План по самообразованию на 2025-2026 учебный год
учебно-методический материал (младшая группа)

Алена Солодовникова

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Возраст 2-3 года

 

Составила: воспитатель Солодовникова А.В.

 

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

 Цель: развитие творческих способностей детей раннего возраста 2-3х лет посредством использования нетрадиционного рисования.

Задачи:

Образовательные:

·        познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

·        сформировать у детей технические навыки рисования.

Развивающие:

·        развивать эстетические чувства, чувства цвета, ритма;

·        развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

·        развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

·        воспитывать устойчивый интерес к рисованию нетрадиционными способами;

·        воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

·        воспитывать чувство радости при восприятии созданных рисунков.

Актуальность темы:

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия ».

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

 Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

 Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

 Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

 Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина, О. В. Недорезова, В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова и другие.

            Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Распределение техники по возрастным группам.

 С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

 рисование пальчиками;

 оттиск печатками из картофеля;

оттиск осенними листьями;

 рисование ладошками и т.д.

 

 Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

 1. Изучение методической литературы по теме:

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

 2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

 3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

 4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

 5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 6. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

 

 2. Изучение педагогического опыта.

 Внедрение в практику:

 1. Разработка перспективного плана на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе.

 2. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

 3. Выставки детских рисунков  для родителей.

 4. Составить конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.

5. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.

 Представление опыта работы:

 1. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.

 2. Консультация для воспитателей по теме самообразования.

 3. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

 4. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

 

Календарно - тематическое планирование

 

Месяц

Тема

Техника рисования

Задачи

Описание

Оборудование

Сентябрь

1.«Лесные ягодки на тарелочке»

Рисование пальчиком.

- Продолжать знакомство с техникой рисования пальчиками;

- продолжать учить придавливать палец с краской к бумаге;

- закреплять знания о цвете (красный).

Ребенок опускает пальчик в краску красного цвета и наносит на бумагу.

Картинки с изображением лесных ягод. Вырезанный круг из бумаги, краска красного цвета, салфетка.

 

2. «Дождик, дождик…».

Рисование пальчиком.

- Продолжать умение рисовать пальчиками;

- закреплять знания и представления о цвете(синий).

Ребенок  опускает пальчик в краску синего цвета и наносит пятна по всей поверхности бумаги.

Картинки с изображением дождика. Альбомный лист, краска синего цвета, салфетка.

 

3.«Грибочек мухомор».

Рисование пальчиком.

- Закреплять умения рисовать пальчиком;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- воспитывать любовь к природе.

На вырезанную заготовку гриба мухомора, ребенок наносит пальчиком пятна белого цвета.

Картинки с изображением гриба мухомора. Вырезанный из бумаги контур гриба, краска белого цвета, салфетка.

 

4. «Осенний листик».

Рисование пальчиком.

- Продолжать воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами;

- правильно набирать краску и ставить отпечатки кончиком пальца;

- развивать чувство цвета.

На вырезанную заготовку листочка, ребенок наносит пальчиком пятна (желтого или красного) цвета.

Картинки с изображением осени. Вырезанный контур листочка, краски желтого, красного цветов, салфетка.

Октябрь.

1. «Веточка рябины».

Рисование пальчиком.

- Развивать творческие способности, через рисование пальчиком;

- развивать мелкую моторику кистей рук;

- воспитывать чувство прекрасного.

Ребенок опускает пальчик в краску красного цвета и по показу воспитателя наносит точки рядом друг с другом, изображая  гроздь рябины.

Картинки с изображением дерева рябины и веточки ягод рябины (можно показать настоящую ветку рябины). Альбомный лист с нарисованной веткой рябины без ягод, краска красного цвета, салфетка.

 

2.«Желтенький цыпленок».

Рисование методом тычка с жесткой кистью.

- Познакомить со способом рисования тычка жесткой кистью;

- совершенствовать умения правильно держать кисть при рисовании;

- расширять знания о домашних птицах.

