Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Лекарственные растения"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Воронова Наталья Васильевна

С детства необходимо приучать детей к здоровому образу жизни, приучать детей понимать. какие природные ресурсы существуют в природе для укрепления здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_lekarstvennye_rasteniya.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №58 «Белочка»

Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

«Лекарственные растения»

Подготовила: воспитатель

        логопедической группы

        Воронова Н.В.

г. Мытищи 2015 г.

Цель: приучать детей к здоровому образу жизни; использовать природные ресурсы для укрепления здоровья.

Образовательные задачи:

- сформировать у детей представления о целительных свойствах зелёных растений, познакомить с некоторыми из них;

- научить правилам сбора, сушки и хранения лекарственных трав.

Развивающие задачи:

- развивать память, внимание, речь, экологическое мышление, познавательную активность.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей желание беречь природу родного края, понимать её красоту и многообразие, ценить её дары.

Предварительная работа: беседы о травах, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, сбор гербария, дидактические игры «Узнай по описанию», «Четвёртый лишний», книга «Травинки».

Оборудование: иллюстрации, гербарий, сушёные травы.

Место проведения: групповая комната.

Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать – мы живём в мире лекарств». Человек подметил, что некоторые растения излечивают от недугов. Подсмотрел он, что звери тоже травами лечатся. Из поколения в поколение люди передавали сведения о целебных свойствах растений. Их знания стали собирать в книги – «Травники», «Цветники».

-Педагог показывает детям эти книги.

- Скажите, дети, а где можно увидеть зелёные растения? (на лугу, в лесу, у водоема).

- Назовите мне лекарственные растения, которые растут на лугу, в лесу (ответы детей).

- Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках среди современных препаратов можно увидеть травы, настойки из трав, таблетки на травяной основе. Трав для лечения хватает, и люди сами занимаются сбором трав рядом с домом на лугу, в лесу, у водоёма. Начнём своё путешествие в мир зелёной аптеки.

- Мы с вами пришли на полянку. Как тут много разных растений! Как называется это растение? (Одуванчик).

- Что вы можете рассказать про это лекарственное растение (ответы детей).

Ребёнок читает стихотворение

«Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик,

Подрастёт – нарядится

В беленькое платьице,

Лёгкое, воздушное,

Ветерку послушное».

Воспитатель: Когда пчела укусит, можно соком одуванчика натереть место укуса, и всё пройдёт. Одуванчиком лечат кашель. А из цветов одуванчика готовят салат и вкусное варенье.

- А как это растение называется? (мать – и - мачеха).

- Расскажите об этом лекарственном растении (ответы детей).

- Она похожа на одуванчик, только поменьше. Помогает людям вылечить кашель.

Ребёнок читает стихотворение

«А если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар…»

- А как называется это лекарственное растение? (ромашка).

- Что вы знаете о ромашке?  На что похожа ромашка? (Ответы детей).

 Ребёнок читает стихотворение        

«Добрый день, ромашка!

Белая рубашка,

Жёлтая серёдочка,

Листья словно лодочка».

- Ромашка помогает вылечить животик и горлышко.

- А сейчас мы с вами отправимся в лес, а по дороге какое лекарственное растение мы видим? (подорожник).

- Расскажите о подорожнике (ответы детей).

Ребёнок читает стихотворение:

«Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг,

Лечит раны ног и рук».

- Почему это растение так называется?

Подорожник используется для заживления ран, заболеваниях желудка, при простудах.

- А рядом с ним растёт лопух. Что вы знаете о нем? (ответы детей).

Ребёнок читает стихотворение:

«Выпускает он листок

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберёшь –

На себе их все найдёшь».

В народной медицине его используют при многих болезнях – почек, печени, при лишаях. Собирают корни ранней весной при первом появлении листьев. Их моют, сушат и складывают в картонные коробки.

Динамическая пауза «Дождик, лей веселей»

«Дождик, лей веселей!

Тёплых капель не жалей.

Для лесов, для полей

И для маленьких детей,

И для мам, и для пап,

Кап – кап! Кап – кап!»

- А как называется это растение? (крапива)

Рассматривание крапивы.

«Не пустили в огород – оттого она и жжёт!»

Листья крапивы богаты полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно её заквашивать как капусту. В крапиве есть вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. Она укрепляет волосы. Из неё делают мешковину, бумагу.

