ПРОЕКТ «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ, ЗДОРОВЫЙ ДУХ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
проект на тему

Проект «В здоровом теле, здоровый дух»

для детей дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Детский сад №12 «Дубравушка»

Проект «В здоровом теле, здоровый дух»

для детей дошкольного возраста

Участник проекта:

Дети старшей  группы

Мельникова Татьяна Николаевна

г.Нягань, 2014 год

Проект «В здоровом теле, здоровый дух»

для детей дошкольного возраста

Забота о здоровье детей была и остаётся святой обязанностью каждого государства. Формирование здорового поколения – одна из главных задач развития страны. От состояния здоровья детей зависит во многом благополучие общества. Одно из главных ценностей в жизни человека было и остаётся здоровье. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.

Образовательная область «Здоровье» требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

          Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца.

          Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

          Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

           В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

           При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

        Сначала детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д.

        В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

           Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.

         В младшем и среднем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

         Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

         Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

          Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.  Нужно с самого раннего возраста научить детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, чтобы в будущем, будущее поколение было здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Отсюда и вытекает проблема, как помочь ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь?

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: Формирование у дошкольников  основ здорового образа жизни, практического опыта по соблюдению КГН, развития у детей познавательного интереса в области «Здоровье».

Задачи проекта:

  1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей.
  2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
  3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными. Учить применять полученные знания на практике.
  4. Обогатить предметно-развивающую среду группы.
  5. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками о здоровье.

Участники проекта: воспитатели, младший воспитатель,  логопед, родители, дети.

Основные формы реализации проекта:

  1. Образовательная деятельность.
  2. Дидактические игры и упражнения.
  3. Художественное слово.
  4. Чтение художественной литературы.
  5. Праздникили вечер досуга.

       Практическая значимость проекта заключается в создании единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

         

Оснащение предметно-развивающей среды групп детского сада:

  1. Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
  2. Сделать подборку дидактических игр.

Методическая копилка:

  1. Составить перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.
  2. Разработать конспекты занятий и проведение режимных моментов.
  3. Сценарии развлечений и досугов.
  4. Подобрать и оформить методический материал по валеологии.
  5. Подобрать потешки, стихи, загадки, художественные произведения.
  6. Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения, словесные игры по данной теме.

Работа с родителями:

Консультации на тему или папки - передвижки:

  1. «Как привить детям культурно – гигиенические навыки »
  2. «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности »

Тип проекта: творческий.

Возраст участников: дошкольники 3 – 6 лет.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.

Сроки реализации проекта: середина апреля 2014 года.

Этапы:

  • Информационно-аналитический этап:
  1. Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей  через наблюдения, беседы, анкетирование.
  2. Составление плана работы.
  3. Разработка содержания проекта.
  4. Изучение литературы.

  • Основной этап:
  1. Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми.
  2. Совместная образовательная работа с детьмидля решения поставленных задач.
  3. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
  4. Блок занятий про здоровье.

  • Заключительный этап:
  1. Подведение итогов работы над проектом.
  2. Презентация проекта.

План мероприятий по реализации проекта.

Подготовительный этап:

  1. Сбор литературы по данной теме.
  2. Диагностика детей по данной теме.
  3. Составление плана работы.
  4. Разработка содержания проекта.

Основной этап:

  1. Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным», «Культурно-гигиенические навыки у детей дошкольного возраста», «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно-гигиенических навыков».
  2. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.
  3. Оформление уголка (туалетной комнаты).
  4. Фотоконкурс (для родителей) на тему: «Кап-кап-кап течет водичка, все ребята любят мыться».
  5. Конкурс рисунков «Принцесса Витаминкина», или «Спорт».
  6. Разучивание потешек про умывание «Водичка, водичка», и т.д.
  7. Оформление наглядного материала по произведению К. Чуковского «Мойдодыр».
  8. Художественное слово, детский фольклор в свободное время от занятий: потешки, прибаутки, загадки, художественная литература.
  9. Дидактические упражнения:  «Айболит встречает ребят»,  «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем», «Моем чисто руки и лицо» и т.д.
  10. Дидактическая игра «Это я!», «Водичка, водичка», «Вымой руки»,  «Белые перчатки».
  11. Вечер загадок (про мыло, воду, полотенце и другие туалетные принадлежности).
  12. Опытно-экспериментальная деятельность: опыты с водой и с мылом.
  13. Чтение русской народной сказки  «Про непослушные ручки и ножки».
  14. Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», Тувим «Дорогие, мои дети!», А.Барто «Девочка чумазая»;
  15. Изготовление театра по сказке «Девочка чумазая»;
  16. Подвижная игры«Мыльный пузырь», «Зайка белый умывается», «Ровным кругом», «Овощи и фрукты», «Водяной», «Собери мусор» и т.д.
  17. Выставка мыла на тему: «Да здравствует, мыло душистое»!
  18. Изготовление коллажа «Что нам надо для умывания».
  19. Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся у старших детей умываться».
  20. Папка раскладушка «Растем здоровыми», «Про витамины» и т.д.
  21.  Вечер досуга или праздник, посвящённый недели здоровья.

Заключительный этап:

  1. Итог: Спортивный праздник или вечер досуга.
  2. Диагностика детей по данной теме.
  3. Презентация проекта для педагогов ДОУ, родителей   сообщение из опыта работы по проекту.

Предполагаемый результат:

Обобщили и обогатили опыт детей в сфере здорового образа  жизни.

В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас.

В ходе экспериментальной деятельности  у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.

Дети выучили пословицы, поговорки, стихи о КГН, здоровье.

Методы и формы работы, которыми мы руководствовались в рамках проекта:

  1. Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  2. Наглядные: (панно «Кому нужна вода» и т.д.)
  3. Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, указания, словесные инструкции;
  4. Технология моделирования (аппликация);
  5. Релаксация;
  6. Игровой: (сюрпризный момент, игры)
  7. Творческие (книжка-самоделка)

Каждый день недели имеет свою общую структуру: название, цели дня, в конце дня подводятся итоги. Наиболее активные дети, родители, педагоги, группы награждаются сертификатами. В работе представлена одна  неделя, проходившая под девизом«В здоровом теле – здоровый дух!».

Утренняя гимнастика.

Цель: создать бодрое, радостное настроение, поднять мышечный тонус.