 

На вырезанную заготовку  цыпленка, ребенок наносит тычки желтого цвета.

Картинка с изображением курочки с цыплятами. Вырезанный контур цыпленка, жесткая кисть, желтая краска, баночка с водой.

 

3. «Ёжик». Коллективная работа.

Рисование ладошкой.

- Знакомить с новой техникой рисования;

- учить плотно, прижимать всю ладонь к бумаге;

- развивать интерес к коллективному  рисованию;

- развивать чувство композиции.

Ребенок опускает ладошку в краску (или взрослый раскрашивает ладонь ребенка кистью) коричневого цвета и делает отпечаток (иголочки) на контур спины ёжика.

Картинка с изображением ёжа. Коричневая краска, бумага большого формата с нарисованным контуром ёжика

 

4. «Рыбка».

Рисование пальчиком.

- Закрепить умения рисовать пальчиком;

- развивать мышление;

- вызвать эмоциональный отклик.

Ребенок опускает пальчик в краску и наносит тычки на вырезанную заготовку рыбки.

Картинка с изображением аквариума с рыбками. Краски (желтая, красная, зеленая), вырезанный контур рыбки из бумаги, салфетка.

Ноябрь

1. «Платье для куклы Маши».

Рисование пальчиком.

- Продолжать формировать интерес к рисованию пальчиком;

- научить прижимать палец к бумаге и вести неотрывную линию;

- развивать чувство композиции.

Ребенок опускает пальчик в краску разного цвета и наносит тычки и линии на вырезанную заготовку платья.

Кукла Маша в красивом платье. Вырезанная заготовка из бумаги платье и силуэт куклы, краски (красный, желтый, синий, зеленый), салфетка.

 

2.«Разноцветные мячи».

Рисование пальчиком.

- Развивать творческие способности через рисование пальчиками;

- развивать мелкую моторику кистей рук.

Ребенок опускает пальчик в краску и наносит тычки по всей вырезанной заготовке мяча.

Игрушка – мяч. Вырезанный из бумаги - круг, краски (желтый, красный, зеленый, синий), салфетка.

 

3.«Горошины для Пети-петушка».

Рисование ватной палочкой.

- Знакомить с новой нетрадиционной техникой рисования - ватными палочками;

- научить правильно, держать ватную палочку - вертикально;

- прививать аккуратность при работе с краской;

- развитие речи и внимание.

Ребенок опускает ватную палочку в краску зеленого цвета и по всей поверхности листа, наносит тычки по всей поверхности листа.

Игрушка - петушок, тарелочка с сухим горохом. Альбомная бумага с нарисованным в углу петушком, краска зеленого цвета, ватная палочка, салфетка.

 

4.«Моя чашечка»

Рисование пальчиком.

-  Развивать творческие способности, через рисование пальчиком;

- развивать мелкую моторику кистей рук;

- воспитывать чувство прекрасного.

Ребенок опускает пальчик в краску и наносит тычки и линии по всей поверхности заготовки- чашки

Игрушка - чашка с блюдцем. Вырезанная заготовка из бумаги - чашка, краски (зеленый, синий, красный, желтый), салфетка.

Декабрь

1. «Бусы для матрешки».

Рисование спонжиком.

- Познакомить детей с техникой рисования -отпечаток спонжиком;

- научить правильно держать спонжик и наносить им краску;

- развивать чувство композиции.

Ребенок опускает спонжик в краску и наносит тычки на лист бумаги, на нарисованной для бусин нитке.

Разные бусы. Альбомный лист нарисованной линией, краски (желтый, красный), спонжик,  салфетка.

 

2. «Падает снег».

Рисование ватной палочкой.

- Прививать аккуратность при работе с краской;

- учить удерживать тонкий предмет замкнутыми пальцами;

- развивать мелкую моторику кистей рук.

Ребенок опускает ватную палочку в краску белого цвета и по всей поверхности листа ,наносит тычки  по всей поверхности листа.

Картинки с пейзажем зимы. Тонированный лист голубого цвета, ватная палочка,  краска белого цвета, салфетка.

