Главные вкладки

    Тематическое планирование бесед по воспитанию кгн и культуры поведения в подготовительной группе.
    календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

    Ломовская Людмила Васильевна

    Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры поведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл besedy_po_kgn.docx117.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сентябрь.

    1. «Вспомним, как правильно надо кушать».

    Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

    Д/И: «Столик, накройся!».

    1. «Каждой вещи – свое место».

    Цель: Закреплять умение убирать на место свои вещи, игрушки, поддерживать порядок в шкафчике.

    Д/И: «Найди место для игрушки».

    1. «Советы Мойдодыра».

    Цель:  Учить детей правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистись зубы, полоскать рот после еды, следить за своим внешним видом, следить за чистотой своей одежды.

    Д/И: «Правила гигиены».

    1. «Кто такой дежурный».

    Цель: Закреплять знания детей об обязанностях дежурных по столовой, занятиям, уголку природы.

    Д/И: «Хорошо или плохо».

    Октябрь.

    1. «Вежливые слова».

    Цель: Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.). Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

    Д/И: «Хорошо или плохо».

    1. «Как мы наводим порядок в шкафу».

    Цель: Формировать у детей привычку аккуратно складывать одежду и убирать ее в шкаф; поддерживать порядок в шкафу.

    Д/И: «Хорошо или плохо».

    1. «Советы Мойдодыра».

    Цель: Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо вытираться полотенцем, полоскать рот после еды.

    Воспитывать привычку следить за своим внешним видом.

    Д/И: «Правила гигиены».

    1. «Как надо заправлять кровать».

    Цель: Учить детей заправлять кровать: расправлять простынь, складывать одеяло, заправлять покрывалом, разглаживая складки. Формировать привычку делать все аккуратно.

    Д/И: «Уложим куклу спать».

    Ноябрь.

    1. «Вспомним правила поведения за столом».

    Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом, прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

    Д/И: «Кормление куклы».

    1. «Каждой вещи- свое место».

    Цель: Закреплять умение убирать на место свои вещи, игрушки, поддерживать порядок в шкафчике.

    Д/И: «Подбери пару».

    1. «Зачем надо полоскать рот после еды».

    Цель: продолжать формировать понятие «здоровый образ жизни»;объяснить, зачем нам нужно полоскать рот после еды.

    Д/И: «Правила гигиены».

    1. «Как просушивают мокрую одежду».

    Цель: Закреплять умение самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь,
    сушить при необходимости мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

    Д/И: «Подбери пару».

    Декабрь.

    1. «Вспомним правила вежливости».

    Цель: Напомнить формы словесного выражения вежливости при встрече и прощании (здравствуйте, добрый день, до свидания, всего хорошего и т.д.) Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

    Д/И: «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой».

    1. «Как ведут себя воспитанные дети».

    Цель: Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.

    Д/И: «Расскажем мишке, как надо встречать гостей».

    1. Беседа «Хорошо и плохо»

    Цель: Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.

    Д/И: «Хорошо или плохо».

    1. «К нам идут гости».

    Цель: Вспомнить правила сервировки стола, правила поведения за столом.

    Д/И: «Столик, накройся».

    Январь.

    1. «Культура поведения во время еды».

    Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом).

    Д/И: «Принимайся за обед».

    1. «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».

    Цель: Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своём шкафу для одежды; воспитывать бережное отношение к вещам.

    Д/И: «Крокодил- чистюля».

    1. «Как заботиться о своей одежде».

    Цель: Воспитывать бережное отношение к своей одежде; формировать привычку аккуратно складывать одежду.

    Д/И: «Хорошо или плохо».

    1. «Терпение и труд все перетрут».

    Цель: Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь кому-либо.

    Д/И: «Поможем Мишке».

    Февраль.

    1. «Вежливость в разговоре».

    Цель: Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству. Закреплять умение благодарить за еду, помощь. Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам.

    Д/И: «Хорошо или плохо».

    1. Беседа «Как играют воспитанные дети».

    Цель: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь; продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга.

    Д/И: «В группу принесли новую игрушку, все хотят играть с ней».

    1. «К нам идут гости».

    Цель: Знакомить детей с названиями предметов чайного сервиза, обговорить правила сервировки стола к чаю.

    Д/И: «Напоим куклу чаем».

    1. «Хороший человек- это кто?»

    Цель: Формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, жадности, трусости, лживости, лени, предательства, тщеславия и т.д.

    Закреплять умение справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

    Д/И: «Хорошо или плохо».