- Давайте с вами поиграем в игру «Узнай по описанию».

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

- Вот мы и пришли в лес.

Из леса выходит лесовичок.

-Здравствуйте, ребята! Зачем пришли ко мне в лес?

- Увидеть  лекарственные растения, которые растут в лесу.

Лесовичок показывает и рассказывает, какие растения что лечат:

- черёмуха, черника обыкновенная – ягоды используются при лечении расстройств желудка;

- малина лесная – ягоды полезны при ангинах, простудах;

- брусника обыкновенная – ягоды при авитаминозах, листья – при заболеваниях почек;

- земляника лесная – для улучшения состава крови.

- В лесу растут ядовитые растения. Их рвать нельзя! Показывает  эти растения

и называет. Запомните их!

Лесовичок: А теперь послушайте загадки:

«Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня!» (крапива)

«Рос шар бел, дунул ветер -

Шар улетел» (одуванчик)

«Нарядные платьица,

Жёлтые брошки.

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке» (ромашка)

«Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог» (подорожник)

- Какие вы молодцы! Все загадки отгадали. Лекарственные растения собирают в сухую погоду, вдали от дорог. Цветки собирают, когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Сушат под навесом. Я вам в подарок дарю сладкие лекарственные растения леса, а мне уже в лес идти пора. До свидания, детвора.

- А мы, ребята, отправляемся в детский сад и поможем вылечить тех, кому нужна помощь. Мы ведь теперь знаем, какое растение какие болезни лечит.

В детском саду к нам в гости приходит доктор Айболит, и дети под его руководством лечат зверюшек.

Дидактическая игра «Кому какое лечение»

- У нашего мишки болит горло, что мы ему порекомендуем? (отвар календулы или ромашки)

- А у лисички сильный кашель и простуда (отвар мать – и – мачехи и чабреца)

- А какой бледный котёнок (ему поможет отвар шиповника, зверобоя и боярышника)

- А у щенка расстроился желудок (ему нужны ягоды черники обыкновенной и ягоды черёмухи).

Айболит: Какие вы молодцы! Всех вылечили. Мне уже к другим детям идти пора. До свидания!

- А теперь можно поиграть!

Дидактическая игра «Собери растение»

Дети из разрезных картинок собирают лекарственные растения.

- Ребята, давайте с вами вспомним правила сбора лекарственных растений:

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения утром в сухую погоду, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, у дорог. Почему?

4. При сборе собирать в широкие корзины, не мять, а то выделится сок.

5. Сушить в тени, не на солнце.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу.

Айболит показывает детям ядовитые растения, которые собирать нельзя.

Подведение итога занятия:

- Что вам больше всего понравилось? Какие ядовитые растения собирать нельзя, а какие можно?

- Природа дарит нам свои богатства, лечит нас, укрепляет и просит только лишь одно – беречь её, не обижать и не забывать.

«Есть много трав полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива,

Подорожник, ландыш, зверобой…»

Детям получают подарки книжки-малышки «Лекарственные растения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности область "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" в подготовительной группе на тему: « Растения – наши друзья».

Задачи данного занятия:Систематизировать знания детей о растениях.- Закрепить знания детей о размножении растений.- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разн...

Конспект непосредственой образовательной деятельности "Комнатные растения"

Расширять и уточнять представления о комнатных растениях; закреплять представление о том, что для роста растений нужны свет, влага, тепло, почва; продолжать знакомить с особенностями внешнего строения...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в группе «Б» общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет по теме: «Жизнь растений»

1.Систематизировать знания детей о растениях.2.Закрепить умение отличать природные объекты от искусственных; знания детей о строении растений; классифицировать растения по трем группам: деревья, куста...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Волшебные растения» (рисунки на песке с использованием светового модуля)

Цель: закрепление и расширение   знаний  детей о лекарственных растенияхЗадачи: Закрепить знания детей о лекарственных растениях, и  их целебных свойствах.Развивать логическое мышление,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Лекарственные растения"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме « Лекарственные растения и цветы» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Коррекционно-образовательн...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Познание». Тема: «Овощи- культурные растения».

Программное содержание:1.Закрепить у детей представления об овощах, подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают, к осознанию ценности овощей для людей (пища, красо...