Мастер-класс для педагогов: «Инновационные методы развития творчества детей»
методическая разработка

Романова Наталья Николаевна

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво

зазвучат»

В. А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_sovet.docx55.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 140»

Доклад на педагогический совет

на тему:

«Инновационные методы развития творчества детей»

        Подготовила:

                                                                                                                          Музыкальный руководитель

                                                                                                            Романова Н. Н.

Оренбург, 2024 г

\«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво

зазвучат»

В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для выявления и развития способностей воспитанников.

Главная задача нашего детского сада – это раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности.

Основная идея «Успеха каждого ребенка» – выстраивание системы образования, создание комплексной модели поддержки талантливых детей, а так же раскрытие талантов и интересов всех воспитанников.

Согласно Википедии, успех - это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. Это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат совпал с ожиданиями, надеждами, а возможно превзошёл их.

В жизни ребёнка успех играет огромную роль, так как является гарантом счастья, служит мотивацией для постановки новых целей. Именно он тесно связан с такими чертами личностями, как инициативность, ответственность, добросовестность. Обычно успешные дети очень любознательны, активны; со сверстниками они доброжелательны и заботливы; они умеют находить общий язык с взрослыми людьми; способны общаться на любые темы. Часто, ставя перед собой цели, ребята проявляют упорство и настойчивость в достижении результата. Дети, которые стремятся к успеху в какой-либо области, включаются в поиск новой информации и креативного подхода в поиске решения; они также склонны фантазировать.

Успех ребёнка сопряжён с его способностями. Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Однако талант не всегда ярко выражен, поэтому важно вовремя его заметить.

Деятельность педагогов ДОУ по созданию ситуации успеха направлена на:

• создание комфортности для ребенка

• погружение каждого ребенка в творческий процесс,

• опору на внутреннюю мотивацию,

• постепенный переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным;

• вариативность,

• индивидуальный подход.

Сегодня я хотела бы познакомить вас с несколькими методиками, которые позволят выявить креативность и талант воспитанников.

Итак, первая методика – это кубики Кооса.

Диагностический тест был предложен американским ученым Сэмюэлем Коосом в 1927 году. Его методика относилась к невербальной диагностике и официально называлась «Тесты узоров из кубиков». Исследование до сих пор считается актуальным и часто используется в детских садах и школах для определения интеллектуального потенциала детей.

Кубики Кооса — головоломка для диагностики интеллектуального развития ребенка, определения его умственных способностей. Для тестирования используются 16 разноцветных кубиков. Некоторые грани двухцветные, другие окрашены монохромно. С их помощью необходимо сложить определенный заданный рисунок.

Изначально кубиков было 9, однако позже это количество увеличили до 16. К комплекту дополнительно прилагается 17 карточек, на которых напечатаны картинки-задания. Следуя образцу, ребенок должен собрать похожее изображение на верхней части кубиков. Психологи обычно начинают с простых чертежей, постепенно увеличивая степень сложности.

Кубики Кооса

Как проходит диагностика кубиками Кооса

Тестированию предшествует ознакомительное занятие, где ребенок должен познакомиться с кубиками, рассмотреть карточки с изображениями. Кооса кубики малышу вначале нужно повертеть в руках, назвать цвета, форму деталей.

Получая задание, испытуемый должен сначала познакомиться с изображением.

На выполнение задания отводится определенный лимит времени, который устанавливается в зависимости от возраста и уровня сложности.

Для положительного результата работы количество упражнений не ограничивается.

Главнвя задача испытуемого из кубиков, как это указано в карточке с заданием.

Карточки имеют разный уровень сложности. Игры с такими кубиками тренируют в маленьких исследователях пространственное мышление, логику, развивают концентрацию внимания, чувство симметрии, воображение, силу воли.

Методика «Как спасти зайку»

Целью данной методики является оценка дошкольников в способности преобразования проблемы на выбор в другую ситуацию. Основанием для проведения является  надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Необходимый материал для проведения диагностики: игрушка зайца, деревянная палочка, блюдце, не надутый воздушный шарик, ведерко, лист бумаги.

