План по самообразованию : «Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста»
рабочая программа (младшая группа)
Цель: Развитие связной речи детей раннего возраста посредством русской народной сказки. Определить роль сказки в развитии речи детей раннего дошкольного возраста и внедрить сказку в повседневную жизнь дошкольников в детском саду
Задачи:- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития речи детей раннего возраста)
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.
- Систематизировать опыт работы по теме.
- Подготовить материал для работы с детьми.
- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.
- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
- Разработать картотеки по развитию речи.
- Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.
- Разработать систему мероприятий для детей раннего возраста на основе использования русских народных сказок
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
План
по самообразованию
2023/2024 учебный год
Тема: «Русское народное творчество, как средство развития речи детей раннего возраста»
Воспитатель: Березуцкая Татьяна Викторовна
МАДОУ «Детский сад 196»
Г. Барнаул
На сегодняшний день, с введение ФГОС ДО, тема использования фольклора в развитии речи детей, очень актуальна. Приобщая детей с самого раннего возраста к народным сказкам, песням и тп, мы не только воспитываем в них личность и уважительное отношение к национальным традициям, но и закладываем фундамент активного речевого развития. Обогащение словарного запаса детей связано напрямую с устным народным творчеством, выраженное в песнях, потешках, прибаутках, пестушках, припевках, сказках.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - всё это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Проблема: в настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Всё реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении в ребенком.
Актуальность:
«У кого в детстве не было сказки, тот вырастет сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и укалываются как о лист осота»
Ирина Токмакова
Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в раннем возрасте. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий , чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность детей в школе. Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Цель:
Развитие связной речи детей раннего возраста посредством устного народного творчества. Определить роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего дошкольного возраста и внедрить его в повседневную жизнь дошкольников в детском саду.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы (учебной, справочной, научно-методической литературы по вопросу развития речи детей раннего возраста)
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приёмов.
- Систематизировать опыт работы по теме.
- Подготовить материал для работы с детьми.
- Разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, папок-передвижек материалы для родителей.
- Привлечь родителей к организации работы по развитию речи с детьми.
- Разработать картотеки по развитию речи.
- Выявить возможность использования русских народных сказок на занятиях по развитию речи и в повседневном общении.
- Разработать систему мероприятий для детей раннего возраста на основе использования устного народного творчества.
План работы по самообразованию
Месяц | Форма работы | ||
Воспитатель | С родителями | С детьми (раз в неделю) | |
Сентябрь | Изучение методической литературы по теме «Русское народное творчество, как средство развития речи детей раннего возраста». Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему « Народные сказки» для детей дошкольного возраста. Постановка целей и задач по данной теме.
| Папка-передвижка «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста». Обновление книжного уголка. |
|
Октябрь | Изучение темы: «Роль сказок в развитии речи детей раннего возраста», «Знакомство с русскими народными сказками» Изучение нормативно-правовой, научной и методической литературы по созданию развивающей предметно-пространственной среды. Создание картотеки народных сказок | Консультация «Роль сказки в развитии речи детей» Повышение педагогической компетенции, Консультация «Расскажи мне сказку, мама!» |
|
ноябрь | Изучение методической литературы по теме самообразования. Применение цитат из сказок в режимных моментах. Составление картотеки пальчиковых и подвижных игр | Создание библиотеки красочных книг со сказками для детей. Составление буклета со списком рекомендуемых сказок. |
|
декабрь | Изучение методической литературы по теме «Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста» | Папка-передвижка «Роль сказки в развитии речи детей. Читаем дома» |
|
Январь | Апробация форм работы с родителями. Повышение уровня педагогической компетенции | Круглый стол для родителей по теме «Развитие речи детей через сказку» |
|
Февраль | Подбор упражнений для пальчиковых игр по сказкам. Создание бумажного театра. | Консультация « Личная библиотека ребенка». Буклет «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста» |
|
Март | Изучение темы «Влияние сказок на психику ребенка. Подбор литературы для родителей | Консультация « Как выбрать полезную сказку для малыша», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» |
|
Апрель | Изучение рынка современных игрушек, и возможности использования их в театрализации сказок. | Консультация «Современные игрушки, плюсы и минусы в развитии детей» Выставка книг «Моя любимая сказка» |
|
Май | Самоанализ по реализации плана. Презентация опыта работы по теме | Развлечение «В гостях у сказки» | |
Используемая литература:
- Хрестоматия для детей 1-3 лет
- Д. Соколов «Сказки и сказкотерапия»
- Грабенко Т.М. «Зачем читать детям сказки»
- Ильин И. «Духовный мир сказок»
- Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии»
- Э.И. Иванова «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Прсвещение 2001
- «Занятия по развитию речи» В.В. Гербова (младшая группа). М 2016.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М1991
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. М 2004
- Ланчеева-Репьева «иное царство русских сказок»
- Ресурсы Интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса по теме самообраования “Сказка как средство развития речи детей раннего возраста в условиях внедрения ФГОС в ДОУ”
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкол...

«Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»
В статье подробно описывается как с помощью сказки можно развивать все стороны речи детей раннего возраста....
«Сказка как средство развитие речи детей раннего возраста».
Для детей сказка – удивительный и волшебный мир.Использование сказок способствует целенаправленному и спонтанному развитию словаря и связной речи. Сказки предполагают воздействие на мышление реб...

Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»
Представление опыта работы по теме: «Сказка как средство развития речи детей раннего возраста»...

Методические рекомендации для педагогов на тему: Сказка как средство развития речи детей раннего возраста"
Методические рекомендации для педагогов...

Программа по самообразованию "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"
План й по самообразованию.Тема: "Сказка, как средство развития речи детей раннего возраста"Цель: развите связной речи младших дошкольников посредством чтения сказок....

" Русские народные сказки , как средство развития речи детей раннего возраста".
quot;Русские народные сказки , как средство развития речи детей раннего возраста"....
