План по самообразованию на 2025 -2026 учебный год
учебно-методический материал (младшая группа)

Макарова Екатерина Васильевна

План по самообразованию на тему "Развитие детей группы раннего возраста посредством театрализованной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_2025-2026.docx12.33 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2025 -2026 учебный год

Воспитатели: Макарова Е.В

Квалификационная категория –

ГКП "Веснушки"

Тема самообразования: «Развитие речи детей группы раннего возраста посредством театрализованной деятельности» (для работы с детьми 2-3 года)

Цель:Развитие речи у детей раннего возраста с помощью театрализции.Приобщить и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.

Задачи:

 1.Систематизация теоретического и практического материала  посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и созданию условий для театрализованной деятельности.

2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.

3.Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.

4. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.

5. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.

6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.

7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.

8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.

Пояснительная записка

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь –  это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный              многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.

Для развития речи детей раннего возраста необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.

Театр – один из самых демократичных и доступных        видов искусства  для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.

Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).

Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.

         Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является:

- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;

- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;

Данная Программа рассчитана на детей в возрасте от 2 до 3 лет.

Занятия целиком проходят в форме игры. Продолжительность реализации программы - 8 месяцев (период с октября по май месяц включительно) Занятия проводятся 4 раза в месяц, 1 занятие в неделю (с октября по май). Продолжительность занятия 15 минут.

План работы на год

Мероприятие

Сроки реализации

Результат

Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы,  

Октябрь-ноябрь

Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки Составление картотеки использованной литературы. Составление плана работы с воспитанниками и  их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме.

Педагогический мониторинг  образовательной области «Развитие речи» в группе

Октябрь (первичный)

Май (итоговый)

Карта педагогического мониторинга. Анализ данных. Пути решения выявленных проблем. Рекомендации родителям.

Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряжения

Октябрь

План организации и развития предметно-пространственной среды группы  на 2025 – 2026учебный год

Оформление центра

речевого развития

Ноябрь - апрель

Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей 1,5-2 лет)

Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей раннего возраста

Октябрь

Картотеки двигательно-речевых игр и потешек

Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети»

Ноябрь

Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребенка к театру?»

Оформление ширмы для театрализованной деятельности: кукольный  театр «Би-ба-бо».

Ноябрь

Ширма для кукольного театра

Показ настольного театра «Репка» детям

Ноябрь

Привитие детям интереса к сказкам и способности  внимательно, слушать русскую народную сказку «Репка.

Изготовление театра на липучках «Колобок», оформиление его на стену в доступности для детей

Ноябрь

Настенный театр на липучках «Колобок» дл самостоятельной игры детей

Разработка конспектов НОД  с использованием приемов театрализации «Репка»,  «Теремок», «Сказка про утят», «Заинька серенький»

В течение года

Конспекты НОД

Пополнение центра театрализации различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах,  перчаточный, настенный, театр на фланелеграфе, масочный театр

В течение года

Пополнение центра театрализации настольными театрами «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса»; картинными театрами: «Кот, лиса и петух», «Маша и медведь»; магнитным театром: «Три медведя», теневым театром «Красная шапочка», фланелеграфным театром «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»

Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов

В течение года

Создание уголка ряжения, изготовление масок,

Показ театра на фланелеграфе по русской народной сказке «Репка» 

Декабрь

Закрепление у  детей последовательности  героев сказки «Репка». Непосредственное участие детей в театрализации

Изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр

Декабрь

Новогодние атрибуты: шапочки снеговиков, маски снегирей, снежки из поролона, домик Деда Мороза

Показ фланелеграфного театра «Теремок» детям

Январь

Знакомство детей со сказкой «Теремок»  

Изготовление шапочек по сказке «Репка» для театрализованного представления

Февраль-март

 Подготовка к  театрализованному представлению для воспитанников по сказке «Репка»

Изготовление атрибутов для театрализованного представления по сказке «Репка»

Апрель

Подготовка к открытому занятию для педагогов и родителей с элементами театрализации по сказке «Репка»

Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с  использованием театральных атрибутов

В течение года

Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости

Обыгрывание театрализованных игр-сказок

Декабрь – май

Подготовка детей к публичным выступлениям

Распространение собственного опыта работы на сайте ДОУ

В течение года

https://ds-zolotoj-klyuchik-shelexov-r138.gosweb.gosuslugi.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/

Оформление группы неделе театрализации

Май

Оформление выставки театров, изготовление памяток и стендовой информации для родителей «Что такое театр?», «Польза театра в раннем возрасте», оформление пространства группы в соответствии с темой недели в ДОУ

Изготовление дидактических игр по сказкам

В течение года

Пополнение картотеки дидактических игр «Сказка в гости нас зовет»

Оформление консультаций для родителей по исследуемой теме

В течение года

Консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство

всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье»

Используемые источники:

1.  Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.

3. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.

4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.

5. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015.

6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-4.

7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.

10. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013

11. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.

12. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г.

13. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких»(театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) — М.: Линка-Пресс, 2009.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.

15. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План кружковой работы на 2025-2026 учебный год

Разработка кружковой работы...

План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год. «Пальчиковые игры, как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников в первой младшей группе»

Актуальность.«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о ...

План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год. Выполнила воспитатель высшей категории Комарова Олеся Викторовна «Пальчиковые игры, как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников в первой младшей группе»

Актуальность.«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о ...

План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год «Развитие речи детей с применением билингвального компонента через игровые технологии.» во 2й младшей группе

Цель: 1. Повышение профессионального уровня знаний, умений и качеств. 2. Показать роль и значение в изучении билингвального компонента для детей дошкольного возраста.3. Внедрять в работу новые ме...

План по самообразованию на 2025-2026 учебный год

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»Возраст 2-3 года Составила: воспитатель Солодовникова А.В. «Истоки ...

План по самообразованию на 2025 - 2026 учебный год

Тема: «Патриотическое воспитание детей средствами музыки»...