НОД по валеологии
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Михайлова Галина Александровна

Цель: Приобщение детей к формированию здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_valeologii.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида №9 «Тополек»

Конспект НОД  по валеологии

«Носы нужны не только для красы»

II младшая группа

Воспитатель:

Михайлова Г.А.

2013 г

Цель:  Приобщить детей к формированию здорового образа жизни.

Задачи:

Обучающие:  Познакомить детей с устройством органа обоняния, дать  

                            представление о большой его значимости в жизни человека.

Развивающие:  Закреплять культурно-гигиенические навыки.

Воспитательные:  Воспитывать внимание и милосердие к людям, умение  

                                        и желание помочь.

Методические приемы: рассказ воспитателя, чтение стихов, загадывание загадки, рассматривание таблицы с изображением носа, дидактические игры: «Узнай по голосу», «Узнай по запаху», знакомство с поговорками о носе.

Словарная работа: носоглотка, обоняние, нерв.

Оборудование: Таблица с изображением носа, различные сильно пахнущие предметы и продукты (Апельсин, лимон, духи, мыло).

Ход НОД.

Воспитатель: Сегодня нашу встречу, мы начнем с загадки: 

«Посреди двух озер — горушка» - Что это?

Дети: нос.

Воспитатель: правильно, это нос. А сейчас послушайте поговорку про нос.
                          У всех людей у всех зверей имеются носы.
                         Носы важны, носы нужны не только для красы.

Дидактическая игра «Где, чей нос».

Воспитатель показывает картинки с носами различных животных. Дети их угадывают. (Последним показать нос человека).

Воспитатель: А это чей нос? Правильно, человека.

 Посмотрите все друг на друга - одинаковые ли у вас носы?

Похожие, но все-таки у всех разные.

Ученые подсчитали, что бывает 15 разновидностей носов. Носы бывают длинные, курносые, широкие, узкие, плоские, прямые.

Воспитатель:  Как вы думаете, для чего нужен нам нос? (Ответы детей) Конечно, в первую очередь - для дыхания. Можно дышать и ртом, но это неудобно и не полезно. А вот нос замечательно для этого приспособлен.

Воспитатель показывает схему носа (в разрезе).

    Воздух, который мы вдыхаем, прежде чем попасть в наш организм, путешествует по длинным коридорам в носу. Все стенки этих коридоров покрыты очень маленькими ресничками, которые все время колышутся, как трава на ветру. К ним прилипают пылинки, попавшие в нос вместе с воздухом. А при выдохе пылинки вылетают наружу. Если же в нос попадает что-то стишком тяжелое - мы чихаем. Пройдя через 3 носовые раковины, очищенный и увлажненный воздух, плавно опускается «готовеньким» в носоглотку.

     Какой бы трескучий мороз не стоял на улице, прежде чем попасть в легкие, воздух всего за секунду непременно согреется до температуры тела. А если человек находится в сауне или в знойной Африке, какой воздух поступает внутрь? Горячий и сухой? Нет! Нос умеет не только нагревать, но и охлаждать воздух.

    Вы наверное удивитесь, но от носа зависит также и ваш голос. Нос вместе с носоглоткой позволяет сделать ваш голос неповторимым (мягким и тихим, или громким, звонким). Зажмите свой нос рукой и скажите что-нибудь. Видите, как сразу изменился ваш голос. Он стал низким и неприятным.

Проводится игра «Узнай по голосу».

Несколько детей по очереди зовут по имени водящего. Водящий с закрытыми глазами по голосу угадывает, кто его позвал. (Игра может повторяться в свободное время вне занятий.)

Воспитатель: Послушайте еще стихотворение про нос:

Я ничего не знал и вдруг
Мой нос мне говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит.
Я ничего не знаю,
Это нос доложил:
Кто-то купил апельсин
И во-о-он туда положил!

