Кулинарный мастер-класс для детей подготовительной к школе группы «Коми-пермяцкие секреты: Лепим Пельнянь – хлебное ушко!»
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: знакомство детей с одним из традиционных блюд коми-пермяцкой кухни – пельнянем и его приготовлением.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулинарный мастер-класс для детей подготовительной к школе группы
«Коми-пермяцкие секреты: Лепим Пельнянь – хлебное ушко!»
Цель: знакомство детей с одним из традиционных блюд коми-пермяцкой кухни – пельнянем и его приготовлением.
Задачи:
- Познакомить с названием традиционного блюда "пельнянь" и его значением ("хлебное ушко").
- Расширить представления о коми-пермяцкой культуре через национальную кухню.
- Узнать о продуктах, из которых традиционно готовятся пельмени у коми-пермяков.
- Формировать знания о процессе приготовления пельменей (замешивание теста, приготовление фарша, лепка).
- Развивать кулинарные навыки, мелкую моторику рук и координацию движений при работе с тестом.
- Воспитывать аккуратность, трудолюбие, уважение к традициям и культуре разных народов.
Словарная работа: пельнянь, фарш, замесить, раскатать, слепить).
Длительность: 30-40 минут (сама лепка). Общая продолжительность с рассказом и дегустацией может быть 50-60 минут.
Участники: Дети, воспитатель, родители
Гость группы: Желательно, чтобы мастер-класс проводил человек, знакомый с коми-пермяцкой культурой.
Оборудование и материалы:
• Для приготовления: готовое тесто для пельменей (заранее замешенное), готовый фарш (смешанный мясной, традиционно говядина/свинина/лосятина/медвежатина, но для детей лучше простой мясной фарш с луком, без большого количества специй), мука для присыпки столов и теста, скалки детские (по количеству детей или несколько на подгруппу), формочки для вырезания кружочков (можно использовать стаканчики), дощечки для лепки (по количеству детей), тарелочки для готовых пельменей, большая кастрюля с водой (для варки, готовится помощником воспитателя на кухне).
• Для демонстрации рассказа: Карта России с обозначением Пермского края/Коми-Пермяцкого округа, иллюстрации/фотографии коми-пермяков, их быта, блюда, национальная посуда или элементы декора (если есть у гостя), небольшая тарелочка с готовыми сваренными пельменями для дегустации, гигиенические принадлежности: фартуки и шапочки для детей, влажные салфетки, антибактериальный гель.
Предварительная работа:
• Беседа о том, какие народы живут в России, о многообразии культур.
• Знакомство с понятием "национальная кухня".
• Повторение правил гигиены при работе с продуктами.
• Просмотр видеороликов (коротких) о приготовлении пельменей (если есть).
• Замес теста и приготовление фарша заранее.
• Подготовка рабочего места: столы чистые, застелены клеенкой, приготовлены дощечки, скалки, мука, фарш, тесто.
Ход мастер-класса:
I. Вводная часть: «Путешествие на кухню к лесным людям» (5минут)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день – мы отправляемся в увлекательное путешествие на кухню к одному очень интересному народу. Помните, мы уже говорили о них? Это коми-пермяки – лесные люди, которые живут на Урале, в Пермском крае. (Показывает на карте).
Воспитатель: И сегодня к нам в гости пришла наша знакомая, (Имя гостя), которая очень хорошо знает культуру и традиции коми-пермяков, сегодня она научит нас готовить одно из их самых любимых блюд!
Гость: Ола, челядь! (Здравствуйте, дети!) Я очень рада вас видеть на своей кухне! У коми-пермяков есть поговорка: 'Пыжасьöмöн пöрöсьтöм – нем!' – 'Без пельменей праздника нет!
Воспитатель: Как вы думаете, что это за блюдо такое, без которого и праздник не праздник? (Ответы детей). Правильно, это пельмени! А на коми-пермяцком языке они называются «пельнянь» (дети повторяет слово).
Гость: Как вы думаете, что такое «пельнянь»? «Пель» – это ушко, а «нянь» – это хлеб. Получается «хлебное ушко»! Потому что они похожи на маленькие ушки из теста!
Гость: Сегодня мы с вами научимся лепить настоящие пельняни. Но сначала, что нужно сделать, прежде чем начать готовить?
Дети: Помыть руки!
Гость: Молодцы! А еще надеть фартуки и шапочки, чтобы быть настоящими поварятами и никого не испачкать! (Дети с помощью воспитателя надевают фартуки и шапочки).
II. Основная часть: «Секреты пельняня» (25минут)
1. Знакомство с продуктами и тестом:
Гость: "Посмотрите, что у меня здесь. (Показывает готовое тесто). Что это? Тесто! Из чего его делают? (Мука, вода, яйцо, соль). Правильно! Потрогайте, какое оно? Мягкое, эластичное. Мы его уже заранее замесили, чтобы оно немного отдохнуло и стало послушным."
Гость: А это что? (Показывает фарш). Это фарш! Из чего его делают? (Из мяса). Да, коми-пермяки часто готовили пельняни из мяса, которое добывали на охоте – лосятина, медвежатина. А мы с вами сегодня будем лепить из обычного мясного фарша (говядина/свинина). В фарш я уже добавила лучок и специи, чтобы было очень вкусно и ароматно." (Можно дать понюхать, но не пробовать).
2. Демонстрация процесса лепки (Гость показывает):
Гость: Итак, как же мы будем делать наши «хлебные ушки»? Смотрите внимательно!
1. Сначала мы возьмем кусочек теста. Оно у нас уже тонко раскатано (или гость раскатывает небольшой кружок).
2. Возьмем вот такую формочку (или стаканчик) и вырежем кружочек из теста. Это будет наш «хлебушек». (Показывает).
3. Теперь на этот кружочек нужно положить немножко фарша. Смотрите, совсем чуть-чуть, вот так (показывает, используя чайную ложку или просто пальцем).