 

3. «Ёлочка лесная» Коллективная работа.

Рисование ладошкой.

- Закреплять технику рисования ладошками;

- учить оставлять отпечатки, опираясь всей ладонью;

- закреплять знания и представления о цвете (зеленый).

Ребенок опускает ладошку в зеленую краску, делает отпечаток под наблюдением взрослого, который следит за приложением ладошки так, чтобы получилась елочка.

Игрушка или картинка с изображением елки. Большой лист тонированной голубым цветом бумаги, краска зеленого цвета, салфетка.

 

4.«Пушистый снег» .Коллективная работа. Продолжение «Ёлочка лесная».

Рисование спонжиком

- Продолжаем знакомить детей с техникой рисования спонжиком;

- Развивать чувство композиции;

- вызвать эмоциональный отклик.

Ребенок опускает спонжик в белую краску и наносит пятна на лист бумаги( на ёлочку).

Картина с изображение снежной елочки. Нарисованная детьми картина с елочкой, белая краска, спонжик, салфетка.

 

5. «Зайка беленький сидит…».

Рисование методом тычка с жесткой кистью.

- Продолжать учить рисовать способом тычка жесткой кистью по контуру;

- расширять знания детей о диких животных;

- развивать мелкую моторику кистей рук.

 

Ребенок опускает кисть в белую краску и ритмично наносит тычки на изображение зайчика.

Картинки с изображением зайчика в беленькой шубке. Тонированная голубая бумага, с нарисованным контуром зайца, жесткая кисточка, белая краска, банка с водой, салфетка.

Январь

1.«Узор на варежке».

Рисование пальчиком.

- Продолжать формировать интерес к рисованию пальчиком;

- научить прижимать палец к бумаге и вести неотрывную линию;

- развивать чувство композиции.

Ребенок опускает пальчик в краску разного цвета и наносит точки и линии на вырезанную заготовку варежек.

Красивые вязанные варежки. Вырезанная заготовка из бумаги варежка, краски (красный, желтый, синий, зеленый), салфетка.

 

2. «Котёнок».

Рисование спонжиком.

- Продолжать учить  детей с техникой рисования  спонжиком;

- научить правильно держать спонжик и наносить им краску;

- развивать интерес к рисованию;

- расширять знания детей о домашних животных.

Ребенок опускает спонжик в серую  краску и наносит тычки на изображение котенка.

Мягка игрушка- кошечка. Альбомный лист бумаги с изображением котенка, спонжик, краска серого цвета, салфетка.

 

3.«Звездное небо».

Рисование пальчиком.

- Продолжать упражнять детей к рисованию пальцем;

- развивать чувство композиции, цвето- восприятие.

- формировать знание о времени суток.

 

Ребенок  опускает пальчик в краску желтого цвета и наносит пятна по всей поверхности бумаги.

Картинки с изображением времени суток (утро, день, вечер, ночь). Альбомные листы темного цвета с изображением луны, краска желтого цвета, салфетка.

Февраль

1.«Сказочное окошко».

Рисование пальчиком.

- Развивать творческие способности, через рисование пальчиком;

- развивать мелкую моторику кистей рук;

- воспитывать чувство прекрасного.

Ребенок опускает палец в белую краску  и наносит тычки (снежинки) на окошечко.

Картинки с изображением вида из окна зимой. Наблюдение из окна группы, как падает снег. Тонированный альбомный лист, с изображением оконной рамы, белая краска, салфетка.

 

2.«Мишка косолапый».

Рисование методом жесткой кисточкой.

- Продолжать учить рисовать способом тычка жесткой кистью по контуру;

- расширять знания детей о диких животных;

- развивать мелкую моторику кистей рук.

Ребенок опускает кисть в коричневую краску и ритмично наносит на изображение медвежонка.

Картинки с изображением медведя. Альбомный лист, с нарисованным контуром медвежонка, жесткая кисточка, коричневая краска, банка с водой, салфетка.

 

3.«Самолет для папы».

