ЛФК для дошкольников
статья

Дьячкова Татьяна Леонидовна

Лечебная физкультура в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli_zadachi_lfk.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                                   ЛФК для дошкольников

      Огромной проблемой современных детей является сидение за компьютером, снижение количества времени, посвященного подвижным играм и спорту.

        Между тем, физическая активность – непременное условие развития здорового организма, формирования правильной осанки, повышения иммунитета и выносливости.

       Наиболее удобная форма занятий – в дошкольных учреждениях, где обеспечивается максимальный охват детского населения. Причины внедрения в детсадах Значительное ухудшение состояния здоровья детей, как новорожденных, так и дошкольного возраста. Ухудшение общей экологической обстановки, провоцирующей снижение детского иммунитета. Повышенная занятость родителей по месту работы и их некомпетентность в проблемах детского здоровья, не всегда удобный режим работы кабинетов ЛФК при поликлиниках.

        Цели и задачи:

      Разными авторами разработаны программы ЛФК для дошкольников. Все они объединены сходными целями и задачами. Основная цель программ – формирование личности, обладающей физическим и психическим здоровьем, раскрытие творческих способностей ребенка, укрепление здоровья. Задачи: привитие детям здорового образа жизни; профилактика развития нарушений осанки, формирования плоскостопия; выработка выносливости и силы мышц, координации движений; укрепление сердца, сосудов, органов дыхания.

       Формы занятий с детьми:

         Каждое занятие можно подразделить на несколько частей:

     Вводная или организационная часть. Состоит из бесед об укреплении здоровья, небольших заданий в форме игры, упражнений, корректирующих осанку и плоскостопие. Всего 7 минут. Выполнять в медленном или умеренном темпе.        

     Главная часть. Формирование различных навыков движения – жизненно необходимых и специализированных. Улучшение волевых качеств, укрепление мышц. Состоит, в том числе, из упражнений лежа, подвижных игр. Количество повторов необходимо увязывать с самочувствием детей. Общая продолжительность – 12 минут.

      Заключительная часть – 3 минуты.     Расслабляющие и отвлекающие упражнения, воспитывающие координацию, внимание, гимнастика для восстановления дыхания, спокойные игры.

       Кроме гимнастики должна быть создана комплексная система физических упражнений. В течение всего дневного времени пребывания в детском саду необходимо поддерживать двигательную активность – физкультурные минутки, гимнастика для пальчиков, подвижные игры в помещении и на свежем воздухе, спортивные развлечения, праздники, лечебно-корригирующие упражнения, массаж.

      Профилактические мероприятия и лечение плоскостопия должны выполняться

различными способами:

  • занятия босиком (содержат дополнительный закаливающий эффект);
  • ходьба по коврикам для массажа, ребристым дорожкам, песку, мелкой и крупной гальке,
  • использование наклонных поверхностей.

При этом происходит формирование свода стопы, результатом чего является уменьшение болей в ногах, развивается рессорная функция стоп, происходит укрепление всех мышц ног, совершенствуется координация движений.

Детям до 5 лет

Малышам, начинающим осваивать спортивные упражнения, рекомендуются подвижные игры и гимнастические упражнения. Предпочтение отдается кувыркам, стойкам, прыжкам, которые дети всегда выполняют с удовольствием. Одновременно они способствуют умственному, эмоциональному развитию. Занятия можно проводить с использованием веревок, мячей, обручей, других предметов. Музыка внесет в атмосферу гимнастики комфортный эмоциональный фон.

Комплекс упражнений для дошкольников 3-4 лет:

  1. Развести ноги на ширину плеч, стоя на полу. Производить наклоны с поднятыми вверх руками. Выполнить 6 раз.
  2. Присесть и выполнять имитацию сбора цветов, грибов или ягод, выпрямиться. Повторить 6 раз.
  3. Лечь на спину. Перевернуться на живот, опять на спину. Повтор 6 раз, чередуя стороны.
  4. В положении стоя руки свести перед грудью. Прыгать на месте.
  5. Упражнение «велосипед», лежа на спине.
  6. Присесть, показать руками клевание зерен птичками. Затем выпрямиться. Выполнить 6 раз.

   Важно! Необходимо контролировать осанку, правильную постановку ног. Спину максимально выпрямлять, опора на полную стопу.

