Подвижные игры с дидактической направленностью в формировании социально-коммуникативных качеств.
статья (подготовительная группа) на тему

Еремеева Елена Владимировна

Практическое руководство подвижными играми в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shulgina_sotsialno-kommunikativnye.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры с дидактической направленностью

в формировании социально-коммуникативных качеств

Еремеева Елена Владимировна, воспитатель

                                                                         Ларина Ирина Васильевна, воспитатель

                                              Шульгина Людмила Михайловна, воспитатель

Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и задач социально-коммуникативного развития.  Социально-коммуникативное развитие направлено на:

·        присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

·        развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

·        становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

·        развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

·        формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

·        формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

·        формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

·        формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
     Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других. Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника. Одним из условий для решения поставленных задач является  использование в практике работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий.
 В практике нашего детского сада применяется такой здоровьесберегающий метод обучения, как подвижные игры с дидактической направленностью. Особенность этой игры - наличие двух целей:

•        развивать активные двигательные действия,

•        решать задачи познавательного характера.

Положительный эффект от использования таких игр во время обучающих занятий состоит в том, что дети не утомляются, не раздражаются, обеспечиваются физиологически  необходимая  двигательная активность, благоприятное  психоэмоциональное  состояние.

Нами были разработаны подвижные игры с дидактической направленностью на формирование коммуникативных навыков.  Движение ребенка, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи движения  ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

—  поддерживает и завершает общение в игре;

— умеет выстраивать взаимодействие в паре, группе, в коллективе;

— проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

                           «Веселая гусеница»

                      (для детей старшего дошкольного возраста).

Программное содержание:

1.  Упражнять в ходьбе - с перешагиванием через предметы, ходьбе с широко расставленными ногами, в ходьбе по гимнастической скамье; в беге между предметами.

2 . Развивать навыки совместной деятельности, речь детей, способствовать сплоченности группы.

3. Формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поведения сверстников.

4. Воспитывать интерес к играм на взаимодействие.

5. Способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе сверстников.

Предварительная работа: коллективные виды деятельности (создание творческих коллективных работ, коллективный труд).

Материал: пластмассовые кубики, гимнастическая скамья, верёвки, стойки.

Правила игры:

1. Дети встают друг за другом, каждый держится за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

 2. На протяжении всей игры дети не должны отделяться от идущего впереди и друг от друга.

Варианты игры:  1. Изменяются и усложняются препятствия;

2.Изменяется количество участников.

                                           

                                               Ход игры.

Воспитатель приглашает детей (природный настрой):

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Тучки собираются.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождик начинается.

Вот на землю капельки,

Капельки упали,

Гусенички  под листочки

 Быстро побежали».

Дети строятся в колону и кладут руки друг другу на плечи. При этом произносят слова:

«Дружно держимся за друга,

Здесь в колоне: друг-подруга!

Будем мы вперёд идти,        

Чтоб друзей не подвести».

Воспитатель даёт указание: кубики перешагиваем, высоко поднимая ноги; стойки обходим зигзагом, верёвочный ручей  проходим, широко расставив ноги; по гимнастической скамье идём обычным шагом.

Дети последовательно проходят препятствия.

В конце игры взрослый произносит:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождик продолжается.

И никак, и никак

Дождик не кончается.

Капельки устали,

Дружно поливали».

Дети отвечают взрослому:

«Дождик, дождик перестань,

Отдохнуть немного дай».

Взрослый вместе с детьми анализирует итоги игры:

1. Удалось ли сохранить неразорванную «гусеничку» ( колонну) до конца игры?;

2. Кому было трудно при выполнении заданий?;

3.Как помогали друг другу во время игры?

 

                            «Утка, утка, утка, гусь»

                (для детей старшего дошкольного возраста).

Программное содержание:

1. Совершенствовать бег с ускорением, со сменой темпа.

2. Упражнять в умении контролировать свои движения и движения товарищей.

3. Воспитывать  в детях уважение к правилам этикета.

5. Способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе сверстников.

Предварительная работа:  подвижные игры «Кот и мыши», «Свободное место».

 Правила игры:

1.Ведущий ходит внутри круга, указывает рукой и приговаривает: «Утка, утка, утка… гусь». Гусь и ведущий бегут в противоположные стороны вне круга. Им необходимо как можно быстрее занять освободившееся место (где стоял “гусь”).  

2. В месте встречи, соревнующиеся должны взять друг друга за руки, сделать реверанс, улыбнуться и поприветствовать друг друга: «Доброе утро, добрый день, добрый вечер!» (в зависимости от времени проведения игры), а затем снова бежать к свободному месту.

3.        Приветствия и реверансы должны выполняться четко и громко;

4.        Во время бега нельзя отталкивать соперника руками.