Рисование спонжиком и пальчиком

- Продолжаем знакомить детей с техникой рисования спонжиком и пальчиком;

- Развивать чувство композиции;

- вызвать эмоциональный отклик.

Ребенок опускает палец в зеленую краску и наносит тычки на нарисованный самолет, а за тем спонжиком, методом тычка рисуем облака.

Картинки с изображением летящего самолета. Игрушка- самолет. Тонированный альбомный лист голубого цвета с изображением конура самолета, краски зеленого и белого цвета, спонжик, салфетка.

 

4. «Угощение для зайки».

Рисование пальчиком.

- Закреплять умения рисовать пальчиком;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- закреплять знания об овощах;

- воспитывать отзывчивость и доброту.

Ребенок опускает палец в красную (можно оранжевую) краску и наносит методом тычка на рисунок морковки.

Игрушка -заяц, муляж- морковка. Альбомный лист с изображением контура морковки, краска красного (оранжевого)цвета, салфетка.

Март

1.«Мимозы мамочке».

Рисование ватными палочками.

- Прививать аккуратность при работе с краской;

- продолжаем учить удерживать тонкий предмет замкнутыми пальцами;

- развивать мелкую моторику кистей рук.

Ребенок опускает ватную палочку в краску желтого цвета и наносит тычки вокруг веточек.

Картинка с изображением мимозы. Альбомный лист с изображением ветки коричневого цвета, краска желтого цвета, салфетка.

 

2.«Платок для бабушки».

Рисование пальчиком.

- Продолжать формировать интерес к рисованию пальчиком;

- научить прижимать палец к бумаге и вести неотрывную линию: наносить тычки пальцем:

- развивать чувство композиции

Ребенок опускает пальчик в краску и наносит по контуру платка- линии и по всей поверхности тычки пальцем на вырезанную заготовку платка.

Платок с узорами. Вырезанный из бумаги треугольник (платок), краски (желтый, красный, зеленый, синий), салфетка.

 

3.«Веселые осьминожки».

Рисование ладошками. Коллективная работа.

- продолжаем учить делать отпечатки ладонью;

- учить плотно прижимать всю ладонь к бумаге;

- развивать интерес к коллективному  рисованию;

- развивать чувство композиции.

Ребенок опускает ладошку в краску (или взрослый раскрашивает ладонь ребенка кистью) и делает отпечаток.

Картинка с изображением осьминожек. Большого размера лист бумаги, можно обоев, краски разных основных цветов, большая мягкая кисточка, салфетка.

 

4. «Яблоко».

Рисование пальчиком.

- Закреплять умения рисовать пальчиком;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

- закреплять знания о фруктах.

 

Ребенок опускает пальчик в краску красного цвета и наносит точки на изображение яблока.

Муляж красного яблока.  Альбомный лист с изображением контура яблока с зеленым листиком, краска красного цвета, салфетка.

Апрель

1.«Ракета»

Рисование пальчиком.

- продолжаем аккуратно пользоваться  краской;

- развивать интерес к рисованию;

- развивать чувство композиции.

Ребенок опускает палец в краску зеленого цвета и методом тычка наносит на нарисованную ракету.

Картинка с изображением ракеты. Альбомный лист с изображением контура ракеты, краска зеленого цвета, салфетка.

 

2.«Радужные зонтики».

Рисование ватной палочкой.

- Совершенствовать метод нетрадиционной техникой рисования;- ватными палочками;

- научить правильно, держать ватную палочку - вертикально;

- прививать аккуратность при работе с краской;

- развитие речи и внимание.

Ребенок опускает ватную палочку в краску (красный, зеленый, синий, желтый, по выбору ребенка) и методом тычка наносит на нарисованный зонт.

Детский красочный зонтик. Альбомный лист  с изображением контура зонта, ватная палочка, краски разных цветов, салфетка.

 

3.«Солнышко».

Рисование спонжиком.

- Развивать чувство цвета;

совершенствовать умение рисовать с помощью спонжика;

- развивать мелкую моторику кистей рук.

