Психологическое здоровье дошкольников
статья на тему

Таланова Елена Викторовна

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий детского сада и школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей.

Задача педагогов - полноценно подготовить ребёнка к

самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskoe_zdorove_doshkolnikov.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье

          Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии в образовании предполагает консолидацию всех усилий детского сада и школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья детей.

Задача педагогов - полноценно подготовить ребёнка к

самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо.

           Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребёнка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

           Очевидно, что  психологическая  безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка,  сохранения  и укрепления его психологического  здоровья .  Психологическое  здоровье, в свою очередь, -основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ Я.

         Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня, в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования забота о психологической безопасности и здоровье становится обязательным целевым ориентиром в работе

каждого образовательного учреждения, показателем достижения ими современного качества образования.

        Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества и индивида.

          Это означает, что современное учреждение образования должно всерьез и по настоящему становиться не только местом, где детей учат и воспитывают, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых детей.

         Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.

            Проблема ухудшения здоровья детей, как физического, так и

психологического, стоит на повестке дня уже давно. Медики, психологи, педагоги, родители отмечают у детей нарушения, отклонения, несоответствия нормам развития, и в первую очередь это касается нервной системы. Известно, что именно в дошкольный период формируется здоровье и закладываются основы личности. Из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Можно выделить три основных этапа (которые проходит ребёнок

за время своего пребывания в детском саду), влияющих на его

 психологическое  здоровье, и упущение которых нами, взрослыми,

ведёт к развитию различных негативных проблем у ребёнка:

  • адаптация ребёнка к дошкольному образовательному учреждению,
  •   эмоционально-личностное развитие (как основа понимания   внутреннего мира маленького человека, его психического состояния, и возможные перспективы коррекции и развития);
  • подготовка к школе
  • профилактика школьной  дезадаптации.

Поэтому в детском саду мы внедряем целенаправленную

систему работы по  сохранению  и укреплению  психологического

 здоровья   дошкольников  с момента поступления ребёнка в ДОУ и

заканчивая его выпуском в первый класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Психологическое здоровье дошкольников: сохранение и укрепление"

Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения...

"Куклотерапия" - развитие психологического здоровья дошкольников

Цикл развивающей деятельности психолога с детьми                       «Куклотерапия», к...

Проект программы по развитию психологического здоровья дошкольников.

Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду.  Проект программы  «Краски Природы» разрабатывался с использованием...

«Здоровый малыш!» Формирование психологического здоровья дошкольника.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л....

«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

Семинар - практикум «Психологические сказки и игры – помощники в укреплении психологического здоровья дошкольников»

Психическое здоровье  это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений,  адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования «Сеансы здоровья» (релаксация) по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников (для детей 6-7 лет)

В основу разработки Рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности д...