципы
при организации работы
с семьями воспитанников в формате "Новой философии".
- Открытость ДОУ для семьи
- Сотрудничество
- Создание активной, развивающей среды
- Диагностика педагогический этюдов
Функции
при организации работы
с семьями в формате "Новая философия"
- Развитие психолого - педагогических компетенций
- Знакомство с УМК Образовательной программы ДОУ
- Партнёрское содружество
- Волонтёрство (работа с "трудными" семьями)
Делаю вывод, что для организации работы с семьями в формате "Новой философии"целесообразно распределить сферы ответственности.
Полностью согласна с мнением, что в современном сотрудничестве педагога с родительской общественностью (законными представителями) выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы; основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога:
Познавательные;
Информационно - аналитические;
Наглядно - информационные;
Досуговые
такие как:
- Марафоны
- Интерактивные выставки
- Семейные клубы
- Дискуссии
- Круглые столы
- Симпозиумы
- Дебаты
- Семинары - тренинги
- Интерактивные игры
- Педагогические гостиные
- Букроссинг
- Кейс этюды
- Навигатор образовательных программ
- Эко экскурсии
- Практические лаборатории
- Шаг за шагом
- "Печа - куча в образовании"
- Клипмейкинг
- Мастер - класс и многие другие.
Примерные мероприятия
реализуемых шагов проекта "Первый шаг".
- "Мы приглашаем Вас" /организационный сбор родителей /
- Презентация проекта "Новая философия" образовательный проект "Первый шаг".
- Тренинг: "Что делать, если ребенок говорит: "Не хочу".
- Творческая выставка: "Спорт в нашей жизни".
- "Народная мудрость" - истории из семейного архива.
- Вечер папы: "Роль папы в семье, в деле воспитания детей, здоровыми, сильными, ловкими".
- Вечер мамы: "Роль мамы в воспитании девочек". "Рукодельницы".
- Тематический вечер: "Спортивные традиции вашей семьи".
- Изготовление "Шкатулки мудрости".
- Кейс - метод: "Значение режима дня в жизни дошкольника".
- Изготовление семейных буклетов: "Великие спортсмены нашей страны".
- "Клуб общения взрослые и дети" (просмотр фильмов).
- Интеллектуальный марафон: "История видов спорта", "Спортивные столицы мира".
- Презентация: " Наш семейный герб".
- "Праздник в кругу семьи"(традиции и обычаи семьи в воспитании здорового образа жизни)
- Мини - туризм "Тропа здоровья".
- Конкурс на лучшее словотворчество: "Мама + Я+ папа = здоровая, дружная семья".
- КВН семейных команд "Здоровье в порядке спасибо зарядке".
- Брей - ринг "Вредные привычки. Как от них избавится?"
- Социологический опрос: "Что такое семья?", "Кого можно назвать идеальными родителями?", "Какие запреты преобладают у Вас в общении с ребёнком?".
- Тренинг :"Мир в семье"(стили семейного воспитания)
- Тренинг: "Каким должен быть ребёнок, с которым нет проблем?"
- Тренинг: "Свободное время и семейный досуг".
- Дебаты: "Типы семей в современном обществе".
- Дискуссия: "Книга в жизни ребёнка". "Семья - глаза в глаза".
- Родительский марафон: "Как предотвратить проблемы в воспитании детей".
- Дискуссия: " Образовательная программа ДОУ".
- Круглый стол: "Дошкольное образование- фундамент будущей успешности в школе".
- Семинар: "Что такое ФГОС?".
Делаю вывод, что познавательное, информационно - аналитическое, наглядно - информационное, досуговое взаимодействие педагогов группы и родителей (законных представителей ) позволит создать формулу:
Представления + Знания = Компетенции.
Знают. Умеют. Владеют.
COVID-2019 внес коррективы в реализацию проекта "Первый шаг". Одним из средств повышения компетенции родителей (законных представителей ) в вопросах воспитания, образования, взаимодействия, стала моя собственная газета: "Академ группа №14".
Это газета для любящих и заботливых родителей второй младшей группы МАДОУ "Детский сад №250 г. Челябинска".
Пилотный проект газеты "Академ группа №14" показал, что это дистанционное общение- залог успеха тесного сотрудничества с семьями воспитанников.
Почему я решила издавать газету?
- Важный компонент - способ педагогического информирования семьи.
- Взаимодействие педагога и родительской общественности в формате "Обратная связь".
- Включение родителей (законных представителей ) в воспитательное - образовательное пространство ДОУ.
- Наиболее полное предоставление информации о содержании и методах воспитательного - образовательного процесса в группе.
- Пропаганда положительного опыта воспитания детей дошкольного возраста.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей (законных представителей ).