    Март.

    1. «Культура еды – серьёзное дело».

    Цель: Знакомить детей с культурой приготовления пищи.

    Д/И: «Кто больше назовет блюд».

    1. «Чистота – залог здоровья».

    Цель: Воспитывать желание вести здоровый образ жизни;  формировать привычку быть чистым, опрятным.

    Д/И: «Правила гигиены».

    1. «Мы- дружные ребята».

    Цель: Продолжать закреплять  у детей навыки общественного поведения: благодарить за оказанную помощь и заботу,  вежливо прощаться, оказывать поддержку товарищам в трудную минуту. Продолжать формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач, воспитывать у них умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.

    Д/И: «Хорошо или плохо».

    1. «Как мы разговариваем друг с другом».

    Цель: Приучать детей общаться спокойно, без крика.

    Д/И: «Можно- нельзя».

    Апрель.

    1. «К нам идут гости».

    Цель: Учить встречать гостей, воспитывать доброжелательное отношение к гостям.

    Д/И: «Этикет- школа изящных манер».

    1. «Столовые приборы».

    Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

    Д/И: «Покормим зверей салатом».

    1. «Каждой вещи – свое место».

    Цель: Воспитывать привычку быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте.

    Д/И: «Хорошо или плохо».

    1. «Мы- вежливые дети».

    Цель: Закреплять навыки поведения в общественных местах.

    Д/И: «Можно- нельзя».

    Май.

    1. «Мы умеем себя вести правильно за столом».

    Цель: Закреплять навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой и салфеткой.

    Д/И: «Этикет- школа изящных манер».

    1. «Мы вежливы».

    Цель: Продолжать закреплять  у детей навыки общественного поведения:  первыми здороваться с взрослыми, говорить тихо,  вежливо прощаться, не мешать другим.

    Д/И: «Можно- нельзя».

    1. «Мы аккуратны».

    Цель: Продолжать воспитывать привычку быстро и правильно умываться, сухо         вытираться полотенцем, полоскать рот после еды, следить за своим внешним видом; быстро одеваться и раздеваться, вешать одежду в определённом порядке и месте, следить за чистотой одежды и обуви.

    Д/И: «Крокодил- чистюля».

    1. «Мы- друзья».

    Цель: Продолжать формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе.

    Продолжать учить детей считаться с мнением  и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам.

    Д/И: «Хорошо или плохо».

    Дидактические игры по формированию культурно- гигиенических навыков

    и культуры поведения:

    • «Столик, накройся!».

    Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.

    Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.

    • «Найди место для игрушки».

    Учить детей правильно размещать игровой материал, бережно к нему относиться.

    Игровые задания. 1. Обыгрывание игрушек (2— 3 новые игрушки) — рассказать стихотворение, загадать загадку, узнать по описанию и др. 2. Ставить игрушки на место. Оценивать совместно правильность выполнения задания: где лучшее место для игрушек. Роль ведущего может выполнять воспитатель или ребенок.

    Оборудование.   Игрушки.

    • «Правила гигиены».

       С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

    • «Хорошо или плохо?»

    Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

    Педагог демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Дошкольникам следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

    • «Кормление куклы».

    Цель: научить простейшим действиям с сюжетными игрушками (кормление), прививать гигиенические навыки; вызывать речевую активность; воспитывать добрые чувства к кукле.

    • «Подбери пару».

    Цель: научить соотносить предметы с действиями, закреплять навыки самообслуживания.

    Как играть? Среди различных предлагаемых изображений малышам следует подобрать логическую пару. Например, одежда-шкаф, зубная щетка- зубы, мыло- руки, игрушки -корзина для игрушек и т. д. Кроме того, детям необходимо аргументировать свой выбор.

    • «Принимайся за обед».

    Цель: закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой; учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом; формировать основы внимательного и заботливого отношения к партнерам по игре.

    Оборудование: кукла, мебель, посуда для столовой, обеденная скатерть, чайная скатерть, столовые и чайные салфетки; фартук, косынка, пара рукавичек — ухваток.

    Дети самостоятельно играют с куклой. Воспитатель предлагает детям накормить куклу. Кукла садится за стол. Но вот незадача: есть-то не из чего.

    Дети обычно смеются. Кукла же огорчена. Надо вместе с детьми утешить ее: «Сейчас мы накроем на стол».

    Заранее необходимо подготовить как можно больше разнообразной посуды, чтобы дети смогли сделать правильный выбор и сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как они пожелают.

