Приобщение к ЗОЖ
проект (подготовительная группа)

Видик Лидия Владимировна

Проет по формированию здорового образа жизни "В здоровом теле здоровый дух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_zdorovom_tele_zdorovyy_duh.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 47 «Успех»

Проект для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

«В здоровом теле – здоровый дух»

Разработали: воспитатели подготовительной группы

Видик Лидия Владимировна

Исаева Людмила Валерьевна

г. Нижневартовск

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (7-8 месяцев).

Дата старта проекта: 01.10.2018        

Участники проекта: дети подготовительной группы, их родители, воспитатели, медсестра.

Девиз проекта: «Быть здоровым – здорово!»

 

Проблема: «Недостаточная заинтересованность детей и родителей в сохранении и укреплении своего здоровья»

 

Обоснование проблемы:

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно именно  на этом этапе сформировать  у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. 

Приобщение здоровье сберегающему и здоровье укрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, т.к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется заинтересованность к правильному поведению, складываются привычки. Возникает потребность в поиске практических путей по формированию у детей здорового образа жизни. Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 - 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в нашей группе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Дети  должны научиться  правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

 Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в непосредственно образовательной деятельности, так и реализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в проектной деятельности детей.

Система обучения знаниям, умениям и навыкам обеспечения и поддержания здоровья позволит успешно решать задачу формирования собственной философии здоровья и сформировать укрепляющие здоровье привычки, пока вредные еще не приобретены, и тогда поведенческие навыки ЗОЖ станут неотъемлемой частью бытия.

Цель:

• Заинтересовать детей и родителей в понимание необходимости заботиться о своём  здоровье, беречь его, вести здоровый образ жизни.

 

Задачи:    

• Развивать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей, желание заботиться о своем здоровье.

• Заинтересовать  детей в   выборе поведения, поступков, приносящих  пользу здоровью.

• Воспитание у всех участников проекта активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для  поддержания  этой позиции.       

 

Ожидаемые результаты  для педагога: 

• Снижение заболеваемости среди детей, повышение индекса здоровья воспитанников.

• Создание благоприятной образовательной среды, способов сохранения здоровья,   воспитание и развитие личности.

Для детей:

• Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических,  нравственных качеств.

• Выработка форм поведения детей, помогающая избежать опасности для жизни и здоровья детей.

Для родителей:

• Сформировать активную жизненную позицию  у участников проекта направленную  на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для  поддержания  этой позиции.       

Этапы проекта

 

1 этап: Подготовительный.

• Формирование проблемы.

• Определение задач.

• Изучение методической литературы по данной теме.

2 этап: Основной.

• Организация работы над проектом.

3 этап: Заключительный.

• Анализ результатов проекта.

• Спортивное развлечение «Праздник спорта и здоровья»     

• Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым  – здорово!»     

 

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный.

• Проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровье сберегающего поведения;   

• Выявить уровень сформированности  представлений о здоровом образе жизни  у участников проекта и круг и интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети подготовительной группы и их родители). 

• Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование        результата.

• Обсуждение с родителями  проекта, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

 

2 этап: Реализация.

Этап включал в себя интеграцию образовательных областей: «познание»,  «социализация»,  «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «физическая культура», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка», которая осуществлялась в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребенком  и самостоятельной деятельности детей.                               

                                                Работа с детьми:

Непосредственно образовательная деятельность:

Тема: “Что такое здоровье?”.  Цель: Систематизировать знания детей о составляющих понятия “здоровье”, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.

Тема: “Гигиена - залог здоровья!”. Цель: формировать представление о значении соблюдения гигиены в жизни людей; воспитывать навыки гигиены.

Тема: “Одежда и здоровье”.  Цель: воспитывать осознанное отношение к подбору одежды по погоде.

Тема: «Здоровье и питание». Цель: расширять и уточнять представление детей о питании, продолжать учить правилам  культурного и безопасного поведения за столом, воспитывать желание употреблять полезную для здоровья пищу, заинтересовать детей в сохранении и укреплении собственного здоровья и вести здоровый образ жизни.

Тема: «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Тема:  «Витамины укрепляют организм». Цель: закрепить знания о необходимости наличия витаминов в организме человека; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

Тема: “И вкусно, и полезно!”. Экскурсия на кухню детского сада. Цель: воспитывать осознанное отношение к результатам труда других людей.

Тема: “Карта полезных продуктов”. Цель: систематизировать полученные знания о полезных продуктах; воспитывать умение применять полученные знания.

Тема «Микробы». Цель: Формировать представление  детей о микробах, способах их распространения и передачи, познакомить со способами защиты организма от болезней. Уточнить представления о роли физкультуры и закаливания в борьбе против микробов и вирусов.

Тема: Мяч и я – друзья. Цель: Развивать психофизические качества: выносливость, ловкость, чувство взаимоуважения и коллективизма.

Тема: «Сохрани своё здоровье сам». Цель: Воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Подводить детей к пониманию необходимости здорового образа жизни.

Тема: «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет». Цель: Познакомить детей с органами дыхания, функцией легких у человека. Формировать осознанное отношение к выполнению упражнений на растягивание, расслабление и дыхание. Дать детям возможность самостоятельно принять решение по защите своего организма от вредного дыма.

