Правила дорожного движения
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Коптева Елена Александровна

Правила дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_dorozhnogo_dvizheniya.docx122.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ  Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА  ДЕТСКИЙ САД № 110 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                     В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  НА ТЕМУ

«ЗНАКОМИМ ЛЕСОВИЧКА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

                                                         Конспект разработала воспитатель

Коптева Елена Александровна

                                               

Программное содержание:

Цель:

Уточнить знания детей о правилах дорожного движения, о поведении на улице и в транспорте.

Задачи:

- Закреплять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход), о движении транспорта, о работе светофора, закреплять представления детей об известных им дорожных знаках,  о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре.

- Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих названия дорожных знаков,  а также слов:  пешеход,  пассажир, регулировщик,  жезл, тротуар,  проезжая часть,  пешеходный переход, способствовать развитию связной речи.  Развивать умение связно, доказательно, последовательно рассказывать.

- Воспитывать уважение к своим сверстникам, умение  слушать их,  не перебивая.

- Развивать коллективное творчество.  Воспитывать стремление действовать согласованно.

- Воспитывать понимание необходимости соблюдать правила дорожного движения, желание пропагандировать их другим людям.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие и безопасность.

Формирование основ безопасного поведения на улице. Усвоение норм, принятых в обществе.  Совместная деятельность со сверстниками.

Познавательное развитие.

Формирование представлений о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о причинах и следствиях.

Речевое развитие.

Активизация словаря, развитие связной, грамматически правильной речи.

Художественно-эстетическое развитие.

Чтение стихотворений;  художественно-творческая коллективная деятельность (аппликация).

Физическое развитие.

Физминутка  (выполнение основных видов движений).

Образовательные технологии

Здоровьесберегающая,  игровая, технология проблемного обучения.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций, фотографий: дорожные знаки, улицы города.

Экскурсия к светофору.

Чтение художественной литературы:

 Г.Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино»,

Я.Пишумов «Машины», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор».

Беседы: «Как мы переходим через дорогу», «Красный, жёлтый, зелёный», «Наш друг Зебра», «Дорожные знаки», «Почему случаются ДТП».

Составление рассказов по серии картинок.

Словесно-речевые игры: «Что будет если…» (закончить предложение), «Что обозначает этот знак».

Дидактические игры «Наша улица», «Учим дорожные знаки».

Работа в рабочих тетрадях «Пешеходы - вездеходы».

Раскраски.

Наглядно- дидактические пособия:

Бордачева И.Ю. «Безопасность на дороге» (плакаты), «Дорожные знаки».

«Правила дорожного движения» -  дидактические карточки.

Методические пособия:

Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников 3-7 лет»,

Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» (3-7 лет),

Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Дорожная азбука»,

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность».

Материал:

Карточки с изображением дорожных знаков.

Макет светофора.

Разметка на полу «зебра» (белые полоски бумаги).

Иллюстрации: проблемные ситуации на дорогах.

Заготовка для коллективной аппликации «Улица города», детали: дорожные знаки, изображения разных видов транспорта, пешеходов, светофора, белые полоски бумаги, клеевые карандаши.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель: 

- Ребята, помните, мы с вами летом были в гостях у Лесовичка. А сегодня я получила телеграмму, в которой говорится о том, что он едет к нам в гости. Но ведь он лесной житель. Он не знает правил дорожного движения, как себя вести в городе и может заблудиться. Не знает, какие опасности его здесь подстерегают. Мы с вами должны обязательно встретить Лесовичка.

Давайте сядем в автобус, и отправимся на вокзал. (Дети садятся в импровизированный автобус из крупных мягких модулей).

Ребята, пока мы едем на автобусе, давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.

 Ответы детей:

- Нельзя кричать и громко разговаривать, чтобы не мешать другим   пассажирам.

- Нельзя бегать по салону.

- Можно садиться на свободные места.

- Если нет свободных мест, удобно встать и крепко держаться руками за поручень.

- Уступать места пожилым людям и взрослым с маленькими детьми.

- Не расталкивать других пассажиров, когда в транспорте много народу, если нужно пробраться к выходу, а вежливо попросить пропустить.