    На куклу надевают косынку и фартук, она будет помогать детям сервировать стол. Педагог задает детям вопросы от имени куклы: «Что надо прежде всего поставить на стол? А из чего мы будем есть второе блюдо, пить компот?» Иногда кукла ошибается, например, ставит чашку не на блюдце, а на тарелку. Если дети сами этого не заметят, надо привлечь их внимание.

    Наконец все готово: няня подает кукле еду, а воспитатель учит ее правильно сидеть за столом, пользоваться приборами, есть, благодарить за еду.

    Кукла может спросить: «Зачем нужна ложка? Ведь удобнее есть руками, правда, дети?» А воспитатель просит детей подсказать кукле, чем едят первое блюдо, второе, фрукты из компота. Затем кукла спрашивает: «А что надо сделать после еды, дети?» и т.д.

    После окончания игры дети самостоятельно играют, приглашают в гости других кукол, сервируют чайный стол и т.д.

    Вариант. На обед к Мальвине приглашены Буратино, Чебурашка, Хрюша, другие сказочные персонажи. Дети учат кукол правильно накрывать на стол, умело пользоваться приборами и т.д.

    • «Крокодил-чистюля».

    Цель игры: формировать навыки самообслуживания, закрепить правила личной гигиены; воспитывать аккуратность, бережливое отношение к здоровью.

    Правила игры следующие: ведущий (выбранный с помощью считалки) показывает жестами и мимикой какое-либо действие, связанное с соблюдением гигиенических правил, например, чистит зубы, умывает лицо, одевается и т. д. Остальные участники угадывают действие.

    • «Напоим куклу чаем».

    Цель: знакомить с названием предметов из чайного сервиза; упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития).

    Оборудование: чайный сервиз (блюдца, чашки, заварочный чайник, сахарница, десертные тарелки, вазочка для печенья), чайные ложки.

    Ход игры.

    Воспитатель обращается к детям: «Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости?» Сегодня к нам в гости придут наши любимые игрушки. Давайте накроем стол для гостей. Чем мы будем их угощать? (Чаем и печеньем.)

    Педагог объясняет детям последовательность расстановки приборов для чаепития. Сначала надо поставить вазу с печеньем на середину стола.

    Вокруг вазы надо поставить блюдца, а на каждое блюдце - чашку. Около каждого блюдца надо поставить десертную тарелку. В десертную тарелку каждый гость положит себе печенье. Справа от каждого блюдца надо положить чайную ложку. Последними ставим сахарницу и заварочный чайник. Они тоже должны стоять на середине стола, чтобы каждому гостю было удобно взять сахар и налить чай.

    Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Андрей, поставь вазу с печеньем на середину стола». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе. Педагог комментирует их действия: «Андрей ставит на стол вазу с печеньем». И так далее.

    Какая ваза - большая или маленькая? (Ваза большая.)

    После того как накрыт стол, педагог обобщает высказывания детей.

    Посмотрите, все, что стоит на столе, - посуда. Из этой посуды пьют чай. Такую посуду называют «чайной посудой».

    В заключение дети рассаживают за столом свои любимые игрушки и «угощают» их чаем.

    После игры педагог предлагает детям помочь вечером маме накрыть стол к вечернему чаепитию.

    • «Кто больше назовет блюд».

    Цель: развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.

     Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.

    • «Этикет – школа изящных манер».

    Цели: научит ребёнка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

    Оборудование: предметные картинки.

    Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.

    Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженное, торт, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, блины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.

    • «Покормим зверей салатом».

    Цель: закреплять навык правильной еды - держать правильно ложку (тремя пальцами - указательным, средним, большим);нарезать пластилиновые овощи пластмассовым ножом; перемешивать большой ложкой салат в миске; кормить кукол салатом.

    Словарь: огурец, помидор, лук; салатница, ложка; держу, отрезаю, перемешиваю, кормлю.

    Оснащение: игрушечные звери; пластилиновые овощи, пластмассовый нож, вилка.

    Ход игры: принесите красиво украшенную коробку и предложите ребенку посмотреть, что в ней (игрушечные звери). Скажите: «Звери пришли к тебе в гости из леса.

    В лесу сейчас холодно и голодно. Надо бы их чем-нибудь угостить». Предложите ребенку сделать овощной салат и угостить зверей.

    Рифмовка: Я сегодня не скучаю,

                        Всех салатом угощаю.