 Воспитатель:  Как мы узнаем, что чем-то пахнет? Часть воздуха, которая проходит через носовую раковину, обязательно «провалится» в обонятельную ямку. В ней более 10 миллионов специальных обонятельных клеток своими длинными волосками вылавливают из воздушного потока пахучие частички и «допросив» их, немедленно передают информацию по обонятельному нерву в головной мозг. А там память хранит все известные нам запахи. Сейчас мы узнаем, много ли запахов хранится в вашей памяти.

Дидактическая игра: «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами определить, что им дали понюхать мыло, духи, апельсин, лимон, цветок.

Воспитатель: Что еще вы можете узнать по запаху?

(Ответы детей) (елка, мандарины, еда — суп, компот,..).

А что нам может мешать чувствовать запахи и дышать носом? Насморк! Кто лечит нам больной нос? ЛОР! Что еще лечит ЛОР? Уши и горло.

ВЫВОД: Видите, какой чудесный орган есть у человека. Он нужен нам, чтобы мы могли дышать чистым воздухом, чтобы могли ощущать разные запахи, он помогает нам говорить.

Мы растем, и он растет вместе с нами.

 Как же мы можем беречь наш носик? Очень просто:

  1. Дышать надо носом, а не ртом. Читать и говорить чаще вслух для укрепления мышц носа и рта.
  2. Делать дыхательную гимнастику: 5-6 медленных вдохов и выдохов через нос (Дети встают и делают).
  3. Регулярно проветривать комнату, вытирать пыль, мыть пол (чтобы меньше пыли попадало в нос)
  4. Нос нужно чаще мыть и не ковырять носу пальцем. (Объяснить, почему)

Вы знаете, что нужно делать, если пойдет кровь из носа?

Предложить детям помочь «больному»; вспомнить, что делали взрослые:

Воспитатель:  Если у вашего друга пошла из носа кровь, и вы не можете ему помочь, не бойтесь и быстро позовите кого-нибудь из взрослых. Запомнили?

- А слышали ли вы выражение: «Не суй нос не е свое дело»? Как вы его понимаете? Какой другой поговоркой можно заменить? («Любопытной Варваре нос на базаре оторвали»)

Можно ли по настоящему оторвать нос? Да. А сломать? Очень просто — при ударе, в драке, при падении. Но наши врачи научились пришивать оторванные носы и «складывать» сломанные. Есть еще поговорка: «Берегите нос в большой мороз». Почему так говорят? Что делать, если нос замерз? (Ответы детей) Молодцы!

Итак, нос нам нужен для красоты? А зачем? Что он для нас делает? (Ответы детей). Как мы должны ухаживать за ним? Молодцы! Наше занятие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии "Тайны Кощея Бессмертного"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по валеологии для детей старшего дошокольного возраста....

занятие по валеологии для детей средней группы "Пальчики и носики - наши друзья"

Формирование у детей дошкольного возраста средней группы представления об особенностях осязания и обаняния....

Конспект занятия по валеологии:"Путешествие в страну Носарию".

Занятие в игровой форме знакомит детей со строением и функциями носа, способствует формированию основ здорового образа жизни....

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника"

Конспект комплексного занятия по валеологии и конструктивной деятельности "Секреты здорового позвоночника". Задачи:  1. Формировать у детей  знания о  своем организме, о том,...

"Валеология и её музыкальные особенности"

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯдля детей среднего дошкольного возраста«Приключения Кота Музика в Мышином королевстве»     Актуальность.     Забота ...

Конспект занятия по валеологии на тему"Неболейка"

Этот конспект направлен на то, чтобы самостоятельно следить за своим здоровьем, знать простейшие приемы самооздоровления, закрепить знания о значении витаминов для здоровья человека....

Перспективный план по валеологии для старшего дошкольного возраста по валеологии .

Перспективный план по валеологии подготовительной группы компенсирующего вида . М-ц       Тема занятия            Цели и задачиСодержание р...