- Не отвлекать водителя; если нужно у него что-то спросить, то только на остановке.

- Не высовываться из окна, это опасно; не бросать в окно какие-либо предметы, мусор.

- не портить сиденья, стены, окошки автобуса (трамвая…).

- Ребята, а вы соблюдаете эти правила? Молодцы.

Вот мы и приехали на вокзал. А вот и наш Лесовичок!  (Дети здороваются).

Лесовичок:

 - Ребята, я по вам очень скучал. Мне очень хочется погулять с вами по вашему чудесному городу, но мне очень страшно, здесь так много машин, и они так быстро ездят.

Дети:

 - Лесовичок, мы не оставим тебя одного, погуляем вместе с тобой.

(Далее используются дидактические карты-иллюстрации «Правила дорожного движения»).

- Вот мы на улице. Ребята, давайте расскажем Лесовичку, как называется часть дороги, по которой ходит транспорт (проезжая часть), а по которой ходят пешеходы? (тротуар).

Нам нужно перейти через проезжую часть, как же это сделать?

Ответы детей:

- Нужно найти пешеходный переход «зебру» (разметка на проезжей части). Переход всегда обозначен дорожным знаком (показ карточки).

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Пешеходный переход.

 

        Знак «Пешеходный переход»:

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!

            Воспитатель: 

- Водители знают, что в этом месте разрешается движение пешеходов, и поэтому снижают скорость и внимательно следят за дорогой. Появление пешехода на проезжей части в неположенном месте неожиданно для водителя. Он может не успеть остановить машину. Пешеход, который переходит не там, где положено, мешает водителю, может создать аварийную ситуацию и сам пострадать.

- А какие ещё существуют переходы через проезжую часть?

Ответы детей:

- Подземный и надземный переход. Они тоже обозначены знаками (показ карточки). Нельзя переходить дорогу там, где не обозначен пешеходный переход.

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Подземный пешеходный переход.

 

        Знак «Подземный пешеходный переход»:

Знает каждый пешеход
Про подземный этот ход.
Город он не украшает,
Но машинам не мешает!

Лесовичок:

 - Ребята, а что это такое - трёхглазое, разноцветное, и почему его огоньки загораются поочерёдно?  

Ответы детей:

- Это светофор. Он регулирует движение транспорта и пешеходов.

(Читают стихотворение)

Светофор всегда на страже.                  

Пешеходу он укажет

Самый безопасный путь,

Стоит глазом лишь моргнуть.

Глаз зеленый загорелся –

Проходи, свободен путь!

Желтый – подожди немного,

Повнимательнее будь.

Загорелся яркий красный,

Это значит, что опасно

На дорогу выходить.

Нужно транспорт пропустить.

Когда для пешеходов включен красный свет, для водителей горит зелёный. Пешеходы при этом должны стоять и ждать. Красный свет горит совсем не долго. Даже если транспорта не видно, переходить дорогу нельзя.

 Жёлтый сигнал светофора  («Внимание! Приготовьтесь!»)  горит несколько секунд и предупреждает о том, что сейчас загорится другой свет.

Потом загорается зелёный – и пешеходы переходят через дорогу.

Если светофор не работает, движением на дорогах руководит регулировщик. Своим полосатым жезлом он показывает, кому (машинам, пешеходам), в какую сторону нужно двигаться.

Воспитатель:

- Не во всех местах переходов установлены светофоры. Поэтому здесь нужно быть очень внимательными. Как же себя вести, если нет светофора?

Ответы детей:

- Начиная переход, надо посмотреть сначала налево, потом направо.

Нельзя перебегать дорогу перед движущимся транспортом. Бегущий человек смотрит только вперёд, он может споткнуться и упасть прямо под колёса автомобиля. Дорогу нужно переходить спокойно, убедившись сначала, что поблизости нет машин.

Лесовичок:

 - Ребята, а это что за знаки?

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси.

 

        Знак «Место остановки автобуса,
троллейбуса, трамвая и такси»:

В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.

Ответы детей:

- Этими знаками обозначают остановки автобусов, троллейбусов, трамваев (показ карточки).