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Музыкально – ритмический комплекс «Вместе весело шагать»

Дыхательная гимнастика

Аудиозапись песни «Зверобика»                   (муз.Б. Савельева, сл. Е. Четверикова)

Дыхательная гимнастика

Музыкально – ритмический комплекс «Весёлая зарядка»

Дыхательная гимнастика

Стихотворение «Доброе утро» Л. Пилипенко.

Ёжик вышел на зарядку.

Раз-два!Раз-два!

С детства он привык к порядку.

Раз-два!Раз-два!

Поднял он гантели смело,

Кувыркнулся, мостик сделал,

Обежал полянку быстро,

В ручейке умылся чистом.

Улыбнулся и сказал: «Доброе утро!»

Гигиенические процедуры

Цель: закрепление представлений о правилах гигиены и способах осуществления гигиенических процедур.

В каждой группе сопровождаются потешками, загадками, стихами. Может появиться игровой персонаж Мойдодыр. Дети вспоминают правила умывания.

Если хочешь быть здоров – закаляйся и холодною водой умывайся.

Запомнить нужно навсегда:

Залог здоровья – чистота!

И для вас детвора, есть про чистоту игра.

Я начну, а вы кончайте, поговорку продолжайте.

Игра «Закончи пословицу или поговорку»

  1. Кто аккуратен, …тот людям приятен.
  2. Чистота – лучшая…красота!
  3. Чистая вода…для  хворобы беда!
  4. Чаще мойся,…воды не бойся!
  5. Будь аккуратен, забудь про лень, чисти…зубы каждый день.

Завтрак

Вместе с детьми вспоминаем, какой витамин для чего нужен и в каких продуктах он содержится (сделать таблицу витаминов)

Витамины, витамины А и В, Си Д-

В жизни нам необходимы,

Можно встретить их везде.

«О пользе овсяной каши». Тим Собакин

Откуда появилась ложка? Она появилась из чайной ложечки,

Которая, ела овсяную кашу и выросла в большую ложку!

А откуда же появилась вилка? А вилка появилась из огромных вил,

Которые не любили овсяной каши,  и превратились в маленькую вилку.

Образовательная деятельность:

Дни недели

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

Понедельник

«Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытирать руки полотенцем»

Знания о личной гигиене «Подарки Мойдодыра» (см. приложение)

Физкультура по плану

Изучаем свой организм «Где прячется здоровье», «Сундучок здоровья» (см. приложение)

Физкультура по плану

Вторник

Разучивание потешек про умывание «Водичка, водичка»

Разгадывание загадок о предметах гигиены

Коллаж «Предметы гигиены»

«Откуда берутся болезни» (см. приложение)

Среда

Опыты с водой и мылом (см. приложение)

Выставка мыла.

Опыты с водой и мылом (см. приложение)

Физкультура по плану «В некотором царстве, в некотором государстве»

«Всё о воде», опыты с водой.

Физкультура по плану «В некотором царстве, в некотором государстве»

Разгадывание загадок.

Четверг

«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» (см. приложение)

 «Витамины в жизни человека» (см. приложение)

Аппликация «корзина с витаминами»

 «Здоровое питание»

Аппликация «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»

Пятница

Экскурсия в мед.кабинет.

Экскурсия в мед.кабинет.

Сказка – беседа «В стране  Болючке» (см. приложение)

Сказка – беседа «В стране  Болючке» (см. приложение)

Заучивание пословиц и поговорок о здоровье.

Массаж биологически – активных зон «Неболейка»

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживаем ладонями шею сверху вниз)

Лоб мы  тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони «козырьком» и растираем его).

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательными пальцами растираем крылья носа движениями в стороны, сверху вниз).

Знаем, знаем – да-да-да! Нам простуда не страшна! (потираем ладони друг о друга)

«Самомассаж» (движения выполняются под речитатив)

Все вместе ножками потопали,

Ручками по щёчкам похлопали.

Ладошками глаза закрыли

И пальчики раздвинули, раскрыли.

Дружно присели, через пальчики посмотрели.

Пальчики в кулак сжимаем, воздух набираем.

Пальчики разжимаем, воздух выдыхаем.

Ладошками по грудке постучим,

Погладим и немножко помолчим.

Гимнастика для глаз

  • Наложить ладони на закрытые глаза, не касаясь их. Согревание глаз центром ладони 30 сек.
  • Под закрытыми веками рисуем глазами круги – влево, вверх, направо, вниз, затем круг в обратную сторону (5 раз).
  • Нежно погладить пальцами веки, открыть глаза и быстро поморгать.
  • Вытянуть правую руку прямо перед собой, кисть на себя. Смотрим на  ноготь среднего пальца и т.д. Не поворачивая головы, следим за  указательным пальцем, рука перемещается вправо в сторону, затем – влево. Сменить руку. (5 раз).
  • Медленно приближаем правую руку к носу, затем удаляем.  Потом левую руку  (10 раз).

Прогулка

Цель: оздоровление детей на свежем воздухе, совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей, приобщение их к здоровому образу жизни, расширение представлений об окружающем мире.

Игра-эстафета «Собери мусор»

Участвуют две команды (группы). Строятся в колонну друг за другом, за капитаном. На противоположной стороне площадки (зала) стоит ведро для мусора.  Разбросаны бумаги, пакеты, веточки от деревьев. По команде 1-й участник бежит, собирает один мусор и кладет его в ведро, бежит назад передает эстафету следующему участнику. Выигрывает команда, которая больше соберет мусора.

Хороводная игра «Мяч по кругу»

Дети образуют круг, под музыку передают мяч по кругу (или передают мяч и по сигналу воспитателя «Стоп»). Музыка останавливается, у кого в руках оказался мяч, отвечает на вопрос: «Как я помогаю маме?»

Подвижная игра «Водяной»

Выбирается водящий «Водяной», который сидит в кругу с закрытыми глазами (на глазах повязка или маска из непроницаемой ткани). Дети идут по кругу и говорят: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой. Выгляни на чуточку, на одну минуточку». Круг останавливается. Водяной встает и подходит к одному из игроков. Задача «Водяного», определить кто перед ним из детей (можно трогать). Определив, кто перед ним, меняется с ним местами. Игра продолжается дальше.

Подвижная игра «Овощи и фрукты»

Группа делится на две равных по количеству детей подгруппы, выстраиваются в колоны. На противоположной стороне площадки (зала) находится корзина с муляжами овощей и фруктов. Задача команд: одна собирает только овощи, другая команда – фрукты, которые складываются в лукошки. Один игрок может принести в свое лукошко только один предмет. В конце игры подсчитывается только количество правильно собранных овощей или фруктов. Один предмет – одно очко.
Подведение итогов, награждение.

