Образовательная область «Здоровье». Роль образовательной деятельности познавательного характера в формировании элементарных представлений о здоровом образе жизни.
методическая разработка на тему

Здоровье – главная ценность человеческой жизни Поэтому каждый должен думать о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shavolina_obrazovatelnaya_oblast.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Здоровье».

Роль образовательной деятельности познавательного характера в формировании элементарных представлений о здоровом образе жизни.

     Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Педагогу необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения. Поэтому каждый должен думать о своём здоровье, знать своё тело, научиться заботиться о нём, не вредить своему организму.

  1. Изучаем свой организм. Педагог знакомит детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывает об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека. Малышам, например, предлагает показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка.
  2. Прислушаемся к своему организму. Целью познания ребёнком своего тела и организма является не только ознакомление с его устройством и работой. Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу, есть», «хочу спать», «нуждаюсь в свежем воздухе». Во время проведения режимных моментов важно обратить внимание ребёнка на его самочувствие, внутренние ощущения, свидетельствующие, например, о чувстве голода, жажды, усталости, рассказать о способах устранения дискомфорта (пообедать, попить воды, прилечь отдохнуть).
  3. О ценности здорового образа жизни. Педагоги используют различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения. Физическое воспитание ребёнка важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности. Педагог должен способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представления о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены.
  4. О навыках личной гигиены. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, педагог обращает внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняет необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Важно, чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребёнка, приносящие большую пользу его организму, помогающие сохранить и укрепить здоровье.
  5. О профилактике заболеваний. Для формирования ценностей здорового образа жизни детям необходимо рассказывать о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, воздушных и солнечных ваннах, витаминно, фито и физиотерапиях. Дети должны осознать, для чего необходимо то или иное из них и активно участвовать в заботе о своём здоровье.
  6. Забота о здоровье окружающих. Педагог должен рассказать детям о том, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Это связано с тем, что болезнь может передаваться от одного человека другому по воздуху или от прикосновения. Например, при кашле и чиханье надо прикрывать рот и нос рукой или носовым платком.
  7. Поговорим о болезнях. Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу всё, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели.
  8. Врачи – наши друзья. Педагог рассказывает детям, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми.
  9. О роли лекарств и витаминов. Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, педагогу следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят и какую опасность могут в себе таить. В рамках обсуждения необходимости профилактики болезней педагог рассказывает детям о пользе витаминов, их значении для жизни, взаимосвязи здоровья и питания.

     Воспитатель создает условия для активного накопления дошкольниками представлений о здоровьесберегающем поведении: организует наблюдение за тем, как надо умываться и мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, как пользоваться столовыми приборами, платком, салфеткой. Проводит беседы с привлечением наглядности, рассматривает с детьми алгоритмы процессов личной гигиены (мытьё рук, чистка зубов), последовательность режимных моментов. Читает детям потешки и стихотворения о гигиенических процессах, режиме дня.

     Воспитатель вовлекает детей в простейшую поисковую деятельность; например: найди из предложенных картинок или предметов всё, что понадобится для умывания; разложи картинки, где мальчик или девочка поступает правильно (неправильно); помоги игровому персонажу разобраться, что мы делаем в детском саду; когда спим, когда гуляем, когда обедаем – разложи правильно картинки друг за другом.

     Воспитатель так же использует разнообразные игровые приёмы, такие как: «Научи котёнка умываться», создаёт «моменты радости»: в ванной комнате, в раздевалке, на улице, на протяжении всего режима дня. Эмоциональность игрового приёма в этом случае помогает ребёнку лучше освоить и запомнить образовательное содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственной образовательной деятельности по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни по теме:"Спортом занимайся, правильно питайся и с болезнями не знайся!" для детей 2 младшей группы

Дети в игровой форме знакомятся с заболевшей белочкой, уточняют, почему она кашляет и чихает. Белый медведь рассказывает белочке о пользе правильного питания и занятий  спортом....

НОД образовательной области "Коммуникация" НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]"

НОД образовательной области "Коммуникация" "Сказка про согласные звуки [к], [г], и [х]" знакомит детейс вышеуказаннами согласными звуками, дает понятие "согласный зву", дети учатся выделять пер...

Познавательно-образовательный проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по физическому развитию формирование начальных представлений о здоровом образе жизни по теме: «Волшебная книга о правильном питании» в старшей группе компенсирующей направленности

Формирование представлений детей о зависимости здоровья человека от правильного питания; сформировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; закрепить основные пон...

Конспект образовательной деятельности по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни "Поездка в город здоровья", для детей старшей группы

Цель: систематизировать знания детей о здоровом образе жизни Ссылка на видео образовательной деятельности  https://cloud.mail.ru/public/2Qz6/2jkLPKQdM...

Сценарий мероприятия «Путешествие по родному городу на ковре самолете» Цель: Формирование любви к малой Родине. Образовательная область: « Социализация» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Труд» Форма деятельности:

Путешествие по родному городу на ковре самолете. Воспитатель:В зал всех вас я приглашаю,Детей улыбкою встречаю!Мяч веселый  у меня Вас приветствует друзья.К кому в руки попадетТот здоро...