Ребенок опускает спонжик в краску желтого цвета и наносит на нарисованное солнышко тычки, затем ребенок рисует прямые линии от солнца - лучики.

Картинка с изображением солнца. Альбомный лист с изображением контура круга, спонжик, краска желтого цвета, салфетка.

 

4.«Березки весной».

Рисование пальчиком.

Совершенствовать умение детей изображать нетрадиционным способом - рисование пальчиками;

- закрепить ритмично наносить тычки;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Ребенок опускает пальчик в краску зеленого цвета и наносит тычки  вокруг на силуэт ствола и веток дерева.

Картина с изображением березы. Альбомный лист бумаги с изображением ствола и веток дерева березы, краска зеленого цвета, салфетка.

Май

1.«Праздничный салют»

Рисование пальчиком. Коллективное рисование.

- закрепить умение ритмично наносить тычки на всю поверхность листа;

- развивать интерес к коллективному рисованию.

Ребенок опускает палец  в краску (любого цвета) и наносит тычки по всей поверхности листа

Картины с изображением праздничного салюта. Большой формат бумаги, краски  основных цветов, салфетка.

 

2. «Зеленая травка».

Рисование ладошкой. Коллективная работа.

- Совершенствовать умение работать сообща;

- воспитывать любовь и заботу к природе;

- развивать мелкую моторику рук.

Ребенок опускает ладошку в зеленую краску (или взрослый раскрашивает ладонь ребенка кистью) и делает отпечатки по всему листу.

Картинки с изображением луга. Большой формат бумаги, краска зеленого цвета, большая мягкая кисточка, салфетка.

 

3.«Одуванчики»

Рисование методом тычка жесткой кистью. Коллективная работа. Продолжение.

- Совершенствовать умение наносить тычки жесткой кистью;

-  расширять знания детей о весеннем цветке - одуванчик;

- воспитывать бережное отношение к природе.

 

Ребенок опускает кисточку в желтую краску и хаотично наносит по всей поверхности рисунка.

Картинка с изображением одуванчика. Работа детей  с предыдущей работы «Зеленая травка», кисточка, краска желтого цвета, банка с водой, салфетка.

 

Выход темы:

- Проведение открытого занятия по развитию творческих способностей детей во второй младшей группе. (Март)

- Провести консультацию для педагогов по теме: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей дошкольного возраста» (Апрель)

- Оформление папки передвижки. Тема: «Детское творчество» (Декабрь)

- Сборник консультаций для родителей. Тема «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»

- Отчёт о проделанной работе за учебный год.

 

 

Литература:

 

  1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015.

  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. – 2010

  3. Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009

  4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.

  5. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. - Мн: ООО «Попурри», 2015

  6. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009.

  7. Колдина Д.Н «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2009

  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.

  9. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.

  10. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010.

  11. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества . - Москва, 2011.

  12. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.

  13. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009

  14. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: 2011

  15. Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М – 2012

  16. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. - М., 2010.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы на 2025-2026 учебный год

Разработка кружковой работы...

План работы по самообразованию на 2025-2026 «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии В.В.Воскобовича»

План работы по самообразованию на 2025-2026 уч. год Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников с помощью технологии  В.В.Воскобовича»...

Индивидуальный план работы воспитателя по теме самообразования на 2025-2026 гг.

ПЛАН РАБОТЫпо самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группеТема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»...

План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год. «Пальчиковые игры, как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников в первой младшей группе»

Актуальность.«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о ...

План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год. Выполнила воспитатель высшей категории Комарова Олеся Викторовна «Пальчиковые игры, как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников в первой младшей группе»

Актуальность.«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о ...

План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год «Развитие речи детей с применением билингвального компонента через игровые технологии.» во 2й младшей группе

Цель: 1. Повышение профессионального уровня знаний, умений и качеств. 2. Показать роль и значение в изучении билингвального компонента для детей дошкольного возраста.3. Внедрять в работу новые ме...