План по самообразованию на 2025 -2026 учебный год
учебно-методический материал (младшая группа)
План по самообразованию на тему "Развитие детей группы раннего возраста посредством театрализованной деятельности"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 12.33 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на 2025 -2026 учебный год
Воспитатели: Макарова Е.В
Квалификационная категория –
ГКП "Веснушки"
Тема самообразования: «Развитие речи детей группы раннего возраста посредством театрализованной деятельности» (для работы с детьми 2-3 года)
Цель:Развитие речи у детей раннего возраста с помощью театрализции.Приобщить и развивать творческие способности детей посредством различных видов театра.
Задачи:
1.Систематизация теоретического и практического материала посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей раннего возраста и созданию условий для театрализованной деятельности.
2. Разработка перспективного плана работы по данной теме.
3.Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
4. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
5. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.
6. Заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.
7. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
8. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
Пояснительная записка
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Процесс развития речи ребенка раннего возраста – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Для развития речи детей раннего возраста необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в ясельной группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).
Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является:
- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
Данная Программа рассчитана на детей в возрасте от 2 до 3 лет.
Занятия целиком проходят в форме игры. Продолжительность реализации программы - 8 месяцев (период с октября по май месяц включительно) Занятия проводятся 4 раза в месяц, 1 занятие в неделю (с октября по май). Продолжительность занятия 15 минут.
План работы на год
Мероприятие | Сроки реализации | Результат |
Сбор информации по исследуемой проблеме: изучение научно-методической литературы, | Октябрь-ноябрь | Знакомство с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. Формирование электронной и методической библиотеки Составление картотеки использованной литературы. Составление плана работы с воспитанниками и их семьями, на основе изученного материала. Подбор рабочего материала по теме. |
Педагогический мониторинг образовательной области «Развитие речи» в группе | Октябрь (первичный) Май (итоговый) | Карта педагогического мониторинга. Анализ данных. Пути решения выявленных проблем. Рекомендации родителям. |
Разработка перечня необходимого оборудования для центра театрализации, уголка ряжения | Октябрь | План организации и развития предметно-пространственной среды группы на 2025 – 2026учебный год |
Оформление центра речевого развития | Ноябрь - апрель | Изготовление картотек по развитию речи, для развития мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, слухового внимания, звукоподражания, предметно – игровых действий, пальчиковой и артикуляционной гимнастики (в соответствии с возрастными особенностями детей 1,5-2 лет) |
Пополнение картотеки потешек и двигательно-речевых игр для детей раннего возраста | Октябрь | Картотеки двигательно-речевых игр и потешек |
Анкетирование родителей на тему: «Театр и дети» | Ноябрь | Консультация для родителей «Как поддержать интерес ребенка к театру?» |
Оформление ширмы для театрализованной деятельности: кукольный театр «Би-ба-бо». | Ноябрь | Ширма для кукольного театра |
Показ настольного театра «Репка» детям | Ноябрь | Привитие детям интереса к сказкам и способности внимательно, слушать русскую народную сказку «Репка. |
Изготовление театра на липучках «Колобок», оформиление его на стену в доступности для детей | Ноябрь | Настенный театр на липучках «Колобок» дл самостоятельной игры детей |
Разработка конспектов НОД с использованием приемов театрализации «Репка», «Теремок», «Сказка про утят», «Заинька серенький» | В течение года | Конспекты НОД |
Пополнение центра театрализации различными видами театра: настольный, пальчиковый, театр на магнитах, перчаточный, настенный, театр на фланелеграфе, масочный театр | В течение года | Пополнение центра театрализации настольными театрами «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса»; картинными театрами: «Кот, лиса и петух», «Маша и медведь»; магнитным театром: «Три медведя», теневым театром «Красная шапочка», фланелеграфным театром «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» |
Изготовление атрибутов для театральных игр, игр драматизаций, режиссёрских игр, театральных этюдов | В течение года | Создание уголка ряжения, изготовление масок, |
Показ театра на фланелеграфе по русской народной сказке «Репка» | Декабрь | Закрепление у детей последовательности героев сказки «Репка». Непосредственное участие детей в театрализации |
Изготовление необходимых атрибутов для организации новогодних игр | Декабрь | Новогодние атрибуты: шапочки снеговиков, маски снегирей, снежки из поролона, домик Деда Мороза |
Показ фланелеграфного театра «Теремок» детям | Январь | Знакомство детей со сказкой «Теремок» |
Изготовление шапочек по сказке «Репка» для театрализованного представления | Февраль-март | Подготовка к театрализованному представлению для воспитанников по сказке «Репка» |
Изготовление атрибутов для театрализованного представления по сказке «Репка» | Апрель | Подготовка к открытому занятию для педагогов и родителей с элементами театрализации по сказке «Репка» |
Чтение народных сказок, стихов, потешек, прибауток с использованием театральных атрибутов | В течение года | Приобщение детей к театрализованной деятельности, снижение тревожности, преодоление застенчивости |
Обыгрывание театрализованных игр-сказок | Декабрь – май | Подготовка детей к публичным выступлениям |
Распространение собственного опыта работы на сайте ДОУ | В течение года | |
Оформление группы неделе театрализации | Май | Оформление выставки театров, изготовление памяток и стендовой информации для родителей «Что такое театр?», «Польза театра в раннем возрасте», оформление пространства группы в соответствии с темой недели в ДОУ |
Изготовление дидактических игр по сказкам | В течение года | Пополнение картотеки дидактических игр «Сказка в гости нас зовет» |
Оформление консультаций для родителей по исследуемой теме | В течение года | Консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье» |
Используемые источники:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
3. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.
4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
5. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015.
6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
10. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013
11. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.
12. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г.
13. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких»: (театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) — М.: Линка-Пресс, 2009.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.
15. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2025-2026 учебный год.
активизация словаря...

План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год. «Пальчиковые игры, как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников в первой младшей группе»
Актуальность.«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о ...

План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год. Выполнила воспитатель высшей категории Комарова Олеся Викторовна «Пальчиковые игры, как основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников в первой младшей группе»
Актуальность.«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о ...

План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год «Развитие речи детей с применением билингвального компонента через игровые технологии.» во 2й младшей группе
Цель: 1. Повышение профессионального уровня знаний, умений и качеств. 2. Показать роль и значение в изучении билингвального компонента для детей дошкольного возраста.3. Внедрять в работу новые ме...

План по самообразованию на 2025-2026 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»Возраст 2-3 года Составила: воспитатель Солодовникова А.В. «Истоки ...

План по самообразованию на 2025 - 2026 учебный год
Тема: «Патриотическое воспитание детей средствами музыки»...

