План по самообразованию : «Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста»
рабочая программа (младшая группа)

Лапина Татьяна Викторовна

Цель: Развитие связной речи детей  раннего возраста посредством русской народной сказки. Определить роль  сказки  в развитии речи детей раннего дошкольного возраста и внедрить сказку в повседневную жизнь дошкольников в детском саду

Задачи:- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития речи детей раннего возраста)

- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.

- Систематизировать  опыт работы по теме.

- Подготовить материал для работы с детьми.

- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

- Разработать картотеки по развитию речи.

- Выявить возможность использования русских народных  сказок  на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

- Разработать систему мероприятий для детей раннего возраста на  основе использования русских народных сказок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_22-23.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

План

 по самообразованию

 2023/2024 учебный год

Тема: «Русское народное творчество, как средство развития речи детей раннего возраста»

Воспитатель: Березуцкая Татьяна Викторовна

МАДОУ «Детский сад 196»

Г. Барнаул

На сегодняшний день, с введение ФГОС ДО, тема использования фольклора в развитии речи детей, очень актуальна. Приобщая детей с самого раннего возраста к народным сказкам, песням и тп, мы не только воспитываем в них личность и уважительное отношение к национальным традициям, но и закладываем фундамент активного речевого развития. Обогащение словарного запаса детей связано напрямую с устным народным творчеством, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, сказках.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и  окружающим  миром в целом.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - всё это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Проблема: в настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как  взрослых, так и детей  к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Всё реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении в ребенком.

Актуальность:

«У кого в детстве не было сказки, тот вырастет сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота»

Ирина Токмакова

Овладение родным языком является одним из важнейших  приобретений ребенка в раннем возрасте. Именно приобретений, так как речь  не дается человеку от рождения.  Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий , чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении  (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие  монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.

Цель:

Развитие связной речи детей  раннего возраста посредством устного народного творчества. Определить роль  устного народного творчества  в развитии речи детей раннего дошкольного возраста и внедрить его в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития речи детей раннего возраста)

- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.

- Систематизировать  опыт работы по теме.

- Подготовить материал для работы с детьми.

- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.

- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.

- Разработать картотеки по развитию речи.

- Выявить возможность использования русских народных  сказок  на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.

- Разработать систему мероприятий для детей раннего возраста на  основе использования устного народного творчества.

План работы по самообразованию

Месяц

Форма работы

Воспитатель

С родителями

С детьми (раз в неделю)

Сентябрь

Изучение методической литературы по теме «Русское народное творчество, как средство развития речи детей раннего возраста». Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему « Народные сказки» для детей дошкольного возраста. Постановка целей и задач по данной теме.

  1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М.А Васильевой  М.2019
  2. Ильин И « Духовный мир сказки»
  3. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
  4. Э.И Иванова «Расскажи мне сказку» литературные сказки для детей. Просвещение 2001
  5. «Занятия по развитию речи» В.В Гербова.
  6. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.1991
  7. Бородич А.М Методика развития речи детей М.2004

Папка-передвижка «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста».

Обновление книжного уголка.

  1. Игра-занятие «Милости просим, гости дорогие»
  2. Знакомство с колыбелькой и колыбельными песнями.
  3. «Во саду ли, в огороде» Знакомство с огородом детского сада.
  4. Знакомство со сказкой «Репка»

Октябрь

Изучение темы: «Роль сказок  в развитии речи детей раннего возраста», «Знакомство с русскими народными сказками»

Изучение нормативно-правовой, научной  и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды.

Создание картотеки народных сказок

Консультация «Роль сказки в развитии речи детей»

Повышение педагогической компетенции,

Консультация «Расскажи мне сказку, мама!»

  1. Игра-занятие «Чудесный сундучок» Загадывание загадок об овощах
  2. Заучивание потешки «Как у нашего кота»
  3. Дидактическое упражнение «Котик, котик, поиграй»
  4. Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса»

ноябрь

Изучение методической литературы по теме самообразования. Применение цитат из сказок в режимных моментах.

Составление картотеки пальчиковых и подвижных игр

Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей. Составление буклета со списком рекомендуемых сказок.

  1. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой моё личико»
  2. Повторение потешек и колыбельных
  3. Разучивание потешки «Идет коза рогатая»
  4. Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

декабрь

Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста»

Папка-передвижка «Роль сказки в развитии речи детей. Читаем дома»

  1. Дидактическая игра «Угадай сказку».
  2. Чтение сказки «Колобок»
  3. Загадывание загадок о зиме.
  4. «Нарисую сказку» Рисование красками

Январь

Апробация форм работы с родителями. Повышение уровня педагогической  компетенции

Круглый стол для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку»

  1. «Пришла коляда – отворяй ворота» Знакомство детей с Рождеством
  2. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»
  3. Лепка посуды
  4. Чтение сказки «Три медведя»

Февраль

Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам. Создание бумажного театра.

Консультация « Личная библиотека ребенка».

Буклет «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»

  1. Чтение сказки «Маша и медведь».
  2. Прослушивание аудиосказокю
  3. Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

Март

Изучение темы «Влияние сказок на психику ребенка. Подбор литературы для родителей

Консультация « Как выбрать полезную сказку для малыша», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

  1. Игры в театральном уголке (настольный, пальчиковый и тп).
  2. Дидактическая игра «Найди ошибку в сказке»
  3. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка»
  4. «Трень-брень, гусельки» - знакомство с народным инструментом - гусли

Апрель

Изучение рынка современных игрушек, и возможности использования их в театрализации сказок.

Консультация «Современные игрушки, плюсы и минусы в развитии детей»

Выставка книг «Моя любимая сказка»

  1. Инсценировка русских народных сказок. Участие в театральной недели.
  2. Чтение сказки «Кот, лиса и петух»
  3. Разучивание потешек про солнышко
  4. Дидактическая игра «Узнай сказку»

Май

Самоанализ по реализации плана. Презентация опыта работы по теме

Развлечение «В гостях у сказки»

Используемая литература:

  1. Хрестоматия для детей 1-3 лет
  2. Д. Соколов «Сказки и сказкотерапия»
  3. Грабенко Т.М. «Зачем читать детям сказки»
  4. Ильин И. «Духовный мир сказок»
  5. Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
  6. Э.И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Прсвещение 2001
  7. «Занятия по развитию речи» В.В. Гербова (младшая группа). М 2016.
  8. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М1991
  9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М 2004
  10. Ланчеева-Репьева «иное царство русских сказок»
  11. Ресурсы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса по теме самообраования “Сказка как средство развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ”

В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкол...

«Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

В статье подробно описывается как с помощью сказки можно развивать все стороны речи детей раннего возраста....

«Сказка как средство развитие речи детей раннего возраста».

Для детей сказка – удивительный и волшебный мир.Использование сказок способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи. Сказки предполагают воздействие на мышление реб...

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...

Программа по самообразованию "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"

План й по самообразованию.Тема: "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"Цель: развите связной речи младших дошкольников посредством чтения сказок....

" Русские народные сказки , как средство развития речи детей раннего возраста".

quot;Русские народные сказки , как средство развития речи детей раннего возраста"....