Подвижная игра «Зайка серый умывается»

Дети стоят по кругу или перед воспитателем и вместе проговаривают и выполняют соответствующие движения.

Зайка серый умывается, видно в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо,

Вытер сухо!

Затем прыгают на двух ногах (имитируя зайца), продвигаясь вперед за взрослым (идут в гости). Потом возвращаются обратно.

Подвижная игра «Ровным кругом»  (Мойдодыр называет и просит показать соответствующие названию части тела)

Ровным кругом друг за другом.

Будем весело шагать, что нам Мойдодыр покажет,

То и будем выполнять!

Хороводная игра «Мыльный пузырь»

Детивместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Говорим: «Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой. Оставайся такой, да не лопайся». Играющие отходят назад,   держаться за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда дети отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Затем дети снова надувают пузырь, отходя назад, образуя большой круг.

Гигиенические процедуры. Обед.

Полезные продукты

Ребята очень рады бывают шоколаду.

А я считаю вкусной морковку и капусту.

Вот полезные продукты-

Рыба, овощи и фрукты, молоко и мясо съем.

Думаю, понятно всем:

Полноценная еда для здоровья всем нужна!

Хлебушко

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он, тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол.

Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зёрна,

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились на земле.

С. Погореловский

Вместе с детьми смотрим, что приготовили повара, вспоминаем,  как это блюдо называется, и из каких продуктов это сварено. Какими столовыми приборами это блюдо кушается.  Вспоминаем, какие витамины содержат те или иные блюда, и для чего нам эти витамины нужны (см. таблицу витаминов).

Вспоминаем правила поведения за столом, и умения пользоваться всеми столовыми приборами.

Закаливающие процедуры. Полоскание горла водой комнатной температуры.

Цель: формировать навык закаливания организма.

Укладывание на сон.

Под спокойную и очень тихо звучащую музыку (мелодию), дети ложатся спать. Сон с доступом свежего воздуха.

«Тихо – тихо». И. Токмакова.

Тихо – тихо - тихо – тихо.

В наши двери входит Тихон,

Не аукать, не кричать.  А баюкать и качать.

Тихон песенку поёт, сны ребятам раздаёт:

«В этом сне – воздушный шарик,

В этом сне – собака Шарик,

В этом – голуби летят, в этом – дети спать хотят».

Тихо – тихо -тихо – тихо,

Сумрак, дрёма и покой.  Дети спят. Уходит Тихон.

В тихий домик за рекой.

Подъём детей.

Цель: создать атмосферу комфорта, помочь каждому ребёнкуосознать значение упражнений в оздоровлении всего организма.

Постепенный, по мере пробуждения под весёлое музыкальное сопровождение. Выполняется оздоровительная гимнастика после дневного сна прямо в кроватях. Прохождение детей в туалетную комнату по профилактическим дорожкам. Закаливающие процедуры (умывание лица, обтирание верхней части спины, варежкой, обливание рук до локтя, либо контрастное закаливание нижних конечностей).

И потом выполняется бодрящая гимнастика.

Полдник.

Повторяем культуру поведения за столом.

Повторяем таблицу витаминов.

Витамины, витамины А и В, Си Д-

В жизни нам необходимы,

Можно встретить их везде.

Вечерний отрезок времени.

  • «О, спорт» (создание и рассматривание альбома о спорте, беседа о спорте).
  • Дидактические игры «Валеология», «Аскорбинка и её друзья», «Что полезно, что вредно»  и т.д.
  • Чтение К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорено горе»,  А. Барто «Девочка чумазая», Аким «Мыло»
  • Разгадывание кроссворда по произведению К. И. Чуковский «Мойдодыр».
  • Вечер загадок.
  • Сюжетно – ролевые игры «Поликлинника», «Аптека».
  • Рисование «Витаминка», «любимый вид спорта».
  • Раскрашивание раскрасок на тему «В здоровом теле, здоровый дух».
  • Занятия по игровому стретчингу.
  • Игра – экспериментирование «Делаем мыльные пузыри», «Грязные и чистые руки».

Вечерняя прогулка.

Цель: оздоровление детей на свежем воздухе, совершенствование двигательных навыков и физических качеств детей, приобщение их к здоровому образу жизни, расширение представлений об окружающем мире.

Пускание мыльных пузырей.

Приложение

Конспект НОД на тему "Подарки Мойдодыра" средняя группа

Цель: продолжать укреплять и охранять здоровье детей; совершенствовать культурно-гигиенические навыки; развивать речь детей, обогащать словарь; закреплять умения выразительно читать стихи; воспитывать коллективизм и взаимопомощь.

Словарь: мыло, гель, шампунь, полотенце, мочалка, ножницы, расческа, гребешок, порошок.

Ход занятия

Воспитатель читает отрывок из произведения К.И. Чуковского "Мойдодыр":

"Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка
Ускакала от меня.
Я за свечку- она в печку!
Я за книжку- та бежать
И вприпрыжку под кровать!..."

- Как называется произведение?

-Кто его написал?

-Кто такой Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир). Вот он вам передал подарки.

Воспитатель вносит большую красивую коробочку.

-Давайте посмотрим, что в ней находится?

Воспитатель достает мыло.

-Для чего оно нужно?

Ответы детей. После чего ребенок читает четверостишие:

"Не забудь простой науки:

Сел обедать- вымой руки.

Поиграл с котенком милым-

Тут же вымой руки мылом.

Не бери примера с хрюши

И водичке доверяй.

Ежедневно с мылом уши

Мой, но в них- не ковыряй"

Воспитатель достает зубную щетку, пасту, зубной порошок.

-Для чего все это нужно?

Ответы детей. Дети показывают, имитируя, как надо чистить зубы, полоскать рот.

Ребенок читает:

"Чтобы ты, малыш, имел

Зубки белые, как мел,

Каждый день их надо четко

Чистить пастою и щеткой!"

Воспитатель достает полотенце, мочалку, гель, шампунь.

-Для чего все это нужно?

Дети отвечают и характеризуют все предметы.ребенок читает стихотворение:

"Душ почаще принимай!

Не ходи неряшкой!

После душа надевай

Чистую рубашку

"Солнце выше поднимается.

 Всем ребятам улыбается"

Воспитатель достает расческу и ножницы.

-Для чего они нужны?

Дети отвечают.