Воспитатель:

- Ребята, расскажите Лесовичку, как нужно обходить стоящий на остановке общественный транспорт.

Предполагаемые ответы детей:

- Нельзя спешить. Водители проезжающих машин могут не увидеть, кто выходит из автобуса или троллейбуса. Выйдя из транспорта, лучше всего подождать, пока он отойдёт от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу. Потом надо дойти до пешеходного перехода, и по нему перейти на другую сторону улицы. Если транспорт от остановки не отходит, автобус и троллейбус обходят сзади, а трамвай спереди, но нужно быть очень внимательными.

Лесовичок:

 - Ой, ребята, мне так захотелось поиграть. Я с собой даже мячик взял. Давайте в футбол играть.

Предполагаемые ответы детей:

- Что ты, Лесовичок! Нельзя играть ни на проезжей части, ни на тротуаре.

На проезжей части играть очень опасно, даже если какое-то время там нет машин, так как можно не заметить приближающийся транспорт. Этим мы, к тому же, создадим аварийную ситуацию на дороге.

Если мы будем играть на тротуаре, то будем мешать пешеходам. Кроме того, во время игры можно увлечься, забыть об опасности и выбежать на проезжую часть дороги. Лесовичок, твой мячик тоже может укатиться на дорогу.

Лесовичок:

- Где же нам поиграть?

Ответы детей:

- Играть можно только в специально отведённых местах – во дворах, на детских площадках, в парках, скверах. Там безопасно.

Воспитатель:

- А вот и знак «Жилая зона», который указывает водителям, что здесь могут играть дети, и им нужно быть особенно внимательными.

А этот знак что означает?  («Дети»)?

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Дети.

 

             Знак «Дети»:

Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!

Ответы детей:

- Этот знак «Дети» предупреждает водителей, что на дороге могут появиться дети. Его устанавливают около школ и детских площадок. Но этот знак не разрешает переходить через проезжую часть.  Переходить  через дорогу нужно только на пешеходном переходе.

Физминутка:

Мы по улице шагаем

И ворон мы не считаем,

Смело  мы идем вперед,

Где пешеходный переход!

Когда дорогу перешли

Можно прыгать – раз, два, три!

(шаги на месте и прыжки под счет )

Как, хорошо мы отдохнули - весело, задорно!

Воспитатель:

- Лесовичок, ребята тебя могут познакомить и с другими дорожными знаками, которые просто необходимо знать.

Лесовичок:

- Я буду очень рад!

(Дети берут в руки макеты дорожных знаков и рассказывают  по очереди):

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Уступи дорогу.

 

           Знак «Уступи дорогу»:

Если видишь этот знак,
Знай, что он не просто так.
Чтобы не было проблем,
Уступи дорогу всем!

 

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Въезд запрещен.

 

           Знак «Въезд запрещен»:

Знак водителей  стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать  мимо кирпича!

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Обгон запрещен.

 

           Знак «Обгон запрещен»:

Знак любителей обгона
Объявляет вне закона.
В этом месте, сразу ясно,
Обгонять других опасно!

 

          

 

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Движение пешеходов запрещено.

 

        Знак «Движение пешеходов запрещено»:

В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Место стоянки.

 

           Знак «Место стоянки»:

Коль водитель вышел весь,
Ставит он машину здесь,
Чтоб, не нужная ему,
Не мешала никому.

 

 

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Стоянка запрещена.

 

           Знак «Стоянка запрещена»:

Тормозить здесь можно смело,
Но нельзя стоять без дела.
Пассажиров ты сажай
И скорее уезжай!

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Главная дорога.

 

           Знак «Главная дорога»:

Вот он знак, каких немного:
Это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу,
Уступают все дорогу!

 

Стихи о дорожных знаках. Дорожный знак. Дорожные работы.

 

           Знак «Дорожные работы»:

Знак «Дорожные работы».
Чинит здесь дорогу кто-то.
Скорость сбавить нужно будет,
Там ведь на дороге люди.

Лесовичок:

- Да, как же сложно у вас на улицах города, сколько правил надо знать. А если их кто-нибудь не соблюдает? И  ведь кто-то должен следить за порядком.

