Доклад
материал ( группа) на тему

Кононенко Ольга Владимировна

Психолого педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа в период адаптации24.27 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 Я работаю с детьми второго года жизни уже более 17 лет. За эти годы я выработала свою систему работы по адаптации детей.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Поступление малыша в детский сад представляет собой серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей, сопровождающееся определенными психологическим трудностями.

 Эти трудности возникают  в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного образования, условия которого специфичны: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, другой стиль общения. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.). Если ребёнок неправильно вошёл в период адаптации, он может заболеть, получить психологический стресс.

 У 80% приходящих в детский сад детей, наблюдается дефицит общения, отсутствие умения контактировать с взрослыми и другими детьми. Приходя в детский сад, дети неадекватно реагируют на действия сверстников, воспринимают их как угрожающие. Это порождает неблагополучную эмоциональную атмосферу в группе, дети плачут, кричат. В процессе адаптации стрессовые ситуации влияют на физиологическую и биологическую адаптацию (появляется отказ от еды, нарушается сон, терморегуляция, ослабевает иммунная система), что сказывается на нервно-психическом развитии малыша.

Это все говорит о важности и значимости социализации детей.

Дети приходят в детский сад «условно не готовы». Поэтому остро стоит проблема о создании системы психолого-педагогической работы по сопровождению детей в период адаптации.

 В связи с этим мною всегда стоит  Цель: обеспечение оптимальных социально-психологических условий для сохранения психического здоровья и полноценного развития личности ребёнка в период адаптации детей раннего возраста.

 

Для достижения  этой цели   ставлю задачи:

  1. Создать предметно-развивающую среду в группе, направленную на укрепление психофизического здоровья малышей.
  2. Установить эмоциональный контакт и доверительных отношений с детьми.
  3. Организовать воспитательно-образовательный процесс, для создания условий положительного эмоционального состояния малышей, опираясь на принцип личностно-ориентированного подхода.
  4. Повышать уровень психолого-педагогической культуры родителей по вопросам адаптации и социализации детей.

 Моя работа по адаптации детей раннего возраста выстраивается в тесном взаимодействии с медицинским персоналом, специалистами д/с и родителями.

На начальном этапе – «Ознакомительном» созваниваемся с родителями, просим прийти в детский сад для знакомства с персоналом и условиями в группе.  Провожу индивидуальную беседу о режиме, питании детского сада, и узнаю об индивидуальных особенностях детей (круг общения, игровых навыков и умений и др.).

Совместно с педагогом-психологом проводится собрание «Адаптация ребенка к детскому саду».

 Работа с медперсоналом (врач-педиатр)

  • Изучение листа здоровья
  • Получение консультаций об особенностях сопровождения детей,  имеющих отклонения в здоровье
  • Ведение (заполнение) течения адаптации детей в листах адаптации
  • Анализ адаптационных листов (коллегиально)

 Провожу анкетирование с родителями.

Проанализировав анкеты родителей, вновь поступающих малышей в детский сад, было выявлено, что:

  • Все родители знают о том, что существует адаптационный период36% родителей считают важным в период адаптации научить ребёнка играть с другими детьми, социально адаптироваться, общаться со сверстниками и взрослыми, научиться самостоятельности.
  • 28% родителей придают большое значение в период адаптации качеству ухода и соблюдению режима
  • Остальные родители (36%) не дали ответа, что они считают важным в период адаптации.

Вся проделанная работа на ознакомительном этапе, позволяет   найти подход к каждому ребёнку, а родителям заранее подготовиться и подготовить детей к посещению ДОУ.

 Очень важно на начальном этапе расположить детей к пространству группы.

Поэтому в группе создана уютная, домашняя обстановка, привлекательная  для детей.

Изготовлено и приобретено много игровых пособий, оборудования, развивающих познавательный интерес  ребенка, желание совместно действовать с воспитателем. Например, «Дидактический коврик», «Гусеница», «Вкладыши», разного размера пирамидки,  «Карусель» для развития различных анализаторов и мелкой моторики; двигатели, для развития движений.

 

На этапе привыкания детей к условиям ДОУ создается безопасная психологическая обстановка для малышей: эмоциональное сближение с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

Происходит активное включение в совместную деятельность с детьми, детьми и родителями во всех режимных моментах (прием, кормление, посещение туалета, игры рядом и вместе и т.д.), которая способствует сближению, доверительного отношения, эмоционального отклика со стороны детей.

 Организация игровой деятельности в адаптационный период, направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия к другим взрослым и детям, социуму в целом.

 Игры-забавы, игры-развлечения, подвижные игры, театр, применение в работе попевок, потешек, слушание аудиозаписей детских песенок – все это помогает детям легче адаптироваться к новым условиям. Малыши приобретают определённый социальный опыт через игровую деятельность, который позволяет им по собственному побуждению включиться в предлагаемую деятельность: объединиться общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу – это совместная радость, доброжелательность), проявляют заинтересованность, активизируются.

 Параллельно идет работа с родителями.

Для создания успешной адаптации детей родителям, прежде всего, необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

 Для этого на всех этапах ведется активная просветительская работа по вопросам адаптации через размещение информации на стенде, в папках-передвижках, через родительские собрания, фото-стенды: «Первый раз в детский сад», «Адаптация ребёнка к д/с», «Что должно быть в кабинке малыша», «Нужен ли памперс?», «Отучаем от соски», «Режим в выходные дни» и т.д.

Такая работа помогает установить партнерские, доброжелательные отношения.

 Работа с педагогом-психологом

  • Консультирование педагогом-психологом, носят практический характер, сообща решаются возникающие в ходе адаптации вопросы и возможные проблемы.
  • Оказание практической помощи по мере необходимости (режимные моменты, сопровождение детей в период поступления детей в группу).
  • Совместная деятельность, организованная с родителями (родительский клуб, адаптационные игры-занятия).

Работа в клубе направлена на:

Оказание  помощи и поддержки родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад.

Повышение педагогического уровня родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.

Преодоление родителями  барьера недоверия к ДОУ.

Сплочение родительского коллектива.

Установление доверительных отношений между  семьями.

Основная форма проведения встреч - практическая работа, во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми, где мы являемся активными участниками в работе совместно с родителями в микрогруппах.

 

Решая в ходе встречи различные практические задачи, родители приобретают:

  • новые навыки успешного взаимодействия с детьми;
  • обогащают свой опыт семейного воспитания;
  • расширяют возможности понимания собственного ребенка.

Результатом моей работы являются показатели успешной адаптации детей к детскому саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...