Ребенок читает:

         "Если ногти  не стрижешь,

         Волосы не чешешь,

        С Бармалеем будешь схож

        Или с диким лешим"

-Вот несколько подарков прислал вам Мойдодыр. Он хочет, чтобы вы были здоровыми, умными, красивыми.

-Что мы с вами   делаем для того, чтобы быть здоровыми: занимаемся зарядкой, ходим на физкультурные занятия, гуляем, играем в подвижные игры, делаем точечный массаж, ходим босиком по рельефным коврикам, полощем рот после еды и горло.

Сейчас мы сделаем точечный массаж:

"Утром над поляной

Солнышко встает.

Вышел на работу

Весь лесной народ.

Муравей несет бревно

Больше муравья оно.

Хоть и мал муравей

Но в лесу он всех сильней

Говорят, что хорошо,

Что сегодня дождь прошел.

Дождь покапал и опять

Мы идем гулять

Будем ягодки искать,

Игрибочки собирать"

-Молодцы, хорошо все выполнили. А теперь давайте пройдемся по коврикам: спина прямая, голову не опускаем.

-Ребята, покажите, как мы полощем рот. А как надо рот полоскать? Правильно, хорошо, молодцы!! Давайте вспомним гимн Мойдодыра:

Да здравствует мыло душистое!

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

   Давайте же мыться, плескаться,

   Купаться, нырять, кувыркаться.

   В ушате, в корыте, в лохани,

   В реке, в ручейке, в океане

   И в ванне, и в бане,

   Всегдаи везде-

   Вечная слава воде!

-Молодцы! Все правила Мойдодыра вы усвоили. За это он вам передал подарки.

Воспитатель достает зубные щетки и дарит их детям с пожеланием, чтобы они чистили зубы днем и вечером.

Конспект НОД  по развитию речи, воспитанию культурно - гигиенических навыков в средней группе.

Программное содержание:

Продолжать побуждать к ведению здорового образа жизни. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены. Вызывать речевую активность детей, закреплять представления о функциональном назначении предметов, называя их, используя слова в разных грамматических формах. Поддержать и поощрять инициативу детей. Учить детей, слушая знакомую потешку, активно помогать воспитателю, читать ее по памяти.

 

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций произведения
  • К.Чуковского, заучивание потешек.
  • Дид. Игра «Умывайся правильно»
  • С/р игры «Дочки-матери»
  • П/игра «Пузырь»

Ход занятия:

Дети сидят полукругом.

 

1. Воспитатель вносит чудесный мешочек

Дает его детям подержать за веревочку.

 

Дети: Там что -то есть, тяжёлый, гремит.

Воспитатель: Потрогайте, дети щупают через ткань.

 

Воспитатель: Какое? Твёрдое? Много или мало? Квадратное, круглое, холодное?

 

Дети:  Запускают в мешок руки и начинают трогать: холодное, гладкое, твёрдое,душистое.

- Берите по одному (дети достают) куски мыла разного цвета и формы.

 

Дети рассматривают, меняются друг с другом, нюхают (помочь детям поддержать их высказывания). Положить куски мыла в мыльницы.

 

Воспитатель: А для чего нам нужно мыло!

 

Идет перечисление: мылом моют руки, стирают белье, моются. А для чего это нужно? Мыться, умываться, мыть руки, полезно для здоровья. Нельзя допускать, чтобы на руках и теле скапливались грязь. Почему?

Дети: Там грязь там много микробов, и они опасны для здоровья, вызывают разные болезни.

 

Воспитатель: надо мыться каждую неделю, а в каких случаях нужно мыть руки с мылом.

Дети: Перед едой, после посещения туалета, после улицы, после того как поиграли с кошкой, собакой.

 

Воспитатель: верно. Вспомните, что говорил Мойдодыр:

Надо, надо, умываться

По утрам и вечерам,

А немытым - трубочистам

Стыд и срам, стыд и срам. 

2.Игра с поросенком

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  у нас в группе оказалось грязное полотенце! 

 

Кто не моет руки с мылом

От среды и до среды

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы.

 

-Ну-ка детки покажите свои ладошки, я посмотрю на грязнулю, который испачкал полотенце. Нет, его здесь нет. Значит, кто-то к нам приходил, сейчас мы его поищем.

 

Воспитатель: Вот он. Это оказывается, поросёнок Хрюша испачкал наше полотенце.

А нашли, ругать не будем,

То, что было позабудем

Позабудем то, что было

А научим мыться с мылом.

 

Воспитатель: Ребята вот сегодня мы научим Хрюшу умываться чисто с мылом.стоит таз с водой, рядом мыльница с мылом, полотенце.

Воспитатель: Хрюша, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, чтобы не замочить рубашку, платье.

 

- Покажите, как надо закатывать рукава, помогите друг другу. Хрюша, ты тоже закатай рукава.

- Рукава закатали, теперь покажем Хрюше как надо мыть руки.

 

Вот так, круговыми движениями, одна ладошка гладит другую (дети показывают)

 

- Но сначала надо смочить руки водой и намылить их мылом.

- Понял, Хрюша? Тогда мойся, а вы дети, смотрите, правильно ли он делает.

- Хрюша начинает разбрызгивать воду (брызги летят на пол)

 

Дети: Нет, нет так нельзя. Нужно тихонечко, не торопясь мыть руки.

Воспитатель: Что сейчас делает Хрюша? (мылит руки мылом).

 

- Теперь что надо ему делать? (смыть мыло водой).

- Хрюша смыл мыло. Что ему делать дальше? (отжать капельки и вытираться полотенцем сухо-сухо)

- Отжал, Хрюша капельки. Бери полотенце, расправь его и вытирай сухо-сухо каждый пальчик одной ладошки, затем другой. Вот так. Повесь полотенце.

 

Воспитатель:  Дети, каким стал теперь наш Хрюша? (Чистым)

Теперь Хрюшино полотенце всегда будет чистым. Правда,  Хрюша? 

3. Давайте и мы помоем руки с мылом.

Дети моют руки в тазиках.

Воспитатель обращает внимание детей на то что мыло цветное, а пена белая (перчатки из мыльной пены).

- Не можете поймать - какое мыло скользкое?

Идёт процесс игры с водой и мылом. (Опыты эксперимент)

 

Воспитатель: Дети, уберите мыло на подставки (мыльницы).

А руки, то какие чистые, белые, как у бабушки_ морщинистые.