                        Звери на пеньке сидят

                        И салатик мой едят.

    Ребенок должен приготовить "салат": нарезать пластилиновые овощи; сложить их в салатницу;

    круговыми движениями большой ложкой перемешать салат в салатнице; положить салат большой ложкой каждому гостю на тарелочку; угостить зверей салатом.

    Тематическое планирование бесед  

    по воспитанию

    культурно- гигиенических навыков

    и культуре поведения.

    Подготовительная группа.

    http://www.e-reading.club/illustrations/92/92620-i_004.jpg

    Картотека трудовых поручений

    в подготовительной группе.

    Задание № 1. « Поддержание порядка в шкафу с игрушками и пособиями». 
    Цель: учить детей самостоятельно расставлять игрушки и пособия, поддерживать порядок в шкафах, протирать пыль. 

    Задание № 2. «Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне». 
    Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава, намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде. 

    Задание № 3. «Помогаем помощнику воспитателя застилать чистое постельное белье». 
    Цель: Учить последовательно застилать постельное белье, приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. 

    Задание № 4. «Дежурство по столовой». 
    Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного; тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол. 

    Задание № 5. «Дежурство в учебной зоне» 
    Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это необходимо, убирать их после занятия на место. 

    Задание № 6. «Уборка строительного материала». 
    Цель: Учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его, просушивать; соблюдать правила личной гигиены. 

    Задание № 7. « Уборка в игровом уголке ». 
    Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места. 

    Задание № 8. «Стирка салфеток, используемых на занятиях по изобразительной деятельности». 
    Цель: учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности). 

    Задание № 9. «Протираем шкафы в раздевальной комнате (совместно с помощником воспитателя)». 
    Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить вещи аккуратно на место. 

    Задание № 10. «Ремонт книг». 
    Цель: учить детей подклеивать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами. 

    Задание № 11. «Расставим стулья в определенном порядке». 
    Цель: Продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро, старательно. 

    Задание № 12. «Стираем кукольное постельное белье, одежду». 
    Цель: Закреплять умение стирать кукольное бельё, приучать детей к опрятности и чистоте. 

    Задание № 13. «Уборка в уголке природы». 
    Цель: Закреплять умения и навыки ухода за обитателями живого уголка, ухода за растениями. Воспитывать желание трудиться, чувство ответственности за порученное дело. 

    Задание № 14. «Ремонт коробок для бросового материала». 
    Цель: Закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать бережливость, умение работать коллективно. 

    Задание № 15. «Протираем подоконники, мебель». 
    Цель: Аккуратно работать с водой, совершенствовать трудовые навыки в процессе работы. 

    Задание № 16. «Помощь няне в раскладывании постельных принадлежностей на кроватях». 
    Цель: Учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание помочь няне и уважение к чужому труду. 

    Задание № 17. «Уборка в столовой». 
    Цель: Учить правильно сервировать стол, убирать посуду после еды, сметать щеточкой со столов и подметать пол. 

    Задание № 18. «У нас в шкафу порядок». 
    Цель: Приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней одежды. 

    Задание № 19. «Приготовим оборудование для занятия ». 
    Цель: Развивать чувство ответственности за порученное дело, учить аккуратно раскладывать материалы и оборудование для занятий. 

    Задание № 20. «Меняем полотенца». 
    Цель: Развивать желание трудиться, уметь предложить свою помощь кому-либо.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе "Детство" (старшая и подготовительная группа).

    Тематическое планирование по примерной основной общеобразовательной программе "Детство" старший дошкольный возраст . Примерные темы пректов....

    Комплексное тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности на 2012-2013 учебный год Подготовительная группа.

    Комплексное тематическое планирование  непосредственной образовательной деятельности на 2012-2013 учебный год необходима с внедрением ФГТ...

    Комплексное тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности на 2013-2014 учебный год .Подготовительная группа.Подготовила воспитатель: Дементьева. С.В.

    Комплексное тематическое планирование НОД по познавательному развитию на 2013-2014 учебный год. Программа "Радуга" авторы Доронова, Гризик и др.  Подготовительная группа. Подготовила воспит...

    Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения в подготовительной группе

         В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Главным в целенаправленной воспитательной дея...

    Тематическое планирование и планы конспекты по физической культуре. В дошкольной разновозрастной группе «Малышок» 2019-2020

    Тематическое планирование и  планы конспекты  по  физической культуре. В дошкольной разновозрастной группе «Малышок»  2019-2020...