Конспект руководства игровой деятельностью для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Береги своё здоровье»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Сомова Ольга Анатольевна

Конспект руководства игровой деятельностью для детей среднего дошкольного возраста «Береги своё здоровье» (где основными задачами являются: - научить детей устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни человека и его здоровьем, помочь детям в занимательной форме, в играх усвоить понятие «здоровый образ жизни», «охрана здоровья». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotkakonspekt_beregi_svoe_zdorove.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьеформирующие технологии в ДОУ»

      Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.  Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьеформирующим технологиям, которые направлены на решение  приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. 

         Виды здоровьеформирующих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические технологии в дошкольном образовании.
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • валеологического просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду. 

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании- технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

•        организация мониторинга  здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

•        организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;

•        организация профилактических мероприятий в детском саду;

•        организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

•        организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии – направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по валеологии;
  • спортивные праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка- технологии, обеспечивающие психическое  и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.

       Валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

       Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Приобщение родителей  к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;

       Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

 Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий способствует  повышению результативности воспитательно-образовательного процесса, формирует у родителей ценностные ориентации, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей.  

Здоровьеформирующие технологии,

которые используются в воспитательно-образовательном процессе

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг – комплекс  упражнений основанный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.        

Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.         

Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.

Подвижные и спортивные игры.  Проводятся   как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп        

 Игры  подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В  ДОУ  используем лишь элементы спортивных игр        

 При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.

Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия.  В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.        

Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна.        Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. упражнения носят игровой , сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

Гимнастика для глаз проводится   ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

  • Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие - 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Занятия  проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Пред занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Утренняя гимнастика - Ежедневно в спортивном или музыкальном залах.  Используются различные виды организации утренней гимнастики.

Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

Точечный самомассаж - проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное  время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.

Для развития мелкой моторики,  ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику.  С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно        

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

  • Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.        

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.        

Психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Занятия проводятся по специальным методикам.

Для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления здоровья детей используется кинезиологическая гимнастика, которая позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения здоровья   ребёнка. Проводится со старшей группы.

Конспект руководства игровой деятельностью

для детей среднего дошкольного возраста

Тема: «Береги своё здоровье»

Воспитатели: Маркина Г.В., Сомова О.А.

Задачи

Обучающие

- Учить детей в установлении причинно-следственных связей между образом жизни человека и его здоровьем.

- Помочь детям в занимательной форме, в играх усвоить понятие «здоровый образ жизни», «охрана здоровья».

Развивающие

- создавать условия для развития творческого потенциала детей.

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

- развивать выразительность движений.

- повысить речевую активность.

Воспитательные

- воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

Предварительная работа

  • Чтение стихотворения С. Маршака «Телефон».
  • Чтение стихотворения А. Усачева «Шуршат осенние кусты».
  • Игра «С какой стороны слышу звук».
  • Чтение книги Г. Юдина «Главное чудо света».
  • Отгадывание загадок об органах человека.

Оборудование

  • Схемы-рисунки (глаза, уши..)
  • Бабочки на палочках.
  • Морковка и морковный сок.
  • Маленькие мячи.
  • Музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

1 часть – мотивационно-побудительная

Воспитатель Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, почему люди, когда встречаются, здороваются друг с другом?

Дети «Здравствуйте» - это вежливое слово.

Воспитатель Слово «здравствуйте» не только вежливое слово, но и пожелание здоровья.

Здравствуйте! – Значит будьте здоровы!

Детям предлагается поиграть в игру «Я желаю всем здоровья»

1 реб Здравствуй, утро (руки в стороны)

2 реб Здравствуй, небо голубое (руки вверх)

3 реб Здравствуй, вольный ветерок (качаем руками наверху)

4 реб Здравствуй, зелёная травка (присели, руки в стороны)

5 реб Здравствуйте, душистые полевые цветы (присели, нюхаем цветы)

6 реб Здравствуй день (протянуть руки друг другу)

7 реб Нам здороваться не лень! (качаем руками внизу)

2 часть – организационно-поисковая

Воспитатель Ребята, посмотрите, сколько рахных предметов вокруг нас. Что помогает нам познавать мир? Вы сможете ответить, если отгадаете загадку:

Двое глядят

Двое слушают

Один вдыхает

Один говорит

Дети 2 глаза, 2 уха, 1 нос, 1 рот.

Воспитатель Правильно вы отгадали загадку.

Сегодня мы с вами начнем говорить о глазах. Как они помогают нам видеть окружающий мир и почему надо беречь глаза и ухаживать за ними.

Воспитатель (подходит к зайчику, он сидит близко к телевизору)

Здравствуй, зайчонок. Я вижу ты весь день провел у телевизора, смотришь все передачи подряд, а потом стал все ближе и ближе придвигаться к экрану телевизора.

Дети Зайчонок может испортить зрение. Это делать нельзя.

Воспитатель Что может помочь в охране зрения? В этом мы с вами будем разбираться.