Отжали капельки воды и вытерли их полотенцем.

4.Игра забава с мыльными пузырями.

Воспитатель: Пускает мыльные пузыри, а дети их ловят.

- Что происходит с пузырями? они лопаются!

Дети садятся на стульчики.

5.Дид игра «Предметы личной гигиены»

У воспитателя на столе предметы: полотенце, зубная щётка, мыло тюбик зубной пасты, мочалка, бутылочка с шампунем, расчёска, зубочистка, носовой платок, майка, ботиночки.

 

Воспитатель:  Ребята, посмотрите у меня на столе много вещей - это предметы которые помогают нам ухаживать за своим телом.

Но есть вещи, которыми может пользоваться только один человек - они называются личные вещи! Этими предметами можешь пользоваться только ты один, нельзя давать их другому человеку, даже если он твой друг, папа, мама, или братишка.

Нельзя давать носить свою одежду и обувь. На них могут быть микробы, которые вызывают болезнь. Вот послушайте очень интересное стихотворение,про личные вещи.

 

Делая причёску, помни про себя

Что твоя расческа только для тебя

Ты ее хозяин властелин на всем белом свете ты один.

Пусть поймут друзья, что давать вещи нельзя

Личную расческу им.

Утром, чистя зубы, помни про себя,

Что зубная щётка тоже для тебя

Ты ее хозяин властелин,

На всем белом свете ты один

Пусть поймут друзья,

Что давать нельзя

Щетку и расческу им.

Чтобы, чтобы, чтобы все микробы

Ты не передал другим.

 

Предложить детям предметы личного и общего пользования и разделить их на две группы.

Дети приносят предметы к столу, рядом с которыми на доске изображены вся семья и один человек.

Воспитатель просит детей ещё раз назвать личные вещи.

6. Чтение потешек детьми: водичка-водичка «льётся чистая водица»

Давайте мы с вами вспомним потешки о воде, которые мы знаем.

 

Водичка, водичка

Умой мое личико

Чтобы глазки блестели

Чтобы щечки розовели

Чтоб смеялся роток.

И кусался зубок.

 

 

 

Льется чистая водица

Мы умеем чисто мыться

Порошок зубной берём

Чисто щёткой зубы трем

Моем шею, моем уши

Сухо вытираемся и в садик собираемся!

 

 От простых воды и мыла у микробов тает сила.

 

 

Воспитатель:  Дети, что мы сегодня с вами делали? Учили Хрюшу правильно мыть руки с мылом.

Играли с мыльными пузырями.

Вспомнили предметы общего и личного пользования, вспомнили потешки о воде.

 

А сейчас я хочу всем вам подарить мыло, чтобы вы и дома мыли руки с мылом и были чистыми и здоровыми.

Воспитатель дарит детям мыло в виде разных зверушек.

 

Даздравствует, мыло душистое

И полотенце пушистое

И зубной порошок

И густой гребешок!

Опыты с водой

Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

 

Материалы и оборудование:
стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.

1.Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?

2.У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)

3.Уводы нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.

4.Лёд – твёрдая вода.
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

5.Пар – это тоже вода.
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.

6.Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

7.В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.
У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы.если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).

8.Лёд легче воды.
Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

9.Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода  холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.
Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.
Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

10.Вода не имеет формы.
Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Сундучок здоровья игровое занятие в старшей группе

Цель: Формировать у детей понятие- «здоровье» человека. Развивать желание беречь своё здоровье, поддерживать разными видами деятельности.

Материал: сундучок, кроссворд, загадки, перечень вопросов к словесной игре на картинках, схемы к м\п игре «Человечки», яблочко – пазл с пословицами, мешочек в продуктами, карточки с витаминами и стихами, зеркало, вырезанные из листа «зеркала», фломастеры, карандаши, музыка.

Ход: СЮРПРИЗ
Воспитатель: У нас сегодня в группе появился сундучок!
На нём написано: «Чудесный сундучок мудрых вещей для старших ребят!»
Посмотрим! Да тут столько интересных предметов! Для чего они нам?
1. КРОССВОРД.
Вы знаете, что такое кроссворд? Это задачи – думалки.
Нужно подобрать слова по  заданным условиям. А условия здесь загадки! Слушаем внимательно и отгадываем слова в клеточках.

1.Я увидел свой портрет.
Отошел - портрета нет.
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит, -
А любому правду скажет -
Всё как есть ему, покажет. (Зеркало)

2. Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов (душ).

3.Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится!
(Мыло)

4. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей.
(Расческа)

5. Резинка – Акулинка
Пошла гулять по спинке.
А пока она гуляла,
Спинка розовая стала.
(Мочалка)

6. Я не море и не речка,
Я не озеро, не пруд,
Но как утро или вечер –
Люди все ко мне бегут.
(Ванна)

7. Серебряная труба,
Из трубы – вода,
Вода бежит и льётся
В белизну колодца,
На трубе – два братца,
Сидят да веселятся.
Один в кафтане красном,
Второй – в голубом,
Оба друга-брата
Заведуют водой.
(Умывальник)

8.Костяная спинка,
Жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)
Воспитатель: Подведём  итог, прочитаем слово в красной полоске, по вертикале! Это слово - «здоровье». И кроссворд рассказал нам, о чём хотят рассказать в сундучке предметы (о здоровье), чему научить (быть здоровым)!

2. Воспитатель:  Что же это за книга странная, картинки есть, а текст не весь!
СЛОВЕСНАЯ ИГРА  «Я начну, а ты продолжи! »
Цель: Развивать умение  по началу, придумывать конец предложения. Уточнять и расширять представления о понятии  «здоровый человек».
1. Здоровый человек – это…
2. Мое здоровье…
3. Иногда я болею, потому что…
4. Когда я болею, мне помогают…
5. Когда у человека что – то болит, то он…
6.Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется…
Воспитатель: Делать зарядку!
Пожелание  из сундучка:
Веселые движения
Полезные движения
Кто ими занимается,
Достоин уважения
Кто ими занимается,
Здоровья надирается
А, кто не занимается-
С болезнями намается.

3. Воспитатель: Что же в волшебном сундуке для зарядки есть? Смотрите,  удивительные человечки.
М/П ИГРА «Человечки» (схемы)
Цель: Развивать умение понимать схематическое изображение человека, его движений, точно выполнять заданное упражнение. Дать возможность расслабить мышцы тела, получить + эмоции.
Ход: показ детьми движений  по изображениям на карточках.
На коробочке с игрой:
Каждый день по утрам
Делаем зарядку,
Очень нравится нам
Делать по порядку.
Воспитатель: Давайте вместе!
Пожелание из сундучка:
Чтобы вам не болеть
И не простужаться,
Вы зарядкой всегда
Должны заниматься.

