«Педагогические особенности формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников»
статья

В данной статье раскрываются особенности формирования культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Педагогические особенности формирования культуры

здорового образа жизни у дошкольников».

Автор: Епифанова Елена Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 40 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга

Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дальнейшего полноценного физического развития организма.

Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача.

ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,

интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и

ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Иными словами, здоровье не может быть в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек (природа, домашняя обстановка, социальное окружение и т.д.), всех сфер и проявлений его жизнедеятельности (учебе, труде, отдыхе), его назначения и целей, духовного развития.

Формирование отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, персонала ДОУ и родителей. Только объединив усилия, можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников к собственному здоровью.

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что здоровье детей в любом обществе является важнейшей проблемой, так как оно определяет будущее страны.

Цель данной работы – раскрыть понятие «Здоровый образ жизни», изучить важнейшие составляющие здорового образа жизни дошкольников.

Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни дошкольников

1. Раскрытие понятий «здоровье», «культура здорового образа жизни»

«Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» преуспевающего общества», — считает автор доктор медицинских наук И. И. Брехман. 

Понятие «здоровье» формировалось на протяжении столетий. Вначале оно соотносилось с физическим состоянием человека, но затем, по мере развития общества и различных наук, наполнялось новым содержанием. В настоящее время понятие здоровья соотносят с психическим состоянием человека, его образом жизни, а так же уровнем духовного развития. В современном мире сохранению здоровья уделяется особое значение.

Разностороннее и гармоничное развитие личности невозможно без развития ее телесного и психического здоровья. Вот почему овладение дошкольниками ценностями и навыками здорового образа жизни является одной из важных задач воспитания.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это не просто отсутствие болезни или физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Состояние здоровья человека оценивается по трем уровням: соматическому, социальному, личностному:

  • соматический - гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде;
  • социальный - меру трудоспособности, социальной активности, деятельное отношение к миру;
  •  личностный - стратегию жизни человека, степень влияния человека над обстоятельствами его жизни.

Исходя из этого, здоровье человека определяется как совокупность состояний человека, определяющих его самочувствие, работоспособность и отношение к окружающему миру.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и духовном:

  • под физическим здоровьем обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем;
  • под психическим здоровьем понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме;
  • под духовным здоровьем принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, Родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения Вселенной.

Их единство в рамках технологии самосбережения здоровья обеспечивает гармоничное и поступательное развитие воспитанников, «формирует общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни».

Итак,  здоровье детей определяется как состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Непременными условиями, которые поддерживают здоровье, являются чистый воздух и вода, высококачественные продукты, контакт со здоровой окружающей средой.

Некоторые исследователи считают, что здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины”.

В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и формирование культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей.

Культура здорового образа жизни - это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья. В узком смысле: культура здорового образа жизни - это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовки.

Выстраивая систему целей для формирования мышления дошкольника относительно здоровья, необходимо принять во внимание следующее. Ребенок может с удовольствием выполнять все предлагаемые игры, упражнения, вести беседы, но потом вскоре забыть все, о чем говорилось, если он не поймет целесообразности выполняемой деятельности. Значит необходимо создать объект подражания, на который организм будет отзываться. А это возможно, если научить детей прислушиваться к своим ощущениям, получать ответную реакцию от органов чувств.

Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как

основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью.

Формирование культуры здорового образа жизни детей – это комплексное формирование их знаний, умений и навыков, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

2. Валеологическая культура

В последнее время как часть общей культуры человека выделяется валеологическая культура – социально-психологическая деятельность индивидуума, направленная на укрепление и сохранение здоровья, освоение норм, принципов, традиций ЗОЖ, превращение их во внутреннее богатство личности.

Сущность  валеологической культуры личности заключается в  ценностном отношении к здоровому образу жизни, знании средств поддержания и совершенствования физической формы, потребности в разумной физической активности как основе умственного, нравственного, эстетического развития. Теоретической основой формирования здорового образа жизни является валеология — наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья, здоровом образе жизни.

Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом в 1980 году.

Предмет науки – изучение индивидуального здоровья человека и резервов его организма, основ здорового образа жизни.

Метод валеологии – количественная и качественная оценка здоровья, объемов его резервов. При этом научные методы являются уникальными, так как применяются исключительно для валеологии. На основе полученных характеристик можно оценить уровень здоровья и внести коррективы в образ жизни человека.

Основная цель валеологии – задействовать максимальный объем резервов жизнедеятельности, унаследованный человеком при рождении, а также поддержание его адаптационных способностей к условиям внешней и внутренней среды.

Задача науки – разработка методов достижения и способов сохранения здорового образа жизни.

В соответствии с этим в содержание валеологического образования входят: знание правил личной гигиены, культуры питания, приемов организации своей жизнедеятельности с учетом биологических ритмов своего организма, знание средств стрессоустойчивости и физического самосовершенствования и т.д.

3. Составляющие ЗОЖ дошкольников

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

Здоровый образ жизни как система определяется тремя основными элементами, которые дополняют друг друга:

  • культура питания. В здоровом образе жизни питание является определяющим, системообразующим, так как оказывает положительное влияние на двигательную активность и на эмоциональную устойчивость;
  • культура движения. Оздоровительным эффектом обладают физические упражнения (ходьба, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, коньках, велосипеде и т. д.) в природных условиях. Они включают в себя солнечные и воздушные ванны, очищающие и закаливающие водные процедуры;
  • культура эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, гнев, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой. Положительные эмоции (смех, радость, чувство благодарности и т. д.) сохраняют здоровье, способствуют успеху.

Для успешного формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников необходимо соблюдать следующие  условия:

  • формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, его пропаганда;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий;
  • систематические занятия физической культурой, спортом, туризмом;
  • педагогический коллектив, как эталон здорового образа жизни;
  • противодействие распространению вредных привычек.

4. Характеристика основных направлений оздоровительной деятельности дошкольников

К основным направлениям оздоровительной деятельности в дошкольном

образовательном учреждении следует отнести:

  • организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание условий жизнедеятельности детей;
  • организацию питания;
  • обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
  • организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
  • физическое воспитание детей.

Таким образом, любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка.

Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского сада проводится утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

Процесс формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Занятия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия проводятся по специальным методикам.

Развитие движений, воспитание двигательной активности  дошкольников осуществляется во время прогулок. В большей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, соревнования и т.д.

В работе с детьми по формированию культуры здорового образа жизни  используются следующие методические приемы: рассказы и беседы воспитателя;  разучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов. Также активно применяются различные гимнастики: психогимнастика; пальчиковая  и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому, кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок  воспитатели широко используют художественную литературу. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие.

Важное место в работе занимают различные игры: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-тренинги; игры-забавы, кукольный

и пальчиковые театры,  прослушивание аудио дисков и т.д.

При проведении работы педагоги используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложены в специальных инструкциях и методических письмах для дошкольных работников. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль состояния здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Таким образом, реализация работы по формированию культуры здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ  осуществляется через занятия, режим дня, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение  дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босохождение, активное занятие физкультурой на воздухе - всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием  привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека.

Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в  трудовой деятельности.

Исходя из выше сказанного, система общеоздоровительных мероприятий включает:

  • оптимальный двигательный режим;
  • рациональное питание;
  • обучение детей уходу за своим телом;
  • рациональный режим жизни;
  • психофизиологическую регуляцию;
  • культуру;
  • закаливание и тренировку иммунитета;
  • отсутствие вредных привычек;
  • валеологическое образование.

Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий  и профессиональных навыков коллектива.

Формирование здорового образа жизни - это исключительно длительный и трудоемкий процесс и может продолжаться на протяжении всей жизни.

Итак, забота о здоровье - одна из самых важных задач каждого человека.

Здоровье среди всех благ на Земле - самый ценный дар, который невозможно ничем заменить.

Чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья...

Опыт работы по теме "Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников"

В дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры...

"Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников".

В материале дано определение понятия "Здоровье", рассказано о содержании работы по ЗОЖ, условиях формирования положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников, о традициях ЗОЖ, а также о задачах, пос...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников "Быть здоровыми хотим!"

В современном мире такие понятия как "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового и безопасного образа жизни"  прочно входят в жизнь каждого человека, а также в образовательный проц...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»

Советы воспитателям. Самомоссаж,динамическме паузы, психогимнатика, этюды,  релаксирующие упражнениея....

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников: «Быть здоровыми хотим! »

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это ...