 Варианты игры:

      1.     Изменяются способы приветствия друг друга в месте встречи.

      2.     Изменяется вид бега  (со сменой темпа, со сменой направления).

      3.    Девочка перед началом бега повязывает косынку, а мальчик надевает кепку.

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей (природный настрой):

1 вариант: «Встаньте, дети, встаньте в круг,  

                     Встаньте в круг, встаньте в круг

                    Я твой друг и ты мой друг,                

                    Старый,  добрый , верный друг».                        

 2 вариант: «И от скуки, и от грусти

                       Может вылечить игра.

                       Приглашаю в круг широкий  Вас, с улыбкой, детвора».

Дети встают в круг и выбирают водящего с помощью считалки:

1 вариант: «Добрые слова не лень

                     Повторять нам трижды в день.

                     Только выйдем  за ворота,

                     Всем идущим на работу:

                      Кузнецу, врачу, ткачу –

                     «С добрым утром!» я кричу.

                     «Добрый день!» -кричу я  вслед

                      Всем,  идущим на обед.

                     «Добрый вечер!» - так встречаю

                      Всех, домой спешащих к чаю».

2 вариант: «Дети, милые, родные, шустрые и заводные.

                      Вы с культурой подружитесь,  и быть лучшими стремитесь».

Взрослый следит за тем, чтобы каждый участник побывал в роли «Гуся».

По окончании игры проводится упражнение

на расслабление «Сбрось усталость». Взрослый даёт инструкцию:

«Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперёд, назад. А сейчас аккуратно встряхни головой, руками, ногами. Ты стряхнул всю усталость и опять стал сильным и бодрым».

                                                  «Двурукие»

(для детей старшего дошкольного возраста).

Программное содержание:

1.Упражнять в беге с ускорением.

2.Учить согласовывать свои действия с действиями сверстника.

3.Воспитывать ловкость, целеустремлённость.

4.Способствовать развитию гендерных особенностей детей.

5. Способствовать эмоциональному благополучию каждого ребенка и его успешности в коллективе сверстников.

Предварительная работа:

     1. Выполнение цикла различных заданий с жилеткой.

     2. Чтение художественной литературы о взаимопомощи между людьми.

Материал: специально сшитые жилетки, клубок ниток, детали пластмассового или деревянного конструктора «Юный плотник».

Правила игры:

1.Каждый участник может использовать для совместной работы только одну, продетую в пройму жилета, руку. Помогать второй рукой нельзя.

2. Побеждает тот, кто быстрее выполнил работу и работал слаженно  в паре.

Варианты игры:

1.Изменяются задания в парах ( намотать на палочку, веревку, нарисовать елочку, вымыть игрушку и т.д.).

2. Задания в парах выполняются в различных исходных положениях (сидя, стоя на кубиках, на газете, стоя на коленях и.т.д.

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей (природный настрой):

«Мы с приятелем вдвоём

Замечательно живём.

Вместе ходим и играем,

Никогда не унываем

Куда он ,- туда и я

Мы - отличные друзья!»

Дети самостоятельно распределяются в пары (находят вторую половинку открытки – девочка с девочкой, мальчик с мальчиком) и подходят к линии старта.

Воспитатель даёт указания: вместе добежать до жилеток, надеть их и выполнить задания (девочкам - смотать клубок ниток, мальчикам – соединить детали с помощью шурупов и гаек), снять жилеты и вернуться к линии старта бегом “Кто быстрее”.

В конце игры проводится обсуждение результатов выполнения заданий:

1.Удалось ли выполнить задания?

2.Какие трудности испытывала каждая пара?

3.Как помогали друг другу во время выполнения заданий?

Используемая литература:

 1. «Игры в детском саду». Мн.:Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000, стр.54.

 2. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей», стр.72.

                     

     

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра с дидактической направленностью как здоровьесберегающий метод обучения детей дошкольного возраста

В нашем детском саду творческой группой педагогов «Здоровый дошкольник» разрабатывались авторские подвижные игры с дидактической направленностью. На базе детского сада проходили консультационные пункт...

мастер-класс: здоровьесберегающий метод обучения "Подвижная игра с дидактической направленностью"

В ходе мастер-класса педагоги смогут не только теоретически, но и на практическом уровне усвоить принципы внедрения здоровьесберегающих методов развития и обучения дошкольников через интеграцию подвиж...

Мастер класс "Подвижная игра с дидактической направленностью - здоровьесберегающий метод обучения"

Данный материал предназначен для детей, обучающихся в логопедических группах...

Игры и упражнения направленные на коррекцию социально-коммуникативной сферы дошкольников

Данное приложение содержит подборку игр и упражнений для коррекции агрессии, гипердинамичности, стеснительности  других проявлений социально-коммуникативной дезадаптации дошкольников...