4. Воспитатель: В волшебном сундучке есть волшебное яблочко для здоровья. Кто его части соберёт, все его мудрости поймёт, тот здоровье обретёт.
Развивающая ИГРА: «ЯБЛОЧКО - пазл для здоровья!»
Цель: Дать знания о здоровье через  народную мудрость в пословицах.
Ход: Нужно собрать из  кусочков яблочко, пояснив пословицы.
-«Здоровье дороже богатства». Растраченное здоровье не вернут никакие врачи, сколько бы ты не заплатил.
-«Здоровье не купить». Здоровье дано нам природой, если человек теряет его, то вернуть его будет очень трудно, придется много лечиться.
-«Болезнь человека не красит». Больной человек всегда плохо выглядит, становится раздражительным, капризным.
- «Здоров будешь - все добудешь» Здоровый человек всего добьётся, со всеми делами справится.
- «Здоровому все здорово» Здоровый человек всему рад, видит вокруг себя только хорошее.

Пожелание от сундучка: « Вот и яблочко спелое для здоровья советами  полезное. Советы соблюдайте, здоровье сохраняйте!»

5. Воспитатель: А ещё что полезно для здоровья  человеку кушать? Отгадай, назови и расскажи. (Выставляем карточки с витаминами к продуктам)
ИГРА «ВИТАМИННЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: Дать знания о витаминах, их полезности и опасности для организма человека. Развивать познавательную активность, тактильное восприятие.
Ход: В мешок кладут фрукты, овощи.  Ребёнок определяет на ощупь предмет, называет, достаёт его  и вместе  с воспитателем рассказывает о витаминах в этом фрукте или овоще.

На мешочке:
Чтобы быть всегда здоровым
Надо многое узнать
И как правильно питаться
Витамины получать!
Бананы, зерна злаков, печень
Тебе советуют все есть.
И в хлебе грубого помола
Есть ценный витамин …(В6).

Все виды масел так полезны,
И я советую тебе:
Употребляй почаще в пищу
Продукты с витамином…(Е)

Петрушка с щавелем полезны-
Известно вам, как дважды два.
В рябине, луке, облепихе
Есть витамины группы…(А).

Рыба, яйца, мясо свинки
Содержат очень много…(цинка).

В черной смородине, шиповнике, лимоне-
Полно…(С) витамина,
Полезен  он, ребята всем,
От ОРЗ и ГРИППА!

Если хочешь быть здоровым
И в кровати не валяться-
Ешь говядину и творог:
Они содержат…(В12).

Пожелание о сундучка:
Пожелаю Вам ребята
Пить лишь соки и нектары,
Есть арбузы и бананы,
Яблоки, изюм и киви,
Манго сладкое и дыни.
Не болейте, улыбайтесь!
Быть здоровыми старайтесь!

5. Воспитатель:  А это что за ручка и ножка в сундучке? Да это же для игры «Топать – хлопать!». Слушаем какое-либо действие. Ваша задача, если это действие полезно для здоровья человеку, то хлопать, если нет, то  топать.
М/п игра  Цель: Дать знания о ЗОЖ.
Ход: выполнение  детьми движений по словесному сигналу, соблюдая правила.
Нужно трудиться
Мало двигаться
Соблюдать чистоту
Закаляться
Лениться
Делать зарядку
Есть много сладкого
Радоваться жизни
Улыбаться
Болеть
Заниматься физкультурой
Грустить
Много гулять
Слушаться родителей
Редко умываться
Одеваться тепло
Дружить

6. ИЗО игра «Зеркало души»
Цель: Получить + эмоции от деятельности, понимание важности хорошего настроения для здоровья человека.  Воспитывать желание улыбаться  и дарить улыбку окружающим.
Ход: Изобразить черты лица с улыбкой. Посмотреться в «зеркало» и «увидеть в нём своё отражение». Подарить «зеркало» гостям для улыбки.
Материал: альбомные листы в виде зеркала, фломастеры, карандаши.
Воспитатель: А зачем здесь зеркало и как оно может помочь здоровью?
На зеркале:
Ты не грусти, а улыбайся,
Смотри на вещи веселей,
И от меня ты не скрывайся,
Со мной ведь и смешней, и здоровей…
Воспитатель: И правда, когда улыбаешься в зеркало, настроение улучшается, а раз  становиться ладно, то и  здоровью славно. Улыбнитесь друг другу. Давайте нарисуем своё замечательное настроение в «зеркале» и  мы всегда сможем смотреться в него и повторять свою улыбку, а значит укреплять своё здоровье! Можно будет поделиться улыбкой с окружающими, чтоб все были здоровы.
Пожелание от сундучка:
Улыбайся каждый день – чтоб не зря был прожит день.
Музыка во время работы.
“От улыбки хмурый день светлей,От улыбки в небе радуга проснется…..

«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу».

Для детей младшего дошкольного возраста

 

ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Дать понятие о витаминах, что они содержатся в разных продуктах.

- Вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. ЕЕ дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

- Витамины бывают не только в таблетках.

- А в каких продуктах есть витамины?

Нужно есть больше овощей и фруктов.     В них много витаминов А, В, С, Д.

- В  каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

  Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Для лучшего запоминания использовать художественное слово.

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

 

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

 

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

 

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

 

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

 

 

 

- Я  зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

-  А если о том, что для здоровья вредно, вы  молчите.

1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

 

         - Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).

- Почему на дереве выросла морковь?  

- Чем полезно молоко?  

- Какой витамин в свекле?  

- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

  

 

Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

 

 Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.

-  Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. (беседа с детьми о режиме дома и в детском саду).

 

Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.

- Дети должны уметь правильно умываться.

-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.

(Для закрепления навыков используем  художественное слово. Например, отрывки из сказки Чуковского "Мойдодыр" и т.п.

 

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

 

О микробах:

Они очень маленькие и живые (рисунок).

Они попадают в организм и вызывают болезни.

Они живут на грязных руках.

Они боятся мыла.

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет - и спокойно там живет.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец лис, ты выглядишь простуженным

Постой-ка, у тебя горячий лоб

Наверное, в тебе сидит микроб!

 

Вместе с детьми рассматриваем  ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.