Предполагаемые ответы детей:

- За порядком на дорогах следит дорожно-патрульная служба, дорожная полиция. Инспекторы ДПС – смелые, мужественные люди. Они несут службу в любую погоду и днём, и ночью. Они стоят на постах, патрулируют на автомобилях и мотоциклах, первыми приходят на помощь людям, пострадавшим в автомобильных авариях. У них имеются электронные приборы – радары, с помощью которых они определяют, кто из водителей превысил скорость. Благодаря их работе на дорогах соблюдается порядок.

(Показ иллюстрации).

Воспитатель:

- Но и за городом надо помнить об опасностях. Особенно важно соблюдать правила, двигаясь по шоссе, где машины едут с большой скоростью (показ карточки с иллюстрацией).

Ребята, с какой стороны должны идти пешеходы по шоссе?

Предполагаемые ответы детей:

- Если нет тротуара, нужно идти по обочине навстречу движущемуся транспорту с левой стороны, чтобы видеть встречные машины.

Лесовичок:

- Правильно ли идёт мальчик вдоль дороги? (показ иллюстрации, где пешеход идёт спиной к движущемуся транспорту, в наушниках, близко к проезжей части).

Ответы детей:

- Нет, нельзя идти спиной к движущемуся транспорту. В наушниках он не слышит звука приближающегося автомобиля, сигнала водителя. К тому же он идёт очень близко к проезжей части.

Лесовичок:

- Ребята, я обязательно буду помнить эти правила, когда вернусь за город. Спасибо вам, я так много сегодня узнал!

Воспитатель:

- А теперь, ребята, нужна ваша помощь (демонстрирует на листе ватмана изображение улицы: дорога, дома, пешеходы,  без транспорта и дорожных знаков). Построен новый микрорайон. Заселены дома, по улицам ходят люди, скоро поедет транспорт. Но на дорогах нет ни светофоров, ни разметки, ни дорожных знаков. Давайте наведём здесь порядок, чтобы пешеходы и машины двигались по правилам, и не случались аварии.

(Детям предлагаются детали аппликации: изображения дорожных знаков, светофоров, транспорта, белые полоски бумаги, клеевые карандаши).

После выполнения работы, дети показывают макет улицы Лесовичку, комментируя расположение всех элементов дороги.  Лесовичок хвалит детей.

Воспитатель:

- Ребята, а теперь нам пора возвращаться обратно, и тебя, Лесовичок мы тоже приглашаем с собой. Давайте сядем в автобус и поедем в детский сад.

(Дети занимают места в «автобусе»).

- Мы приехали в детский сад. Сейчас мы пойдём на прогулку на нашу площадку и будем играть в игру «транспорт». (Детям предлагаются атрибуты к игре).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по изучению правил дорожного движения "Сказка о том, как Колобок" учил правила дорожного движения" воспитателей Дмитриевой Н.М. и Морозовой А.П. с детьми 1 старшей группы

Непрерывная образовательная деятельность по изучению с детьми правил дорожного движения, а именно: разъяснение понятий "пешеход", "тротуар", "проезжая часть", "переход"; изучение правил перехода улиц,...

Правила дорожного движения /презентация/, конспект занятия "Правила дорожного движения" средняя группа

Тема данной презентации "Правила дорожного движения"поставлены следующие задачи: Образовательные:- развивать логику, закрепить умение различать дорожные знаки: повторить основные правила поведени...

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Восп...

Методическая разработка Познавательно – игрового интегрированного развлечения для детей старшего возраста по правилам дорожного движения с использованием ИКТ технологий. Тема: «Правила дорожного движения - правила жизни".

Создать условия для закрепления детьми знаний правил дорожного движения, расширить знания о светофоре и его сигналах   и умений использовать знания в различных практических ситуациях для обе...

Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения

Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредством дидактических игр. (средняя группа) Тема: «Прогулка по городу правил дорожного движения»

Конспект совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения посредствои дидактических игр(средняя группа)...

Дидактическая, настольная игра – бродилка «Правило дорожного движения на улицах города Канска». как средство закрепления знаний детей правил дорожного движения.

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые  нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Вот поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасном...