"Новая философия". Взаимодействие с семьёй в рамках организации работы по образовательной модели "Первый шаг"
статья

Тодораш Любовь Анатольевна

"Новая философия" с родительской общественностью, через электронную газету "Академ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья81.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Новая философия". Взаимодействие с семьёй в рамках организации работы по образовательной модели "Первый шаг"

Тодораш Любовь Анатольевна

воспитатель

МАДОУ"Детский сад  №250 г. Челябинска".

         Семья и дошкольное образовательное учреждение  - это два важных института социализации детей дошкольного возраста.  Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо взаимодействие. Время не стоит на месте и  наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада.

        Однако существует проблема взаимодействия  дошкольной организации с семьёй.  Современная семья, как правило, является лишь объектом воздействия, в результате чего обратная связь не устанавливается, и возможности семейного воспитания не используются в полной мере. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольной организации с семьёй на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

        Полностью поддерживаю коллег практиков, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство.

        И семья, и дошкольная организация по своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

        Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания. Воспитательные функции семьи передвинуты  на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте.

        Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство в ДОУ.

Проблемы взаимодействия.

Интересно суждение, что проблема взаимодействия детского сада  с семьёй всегда была актуальной и затруднительной.  Актуальной, потому что участие родителей( законных представителей) в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители  с разными характерами, типами, образованием, компетенциями, и здесь необходим грамотный, индивидуальный подход к каждому.

Для поисков путей решения возникла идея разработать образовательный проект:

" Первый шаг"(короткий анонс )

        Цель проекта: теоретически обосновать и выявить эффективные нетрадиционные формы взаимодействия дошкольной организации с семьёй. Создать  модель сотрудничества и взаимодействия, для всестороннего развития личности ребёнка дошкольного возраста.

Форма проекта: блочная структура, реализуется поэтапно.

Участники: воспитанники, родители(законные представители ) педагоги.

Тип проекта: долгосрочный.

Адресат: Проект "Первый шаг"  может быть использован в  детской образовательной организации, для повышения позитивной работы с родительской общественностью.

        Для реализации цели проекта поставила следующие задачи:

  •  Проанализировать психолого - педагогическую методическую литературу по проблеме взаимодействия ДОУ с семьёй.
  • Разработать перспективный план по использованию традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родительской общественностью (законными представителями ).
  • Сформировать структурно - функциональную модель взаимодействия ДОУ и семьи.
  • Внедрить в работу педагога нетрадиционные формы взаимодействия.

 Примерные ожидаемые результаты:

 Результативность:  

        Достигается если у родителей ( законных представителей ) повысится педагогическая компетенция. Появится возможность увидеть своего ребёнка в условиях отличительных от домашней среды. И позволит родителям пересмотреть методы и приёмы воспитания.

Рациональность:

        Достигается, через активную позицию взаимодействия педагога и родителей, которое проходит при разумных затратах времени и усилий.

Рост удовлетворенности: взаимодействием педагогов и родителей:

        Считать достигнутым, если в детском саду будет создана творческая атмосфера, морально - психологический климат, условия усиливающие мотивацию привлечения родителей   к совместному воспитательно - образовательному процессу. 

Модель традиционного  взаимодействия.

 * Педагогическое просвещение:(беседы, консультации и т.д.)

 * Общие и групповые собрания

 * Наглядная пропаганда ( информационные уголки, папки передвижки и т.д.)

 Примерные, типичные проблемы данного взаимодействия.

  • Больших результатов эта форма не даёт, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
  • Темы устных бесед в основном исходят от  педагога и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. Редко запрос идёт от родителей.
  • Наглядная пропаганда оформленная в виде стендов, тематических выставок,  родителями рассматривается  механически.
  • Интересы ребёнка могут пострадать, если отношения между работниками детского сада и родителями ( законными представителями  ) не сложились.
  •  Некоторые педагоги избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а настаивают. Все это отталкивает родителей.

 Делаю вывод,   что данная модель  взаимодействия с родителями не эффективна. Педагоги и родители занимаются воспитанием и образованием ребёнка, но не взаимодействуют друг с другом. Да и сами формы "устарели" и не дают должного результата.  

"Новая философия" взаимодействия.

  • Положительный, эмоциональный настрой педагогов, родителей (законных представителей) на совместную работу по воспитанию и образованию дошкольников.
  • Родительская общественность вправе самостоятельно выбирать и формировать уже  в дошкольном возрасте то приоритетное направление в развитии и воспитании ребёнка, которое они считают положительным, динамичным.
  • Индивидуальность ребёнка превыше всего. Педагоги и родители при постоянном контакте, знают особенности, привычки ребёнка, что в свою очередь помогает реализовать образовательную программу ДОУ.
  • Родители (законные представители ) чувствуют поддержку от профессиональных компетенций педагога, в случае нахождения решения педагогических проблем, в которых они затрудняются найти правильное решение.
  •  Семейные традиции, нахождение общих интересов и досугов в формате детского сада, позволяет укреплению связей  внутри педагог -  родительское сообщество.
  • Реализация единых требований  Образовательной программы воспитания и обучения в ДОУ и семье.
  •  Возможность  конструктивного взаимодействия педагога и родителей (законных представителей ), через возможность учёта типа семьи и стиля семейных отношений.

        

 Делаю вывод,  что при реализации "Новой философии"  взаимодействия педагога с семьями воспитанников удастся исключить недостатки, которые присущи "старым" формам работы.

Принципы

при организации работы

 с семьями воспитанников в формате "Новой философии".

  • Открытость ДОУ для семьи
  • Сотрудничество
  • Создание активной, развивающей среды
  • Диагностика  педагогический этюдов

Функции

при организации работы

с семьями в формате "Новая философия"

  • Развитие психолого - педагогических компетенций
  • Знакомство с УМК Образовательной программы ДОУ
  • Партнёрское содружество
  • Волонтёрство (работа с "трудными" семьями)

Делаю вывод, что для организации  работы с семьями в формате "Новой философии"целесообразно распределить сферы ответственности.

        

        Полностью согласна с мнением, что в современном сотрудничестве педагога с родительской общественностью  (законными представителями) выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы; основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога:          

Познавательные;

Информационно - аналитические;

Наглядно - информационные;

Досуговые

 такие как:

  • Марафоны
  • Интерактивные выставки
  • Семейные клубы
  • Дискуссии
  • Круглые столы
  • Симпозиумы
  • Дебаты
  • Семинары - тренинги
  • Интерактивные игры
  • Педагогические гостиные
  • Букроссинг
  • Кейс этюды
  • Навигатор образовательных программ
  • Эко экскурсии
  • Практические лаборатории
  • Шаг за шагом
  • "Печа - куча в образовании"
  • Клипмейкинг
  • Мастер - класс и многие другие.

Примерные мероприятия

 реализуемых шагов проекта "Первый шаг".

  • "Мы приглашаем Вас" /организационный сбор родителей /
  •  Презентация  проекта "Новая философия" образовательный проект "Первый шаг".
  • Тренинг: "Что делать, если ребенок говорит: "Не хочу".
  • Творческая выставка: "Спорт в нашей жизни".
  • "Народная мудрость" - истории из семейного архива.
  • Вечер папы: "Роль папы в семье, в деле воспитания детей, здоровыми, сильными, ловкими".
  • Вечер мамы: "Роль мамы в воспитании девочек".  "Рукодельницы".
  • Тематический вечер: "Спортивные традиции вашей семьи".
  • Изготовление  "Шкатулки мудрости".
  • Кейс - метод: "Значение режима дня в жизни дошкольника".
  • Изготовление семейных буклетов: "Великие спортсмены нашей страны".
  • "Клуб общения взрослые и дети" (просмотр фильмов).
  • Интеллектуальный марафон: "История видов спорта", "Спортивные столицы мира".
  • Презентация:  " Наш семейный  герб".
  • "Праздник в кругу семьи"(традиции и обычаи семьи в воспитании здорового образа жизни)
  • Мини - туризм "Тропа здоровья".
  • Конкурс на лучшее словотворчество: "Мама + Я+ папа = здоровая, дружная семья".
  • КВН семейных команд "Здоровье в порядке спасибо зарядке".
  • Брей - ринг "Вредные привычки. Как от них избавится?"
  • Социологический опрос: "Что такое семья?", "Кого можно назвать идеальными родителями?", "Какие запреты преобладают у Вас в общении с ребёнком?".
  • Тренинг :"Мир в семье"(стили семейного воспитания)
  • Тренинг: "Каким должен быть ребёнок, с которым нет проблем?"
  • Тренинг: "Свободное время и семейный досуг".
  • Дебаты: "Типы семей в современном обществе".
  • Дискуссия: "Книга в жизни ребёнка". "Семья -  глаза в глаза".
  • Родительский марафон: "Как предотвратить проблемы в воспитании детей".
  • Дискуссия: " Образовательная программа ДОУ".
  • Круглый стол: "Дошкольное образование- фундамент будущей успешности в школе".  
  • Семинар: "Что такое ФГОС?".

Делаю вывод, что познавательное, информационно - аналитическое, наглядно - информационное, досуговое взаимодействие педагогов группы и родителей (законных представителей ) позволит создать формулу:

 

Представления + Знания = Компетенции.

Знают. Умеют. Владеют.

        COVID-2019 внес коррективы в реализацию проекта "Первый шаг". Одним из средств повышения компетенции родителей (законных представителей ) в вопросах воспитания, образования, взаимодействия,   стала моя собственная  газета: "Академ группа №14".

        Это газета для любящих и заботливых  родителей второй младшей группы МАДОУ "Детский сад №250 г. Челябинска".