Инструкция: весь перечисленный материал, необходимый для диагностики, раскладывается на столе, перед ребенком.

Педагог предлагает ребёнку познакомиться с зайчиком и рассказывает историю: «Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко- далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (показывая на стол). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

Интерпретация данных.

В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

1 уровень. Дошкольник решает выбрать блюдце или ведерко, и палочку с помощью, которой, возможно достать зайку со дна, не выходя за рамки простого выбора; малыш пробует применять предметы в готовом виде, бессознательно перекладывая их свойства в другую ситуацию.

2 уровень. Принятие решения простейшего направления, применяя имеющуюся палочку в виде бревна, для того, чтоб добраться на нём зайцу до берега. То есть, не выходя за границы ситуации выбора.

3 уровень. Ребёнок предлагает надуть шарик или сделать кораблик, используя белый лист бумаги или не надутый воздушный шарик. Ребёнок данного уровня имеет установку на изменение предметного наличного материала. Начальная задача на выбор по их инициативе изменяется в преобразовательную задачу, что говорит о надситуативном подходе к ней дошкольника.

МЕТОДИКА «ВРЕМЕНА ГОДА»

Эта методика предназначена для детей в возрасте 4-х лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка.  

За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин. — ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое либо иное время года.

Оценка результатов

10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки со временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).  

8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.  

 

6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.  

 

4-5 баллов — ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.  

 

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).  

Выводы об уровне развития:  10 баллов — очень высокий.  

8-9 баллов — высокий.  

6-7 баллов — средний.  

4-5 баллов — низкий.  

0-3 балла — очень низкий.

Метод интеллект-карт в ДОУ.

Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.

Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации.

Благодаря своим свойствам использование метода Интеллект - карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста позволит повысить интерес детей к программному содержанию, сделает процесс усвоения информации более структурированным, наглядным.

Методика составления карты

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

1. Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.

2. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).

3. Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.

4. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.

5. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.

Интеллект - карта в работе с детьми вводится постепенно и, этот процесс поделили на 3 уровня:

1 этап. Подготовительный

Знакомство детей с интеллект - картой (2 половина старшей группы).

В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно рассказать «картинками».

1 вариант – сначала дети составляют рассказ по схеме интеллект -карты, созданной педагогом.

2 вариант – далее дети с помощью педагога (родителя) составляют интеллект - карты по заданной теме.

Варианты создания интеллект карты :

Ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 140»

Выступление на педагогическом совете:

«Инновационные методы развития творчества детей»

        Подготовила:

Музыкальный руководитель

Романова Н.Н.

        Оренбург - 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»

Нетрадиционные виды аппликации– один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности, так как не является обязательным в программах дошкольного образования. В связи с этим от...

Статья: Инновационные методы развития творчества детей дошкольного возраста

Проблема творчества является одной из тех, которые возникают при использовании самых различных сфер человеческой деятельности: научной, производственно-технической, политической, хозяйственной, художе...

Мастер-класс «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России».,дидактическая игра Кубики географических историй

в данную разработку входит мастер-класс по теме «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России» , пр...

Мастер-класс: «Театральный этюд, как инновационный прием развития музыкально - творческих способностей детей»

Цель: Создание условий для развития педагогического мастерства участников мастер-класса в процессе знакомства с методом «театральный этюд», как элемент актерского мастерства.Задачи:1....

Мастер - класс "Ментальная арифметика как инновационный метод дошкольного образования"

Материал поможет воспитателям повысить познавательную активность старших дошкольников на занятиях по ФЭМП. Методика способствует формированию и развитию внимания, фотографической памяти и творческого ...

Мастер-класс «Волшебные колечки» -как инновационный метод развития связной речи»

Мастер-класс «Волшебные колечки» как инновационный метод развития связной речи может быть посвящён использованию дидактического пособия «Волшебные колечки» — метода ...