Тема: «Путешествие в страну ОБЖ». Цель: Закрепить понятие ОБЖ, формировать умение правильно действовать в экстренных ситуациях, обобщить знания о правилах техники безопасности в быту и правилах поведения на улице.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.

Ежедневная профилактическая работа:

Утренняя гимнастика, профилактическая гимнастика (дыхательная, осанка, плоскостопие, зрение)гимнастика пробуждения, проветривание, закаливание, физкультминутки, подвижные игры.

Беседы:

• Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».

• «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Как помочь себе и другому?», «Как устроено наше тело?», «Почему люди болеют?», «Как работает наш организм?», «Кто и как заботится о твоём здоровье?», «Как создать хорошее настроение?», « Если хочешь  быть здоров?»

• «Беседа о здоровье, о чистоте» Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций

• Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки).

Игры:

Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника»,  «Аптека», «Скорая помощь»,  «Центр здоровья»,  «Кафе», «Детский сад», «Семья», «Больница».

Дидактические игры: «Часы здоровья», «Умею - не умею», «Угадай, кто позвал», «Найди пару», «Угадай на ощупь», «Правила гигиены», « Хорошо или плохо», «Вредные или полезные», « Это можно или нет», «Мой день», «Опасно не опасно» и другие.

Подвижные игры: «Тишина», «Ручеек», «Узнай, кто позвал», «Капкан», «Перетягивание каната», «Спорт для мальчиков и девочек», «Опасные ситуации», «Чей кружок быстрей соберется».

Игры на развитие двигательного творчества: «Придумай – покажи». «Зарядка веселых мышат». «Зеркало». «Угадай – повтори», « Делай как я».

Игры–драматизации: инсценировка отрывков: К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе». «Овощной карнавал». «Хрюша и Степашка».

Рассматривание иллюстраций.

Заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровье.

Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», В.Радченко «Олимпийский учебник», С.Прокофьев «Румяные щеки2, М. Безруков «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие – крепкие зубки», А. Кутафин «Вовкина победа»,  А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая».

                                     Работа с родителями:

• Консультации «Здоровый образ жизни семьи», «Иммунитет и способы его укрепления», «Режим дня», «Двигательная активность и здоровье дошкольника», «Плоскостопие», «Советуем посадить дома», «Разумно есть - долго жить!», «Поговорим о воде».

• Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной  двигательной  деятельности  с детьми и т.д.

• Памятки для родителей: «Профилактика плоскостопия у детей», «Здоровье – главное богатство человека», «Дыхательная гимнастика», «Игры нашего двора», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Культура еды», «Гимнастика для глаз», «нетрадиционные методы закаливания», «Волшебные точки», «Быть здоровым – это здорово!».

• Картотека «Подвижные игры».

• Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья детей»

• Выпуск газеты: «В здоровом теле – здоровый дух»

• Выставка книг для детей и родителей  о ЗОЖ.

Ожидаемый результат:

1. Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).

2. Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.

3. Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.

4. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.

5. Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека.

6. Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей.

7. Привлечение родителей к активному участию в решении организационных задач.

8. Повышение педагогической культуры родителей и их заинтересованность в ЗОЖ.

Показатели эффективности:

 • Снижение заболеваемости среди детей.

• Знания детей и осознанное понимание значимости ЗОЖ, желание заботиться о своем здоровье.

• Умение  детей в   выборе поведения, поступков, приносящих  пользу здоровью.

• Сформирована активная жизненная позиция у большинства участников проекта направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для  поддержания  этой позиции.       

Промежуточный результат:

•  Проведение с детьми спортивного развлечения «Праздник спорта и здоровья»

•  Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым  – здорово!»         

•  Проведение с детьми викторины «Счастливый случай»

•  Изготовление коллажа «Полезные и вредные продукты»

•  Изготовление коллажа «Правила здоровья»

3 этап. Заключительный.

Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Оценка эффективности реализации проекта: в результате реализации проекта индекс здоровья воспитанников повысился на 51%, у детей сформировалось осознанное понимание значимости ЗОЖ, желание заботиться о своем здоровье, сформирована активная жизненная позиция у большинства участников проекта которая направлена на сохранение и укрепление собственного здоровья.      

Список используемой литературы.

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006 (Логопед в ДОУ).

2. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009. (Вместе с детьми).

3. Ковалева Г. А. воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника).

4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. СПб. : «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2005.6. Шилаева Г. П., Журавлёва О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М. : Филологическое общество «СЛОВО»; Эксмо, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры....

Приобщение детей к музыкальной культуре через совершенствование музыкально – двигательных навыков и умений.

 Основная идея,  которой я руководствуюсь это  приобщение детей к музыкальной культуре через совершенствование музыкально – двигательных навыков и умений.     Развитие образных представлений и творчес...

Приобщение дошкольников к миру детской литературы

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру детской литературы\...

«Роль предметно-развивающей среды в приобщении детей к здоровому образу жизни».

Предлагаю вашему вниманию материал, раскрывающий роль предметно-развивающей среды в приобщении детей к здоровому образу жизни....

Описание презентации "Формы приобщения детей по приобщению к чтению и сотрудничество с родителями.

Данный материал поможет в создании своей презентации, поможет ярче изложить эту тему....