-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).

- Посчитайте, сколько раз в день вы моете руки руки?

 

В-третьих, это гимнастика, физ.занятия, закаливание и подвижные игры.

- Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.

- Почему так говорят: "Береги здоровье смолоду".

По утрам зарядку делай

Будешь сильным,

Будешь смелым.

 

Прогоню остатки сна

Одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна

Помогает здорово.

 

Чтобы нам не болеть

И не простужаться

Мы зарядкой с тобой

Будем заниматься.

 

- Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, , чаще играть в подвижные игры.

 

В-четвертых, культура питания.

- обыгрывание ситуации "В гости к Мишутке" и "Винни-Пух в гостях у Кролика",

- рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус", "Будь здоров!"

 

Отсюда вывод:

Нельзя

- пробовать все подряд

- есть и пить на улице

- есть немытое

- есть грязными руками

- давать кусать

- гладить животных во время еды

- есть много сладкого.

Нужно есть больше овощей и фруктов.     В них много витаминов А, В, С, Д.

- В  каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

 

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Для лучшего запоминания использовать художественное слово.

 

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

 

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

 

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

 

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

 

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

 

Потешки при умывании.

 

  Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико

 

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

 

 

Чище мойся, воды не бойся!

    Кран откройся, нос умойся!

    Мойтесь сразу оба глаза!

    Мойтесь уши, мойся шейка!

    Мойся шейка, хорошенько!

    Мойся, мойся, обливайся,

 грязь смывайся,

    Грязь смывайся!

 

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Катя умывается,

Солнцу улыбается!

  От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!

 

 

Водичка, водичка,
Умой Лешино личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

 

 

Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя умывайся веселей.

 

 

 

 

Мыло душистое, белое, мылкое,

 Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:

 Если б грязнуля вспомнил про мыло –

 Мыло его,

Наконец, бы отмыло.

 

 

 

В СТРАНЕ БОЛЮЧКЕ

(сказка-беседа для дошкольников).

  ЦЕЛЬ: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

 

Начнём и мы по-простому. Жили - были два братца. Один в школе учился, во втором классе, а другой ещё маленький - Петька да Антошка. Жили не тужили, да однажды Петька из школы пришёл, а братца Антошки дома нет. Искал его, искал не нашёл. Посмотрел на свою собачку Пыжика, а та вдруг заговорила голосом человечьим: Антошку утащила колдунья Ангина. Он напился холодного молока, да ещё на сквозняке постоял, и она тут как тут - схватит его за горло, не даёт ему дышать, глотать, хочет его погубить. А сама она такая красная, злая. Я на неё залаял, - только хуже сделал, - схватила колдунья Антошку и вылетела с ним в окно. Надо нам с тобой их догонять, пока следы свежие. Я вот чемоданчик нашёл, это доктор Айболит оставил мне на всякий случай. Из него само выскакивает то, что надо.

  Недолго Петька собирался в путь дорожку - побежали с Пыжиком спасать Антошку: Бегут и по дороге встретили студента Фурацилина: "Куда бежим? - спрашивает он? - Антошку от Ангины спасать. - О! Так я вам помогу!!!"

На берегу он объясняет, что при ангине надо язык высовывать изо рта очень быстро и так часто делать - помогает. А ещё надо полоскать горло фурацилином. Тут Фурацилин достал ведёрко с водой, прыгнул с него, а потом выскочил и вот раствор готов. Тут собачка нашла Ангину - в кустах у дороги прячется. Фурацилин к ней подскочил, в ведёрко её опустил и как давай полоскать. Полоскал, - полоскал, и сделалась она из красной - розовая, а потом исчезла. Все радостно запрыгали ,но рано! Оглянулись - Антошки нет! Глядят, а его несёт какая - то высокая особа. Фурацилин говорит: "Это тётка Высокая Температура, а её дожидается дядька Озноб. Тётка эта вообще - то не плохая, но её схватила злющая королева страны Болючки. Простуда из нормальной превратила в высокую. Я с ней не могу бороться. Бегите сами, спасайте Антошку!"

  Петька и Пыжик догнали Высокую температуру в лесу на полянке. Она устала и отдыхала, спала, стоя у дерева. Антошка рядом лежит - красный. Из чемоданчика выскочили цветки липы. Сделали из них настой липовый, напоили братца, он начал бледнеть, а тётка стояла, стояла, да вдруг и упала. Превратилась в нормальную температуру.

  Пыжик начал учить Петьку, что при высокой температуре надо много пить липовый настой и чего-нибудь кислого, и она быстро превратится в нормальную. Петька взял на руки Антошку и принёс его домой, но из-за кустов выбежали два бородатых старика. Один из них постоянно чихал, а другой кашлял. Они подбежали к Петьке, схватили у него Антошку и моментально скрылись. Что же делать? Может поплакать? Вряд ли поможет. Пошли снова на поиски брата.

  А на встречу им девочка и мальчик, они представились ГВОЗДИЧКА и ЛИМОНЧИК. Лимончик подал Петьке кусок лимонной корочки, а Гвоздичка - гвоздику (пряность) и посоветовали: "Прежде чем бежать по следам этих стариков - пожуйте корочку и гвоздику и тогда для вас эти дедули не страшны. - А кто они? - это любимчики королевы Простуды – Насморк «Апчхи» и Кашель «Кхей-Кхей». Они боятся меня и моей подружки. А теперь идите по этой кривой дорожке к городу Хлюпонос, в котором живут «Апчхей» и «Кхей-Кхей».

  Наконец, они подошли к стенам какого - то города. Постучали в ворота, а они такие мягкие, потрогали стену, а она как подушка. Тут к ним прилетела ворона и прокаркала, что они находятся у СТРАНЫ ВАТНЫХ ОДЕЯЛ. Жители страны, объяснила Ворона, хорошие ребята, но очень любят кутаться, т. к. панически боятся королеву Простуду. У них стены сделаны из подушек, улицы, города закрыты коврами, над городом крыша из стекла. А сами всегда одеты так:/ А. Барто "Сто одёжек"/

  Лиф на байке, три фуфайки, на подкладке платьице,

Шарф на шее, шаль большая, что за шарик катиться?

Сто одёжек, сто застёжек, слова вымолвить не может

Так меня закутали, что, не знаю, тут ли я?

Жителей этой страны называют куталки.