         Пилотный проект газеты "Академ группа №14" показал, что это  дистанционное общение- залог успеха тесного сотрудничества с семьями воспитанников.  

Почему я решила издавать газету?

 

  • Важный компонент - способ педагогического информирования семьи.
  • Взаимодействие педагога и родительской общественности в формате "Обратная связь".
  • Включение родителей (законных представителей )  в воспитательное - образовательное пространство ДОУ.
  • Наиболее полное предоставление информации о содержании и методах воспитательного - образовательного процесса в группе.
  • Пропаганда положительного опыта воспитания детей дошкольного возраста.
  • Психолого - педагогическое просвещение родителей (законных представителей ).

Анонс газеты "Академ группа №14"

 Газета выходит ежемесячно. Объем номера зависит от  темы, в основном 5-6 и более листов  формата А4. Размешается на сайте детского сада.  И в групповой беседе.

Автор идеи и редактор: Тодораш Любовь Анатольевна.

В газете публикую советы и рекомендации, описываю возникающие педагогические ситуации и способы их решения, публикую новости нашей группы. Поздравляю мальчиков и девочек с днём их рождения.  Ввела такие  рубрики как:  "Историческая справка", "Развиваем эмоциональный интеллект",   "Кинезология", "Развивающее пространство в детском саду и дома""и т.д. . Самый главный аспект -  это "Обратная связь" с родительской общественностью нашей группы.  

Обратная связь показывает, что многих мам и пап  живо интересует жизнь ребёнка в детском саду, содержание  и качество воспитательно - образовательного процесса: чему учат и как занимаются с детьми, перспективы личностного роста ребёнка.

Некоторым  мамам и папам было сложно преодолеть скованность, зажатость, возникающие из - за "новизны" обстановки общения в формате дистант.

Начиная совместный путь с родителями (законными представителями )   стремилась подобрать и использовать такие темы , которые бы позволили найти ответы, решить те вопросы, которые являются важными для них: получение исчерпывающей информации о жизни группы и активное участие в деятельности детского сада, или эмоциональное раскрепощение, осознание себя частичкой команды единомышленников, или осмысление таких важных моментов, как значимость дошкольного возраста в жизни человека и роль семьи в воспитании и развитии ребенка.

Делаю вывод: сотрудничество с семьёй, через газету "Академ группа №14", которая сыграла и продолжает играть важную роль в формировании у родителей мотивации ко взаимодействию, к повышению своей педагогической культуры.

Согласна с мнением практиков: Работая с родителями (законными представителями) воспитатель помогает им увидеть отличие мира детей от мира взрослых: преодолеть авторитарное отношение к ребёнку; относиться к нему, как равному себе; понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми;

открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке.

 Все мы только выигрываем от того, что мамы и папы осознают важность своего влияния на развитие личности ребёнка. От взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей) зависит, какими мы выпустим в жизнь  наших мальчиков и девочек, грамотными, свободными, ответственными, с чувством собственного достоинства, компетентными, которым мы доверим будущее нашей страны.

Сила  педагогов и родителей в  взаимодействии. А это небосвод, на котором всегда светит солнце. Лучи этого солнца - взаимопонимание, уважение, любовь, дружба, совместные дела. И давайте будем помнить о том, что все взрослые и дети - хотят жить в мире красоты, фантазии, творчества. А так же о том, что какова наша семья - таковы наши дети.

Библиографический список

         

1. Козлова  А.В. "Работа ДОУ с семьёй"

2. Зверева О.Л.,  Кротова Т.В.  "Родительские собрания в ДОУ"

3.  Тимофеева М.В."Система сопровождения родителей"

4. Варги А.Я., Столина В.В., методики  PARI  Шеффер Е. и Белла Р.  Изучение опросника родительского отношения.

5. Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва, 2005

6. Свирская Л.В. "Работа с семьей: необязательные инструкции", Линка-Пресс, Москва, 2007 

7. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2. 8.  Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проблемных семинаров. "Новая философия взаимодействия музыкального руководителя и педагогов ДОУ в процессе решения задач музыкального воспитания и развития старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Основная цель  разработки данного цикла проблемных семенаров - осуществление тесной взаимосвязи музыкального руководителя и воспитателей по музыкальному развитию и воспитанию детей старшего дошко...

"Инновационные формы взаимодействия с семьёй в рамках реализации ФГОС дошкольного образования"

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Работа должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микрокл...

Инновационная форма взаимодействия с семьёй в рамках проекта «Выходной с родителями»

Актуальность.Семейный досуг в выходные дни. Данная проблема очень актуальна, в настоящее время родители часто не уделяют достаточное время на развитие интересов и потребностей ребенка; В федеральном г...

Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи.

Новая философия взаимодействия ДОУ и семьи...

РЕАЛИЗАЦИЯ «НОВОЙ ФИЛОСОФИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ» ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ДОУ

Что такое «новая философия взаимодействия» детского сада и семьи? В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание  детей нес...