Анонс газеты "Академ группа №14"
Газета выходит ежемесячно. Объем номера зависит от темы, в основном 5-6 и более листов формата А4. Размешается на сайте детского сада. И в групповой беседе.
Автор идеи и редактор: Тодораш Любовь Анатольевна.
В газете публикую советы и рекомендации, описываю возникающие педагогические ситуации и способы их решения, публикую новости нашей группы. Поздравляю мальчиков и девочек с днём их рождения. Ввела такие рубрики как: "Историческая справка", "Развиваем эмоциональный интеллект", "Кинезология", "Развивающее пространство в детском саду и дома""и т.д. . Самый главный аспект - это "Обратная связь" с родительской общественностью нашей группы.
Обратная связь показывает, что многих мам и пап живо интересует жизнь ребёнка в детском саду, содержание и качество воспитательно - образовательного процесса: чему учат и как занимаются с детьми, перспективы личностного роста ребёнка.
Некоторым мамам и папам было сложно преодолеть скованность, зажатость, возникающие из - за "новизны" обстановки общения в формате дистант.
Начиная совместный путь с родителями (законными представителями ) стремилась подобрать и использовать такие темы , которые бы позволили найти ответы, решить те вопросы, которые являются важными для них: получение исчерпывающей информации о жизни группы и активное участие в деятельности детского сада, или эмоциональное раскрепощение, осознание себя частичкой команды единомышленников, или осмысление таких важных моментов, как значимость дошкольного возраста в жизни человека и роль семьи в воспитании и развитии ребенка.
Делаю вывод: сотрудничество с семьёй, через газету "Академ группа №14", которая сыграла и продолжает играть важную роль в формировании у родителей мотивации ко взаимодействию, к повышению своей педагогической культуры.
Согласна с мнением практиков: Работая с родителями (законными представителями) воспитатель помогает им увидеть отличие мира детей от мира взрослых: преодолеть авторитарное отношение к ребёнку; относиться к нему, как равному себе; понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;
открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Все мы только выигрываем от того, что мамы и папы осознают важность своего влияния на развитие личности ребёнка. От взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) зависит, какими мы выпустим в жизнь наших мальчиков и девочек, грамотными, свободными, ответственными, с чувством собственного достоинства, компетентными, которым мы доверим будущее нашей страны.
Сила педагогов и родителей в взаимодействии. А это небосвод, на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца - взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. И давайте будем помнить о том, что все взрослые и дети - хотят жить в мире красоты, фантазии, творчества. А так же о том, что какова наша семья - таковы наши дети.
Библиографический список
1. Козлова А.В. "Работа ДОУ с семьёй"
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. "Родительские собрания в ДОУ"
3. Тимофеева М.В."Система сопровождения родителей"
4. Варги А.Я., Столина В.В., методики PARI Шеффер Е. и Белла Р. Изучение опросника родительского отношения.
5. Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва, 2005
6. Свирская Л.В. "Работа с семьей: необязательные инструкции", Линка-Пресс, Москва, 2007
7. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2. 8. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"
Основная цель разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

"Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"
С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микрокл...

Доклад на тему:"Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования" + презентация к докладу
Взаимодействие с семьёй в рамках введения ФГОС дошкольного образования...

Инновационная форма взаимодействия с семьёй в рамках проекта «Выходной с родителями»
Актуальность.Семейный досуг в выходные дни. Данная проблема очень актуальна, в настоящее время родители часто не уделяют достаточное время на развитие интересов и потребностей ребенка; В федеральном г...

РЕАЛИЗАЦИЯ «НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ДОУ
Что такое «новая философия взаимодействия» детского сада и семьи? В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей нес...

Взаимодействие с семьёй в рамках организации работы по оздоровительной модели "По ступенькам к здоровью"
По ступенькам к здоровью....