Комплекс упражнений для дошкольников 4-5 лет:

  1. Позиция стоя, руки на поясе. Поворачивать туловище в разные стороны с одновременным разведением рук.
  2.  Сесть на пол, скрещивая ноги «по-турецки». Наклониться вперед, хлопая руками по полу, прогнуться еще ниже с повторным хлопком, выпрямиться.
  3.  Лечь на спину, руки за затылком, локти поднять вверх. Выполнять повороты на бок и обратно на спину.
  4. Встать, руки на пояс. Прыжки с одновременным поворотом вокруг своей оси. В положении стоя держать перед собой мяч в опущенных руках.
  5. Приседания с подниманием мяча в вытянутых вперед руках. Держать спину прямо, смотреть на мяч.
  6. В этом же положении держать мяч в одной руке. Поднимая руки прямо перед собой, перекладывать мяч в другую руку.

Важно! Особое внимание рекомендуется уделить упражнениям для профилактики плоскостопия. Для этого начинать гимнастику нужно с хождения на носочках, затем – на пятках.

Детям 5-7 лет В старшем дошкольном возрасте задачи физкультуры меняются. Она должна помочь подготовить организм к школьным нагрузкам. Дети уже владеют всеми видами движений, хорошо координированы, могут выполнять усложненные упражнения. Но развитие опорно-двигательной системы продолжается. Гимнастический комплекс должен содержать наклоны, бег, прыжки, приседания и т. д. Занятия нужно строить в увлекательной форме, чтобы дети получали максимум удовольствия от физкультуры.

         1.Встать, развести ноги на ширину плеч, руки опустить. Наклон вперед с попыткой достать пятку правой ноги. После выпрямления – пятку другой ноги. При выполнении упражнения ноги можно слегка сгибать в коленях.

         2.Руки протянуть вперед. Поднять ногу, согнутую под прямым углом, носок оттягивать вниз. Одновременно руки отводятся назад махом. Повторять 5 раз, чередуя ноги.

        3.Позиция – стоя лицом к стене, руками упереться в стену перед грудью. Наклон до пола с перебором руками по стене, выпрямиться аналогичным образом.

       4.Стоя лицом к стене, руки держать на поясе. Поднять согнутую ногу, коснуться стены ступней, выпрямиться, повторить с другой ногой.

        5.Встать спиной к стене, руки в стороны. Спина и ладони должны прикасаться к стене. Прямые руки ножницами скрестить впереди, вернуться в первоначальное положение.  

          Важно! Обращать внимание на правильное дыхание. Выдох производить на усилии, вдох на возврате в первоначальное положение.

          Врачебный контроль 

Контроль со стороны медицинского персонала проводится в сентябре, когда начинается отчетный период, и в мае. Результаты проверок определяют воздействие ЛФК на организм детей. Положительный эффект означает улучшение физических показателей. Всего проводится несколько типов контроля:

1.Предварительный. Устный опрос для получения сведений о накопленных знаниях и навыках, мониторинг физических показателей.

2.Периодический. Выполняется путём периодической проверки хода занятий наблюдением.

3.Итоговый. Контрольные испытания и проверка преподавателем физкультуры и медицинским персоналом.

 Чему должен научиться ребенок:

  • Знания. Дошкольник должен знать, как вести себя на занятиях лечебной физкультурой, что такое ЛФК, ее роль в физическом развитии и здоровье. Какова должна быть правильная осанка. Как и для чего принимать воздушные и солнечные ванны. Требования гигиены при выполнении ЛФК, в том числе в домашних условиях. Усвоить правила игр, предложенных на занятиях.
  • Умения. Четко выполнять все физические упражнения, делать их самостоятельно дома. Играть в любые подвижные игры.

       Дети должны продемонстрировать правильное выполнение спортивных упражнений из любых позиций, дыхательную гимнастику. На основании проверки будет зафиксирован рост физических показателей ребенка.

      Заключение.  Под влиянием ЛФК происходит стимуляция функционирования организма, независимо от направленности конкретных упражнений, благодаря усилению процессов обмена веществ. Улучшается подвижность всех суставов, снижаются воспаления, ускоряется заживление ран. Помимо того, развиваются волевые качества, выносливость, организм закаливается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...