Наконец, ворота этой страны открыл мальчик в тулупе, валенках и шапке. "Заходите скорее, а то сквозняк" - и он захлопнул за ними ворота из матрасов. На них набросились куталки, и моментально одели их в шубы, валенки, ушанки, ещё и в одеяла завернули, чтобы отогреть. Они чувствовали, что задыхаются от жары. Ворона яростно сорвала с себя меховой нахвостник и прокричала: " Если человек не любит свежий воздух, кутается, боится холодной воды, не закалён, Простуда всё - равно прорвётся сквозь подушки, вместе со своей компанией - кашлем, насморком и высокой температурой, схватит человека и начнет его мучать. - А что же нам делать? - испугались куталки".

Ворона прочла им учёную лекцию: " Чтобы не бояться простуды, надо одеваться по погоде, второе - делать зарядку, третье - обтираться холодной водой или принимать такой же душ! Вот три золотых правила! Запомните, их куталки. Куталки решили стать закаляками, стали раздеваться, разбирать пуховые заборы, снимать стеклянную крышу: а что было дальше мы не узнаем, т. к. Петька с Пыжиком опять в пути.

 

Пословицы и поговорки про здоровье и спорт.

 

Закаляй свое тело с пользой для дела.

 

Смекалка нужна, и закалка важна.

 

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

 

В здоровом теле здоровый дух.

 

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

 

Паруса да снасти у спортсмена во власти.

 

Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.

 

Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.

 

Кто любит спорт, тот здоров и бодр.

 

Солнце, воздух и вода - наши верные друзья.

 

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки

 

Крепок телом - богат и делом.

Пешком ходить — долго жить.

Отдай спорту время, а взамен получи здоровье.

 

 

 Потешки

 

Умывание

Водичка-водичка,   Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико

***

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!

  ***

Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.

***

Водичка, водичка,
Умой Лешино личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

  ***

Знаем, знаем, да-да-да
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей-Катя умывайся веселей.

Просыпание

Мы проснулись, потянулись.            Вместе солнцу улыбнулисьЗдравствуй солнышко - колоколнышко.

***

Встали мы с подушечки ручки потягушечки,Ножки - побегушечки, вместе - порастушечки.

***

Кто проснулся ранехонько?Улыбнулся хитрехонько?Мол сидеть, лежать без дела не могу агу – агуПоскорее дайте дело помогу агу - агу!

***

Утром смотрит мы в окошкоПоднялось на небе солнцеЛучики на небесах рассыпает солнце - ах!Тучка ловко этих крох собирает вместе - ох!

***

Вот проснулись, потянулись,С боку на бок повернулись!Потягушечки! Потягушечки!Где игрушечки, погремушечки?Ты, игрушка, погреми,Нашу детку подними!

***

Дили-дили-дили-дили–        Колокольчики звонили.Дили-дили-дили-дили - Колокольчики будилиВсех жуков, пауковИ веселых мотыльков.Динь-день! Динь-день!Начинаем новый день!

Дили-дили-дили-дили!Колокольчики будилиВсех зайчат и ежат,Всех ленивых медвежат.И воробышек проснулся,И галчонок встрепенулся.Динь-день! Динь-день!Не проспите новый день.

Одевание

Мы на пухлые ручонки
Надеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки>
Разные заклёпочки.

***
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
ножка – раз, и ножка – два!
А сейчас пойдем гулять.
Будем с детками играть.

***
Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай, по порядку надевай.
Первыми – трусики, а за ними маечку:
Девочке – с бусинкой, мальчику – с зайчиком.
А потом колготки мы с тобой наденем,
Каждую ножку в домик свой поселим.
Вот и до рубашечки добрались с тобой.
Здесь у каждой ручки домик тоже свой.
А теперь штанишки смело одевай.
В них свою рубашечку умело заправляй.
Посмотри, на улице стало холодать.
Пришло время кофточку деткам одевать.
А теперь давай в сапожки мы обуем наши ножки.
Чтобы ушки не болели быстро шапочку надели.
А потом и куртку для длительно прогулки.

При еде

Кто у нас любимый самый?Ложку первую за маму, 

А вторую за кого?

- Да за папу твоего, 

За кого же третью ложку?

- За веселую матрешку, 

Сьешь за бабу,  съешь за деду, 

За мальчишку - за соседа, 

За подружек и друзей, 

Съешь побольше, не жалей!

Съешь за праздник, шумный, яркий, 

За гостей и за подарки,

За котёнка, за Тимошку

Эту маленькую ложку

И за рыжего кота,

Вот тарелка и пуста!

***

На моей тарелочкеРыженькая белочка.Чтоб была она видна,Все съедаю я до дна!

***

Самый верный способ есть!Чтобы эту кашу съесть,На тарелку мы подуем,Кашу ложкой заколдуем,Никому не отдадим,Сами мы ее съедим.Первую съедим мы ложкуЗа кота, котят и кошку,Чтобы эти мяумуркиПоиграли с нами в жмурки.А вторую ложку кашиМы съедим за маму нашу,Чтобы за день не устала,На ночь сказку рассказала.Посвятим мы ложку третьюПапе лучшему на свете,Пусть от скуки нас спасет –Сто игрушек принесет!Ну, осталось нам немножко!Эту мы опять за кошку,Эту ложку за коня,Остальное за меня! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему "В здоровом теле - здоровый дух"

Цель проекта: сформировать у детей дошкольного возраста первичных представлений о здоровом образе жизни через интеграцию образовательных областей....

«В здоровом теле - здоровый дух!» ( сценарий квеста для детей старшего дошкольного возраста)

Методическая разработка Квеста для сдетей старшего дошкольного возраста...

«В здоровом теле - здоровый дух!» ( сценарий квеста для детей старшего дошкольного возраста)

laquo;В здоровом теле - здоровый дух!»( сценарий квеста для детей старшего дошкольного возраста)Цель: Формирование у детей  здорового образа жизни.Задачи:1. Закрепить умения детей как...

Буклет проект по здоровью "В здоровом теле, здоровый дух"

Проект "В здоровом теле, здоровый дух" проводитсяв в  подготовительной группе "Солнышко" с сентября по май.Детям очень нравится заниматься по проекту, это очень интересно и по...

День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух" (младший возраст)

Конспект тематического мероприятия ко дню здоровья "В здоровом теле - здоровы й дух" для детей младшего возраста...

День здоровья "В здоровом теле - здоровый дух" старший возраст

Тематическое мероприятие, посвященное Дню здоровья "В здоровом теле - здоровый дух" для детей старшего возраста...