Зайчонок  Резь и боль, течет слеза

Заболели вдруг глаза

Помни! Вреден телевизор

Коли глаз к экрану близок

Воспитатель Давайте зайчонка научим делать зарядку для глаз. Все дети выполняют гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

  1. Моргание глазами (скорость моргания увеличивается)
  2. Зажмурить глаза (от лёгкого зажмуривания до сильного) повтор 5-6 раз

Упражнение «Бабочка» или «Солнечный зайчик»

(по стенке пробегает солнечный зайчик в разных направлениях. Работать только глазами, голову держать прямо)

Воспитатель Поговорим с вами как беречь глаза? Надо всегда помнить:

- нельзя грязными руками трогать глаза, ответьте почему?

- надо беречь глаза от попадания в них грязи, песка, острых предметов.

- надо каждый день утром и вечером промывать глаза тёплой водой. Не читать лёжа.

- если врач назначил носить очки, их надо носить обязательно. Делать ежедневно глазную гимнастику.

Воспитатель Вы хорошо усвоили, как надо беречь глаза!

Зайчонку мы приготовили подарок: морковку и морковный сок.

Реб Помни истину простую

Лучше видит тот

Кто жует морковь сырую

Или пьет морковный сок.

Воспитатель Глаза – это наше зрение. Чем лучше зрение – тем больше мы видим.

Пальчиковая гимнастика для детей

Пальцы делают зарядку (4 ритмичных хлопка в ладоши)

Чтобы меньше уставать (сжимаем и разжимаем кулачки)

А потом они встряхнутся (трясем руками в воздухе)

Будут опять играть (фонарики)

Повтор 4-5 раз

Музыкальная физкультминутка под фонограмму

Воспитатель К нам кто-то стучится. Проходите, дверь открыта (никого нет) Воспитатель подходит к двери и выходит к котиком Васькой.

Котик Здравствуйте, ребята! У меня беда со здоровьем. Я плохо слышу. У кота должен быть острый слух, чтобы ловить мышей. Что мне делать?

Воспитатель А почему так случилось, что ты теряешь слух?

Кот Васька У меня дома хозяева любят громко включать музыку, телевизор.

Воспитатель Оставайся с нами, мы тебе поможем. Для чего человеку уши?

Дети Уши звуки различают, они слышать помогают приближение транспорта. Голоса людей, зверей, состояние погоды. Звуки музыки, гул самолета.

Дидактическая игра «Угадай, чей голосок?»

Мы собрались ровно в круг

Повернемся разом вдруг

Кто-то скажет «скок-скок»

Угадай чей голосок!

Воспитатель Что помогло тебе угадать, кто произнес слово «скок-скок»  Реб Уши, я слышал голос) Игра повторяется 5 раз

Дидактическая игра «Какой звук тебе больше всего нравится?»

(включить кассету с записью разных звуков, шумов)

Воспитатель Расскажите, ребята, как нужно ухаживать за ушами?

Дети – разговаривать спокойным голосом, не кричать

- мыть уши, чтобы они были чистыми.

- не ковырять в ушах

- надевать головной убор, когда холодно, чтобы не застудить уши.

- следить, чтобы в уши не попадала вода.

- не включать громко телевизор, музыку.

Самомассаж

У детей в руках маленькие мячи (массажеры)

Воспитатель Где ночует солнце? (катают мячик по ладоням)

У бабушки в постельке (массируют мячик пальцами)

А кто его бабушка? (катают мячик по ладоням)

Синее небо (массируют мячик пальцами)

Чем оно укроется? (катают мячик по ладоням)

Шерстяной тучкой (массируют мячик пальцами)

А кто его укроет? (катают мячик по ладоням)

Дедушка ветер (дуют на раскрытый в ладонях мячик)

Дети кладут мячики в корзинку.

3 часть рефлексивно - коррегирующая

Воспитатель А что мы делаем в детском саду, для того, чтобы укрепить сове здоровье?

Дети: - делаем зарядку

- занимаемся физкультурой на занятиях

-ходим по массажным дорожкам

- делаем пальчиковую гимнастику

- пьем сок, едим фрукты, моем руки перед едой

Воспитатель Мы рассказали зайчонку, коту Ваське как надо беречь и ухаживать за глазами и ушами и животным и людям. Надо беречь свое здоровье смолоду.

А вот Мишка, Мишка – лежебока

Спит он много и глубоко

Целый день медведь проспал

И здоровье потерял

Дети Движение – это жизнь.

  1. Научим лежебоку нашей зарядке «Зарядка для зверят»
  2. Подарим мишке гантели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной игровой деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Тема: "Путешествие на поезде"

Цель: расширение представления детей о профессии машиниста, проводницы и обогащение игрового опыта детей, учитывая их полоролевые предпочтения.Задачи: -развивать умение совместно строить и творче...

Конспект Совместной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста Тема: «СКАЗКА О ТЁПЛОЙ СТРАНЕ И ХОЛОДНОЙ СТРАНЕ"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада № 13 комбинированного вида Курортного района Санкт-Петербурга.   КОНКУРС: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАЛИТР...

Конспект занятия по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Береги здоровье».

Конспект занятия по формированию у детей здорового образа жизни для детей среднего дошкольного возраста.Тема: «Береги здоровье»....

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) по теме «Мыльные пузыри, воздушные шары – любимые игрушки нашей детворы».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование....

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Светофор и его помощники»

Конспект непрерывной образовательной деятельностидля детей среднего дошкольного возрастаТема: «Светофор и его помощники»Цель:  продолжать закреплять знания дорожных знаков.Задач...