4. А теперь самый сложный, но интересный шаг: мы соединяем края нашего кружочка, складываем его пополам. Вот так, получается полумесяц. И хорошо-хорошо защипываем края, чтобы фарш не убежал. (Показывает).
5. И последний штрих – соединяем два уголочка нашего полумесяца. Вот так! И получилось настоящее ушко!" (Показывает готовый пельмень).
Гость: "Какое ушко у нас получилось? Маленькое, аккуратное. Это и есть пельнянь!"
3. Практическая работа детей: Лепка пельменей (с помощью воспитателя и гостя):
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте и мы с вами попробуем! Сначала возьмите дощечку и присыпьте ее немного мукой, чтобы тесто не прилипало.
Гость и воспитатель: Раздают детям заранее раскатанные пласты теста (или уже нарезанные кружочки) и небольшие порции фарша.
Пошаговая помощь:
• Возьмите формочку и вырежьте кружочек. (Помогают, кто затрудняется).
• Положите немного фарша в центр кружочка.
• Сложите кружочек пополам и защипните края.
• Соедините два кончика, чтобы получилось ушко.
Индивидуальный подход: Гость и воспитатель подходят к каждому ребенку, хвалят, помогают, показывают снова, если нужно.
Игровые моменты: "У кого получается самое аккуратное ушко?", "А кто слепит самый быстрый пельнянь?", "Давайте сделаем для мамы один особенный пельнянь – с сюрпризом! (Можно положить в один пельмень маленький кусочек сахара – как "счастливый пельмень")."
4. Подготовка к варке:
Гость: Молодцы, ребята! Посмотрите, сколько пельняней мы с вами налепили! Целая гора! А что теперь с ними делать?
Дети: Варить!
Гость: "Правильно! Их нужно отварить в кипящей воде. Пока мы лепили, помощник воспитателя уже поставил воду и она уже кипятиться на кухне. Мы отнесем наши пельняни варить, а потом попробуем, какие вкусные они получились!
(Дети аккуратно складывают свои пельмени на общую тарелку).
Физкультминутка (пока варятся пельмени):
Мы сегодня потрудились,
Наши ручки утомились. (Показывают ручки, поглаживают)
Покачаем ими дружно, (Качают руками)
Отдохнуть им очень нужно.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем снова помогать! (Хлопают в ладоши).
Гость: Ребята, а пока наши пельняни варятся, я хочу рассказать вам, как их обычно едят коми-пермяки. Мы очень любим их со сметаной, или с маслом, или просто с бульоном. Это очень сытное и вкусное блюдо, которое согревает в долгие зимние вечера!
III. Заключительная часть: Дегустация и итоги (10-15 минут)
Помощник воспитателя приносит готовые, сваренные пельмени (можно уже разложенные порционно).
Гость: Посмотрите, наши пельняни готовы! Какие они стали – пышные, ароматные! Давайте попробуем! Будьте осторожны, горячие!" (Раздают пельмени, предлагают сметану/масло). Дети пробуют пельмени.
Воспитатель: "Ну как, вкусно? Какие вы молодцы, сами налепили такие вкусные пельняни!"
Гость: "Очень вкусно! И вы все большие молодцы, настоящие поварята! Сегодня вы не только научились лепить пельняни, но и узнали еще немного о нашем Коми крае, о наших традициях. Аттьö! (Спасибо) за вашу помощь и старание!"
Воспитатель: "Большое спасибо, (Имя гостя), за такой интересный и вкусный мастер-класс! Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали? Чему научились? Что больше всего понравилось?" (Дети делятся впечатлениями).
Воспитатель: Давайте еще раз поблагодарим (Имя гостя) за наш замечательный мастер-класс! Скажем: Видза оланныд! (Будьте здоровы!)
(Дети благодарят гостя. Уборка рабочего места).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация».Цель: Способствовать формированию заинтересованности родителей в совместной коррекционной р...
Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы №2 МБДОУ №9 г. Шахты на тему: «Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»
Мастер – классдля родителей детей подготовительной группы №2МБДОУ №9 г. Шахтына тему:«Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»...

Мастер - класс для родителей, детей подготовительной группы "Эти трудные звуки"
Практический материал по преодолению речевого дефекта у ребенка при постановке звуков "Л" и "Р". [[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"10269625","attributes":{"al...
Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы с функциональными нарушениями зрения по обучению дидактическим играм, направленным на формирование пространственных представлений.
материал могут использовать как педагоги коррекционного направления, так и массовых детских садов для привлечения родителей к формированию у детей 5-7 лет пространственных представлений...

Мастер-класс для родителей детей подготовительной группы «Играем в экономику»
Знакомство детей с экономическими терминами через разнообразную деятельность приближает ребёнка к реальной жизни, развивает деловые качества личности, что способствует фо...

Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»
Конспект Мастер класса для родителей детей подготовительной к школе группы по теме: «ЧТО ТАКОЕ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА?»Цель:Успешное формирование у детей навыков выполнения звукового а...

Мастер класс для родителей детей подготовительной к школе группе «Мнемотехника в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цели:* Повышение педагогической культуры родителей;*Познакомить родителей с приёмом мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми;*Вовлечь родителей в процесс формирования у детей интереса к зауч...
